Борис Щербаков: Я давно хотел перейти на роли старичков
С актером мы поговорили о театре, дружбе и Санкт-Петербурге
«Лиза»: Борис Васильевич, когда-то вы, ленинградец, переехали в столицу, чтобы посвятить себя служению Мельпомене в московском МХАТе. Скучаете сейчас по театру?
Борис: Нет, не скучаю. Я туда даже как зритель не хожу. Было время, посетил несколько спектаклей – и пришел в неописуемый ужас. Если же говорить о том, что я сегодня ни в каком репертуарном театре не занят, так это замечательно! Я – свободный человек. Никто надо мной не стоит, не довлеет, никто мне ничего не диктует. Потому что последние годы работы в театре, когда уже пришел новый руководитель, были для меня сплошным адом. Тогда еще мобильных телефонов не было, потому всякий раз, когда мне звонили на домашний телефон, я вздрагивал. Думал: «Господи, только бы не из театра». За эти два или три года при новом руководителе я не получил ни одной положительной эмоции. Всегда было так – я поднимал трубку и слышал: «Так, вы должны…» Кому я что должен? Только папе с мамой, царство им небесное…
Л.: Многие актеры старшего поколения считают антрепризу не настоящим театром. Как к ним относитесь?
Б.: Очень хорошо. Главное ведь – насколько ты сам, как актер, отдаешься той или иной постановке. Если работаешь честно, затрагиваешь своей игрой зрителя за живое, то все замечательно. Хочу сказать, что некоторые постановки сделаны намного качественнее, чем во многих государственных театрах.
Л.: А как относитесь к современному кино-процессу? Чем он отличается от того, что был когда-то?
Б.: К сожалению, в последнее время я очень часто сталкиваюсь в работе с непрофессионализмом. К примеру, однажды снимался в картине, где играл контр-адмирала в отставке. Ко мне подходит художник по костюмам и вручает мне костюм маю – контр-адмирал в отставке, живет на даче, хорошо. Прошу ее принести для моего героя тельняшку. Она отвечает: «Будет завтра вам тельняшка». И что бы вы думали? Приносит мне на следующий день… майку десантника! Пришлось в итоге свою тельняшку использовать. Но это еще не все – после, вместо бушлата, она принесла мне двубортный пиджак с металлическими пуговицами. И так далее. А ведь это не простой костюмер – художник по костюмам! Таких примеров сегодня множество. Потому что те люди, которые действительно разбираются в том или ином вопросе, они либо на пенсии, либо их выгнали в силу каких-то других причин. К тому же, по-моему, сейчас очень сильно распространена кумовщина.
Л.: Не так давно вы снялись уже в двух сезонах сериала «Семья Светофоровых» на канале «Карусель», обучающей истории для детишек о правилах дорожного движения. Как этот проект появился в вашей жизни?
Б.: Я давно хотел перейти на роли старичков. Уже пора. И мне дали такую возможность. (Улыбается.) Так что я с удовольствием сыграл своего героя. На мой взгляд, профессионально сделал все, что от меня зависело.
Л.: Принято считать, что лучше не связывать работу с теми, с кем у тебя есть родственные или дружеские связи. Насколько вы согласны с этим?
Б.: Не могу сказать ничего плохого про моих друзей, с которыми я работал. Нас, наоборот, совместная деятельность сближала, и дружба наша становилась только крепче. Могу сказать так про того же режиссера Валеру Ланского, Владимира Наумовича Наумова, Сашу Муратова, Алексея Мурадова, про Анатолия Эйрамджана, царство ему небесное, у которого я снялся в семи картинах. И про многих других.
Л.: Ну и напоследок хочется спросить у вас о Петербурге. Как часто вам удается бывать в вашем родном городе? И есть ли время гулять по каким-то любимым местам?
Б.: Когда приглашают, так и приезжаю. И днем, если есть возможность, с удовольствием езжу на улицу Опочинина, на Гаванскую, на Наличную. Прохожу мимо своей школы, которая теперь носит имя Жака-Ива Кусто, мимо своего дома. А однажды, когда я еще работал на Первом канале, в «Добром утре», по-моему, на мое 60-летие, мне сделали потрясающий подарок. Вывезли меня в Петербург, привели к моей школе. Помню, это был выходной день, никто не учился. Так вот меня ввели в класс, а там… сидели мои одноклассники. Вот это было потрясающе! Такой незабываемый подарок. Мало того, они каким-то чудом устроили, чтобы я попал и в квартиру, в которой когда-то жил. Я и раньше сам как-то пытался туда попасть, но меня даже на порог не пустили. А тут нам удалось войти. И это так здорово. Конечно, раньше это была коммуналка, теперь же квартира отдельная, и вроде как все иначе. Но что-то осталось по-прежнему – окно то же самое, с видом на Финский залив, и второе, маленькое, в коридоре.
Фото: PR. Текст: Анна Симоянова
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl