Нейминг, управление, клиенты: как развивается российская гостиничная индустрия
Разбираемся, что происходит с отелями после ухода иностранных сетей, платформ для бронирования и международных платежных систем. О том, как гостиницы приспособились к новой реальности, экспертов расспросила тревел-журналист Мария Желиховская
Прошел год с тех пор, как российский гостиничный бизнес столкнулся с беспрецедентными вызовами: из России ушли многие международные гостиничные сети, зарубежные системы бронирования, перестали работать иностранные банковские карты. Тем не менее, индустрия жива и продолжает работать.
Сменившиеся бренды
Весной и летом 2022 года рынок сотрясали громкие заявления международных гостиничных корпораций об уходе из России. В числе ушедших оказался гигант мирового гостиничного бизнеса — американская корпорация Marriott International и ее бренды: Marriott, The Ritz Carlton, St. Regis, W Hotels, Sheraton, Four Points, Westin, Courtyard, Le Meridien, Renaissance, The Luxury Collection. Всего у компании в России на момент ухода было 29 отелей. Второй по количеству гостиниц стала британская компания InterContinental Hotels Group с брендами InterContinental, Holiday Inn и российским портфолио из 21 отеля. Прекратили управление российскими отелями финская сеть Sokos (три отеля), американские Best Western (один отель) и Hyatt (четыре отеля), канадская Four Seasons (два отеля). Последние две играли первую скрипку на российском рынке люкса: наряду с The Ritz Carlton, московские Ararat Park Hyatt, Four Seasons и Санкт-Петербургский Four Seasons Lion Palace считались одними из самых роскошных гостиниц в стране.
Что означает уход бренда на практике? То, что гостиница больше не управляется корпорацией, не числится на ее официальном сайте и в ее системе бронирования, не снабжается корпоративными поставщиками. Перестают действовать глобальные программы лояльности, корпоративные привилегии и тренинги для персонала. Но физически отели остались: у подавляющего большинства собственники и раньше были российскими, гостиницы же, которыми владели зарубежные сети (например, Sokos), были проданы россиянам. Отели по максимуму сохранили персонал, за исключением разве что генеральных менеджеров-иностранцев — их место заняли отечественные специалисты. Также отелям пришлось сменить домены и сделать себе новые сайты с возможностью бронирования. Сначала — только для российских карт, однако месяц назад подключились «движки» для бронирования из-за рубежа.
При этом сменили вывеску далеко не все. Одним из первых сделал это бывший The Ritz Carlton, который теперь называется The Carlton Moscow. У отеля по-прежнему «львиный» логотип, но львы теперь другие и вместо одного их два. Бывший Vertical Boutique BW Signature Collection оставил только первую часть названия, и на официальном сайте о Best Western больше ничто не напоминает. Убрали слово «Sokos» все три петербургских бывших отеля сети — теперь они называются Olympia Garden Hotel, Palace Bridge и Vasilievsky Hotel.
В Москве бывшие отели Marriott Royal Aurora, Marriott Tverskaya, Marriott Grand Hotel, Sheraton Palace, Holiday Inn Лесная и Holiday Inn Сущевский на фасадах оставили прежние названия, а на сайтах — поменяли. Причем на разных сайтах они называются по-разному: на официальной странице Safmar Hotels (отели принадлежат группе «Сафмар») их переименовали в, соответственно, «Сафмар Аврора Люкс», «Сафмар Тверская Москва», «Сафмар Грандъ Москва», «Сафмар Палас Москва», «Лесная Сафмар» и «Сущевский Сафмар», а при переходе на сайт каждой из гостиниц появляется название бывшего бренда, написанное кириллицей. Никак не изменился внешне бывший St. Regis Moscow Nikolskaya — у отеля прежнее название и на вывеске, и на двух новых сайтах, на одном из них сохранен даже прежний логотип. На странице краснодарского экс-Marriott остались и название бренда с фирменным шрифтом, и лого.
Ни владельцы, ни представители отелей никак это не комментируют, но в среде отельеров ходит шутка, что, мол, если бренды захотят оспорить такое положение вещей, то добро пожаловать в Мосгорсуд.
Впрочем, некоторые международные корпорации надеются вернуться, а потому пока разрешают использовать бренды. Как сообщили в московском отеле Ararat Park Hyatt, корпорация оставила право частично использовать бренд на территории РФ: отели могут пользоваться именем и брендированными материалами при коммуникации с гостями и партнерами в России и полноценно использовать имя отеля на русском языке. В отеле Four Seasons Hotel Moscow также отметили, что хотя и Московская, и Санкт-Петербургская гостиницы перешли на независимое управление и поменяли домен, им официально разрешили оставить логотип и название.
Однако имя и узнаваемость — еще не все; за каждым громким брендом стоят определенные стандарты качества и традиции. Сразу же после сообщений об уходе из России начались разговоры о том, продолжат ли отели соблюдать прежние стандарты, не упадет ли планка качества. Отдельным вызовом стало отключение от общей системы бронирования, уход международных платформ Booking.com, Expedia, Agoda, а также крупных международных негостиничных корпораций, которые давали отелям регулярные потоки платежеспособных бизнес-туристов. О том, как решаются эти проблемы, соглашаются публично говорить лишь единицы.
В Ararat Park Hyatt по-прежнему исповедуют слоган компании «Дом вдали от дома». «Мы сохранили на прежнем уровне международные стандарты пятизвездочного сервиса, которые нарабатывали в течение многих лет, — говорит представитель отеля. — И собственник, и вся команда продолжают работать в привычном режиме, чтобы наши гости всегда чувствовали комфорт и удобство дома вдали от дома». Сейчас отель, как и большинство других гостиниц, оставшихся без технической поддержки брендовых цепочек, работает на платформе TravelLine. И российские, и иностранные туристы могут забронировать проживание на сайте или напрямую в отделе бронирования, месяц назад заработала система приема оплаты иностранными картами. По словам представителя отеля, изменилась география гостей, стало меньше иностранцев и больше туристов из российских регионов: «Сейчас Москва очень активно развивается с точки зрения привлечения туристов, так что мы надеемся на увеличение потока гостей в предстоящем летнем сезоне».