Советская военная промышленность породила ряд шушпанцеров

Популярная механикаИстория

Краткая история русского шушпанцера: бронированные тракторы

Тим Скоренко

Танк - штука недешевая. Броня, вооружение, ходовая часть, двигатель, дополнительное оборудование, экипаж в конце концов. В свете финансовых затруднений (и, конечно, оригинального мышления) человек не раз пытался заковать в броню… трактор. И хотя большинство подобных эрзац-танков были сконструированы за рубежом, советская военная промышленность тоже породила ряд шушпанцеров. Итак, тракторы, к бою!

Белая гвардия

В начале XX века многие танки базировались на видоизмененном и укрепленном тракторном шасси. Первый бронированный трактор был сконструирован в 1915 году французским инженером Жоржем Фильцем. Российская промышленность «отстала» от легендарного танкотрактора Фильца всего на полгода — в том же 1915-м артиллерийский полковник царской армии Гулькевич разработал и запатентовал первый русский броневик на базе трактора.

Слово «шушпанцер» пришло в нашу речь из интернета. Оно обозначает разнообразную самопальную или серийную необычную бронированную технику, удивительную или уродливую. В этом названии слились два слова: нем. Schutzpanzer («бронетранспортер») и сетевой термин «шушпанчик» – зверушка, которая существует, но никто не знает точно, как она выглядит.

По сути, Гулькевич ничего нового не придумал. Броню уже активно ставили на автомобильные шасси — вспомним хотя бы легендарный «Остин-Путиловский»: на грузовое шасси английского производства Путиловский завод «водрузил» свой кузов. По тому же принципу был скомпонован броневик «Фиат-Ижора» и некоторые другие. Полковник Гулькевич попросту предложил бронировать не автомобили, а тракторы, вот и все. Да, скорость их была меньшей, зато проходимость и грузоподъемность — много большей.

Главному военно-техническому управлению проект понравился, были выделены средства (немалую часть вложил и сам Гулькевич), и в ноябре 1916 года танкотрактор «Илья Муромец» самостоятельно выехал из ворот Путиловского завода.

21abc06d8f568ada01a8d359e25272f8.jpg
НИ-1, Одесса, 1941. Легендарные одесские тракторы НИ-1 сложно «подчинить» одной схеме. На некоторые из них устанавливался пулемет, на другие — орудие, а на третьи — деревянный муляж пушки. На схеме изображен самый известный образец НИ-1, оснащенный пулеметом. 1. Корпус. 2. Боковые части корпуса. 3. Моторный отсек. 4. Башня. 5. Грязевые щитки. 6. Бронещиток ходовой части. 7. Маска пулемета. 8. Пулемет «ДШК». 9. Монтажный рым. 10. Инструментальный ящик. 11. Выхлопная труба. 12. Боковые консоли рамы. 13. Передний лист рамы. 14. Буксировочный крюк. 15. Натяжное колесо. 16. Поддерживающий ролик. 17. Ведущее колесо. 18. Каток каретки. 19. Пулемет «ДТ».

Конечно, шасси было избрано иностранное — от американского Allis Chalmers, ранее использовавшегося для буксировки орудий. В ходе установки брони усилили подвеску, поставили форсированный движок мощностью 68 л.с. и дублирующую рубку управления. Спереди машину вооружили двумя спаренными «Максимами», а сзади — 76-мм пушкой. Гулькевич полагал, что «Илья Муромец» будет идти в бой медленно, задним ходом, зато отступать в случае чего — быстро, передним. Впрочем, понятие «скорость» для подобной машины было относительным — больше 15 км/ч выжать из нее было невозможно.Испытания прошли успешно, и был изготовлен второй танкотрактор Гулькевича, получивший название «Ахтырец». Полковник планировал серийное производство своих броневиков и, вполне вероятно, преуспел бы в этом, если бы не грянула революция. Февральские события не очень-то повлияли на планы Гулькевича, а вот в октябре оба танка были конфискованы большевиками. «Илью Муромца» переименовали в «Красный Петербург» и оставили в Москве, а «Ахтырца» отправили на фронты гражданской войны.

0f5093628141b631a991c3c9c47f7580.jpg
На истребление. Люди, принимавшие участие в героической обороне Одессы, никогда не расшифровывали НИ-1 как «На испуг-1», хотя повсеместно принят именно такой вариант. «На истребление», — говорили они, и в какой-то мере были совершенно правы. Сочетание «На испуг» появилось гораздо позже. Сложно сказать, сколько НИ-1 сохранилось до наших дней. Мы сумели найти следы трёх бронетракторов — двух в Одессе и одного в Киеве. Ещё один бронетрактор хранится в бронетанковом музее в Кубинке, но он является лишь качественной послевоенной имитацией, изготовленной для киносъемок.

К 1923 году потрепанные шушпанцеры исчерпали свой резерв и были отправлены на слом. Так бесславно завершилась первая глава русского шушпанцерства. К слову, в бронечастях Белой армии в феврале 1919 года в Новороссийске тоже было собрано несколько бронетракторов на базе американских Visconsin. По конструкции эти машины были схожи с тракторами Гулькевича. Ходили слухи и о других бронетракторах, документация на которые не сохранилась. В любом случае к 1923 году ни одного бронетрактора (по меньшей мере «засвеченного») уже не существовало. Одни пошли на слом, другие просто канули в Лету. Началась вторая глава.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении