Вирджил Абло
Из-за его назначения в Louis Vuitton перессорилась вся модная индустрия: одни считают, что речь идет о ловком и хитром самоучке-обманщике, ничего нового так и не придумавшем, другие — что Вирджил – самый настоящий реформатор моды. И вообще, концептуальный художник. L’OFFICIEL запутался: так обманывает нас Абло или несет просвещения свет? И решил сам изучить вопрос.
Лето, Флоренция, 2017 год. У металлических ограждений возле Палаццо Питти толпятся люди; большинство из них давно знают друг друга: это можно понять по обрывкам разговоров. Обсуждают то объемы закупок Vetements, то текст общего друга на Business of Fashion. Люди одеты совершенно по-разному: есть модные редактрисы, с каре, в подрезанных джинсах и простых туфлях на скромном двух-сантиметровом каблуке (они в меньшинстве), есть байеры в черных тренировочных штанах и черных же кроссовках Y-3 причудливого вида (их заметно больше). Чуть позже начинают прибывать и инстаграм-инфлюенсеры, одетые заметно наряднее — несмотря на флорентийскую жару. Фото в соцсетях, знаете ли, требуют и таких страшных жертв.
Всю эту разношерстную толпу объединяет одна деталь — совершенно одинаковые ярко-оранжевые футболки. На спине выведено: I'LL NEVER FORGIVE THE OCEAN. На груди — инструкция с картинками: футболку предлагают скрутить и пользоваться ей, как ремнем безопасности. Чуть выше — совершенно понятные слова: «RUNWAY SHOW INVITE». Именно так, в кавычках — Вирджил Абло ставит кавычки на всех надписях, украшающих одежду Off-White. Околомодные СМИ даже — было дело! — посвящали этим кавычкам отдельные аналитические материалы. Находили в таком ходе и отсылки к Рене Магритту, причем совершенно логичные — но об этом мы расскажем чуть позже. Вернемся пока к показу коллекции весна-лето 2018.
Толпа сотрудников модной индустрии, одетых в странные футболки-приглашения, прождет рассадки на показ часа полтора — и большую часть этого времени под звуки оперы, раздающиеся из самого Палаццо. Первым, что гости увидят, будут проекции стихов прямо настены дворца — жирными буквами. Те самые слова I'll never forgive the ocean на майке окажутся прямой цитатой из стихотворения художника, режиссера и поэта Омида Шамса, который в свое время бежал из Ирана в Европу. Будут и стихи польской поэтессы Анны Свирщинской — не цитируем оригинал, просто дадим русский перевод: «Через груды развалин, сквозь горящие арки ворот, по мостовой, расстреливаемой пулями, они бегут и несут на носилках человеческие тела».
Вскоре на площади у дворца наконец появятся модели — большинство в белоснежных рубашках и свитерах, с оглушительно оранжевыми сумками и капюшонами и грубыми ботинками на толстой подошве, по виду напоминающими ботинки рабочего.
Показ, о котором мы только что говорим, — пожалуй, одна из самых ярких иллюстраций того, что вообще делает Вирджил Абло как дизайнер. Поэзия о войне на стенах Палаццо — выдумка художницы-неоконцептуалистки Дженни Хольцер, фигуры в арт-мире весьма уважаемой. Высказывания Хольцер о равенстве, страхе, боли, любви, женщинах, беженцах и ненависти в разное время красовались со стен небоскребов, били в глаза зрителю неоновой подсветкой, печатались на презервативах, наконец. То, что Хольцер придумала для Абло — едва ли самая провокационная из ее работ, но точно одна из самых масштабных. Однако звуки оперы тут — чистая случайность, которая была крайне хитро использована. В многочисленных интервью Абло признается: «Именно поэтому мы не могли устроить показ в самом дворце. Но не просить же отменить оперу — так что я решил, пусть будет живой саундтрек».
Где в творчестве Абло проходит граница между модой и современным искусством, совершенно непонятно. Некоторым, впрочем, непонятно и то, можно ли Абло вообще называть дизайнером. Традиционного «модного» образования у него и правда нет. Креативный директор Канье Уэста, любящий в свободное время подиджеить, начал карьеру дизайнера так: печатал на недорогих винтажных футболках Ralph Lauren картины Караваджо и продавал их за 550 долларов. Бренд, называвшийся Pyrex Vision, просуществовал от силы пару лет — но и сейчас за право купить эти футболки (как и за толстовки с надписью Pyrex Vision) фанаты Вирджила Абло готовы передраться. Фешен-журналисты любят вспоминать о Pyrex Vision, когда нужно показать читателю способность Вирджила Абло делать деньги «из ничего». В конце-то концов, создать такой хайп вокруг футболок он смог за пару лет до того, как Демна Гвасалия заставил модников охотиться за майкой Vetements с логотипом DHL. Любовь к «присваиванию», «кастомизации» чужих идей под свое видение прекрасного Абло с тех пор