Георгий Курасов рассказывает о профессии художника

Караван историйИстория

Георгий Курасов: "Не называю себя художником, не люблю это слово"

Коллеги-живописцы не очень меня признают. То, что делаю, - не совсем живопись. Я как инженер свои картины конструирую. Беру линейку, циркуль, калькулятор и - за работу. Нет в этом никакого творческого порыва и дрожащих рук, нет эмоций "муза прилетела", это аналитический процесс...

Наталья Черных

Фото: из архива Г. Курасова

Мама была человеком амбициозным, а потому, заметив мою склонность к творчеству, записала в кружок лепки Дворца пионеров. Я ходил туда с удовольствием: лепил собачек, слоников, прочих животных. Все было обставлено профессионально, имелись даже настоящие крутящиеся станки. А дома рисовал индейцев, прочую мальчишескую чепуху. К тому времени мы уже переехали в Дачное в новую квартиру.

И вдруг как гром среди ясного неба: мама сказала, что надо поступить в школу при Академии художеств. Я очень туда не хотел, у меня же в старой — друзья! Но мама настаивала и попросту привела в СХШ за руку. Мне стали показывать работы, объясняя, что примерно нужно на экзаменах. К этому я отнесся крайне легкомысленно. Там встретил мальчика, который ходил со мной в кружок.

— Что ты здесь делаешь?

— Учусь...

Мне стало обидно, что он уже поступил, и я ответил маме, что готов сдавать экзамены.

Для начала требовалось принести свои работы в отборочную комиссию. Я показал картины, написанные гуашью. «Не-не, на живопись никак, — покачали головой преподаватели, — с цветом у тебя плохо». Увидев мою пластилиновую собачку, педагоги предложили: «Слепи композицию и постучись на скульптуру». Какую — я не знал, вылепил пахаря на лошади из учебника истории. Брать меня или нет, в СХШ сомневались.

Помог случай. Соседкой маминой подруги по коммунальной квартире была Валентина Николаевна Китайгородская. Она была уже старенькой, на пенсии, но много лет преподавала в СХШ скульптуру и обладала большим авторитетом. Мама рассказала ей о мнении комиссии. «Все равно надо поступать», — подбодрила Китайгородская и посоветовала, как готовиться к экзаменам. Видимо, я постарался, поскольку сдал их на одни пятерки и поступил в седьмой класс.

«Велосипедистка», 1999 год. Фото: из архива Г. Курасова

В СХШ моя жизнь перевернулась с ног на голову. И хотя добираться туда оказалось чудовищно далеко, с пересадками, я не пропускал занятий. Каждый день — скульптура и рисунок плюс общеобразовательные предметы. Не особенно запомнил, что изучали, зато ту классную творческую атмосферу помню прекрасно. Мы ставили какие-то пьесы, был, например, спектакль «Три мушкетера», готовясь к которому, все «актеры» записались в секцию фехтования. Мне так понравилось это дело, что даже выиграл чемпионат Василеостровского района. Когда пришлось выбирать между творчеством и фехтованием — то и другое я не тянул, — оставил мушкетерские подвиги, хотя тренер убеждал не бросать спорт. Пожалуй, это был мой первый серьезный выбор в жизни.

После СХШ путь лежал либо в «Муху», либо в Академию художеств. Я выбрал второе. Конкурс — бешеный везде. В Академии на факультете скульптуры числилось всего тринадцать человек, поэтому схшатников принимали по одному в год, а то и вовсе не брали. Ведь нужно еще взять студентов из союзных республик и ребят после армии. У нас в СХШ был довольно большой скульптурный класс, в 1977-м в Академию поступил из всех ребят я один.

Возгордился ужасно: жизнь удалась! И первые два курса валял ваньку. Начались студенческие пьянки-гулянки, пропущенное наверстал позже. Каждый день у нас было два часа рисунка — обнаженной натуры, потом три часа — скульптура. Как пошутил Михаил Константинович Аникушин: «Зачем скульпторам учиться шесть лет? Достаточно двух: один год лепим голову Давида, другой — Ленина...»

В престижную мастерскую Аникушина я попал чудом. Он был довольно демократичным человеком и на наши похождения смотрел сквозь пальцы. В СССР Михаил Константинович имел все: был единственным художником — членом Центральной ревизионной комиссии при ЦК, Героем Соцтруда, академиком и прочее, прочее. При этом талант его остался совершенно нереализован. По-моему, он и сам это чувствовал.

Жена всегда была авантюрной, она — движок в семье, я более традиционный человек. Все, что происходит, обычно по ее инициативе. Фото: из архива Г. Курасова

Я учился на третьем курсе, когда Аникушин съездил в Италию и познакомился с Джакомо Манцу. Я очень любил этого скульптора и с горящими глазами стал расспрашивать педагога:

— А что Манцу сейчас делает? Чем живет?

— Да занялся какой-то ерундой: живописью, ботинки приклеивает на холст...

Наверное, Михаил Константинович прочел в моих глазах жалость: насколько же свободен Манцу, захотел прилепить на картину ботинки — прилепил. Аникушин же не может себе этого позволить, хотя не менее талантлив, чем итальянец.

Конечно, по сравнению с другими советскими скульпторами Михаил Константинович был в чем-то свободнее. Он сделал замечательных Черкасова, Чехова и Пушкина. Однако его Ленины и военные памятники имеют мало отношения к настоящей скульптуре, а времени на них Аникушин потратил чудовищно много. Педагогом же он был замечательным, все сильные студенты старались к нему попасть. Мне в этом смысле повезло: вокруг талантливые ребята, поэтому рос я быстро, ведь окружение влияет порой сильнее, чем педагоги.

На последнем курсе Академии произошло событие, полностью изменившее ход моей жизни: я познакомился с Зиночкой. Жена сильно повлияла на меня и своей энергетикой, и образом, и красотой. У каждого художника должна быть Муза. Ведь если б не Симонетта Веспуччи, не было бы великого Боттичелли, если б не Гала — Сальвадора Дали, для меня же идеальной моделью стала Зина.

Жена всегда была авантюрной, она — движок в семье, я более традиционный человек. Все, что происходит, обычно по ее инициативе. Конечно, Зина играет большую роль и в моем творчестве, хотя никогда не вмешивалась в него напрямую. Просто само ее присутствие во многом сформировало меня как художника.

Первый раз я увидел Зиночку в коммуналке у друга. На тот момент мы оба были несвободны. Она произвела на меня сильнейшее впечатление, мы разошлись в разные стороны, а вскоре я развелся. Первый брак вообще получился очень коротким: жена была прекрасным человеком, но мы оказались абсолютно разными. У меня есть старшая дочь Лера, уже взрослая, живет в Голландии, она программист, муж тоже. Дочь подарила мне двоих внуков.

Но вернусь к Зиночке... Она производила впечатление на всех, поскольку была потрясающе красивой. Еще она необычная, умная и немного не от мира сего. Выйти замуж за меня, бедного студента, с ее данными было немыслимо! Все считали Зинин поступок дурью — ведь вокруг нее вился рой кавалеров и она могла выбрать кого угодно.

«Танго», 2015 год. Фото: из архива Г. Курасова

Когда мы встретились, Зиночка была артисткой Ленинградского балета на льду. И вот представьте: я, у которого одни джинсы и три рубашки, и она — звезда, красавица, выше меня на голову, прилично зарабатывает. Второй раз мы пересеклись в городе совершенно случайно, разговорились, пошли в кафе. Она призналась, что тоже недавно развелась. «Надо действовать», — решил я и собрал волю в кулак.

Было непросто, но я старался. И цветы дарил, и стихи читал... Мне до сих пор трудно объяснить, почему она согласилась стать моей. Я же был «историческим» человеком: вечно влипал в истории. Помню, шел на свидание, купил розу, полез через забор, и лопнули единственные джинсы. Пришлось ухаживать, не поворачиваясь к девушке задом. Вот такой анекдот.

Зиночка имела уникальную особенность: умела проходить буквально сквозь стены. Могла направиться в гостиницу «Астория» выпить кофе, а пускали туда только иностранцев. Но ей швейцары почтительно открывали двери и тут же вылупляли на меня глаза как на недоразумение. Зиночка поясняла: «Этот со мной...» — и меня впускали.

Благодаря своему редкому таланту моя Муза добивалась чего угодно. Когда я служил в армии, жена решила меня навестить. Часть наша была секретной, попасть туда невозможно. Для всех — но не для Зиночки. Она вышла на вокзале, и тут же подъехал офицер на уазике: «Вам куда?» Оказалось, военный ехал в ту же часть и лихо провез жену через КПП.

Представьте: идет построение, а Зиночка в джинсах и с голубой сумкой идет к Дому офицеров прямо через плац. Ребята раскрыли рты, полковник проводил ее глазами, крякнул: «У нас в части всякое бывало, но свободных художниц видеть еще не доводилось...» Он сразу понял, что девушка идет ко мне.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Посиделки в графском особняке Посиделки в графском особняке

Жизнь большой «литературной коммуналки» с ее скандалами и творческими вечерами

Караван историй
Новый ровер будет добывать воду на Луне, прожигая грунт ракетным двигателем Новый ровер будет добывать воду на Луне, прожигая грунт ракетным двигателем

Masten Space Systems разрабатывает роботизированный вездеход Rocket M

Популярная механика
Артем Быстров и Ксения Теплова: Не вся жизнь - театр Артем Быстров и Ксения Теплова: Не вся жизнь - театр

Артем Быстров и Ксения Теплова рассказывают друг о друге с невероятной нежностью

Караван историй
Контрол-фрик: как попытки держать все под контролем делают нас несчастными Контрол-фрик: как попытки держать все под контролем делают нас несчастными

Стремление все контролировать иногда становятся источником проблем

Cosmopolitan
Заха Хадид. Гостья из будущего Заха Хадид. Гостья из будущего

«Любой ее проект — невиданная новость, и каждый — отважнее предыдущего»

Караван историй
Бывший глава израильского «Яндекса» построил робота, который красит ногти дома Бывший глава израильского «Яндекса» построил робота, который красит ногти дома

Омри Моран придумал робота, который делает маникюр, после испорченного свидания

VC.RU
Зелёная подкладка, или Разгадка тайны Саши Баки Зелёная подкладка, или Разгадка тайны Саши Баки

При изучении русской иконографии важна любая, даже самая незначительная деталь

Дилетант
Нужно ли вмешиваться в чужие конфликты? Нужно ли вмешиваться в чужие конфликты?

Так стоит ли пытаться мирить близких людей?

Psychologies
Игра со временем. Триллер Франка Тилье: «Жил-был раз, жил-был два» Игра со временем. Триллер Франка Тилье: «Жил-был раз, жил-был два»

Отрывок из нового триллера мастера детективов Франка Тилье

СНОБ
Вот почему у древнеегипетских статуй отбитые носы Вот почему у древнеегипетских статуй отбитые носы

Носы отсутствуют у большинства из сфинксов, и это неспроста

Maxim
Кукловоды мирового закулисья: 5 самых известных серых кардиналов в истории Кукловоды мирового закулисья: 5 самых известных серых кардиналов в истории

Незаметные фигуры, которые вершили судьбы за спинами номинальных правителей

Вокруг света
Как распознать в соседе маньяка. Советы психологов Как распознать в соседе маньяка. Советы психологов

Специалисты сервиса психологической помощи — как узнать маньяка?

СНОБ
Как справиться с акклиматизацией в другом климате, на море и в горах Как справиться с акклиматизацией в другом климате, на море и в горах

Как справиться с акклиматизацией в различных условиях

РБК
Кладбище, медведь и кабачковая икра: Александр Генис о путешествиях автостопом. Рассказ из сборника «Без очереди» Кладбище, медведь и кабачковая икра: Александр Генис о путешествиях автостопом. Рассказ из сборника «Без очереди»

Отрывок из рассказа Александра Гениса «Попутчик»

СНОБ
Cruise запустила предсерийное производство беспилотников без руля и педалей Cruise запустила предсерийное производство беспилотников без руля и педалей

Cruise начала предсерийное производство полностью беспилотных электромобилей

N+1
Противостоим менопаузе и тренируем сердце: 11 побочных эффектов мастурбации Противостоим менопаузе и тренируем сердце: 11 побочных эффектов мастурбации

Мастурбация может принести много хорошего в твою жизнь

Cosmopolitan
«Мы зачем-то поверили, что мы футбольная страна»: почему российская сборная проиграла на Евро-2020 «Мы зачем-то поверили, что мы футбольная страна»: почему российская сборная проиграла на Евро-2020

Чемпионат Европы 2020 просто не мог сложиться для России по-другому

Forbes
Машина мечты или мечта о машине? Тест-драйв обновленного Kia Mohave Машина мечты или мечта о машине? Тест-драйв обновленного Kia Mohave

Обновленный внедорожник Kia Mohave знает себе цену

СНОБ
Древнюю ДНК возбудителя чумы нашли на средневековых кладбищах Англии Древнюю ДНК возбудителя чумы нашли на средневековых кладбищах Англии

Археологи проанализировали захоронения времен чумной пандемии XIV века

N+1
Умные до ужаса: почему акулы — профессора убийства Умные до ужаса: почему акулы — профессора убийства

Интеллект акул вполне сравним с кошачьим

Вокруг света
Гори, гори ясно: общее представление о фейерверках и пиротехнике Гори, гори ясно: общее представление о фейерверках и пиротехнике

Целую вечность человечеству был знаком только естественный, природный огонь

Популярная механика
Спорт хозяйствующих субъектов Спорт хозяйствующих субъектов

НБА – это индустрия развлечений; такой же феномен поп-культуры, как Marvel

Esquire
«Осторожно, опасность!»: 4 признака нездоровых отношений «Осторожно, опасность!»: 4 признака нездоровых отношений

Какие черты поведения партнера показывают, что ты в опасности?

Psychologies
«Для меня иметь политическую позицию — важно». Интервью с танцовщиком Сергеем Полуниным «Для меня иметь политическую позицию — важно». Интервью с танцовщиком Сергеем Полуниным

Сергей Полунин рассказал, как снялся в клипе Depeche Mode и поработал с Sia

СНОБ
Яд, пыльца и Шерлок Холмс: 5 поучительных книг о криминалистике Яд, пыльца и Шерлок Холмс: 5 поучительных книг о криминалистике

Лучший научпоп о криминальных расследованиях и тех, кто их проводит

Популярная механика
Анна Плетнева: «Я пробовала стать Анна Плетнева: «Я пробовала стать

Анна Плетнева порассуждала о сексуальности, истинном предназначении и музыке

Cosmopolitan
Как сохранить здоровье голоса. 9 советов специалиста Как сохранить здоровье голоса. 9 советов специалиста

Разбираемся, как помочь голосу звучать красивее

РБК
Серж Танкян Серж Танкян

Правила жизни музыканта Сержа Танкяна

Esquire
Гремучая смесь: самое удивительное животное Австралии Гремучая смесь: самое удивительное животное Австралии

Млекопитающее, птица или рептилия?

Вокруг света
Настя Паутова Настя Паутова

Настя Паутова – автор мемов с цитатами Бродского, Параджанова, Курентзиса

Собака.ru
Открыть в приложении