Алексей Новоселов — о том, не боятся ли художники свободы

РБККультура

Комиссар молодежной биеннале — о горизонтальных связях и свободе от рамок

В конце 2019 года комиссаром Московской биеннале молодого искусства стал Алексей Новоселов. Несколько месяцев спустя мы встретились с ним, чтобы узнать, почему у проекта нет темы, не боятся ли художники свободы и как эпидемия влияет на мир искусства.

Анастасия Каменская

755882575957890.jpg
Алексей Новоселов. © Георгий Кардава

Улыбчивый Алексей Новоселов — комиссар VII Московской международной биеннале молодого искусства и заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе ММОМА — окружен искусством и на работе, и дома. Значение слова усталость ему, кажется, и вовсе не знакомо: одна командировка сменяется другой, экспозиции открываются, лекции читаются, биеннале готовится (возможно, она пройдет осенью. В мае организаторы обещают выступить с новостями). И хотя сейчас часть процессов вынужденно поменяла свой формат, поездки отменились, а пустые музейные залы ждут, когда вновь увидят своих сотрудников и посетителей, это не значит, что работа оказалась поставленной на паузу. Мы обсудили с Алексеем Новоселовым перспективы развития молодого искусства, роль комиссара биеннале, необходимость построения горизонтальных связей в индустрии и вынужденный переход из реального мира в онлайн.

— Сегодня мы много говорим о юности и молодости, при этом в самых разных контекстах, часто размышляя, что не всегда эти состоянии связаны с возрастом. Что значит молодость в разрезе современного искусства и биеннале? Можно ли ограничить ее определенным возрастом, который в случае с биеннале на данный момент составляет верхнюю планку в 35 лет?

— Тема возраста все время преследует проект. Сначала, первые три биеннале, у меня не было никакого сомнения, что нам нужно вводить возрастное ограничение — до 35 лет, потому что и в России, и в мире это была адекватная цифра, на которую все опирались. Впрочем, уже на третьей биеннале возник вопрос, а не стоит ли пересмотреть это ограничение, не стоит ли его увеличить? И уже тогда началась внутренняя дискуссия с экспертами, с организаторами биеннале, я тоже в ней принимал участие. Эта тема нас не отпускала, а сейчас дискуссия привела к тому, что все-таки мы планируем увеличивать возрастной ценз до 40 лет.

Мы наблюдаем глобальные изменения, которые в мире случились давно, а в России сейчас, скорее, зафиксировались. Появился очень большой выбор дополнительного образования, бывает, что художники приходят в профессию уже сильно позже. И тогда получается, что биеннале, которая ориентирована в первую очередь на поддержку молодых художников, на развитие молодого искусства, свои основные цели и задачи, возможно, не выполняет. Мы думали даже в нынешнем году сдвинуть этот ценз, но по ряду причин не получилось. Однако со следующего года это может меняться, для меня это принципиальный вопрос, уже внутренне решенный. И, наверное, один из основных базовых, лежащий в основе изменений в дальнейшем.

755882575859507.jpg
Фото: Георгий Кардава

— А что такое молодость для вас?

— Здесь, мне кажется, мы можем уйти в очень глобальные рассуждения, но я постараюсь сформулировать. (Смеется.) Наверное, это определенная энергия и возможности. И в таком своем тандеме, соединении, они дают невероятный результат. Вот скорее такими общими словами могу это определить.

— А кто такой комиссар биеннале? Ваша роль — это роль стратега, управленца, или в первую очередь визионера и вдохновителя, друга для художников, их наставника? А может быть все сразу?

— Не так давно Терезой Мавикой было провозглашено движение к декомиссаризации, и мне этот подход нравится, он звучный и емкий в своем определении. Я тоже его сторонник, потому что комиссара можно сравнить с руководителем огромной фабрики, какого-то производства, то есть это такой ответственный менеджер, который разрешает любые ситуации. Однако понятно, что, учитывая, например, ситуацию с этой биеннале, когда у нас нет одного художественного руководителя, куратора, степень участия и включения в художественную составляющую становится более широкой, чем обычно. И мне кажется, что здесь самое главное — найти баланс. Для меня основой биеннале в художественном плане является работа экспертного совета и взаимодействие с ним комиссара. Не зря сам комиссар тоже в этот совет входит — здесь соблюдаются все системы сдержек и противовесов и такое распределение внутри дает проекту определенную защиту от любого личного вторжения. И я выступаю за экспертное коллективное мнение.

— Когда вы вступали в эту должность, формулировали ли для себя собственный этический кодекс, какие-то правила работы?

— А этот кодекс, мне кажется, у любого человека в нашей профессии изначально лежит в основе, так что он у меня не сформировался сейчас, я по нему живу уже довольно много лет, и сколько я уже в профессии, мне кажется, столько его и придерживаюсь. Поэтому не могу сказать, что здесь мне пришлось что-то пересматривать, и, на самом деле, считаю, что самое главное — сохранить определенные взгляды, которые уже выработаны за то время, которое работаешь, и просто развивать их.

— В этом году у биеннале нет темы. Подход, скажем прямо, не совсем классический. Почему к нему пришли именно сейчас?

— На первом общении с экспертным советом, когда мы как раз формулировали, закрепляли этот формат, мы не исключали, что после приема заявок тема появится. А, может быть, и не появится, это вопрос тоже открытый. Почему нет темы? В первую очередь потому, что фокус в этом году смещен на конкурс кураторских проектов, и для кураторов было бы странно формулировать тему, потому что это, в общем-то, задача в первую очередь куратора. И здесь как-то отбирать у них самое главное, что лежит в основе их первоначальной работы, было бы неправильно. Кроме того, нам хочется посмотреть на ситуацию в целом. Я имею в виду, будут ли повторяться какие-то определенные темы, проявятся ли тенденции. И действительно, возможно, тему нам даже не придется формулировать, она сама, так или иначе, из какого-то объема и общей энергии и направленности будет представлена в максимально сформулированном виде.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что такое джиу-джитсу: виды, приемы, советы мастера с черным поясом Что такое джиу-джитсу: виды, приемы, советы мастера с черным поясом

Джиу-джитсу: шахматы в мире единоборств

РБК
Хищным динозаврам в верхней юре пришлось глодать кости родственников Хищным динозаврам в верхней юре пришлось глодать кости родственников

Экосистема, в которую входили эти динозавры, была основательно нарушена

N+1
«Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни» «Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни»

Какая нечистая сила обитает в вихре

N+1
«Делать попкорн вместо французской кухни»: как спасти бизнес в пандемию «Делать попкорн вместо французской кухни»: как спасти бизнес в пандемию

Что следует помнить, чтобы правильно диагностировать проблемы бизнеса?

Forbes
Как выйти замуж после 50 (в первый раз): личный опыт Как выйти замуж после 50 (в первый раз): личный опыт

Она впервые вышла замуж в 53 года, разрушив все возможные стереотипы

Psychologies
Как включить самообладание: правило 90 секунд Как включить самообладание: правило 90 секунд

Можем ли мы выбирать, как реагировать на раздражающие обстоятельства?

Psychologies
Хиромантия XXI века: антинаучно ли изучение линий на ладонях? Хиромантия XXI века: антинаучно ли изучение линий на ладонях?

Существуют ли закономерности между узорами на руке и личностными качествами

Популярная механика
Криптовалюты Telegram не будет — Павел Дуров закрыл проект TON Криптовалюты Telegram не будет — Павел Дуров закрыл проект TON

История TON привлекла много внимания не только со стороны рынка криптовалют

Популярная механика
Не буди зверя! 9 фраз, которые помогут избежать любого конфликта Не буди зверя! 9 фраз, которые помогут избежать любого конфликта

Эти фразы особенно актуальны на карантине, когда чувства и эмоции на пределе

Cosmopolitan
7 самых классных и самых безумных образов Сальвадора Дали 7 самых классных и самых безумных образов Сальвадора Дали

Готовы подкручивать усики?

GQ
Гетероструктурные меньшинства Гетероструктурные меньшинства

Графен препятствует инженерам, но не запрещает одежде быть высокотехнологичной

N+1
Свидания онлайн: найти пару, не покидая квартиры Свидания онлайн: найти пару, не покидая квартиры

Как индустрия виртуального дейтинга меняется под влиянием новых условий жизни?

Psychologies
Сколько людей какие животные убивают за год (анимированная статистика) Сколько людей какие животные убивают за год (анимированная статистика)

Какие животные самые смертоносные для человека?

Maxim
«Паллиативная помощь — это медленный танец». Монологи сотрудников детского хосписа «Паллиативная помощь — это медленный танец». Монологи сотрудников детского хосписа

Монологи о том, каково это — помогать неизлечимо больным детям

СНОБ
Как поменять установки в свой адрес и повысить самооценку Как поменять установки в свой адрес и повысить самооценку

Почему нужно поменять внутреннего критика на внутреннего друга

РБК
Экономия без боли: на чём сэкономить при покупке смартфона Экономия без боли: на чём сэкономить при покупке смартфона

Эти советы помогут выбрать новый смартфон без лишних трат

Популярная механика
Отрывок романа классика фэнтези Вонды Макинтайр «Луна и Солнце» — и обращение ее коллеги по жанру к российским читателям Отрывок романа классика фэнтези Вонды Макинтайр «Луна и Солнце» — и обращение ее коллеги по жанру к российским читателям

Фрагмент из книги Вонды Макинтайр — классика литературы в жанрах фэнтези

Esquire
Хватит ныть! Хватит ныть!

Вытри слезы – они только мешают справляться с трудностями!

Лиза
Далеко не первая Далеко не первая

Если ты выбрала «мужчину с прошлым», в браке будет маячить призрак его бывшей

Cosmopolitan
Как «разглядеть» экзопланету на ярком фоне звезды: секрет Доплера Как «разглядеть» экзопланету на ярком фоне звезды: секрет Доплера

С помощью метода Доплера открыли тысячи экзопланет

Популярная механика
Восточные практики для детей: это возможно? Восточные практики для детей: это возможно?

Можно ли мотивировать ребенка на занятия оздоравливающей восточной практикой?

Psychologies
Запрещенный прием: эффект Запрещенный прием: эффект

Как за короткое время добиться эффекта "дорогой" и ухоженной кожи

Cosmopolitan
«Это ловушка для водителей». Штрафы за среднюю скорость пропишут в КоАП «Это ловушка для водителей». Штрафы за среднюю скорость пропишут в КоАП

Минюсту предложили добавить в КоАП штрафы за превышение средней скорости

РБК
Николай Наумов: «Победить свой страх и приехать в Москву – обычная боль человека из глубинки нашей страны» Николай Наумов: «Победить свой страх и приехать в Москву – обычная боль человека из глубинки нашей страны»

Николай Наумов о том, насколько он устал от образа Коляна и как живут пермяки

GQ
Погуляли и хватит: звездные мужчины, которые после измен возвращались к любимым Погуляли и хватит: звездные мужчины, которые после измен возвращались к любимым

Знаменитые изменщики, которые сделали все, чтобы добиться милости любимых женщин

Cosmopolitan
Как скрыть следы похмелья: краткая инструкция Как скрыть следы похмелья: краткая инструкция

Несколько простых шагов, которые могут облегчить вам жизнь

Esquire
9 самых злых роботов кинематографа 9 самых злых роботов кинематографа

Роботы в кино — это настоящее воплощение зла

Популярная механика
Пэлтроу - Роуз в Пэлтроу - Роуз в

Собрали самые яркие примеры, когда лучше было согласиться

Cosmopolitan
Сенсоры холода помогли дрозофилам с полезной ленью Сенсоры холода помогли дрозофилам с полезной ленью

Благодаря ним мухи отреагировали на длительные изменения условий

N+1
Африканские барабаны: быстрая связь на дальние расстояния Африканские барабаны: быстрая связь на дальние расстояния

В тот момент, когда мы заканчиваем произносить слово, его больше не существует

Популярная механика
Открыть в приложении