Я пришла к Станиславу и сказала, что готова сниматься в фильме в любом качестве

Караван историйРепортаж

Людмила Зайцева: «Сопротивляться обаянию Олега Ефремова было невозможно»

Беседовала Наталья Николайчик

Фото: Вячеслав Панов/Global Look Press/Кадр из фильма «Здравствуй и прощай»

«Я после института крутилась как могла. Снимала какие-то углы, работала где придется. Кто-то меня пристроил в филармонию, и я поехала с концертной бригадой по Казахстану, по целинным землям... И вот я услышала, что на студии Горького запускается фильм «...А зори здесь тихие», снимает режиссер Станислав Ростоцкий. И я пришла к Станиславу Иосифовичу и сказала, что готова сниматься в фильме в любом качестве, хоть в массовке...» — рассказывала актриса Людмила Зайцева в одном из интервью прошлых лет.

 Людмила Васильевна, как у вас появилось желание стать актрисой? Вы ведь родились на хуторе Восточном, с восьмого класса работали то на заводе, то на стройке...

— Моя двоюродная сестра говорит, что я еще совсем маленькой заявляла: «Буду артисткой». На хуторе летом одна радость — когда привозят кино. Ты прополешь огород, получишь от матери 10 копеек, прибежишь, а там — другая жизнь, сказка. Вот только на сеанс еще нужно было пробиться, если, допустим, что-то для взрослых идет, французское или итальянское кино «шестнадцать плюс»... Взрослые фильмы мы подсматривали одним глазком сквозь щели сарая — так называемого клуба. Вообще же дети кино смотрели, сидя на полу. Мест не хватало. Я помню все фильмы, которые видела: «В 6 часов вечера после войны», «Молодая гвардия» и другие... Вокруг шла обыденная жизнь, а на экране — возвышенная. В кино даже про стройку, про металлургические комбинаты, про колхозы, про трактора рассказывали так, что это увлекало. Хотя, может, и не всех. Мама моя никогда не ходила в кино. Ее оно не интересовало совершенно. Даже когда я в фильмах сниматься стала, мама к этому относилась индифферентно. На премьеры мои не ходила. А от известности моей даже страдала. Вот она выйдет на рынок в Усть-Лабинске, а там все:

— О, мы вашу Люду вчера видели!

Она отвечала:

— Ай, отстаньте, видели и видели.

Людмила Зайцева в картине «...А зори здесь тихие», 1972 год. Фото: киностудия им. Горького

— Вероятно, она с самого начала не поддерживала ваше стремление стать артисткой?

— Мама говорила: «Ну куда тебе? Вот Ладынина — это актриса. Ладненькая, беленькая, носик маленький. А у тебя уши несуразные, руки-ноги большие». Но запретить ехать в Москву она не могла. Я работала и зарабатывала с восьмого класса и на заводе, и на элеваторе, и на стройках. А параллельно училась в вечерней школе...

— Вы помните тот момент, когда впервые попали в Москву?

— Ехала я на поезде, мама какие-то деньги зашила мне в карман ситцевых трусов... В Москве я попала в настоящий коловорот беганий по институтам, и везде встречала хорошо одетых девочек, которые правильно разговаривали. И, конечно, меня это угнетало... Я сразу поняла, что мое новое голубое платье, которое в станице считалось дико модным, никуда не годится. А бантики, которые на него нашила тетя Сима, — чудовищны. Я их оторвала. Срочно оделась в «Детском мире». Купила себе юбку цвета хаки, белую блузку, черные туфли, черный широкий пояс. Тогда это считалось модным, да и шло мне — талия у меня очень тонкая была.

Смотрелась я вроде бы хорошо. Но это не помогло: провалилась во всех вузах. Нужно было возвращаться домой. К соседям, которые наперебой говорили: «Да куда она? Кому она там нужна? Там все по блату». И мама в меня не верила. Мама всю жизнь скептически ко мне относилась, я у нее всегда была не первый сорт... У нас в казачьих семьях все не очень ласковые. Любим друг друга, но расцеловать, обнять, сказать что-то приятное — нет. Казаки очень суровые, там другой уклад жизни, там нет сюсюканий...

Но неудачи, наверное, закаляют. Три раза мне приходилось из Москвы возвращаться домой, не сдав экзамены. Но я снова и снова что-то учила для поступления, ходила в драмкружок в Усть-Лабинске. Внутренне я, конечно, росла, набирала. Думаю, даже к лучшему, что не поступила в 16, в 17, в 18 лет.

После третьего провала я пошла на актерскую биржу, и меня пригласили работать в Рязанский ТЮЗ. А там уже сцена профессиональная. К нам приезжали режиссеры и художники из Москвы, благо близко — всего 200 километров. Все было очень серьезно, например, когда мы ставили «Винни-Пуха», у нас побывал Борис Заходер. Мы и сами мотались в Москву на спектакли, много раз бывали на Таганке. Дело в том, что у нас режиссерами были выпускники Щукинского училища, а Любимов и сам щукинец. Так что администрация театра как-то договаривалась, и нас возили на Таганку — в самый модный тогда театр — на автобусе. Мы пересмотрели там все спектакли. Помню, как меня поразили «Десять дней, которые потрясли мир»: артисты в костюмах на улице встречали зрителей и на штыки накалывали билеты... Впечатлял «Добрый человек из Сезуана» с потрясающей актрисой Зиной Славиной... Тогда, в 1965—1966 годах, на Таганке блистал Золотухин. А вот Высоцкого я не очень запомнила, видимо, еще не пришел его час. И «Гамлета» он тогда еще не сыграл.

Казахстан, Алма-Ата, VI Всесоюзный кинофестиваль. Елена Драпеко, режиссер фильма Станислав Ростоцкий и актриса Людмила Зайцева на вручении первой премии картине «...А зори здесь тихие», 1973 год. Фото: Геннадий Попов/ТАСС

Еще я смотрела много иностранных фильмов, особенно итальянских и французских, — они буквально хлынули с экранов. Это же оттепель! Софи Лорен, Жан Габен, Даниэль Дарье — как они играли! И все это шло в копилку. Так что, когда я приехала в Москву поступать в четвертый раз, я была уже готова. И подавать себя научилась. Вечером на прослушивания надевала темное платье, чулки, темные лодочки. Днем — все льняное... Держалась уверенно. Меня приняли. Курс оказался для того времени специфическим — вместе учились и артисты, и режиссеры. Сейчас это сплошь и рядом, а в то время — практически эксперимент. Мы заканчивали в год столетия со дня рождения Ленина. Многие наши спектакли этому посвящались: «Член правительства», «Синяя тетрадь»... Как-то так сложилось, что у меня не оказалось дипломной работы, только отрывок на французском языке из водевиля «Мадам Сан-Жен». Я на курсе не очень заметной считалась.

— Я так понимаю, что самой заметной стала Ирина Купченко?

— Не могу сказать, что она была очень заметной, ее просто вела руководитель Марианна Тер-Захарова, которой нравились такие, как Ира и Наташа Сайко. Иру сразу планировали взять в Театр Вахтангова. Она высокая, академичная. Сказать, что у нее получались какие-то блестящие отрывки, я не могу. Она не казалась яркой, как Нина Русланова, которая училась на курсе чуть старше нас. Когда Русланова выходила на сцену, это была фантастика, фейерверк!.. Такой темперамент, такая заразительность, такая яркость!

После института меня не взяли ни в один театр. Я ходила на показы со своими однокурсниками, подыгрывала им, возила для них костюмы... Многих брали, а у меня — полный провал и ощущение ужаса. Меня Тер-Захарова чуть ли не в Театр оперетты попыталась определить, я на прослушивания туда ходила. Но меня, конечно, не взяли. Ну какая оперетта? Проблема в том, что у меня даже определенного амплуа не было. Я и героинь играла, и характерных персонажей, и комедийных — всего по чуть-чуть. Вот Ира Купченко — чистая классическая героиня, с длинными ногами, с длинными руками, с высокой шеей, прекрасными серыми глазами. Немножко нос уточкой, но это ничего. Наташа Маркина, маленькая, сбитая такая вся, «Подмосковный городок, липы желтые в рядок». Нос курносый, глаза голубые, матрешка, все там было ясно — она характерная. Наташа Сайко — инженю-драматик. А я, Валя Глупанова и Лида Чукаева — тоже вроде высокие, видные, все при нас, но все же оставалась какая-то неопределенность. Понимаете, каждым студентом мастер должен заниматься на курсе, или сам студент должен брать мастера в свои руки. Вот как Наташа Гундарева, которая училась со следующим после нас набором, брала Катина-Ярцева за грудки и играла у него все! А я — ну, дали роль — и хорошо, не дали — и ладно...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Илья Авербух и Лиза Арзамасова: Илья Авербух и Лиза Арзамасова:

Мы вообще не понимаем, что такое ссориться

Коллекция. Караван историй
Arcadia Sherpa 80XL Arcadia Sherpa 80XL

Верфь Arcadia Yachts считает эту яхту самым представительным своим проектом

Y Magazine
Ирина Шевчук: «Судьба нам подарила фильм «...А зори здесь тихие» Ирина Шевчук: «Судьба нам подарила фильм «...А зори здесь тихие»

Ко мне подошла женщина и спросила: «Риточка, скажите, а как ваш сын сейчас?»

Караван историй
Как быстро убрать синяки под глазами: топ-5 полезных лайфхаков от косметолога Как быстро убрать синяки под глазами: топ-5 полезных лайфхаков от косметолога

Самые частые причины появления синяков под глазами

VOICE
Мария Куликова: «Я очень изменилась, всегда весело расплескивала себя, а сейчас нет» Мария Куликова: «Я очень изменилась, всегда весело расплескивала себя, а сейчас нет»

За то время, пока создавался «Склифосовский», многое случилось

Караван историй
«Музыка стала для меня терапией» «Музыка стала для меня терапией»

Дима Лорен рассказал о своем пути от детской мечты до бешеного успеха в чартах

OK!
Марина Зудина: Марина Зудина:

Большое интервью с Мариной Зудиной

Караван историй
Совладелица галереи Booroom — о дизайне и тренде на гармонизацию Совладелица галереи Booroom — о дизайне и тренде на гармонизацию

Ирина Будцева-Виницкая об особенностях галерейного бизнеса в России

РБК
Раздельный, совместный, смешанный Раздельный, совместный, смешанный

Плюсы и минусы трех типов семейного бюджета

Лиза
«Зеленый» менеджмент человеческих ресурсов | Green Human Resource Management «Зеленый» менеджмент человеческих ресурсов | Green Human Resource Management

Оценка влияния на экологическую устойчивость банков (на примере Нигерии)

Позитивные изменения
Семь признаков диабета Семь признаков диабета

Какие симптомы говорят о том, что нужно измерить сахар в крови?

Здоровье
Самые распространенные зависимости современного общества — хотя бы от одной из них страдаете и вы! Самые распространенные зависимости современного общества — хотя бы от одной из них страдаете и вы!

Чем болезненно увлечены люди и что нам всем с этим делать

ТехИнсайдер
Полина Лазарева: «Найду любой повод, чтобы пострадать» Полина Лазарева: «Найду любой повод, чтобы пострадать»

Я стою на ногах только благодаря тому, что у меня есть на кого опереться

Караван историй
«Работаем с теми, кто взбивает сметану лапами»: Софья Троценко о 15-летии «Винзавода» «Работаем с теми, кто взбивает сметану лапами»: Софья Троценко о 15-летии «Винзавода»

О том, что происходит сегодня в арт-кластере «Винзавод»

Forbes
Ожидания мешают нам создать счастливые отношения: как это происходит — объясняет нейробиолог Ожидания мешают нам создать счастливые отношения: как это происходит — объясняет нейробиолог

Какую роль в любви могут играть непредсказуемые события и ожидания

Psychologies
Почему в конце дня отекают ноги: серьезный симптом, о котором нужно знать женщинам Почему в конце дня отекают ноги: серьезный симптом, о котором нужно знать женщинам

Откуда берутся отеки и как от них избавиться?

ТехИнсайдер
От цыганки до царицы: 5 самых стильных образов Джины Лоллобриджиды в кино От цыганки до царицы: 5 самых стильных образов Джины Лоллобриджиды в кино

Образы актрисы Джины Лоллобриджиды, которые изменили кинематограф

РБК
«Я пережила Холокост ребенком»: настоящая история узницы Освенцима «Я пережила Холокост ребенком»: настоящая история узницы Освенцима

«Дочь Аушвица»: жизнь ребенка, которому приходится постоянно прятаться

Forbes
Все везде и сразу, но без женщин: самые интересные фильмы-номинанты на «Оскар-2023» Все везде и сразу, но без женщин: самые интересные фильмы-номинанты на «Оскар-2023»

Фильмы — оскаровские номинанты, которые стоит посмотреть

Forbes
Пережила отца на 12 лет: всё о единственной дочери Элвиса Пресли, умершей в 54 года Пережила отца на 12 лет: всё о единственной дочери Элвиса Пресли, умершей в 54 года

Лиза Мария Пресли очень походила на своего знаменитого папу

VOICE
Монарх, которому везло Монарх, которому везло

Правитель Саксонии Август II Сильный был главным инициатором войны

Дилетант
Страшная трагедия СССР: тайна крушения парохода «Адмирал Нахимов», в котором погибло почти 500 человек Страшная трагедия СССР: тайна крушения парохода «Адмирал Нахимов», в котором погибло почти 500 человек

31 августа 1986 года в акватории Новороссийской бухты столкнулись два судна

ТехИнсайдер
Ученые рассказали о жутких изменениях, происходящих с телами астронавтов во время пребывания в космосе Ученые рассказали о жутких изменениях, происходящих с телами астронавтов во время пребывания в космосе

Воздействие, которое космос оказывает на наше тело, не просто «тяжелое»

ТехИнсайдер
Астрономы нашли самые далекие звезды нашей галактики на полпути к Андромеде Астрономы нашли самые далекие звезды нашей галактики на полпути к Андромеде

Млечный путь и галактика Андромеды могут касаться своими внешними гало

ТехИнсайдер
«Все мы воруем», или Признание прокурора империи «Все мы воруем», или Признание прокурора империи

Павел Ягужинский вошёл в историю России как первый государственный прокурор

Дилетант
В Хакасии обнаружили изваяние раннего бронзового века с изображением мужчины-шамана в звериной маске В Хакасии обнаружили изваяние раннего бронзового века с изображением мужчины-шамана в звериной маске

Результаты исследования двух стел окуневской культуры раннего бронзового века

N+1
Красота — страшная сила: как советская манекенщица получила мировую известность и в итоге покончила с собой Красота — страшная сила: как советская манекенщица получила мировую известность и в итоге покончила с собой

Регину Збарскую за рубежом прозвали «самым красивым оружием Кремля»

ТехИнсайдер
Полезное голодание Полезное голодание

Как правильно голодать и кому не стоит даже пробовать

Лиза
Неизведанный Байкал Неизведанный Байкал

Факты о Байкале, которые мало кто знает

Наука и жизнь
Кто на самом деле изобрел унитаз и при чем тут сантехник Крэппер: история против легенды Кто на самом деле изобрел унитаз и при чем тут сантехник Крэппер: история против легенды

Возможно, вы слышали легенду об английском сантехнике Томасе Крэппере

ТехИнсайдер
Открыть в приложении