Проекты Marvel все больше углубляются в психологию героя

Правила жизниСобытия

Как психологические травмы супергероев Marvel становятся их суперспособностью

За последние пару лет проекты Marvel все больше углубляются в психологию героя, доказывая, что психологические проблемы и расстройства не чужды даже супергероям из вымышленных миров. Разбираемся, идет ли это на пользу киновселенной Marvel.

Карина Назарова

После того как Танос заставил исчезнуть половину жителей вселенной в "Мстителях: Война бесконечности", дух команды супергероев с Земли оказался сломлен — поэтому неудивительно, что именно травма обретает столь значимую роль в сериалах франшизы.

"Зимний солдат" Баки Барнс встречает нас в своем спин-оффе почти как Тони Сопрано — в кресле психотерапевта. "Соколиный глаз" Клинт Бартон в своем сольнике пытается справиться с чувством вины из-за гибели Наташи Романофф. А Ванда, переживающая утрату, при помощи магии создает для себя огромное психическое убежище и возвращает к жизни любимого Вижена. Кажется, стриминг позволяет франшизе иначе взглянуть на устоявшихся в сознании зрителей героев и ввести новых персонажей через их травматический опыт. Или. может, травма просто хорошо продается?

590ae39412b29d24199e372dbb934b07.jpg

Предыстория травмы в киновселенной Marvel

Все началось с Тони Старка. В "Железном человеке" герой поехал в Афганистан презентовать ракету Иерихон, произведенную компанией его отца Stark Industries. Но привезенное оружие ранит самого Тони и его похищают головорезы из террористической группы "Десять колец". В плену Тони Старк создает прототип костюма Железного человека, который помогает ему спастись. Первым тактом драмы героя становится разочарование в отцовской компании. Stark Industries концентрировалась на создании смертоносного вооружения, а значит, Старки были косвенно причастны к тысячам смертей. После произошедших с ним несчастий герой решил изменить промышленный вектор компании, закрыл производство оружия и начал разработку передовых, экологичных технологий. А защищать человечество он решил своими силами, в образе Железного человека и присоединился к проекту Ника Фьюри — “Мстители”.

Вторым тактом травматизации стала битва над Нью-Йорком. После вторжения на Землю асгардского бога Локи и его войска, "Мировой Совет Безопасности" решил запустить в центр Манхэттена ракету, которая смогла бы освободить город от иноземной эскалации. Старк осознавал разрушительную мощь подобного "спасения", поэтому перехватил ракету, и вместе с ней полетел к главному кораблю захватчиков — в космос. После удачного запуска ракеты по вражескому судну, костюм Старка дал сбой, герой чуть не погиб. После этих событий Тони начал страдать тревогой и паническими атаками. Потеря контроля над ситуацией сильно сказалась на его психоэмоциональном состоянии, страх героя за свою жизнь перерос в страх за человечество. Он стал одержимым безопасностью планеты и чуть не впал в безумие.

16b3284f3d81c4ef00af19f447719a13.jpg
"Первый мститель"

Но не у него одного проблемы. Его коллега — "Капитан Америка" Стив Роджерс, вообще должен был прописаться в доме у психотерапевта. В "Первом Мстителе" мы встречаем Стива в 40-х — слабым юнцом, его плохое здоровье препятствует вступлению в ряды солдат и отправлению на фронт. После чего он соглашается на эксперимент Говарда Старка и армии Америки по созданию суперсолдата. Но обретенные нечеловеческие суперсилы не уберегли Роджерса от потерь. На его глазах погибает лучший друг, он упускает шанс быть вместе с женщиной, которую любит, вдобавок целых 70 лет проводит во сне и просыпается в совершенно новой реальности, в которую ему едва ли удастся интегрироваться.

Каждый персонаж "Мстителей" имеет за своими феноменальными суперсилами предысторию боли, печали, потери, но их личные проблемы остаются за кадром, несмотря на то, что именно травматичный опыт становится толчком к развитию их внутренней силы, мотивации. Сериальные проекты Marvel и Disney+ поступают с травмой иначе, теперь она направляет историю, она не проговаривается между делом.

При общей и весьма простой трактовке, травму можно охарактеризовать как опыт переживания навязчивых, повторяющихся состояний, возникших вследствие катастрофических событий прошлого. В этой связи травму легко репрезентировать в сериалах склонных к самоповторам, проще говоря, раз опыт травмы предполагает повторение навязчивых состояний и переживаний, почему бы травме не стать лейтмотивом, связывающим все раздробленное повествование сериала в единое целое.

5f9adc874758caa6a3cb66ca4482007e.jpg
"Соколиный глаз"

Так происходит в "Соколином глазе": Клинт Бартон приезжает с детьми в Нью-Йорк посмотреть мюзикл о "Мстителях", и там, на сцене, среди актеров и актрис, он видит воплощение Наташи Романофф, которая была ему близким другом. Ее образ не дает Клинту покоя, воспоминания требуют от него действий, но каких? По совпадению, во время его пребывания в городе, юная Кейт Бишоп тренирует свои навыки лучника и пытается играть в героя. Через флэшбэк мы узнаем, что во время битвы за Нью-Йорк в ее дом попал снаряд и унес жизнь отца девочки. От смерти Кейт спас Клинт Бартон, не подозревая, что его помощь повлияет на ее характер и направит интересы. В тот момент Бишоп решила стать супергероем, быть похожей на Соколиного глаза. Найдя костюм Ронина — прошлого амплуа Клинта (между "Войной бесконечности" и "Финалом" Бартон работал наемным убийцей под псевдонимом Ронин), Кейт вступает в бой с русской мафией. У их лидера — глухонемой девушки Майи Лопес — есть веские причины желать смерти Ронину: он убил ее отца. В итоге, мафия отправляется на поиски Кейт Бишоп, а на ее защиту вступает Бартон. До тех пор, пока Кейт не будет в безопасности, он не оставит ее и не решится вернуться домой к семье.

К истории также присоединяется другая героиня, сестра Наташи Романофф — Елена Белова, жаждущая мести Бартону за смерть сестры. В итоге, опыт травмы Клинта проживается через три синонимичных историй, на фоне которых, герой пытается простить себе свои ошибки. Только через столкновение с тремя героинями, олицетворяющими все части его прошлого, с героинями, которые так же, как и он, пережили утрату, ему удается принять свою боль, справиться с чувством вины. Проживание травмы открывает Бартону новые возможности, тем самым продлевает жизнь персонажу и его важность для будущего франшизы.

d02a5f2f517b5c767ace4e9bebfb9744.jpg

Травма как локомотив повествования

Как замечает исследовательница Паруль Сегал в статье для The New Yorker: современный персонаж почти невозможен без манифестации его травмы, и это большая беда. В отношениях читателя/зрителя с персонажем должна присутствовать фантазия, необходимо, чтобы воображение заполняло существующие в истории лакуны, повествование должно позволять интерпретировать героя, сохранять баланс между знанием и незнанием. Литературный обозреватель Дмитрий Лягин отметил, что травма поддерживает аутентичность, подлинность героя, а подлинность — отличный маркер коммерческого успеха. Современные нарративы заводят своих героев в ловушку: если ты не травмирован, то что с тобой не так? Герой без травмы ошибочно считается неинтересным, плоским, бесчувственным. И это вредит современным историям, которые пытаются соответствовать духу современности: быть осознанными, внимательными, эмпатичными.

Часто вместо изобретательского подхода к психологии героя, сценаристы и авторы превращают своих персонажей в грубые манифестации симптомов из "Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам", в клише. А ведь когда-то кино и сериалы справлялись с психологизмом без описания тяжелых воспоминаний персонажа — тогда зрителям приходилось самим выискивать причины пронзительного взгляда героя, его меланхоличной улыбки. Теперь грустный флэшбэк — повсеместный шаблон построения арки персонажа, в итоге, глубина и психологизм основываются не на тонкостях настоящих поступков и выборе, а определена прошлым героя и только ему и подчиняется. Проще говоря, всё происходящее в настоящем — ничтожное последствие давно случившихся событий.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кончается наша кассета: в чем трагедия Жени Белоусова? Кончается наша кассета: в чем трагедия Жени Белоусова?

Что мы знаем про певца Женю Белоусова?

Правила жизни
Что делает высокие температуры такими смертоносными Что делает высокие температуры такими смертоносными

Почему жара так сильно сказывается на нашем здоровье?

ТехИнсайдер
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
5 исторических мифов, в которые мы все еще верим 5 исторических мифов, в которые мы все еще верим

Не факт, что историческая информация из письменных источников древности правдива

ТехИнсайдер
От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире

Представители каких профессий, как правило, наслаждаются своим делом?

ТехИнсайдер
Дачникам на заметку: что лучше сажать в июле Дачникам на заметку: что лучше сажать в июле

Овощи и травы можно посадить в середине лета, чтобы получить осенний урожай

ТехИнсайдер
Как юрист из Москвы помогает хаски, от которых отказались хозяева Как юрист из Москвы помогает хаски, от которых отказались хозяева

Как юрист из Москвы Наталия Басина построила под Рузой хаски-деревню

СНОБ
Ритейл зеленеет: эко-тренды в торговых сетях Ритейл зеленеет: эко-тренды в торговых сетях

Какие экоинициативы предпринимают ретейлеры и как это влияет на их бизнес

СНОБ
МОТ МОТ

МОТ рассказал о том, кто в России пишет хорошую музыку

ЖАРА Magazine
Смазанный эффект ВТО Смазанный эффект ВТО

Россия не смогла воспользоваться всеми преимуществами членства в ВТО

Агроинвестор
Разлад по-хорошему: 35 правил ссоры, которая не приведет к расставанию Разлад по-хорошему: 35 правил ссоры, которая не приведет к расставанию

Добрая ссора бывает получше худого мира

VOICE
Срединная Литва и генерал Желиговский Срединная Литва и генерал Желиговский

В 1920 году Польша замахнулась на свой Эльзас. Но произошло неожиданное событие…

Дилетант
10 животных, которых человек полностью истребил за последние 150 лет 10 животных, которых человек полностью истребил за последние 150 лет

В последнее время животный мир активно редеет благодаря нам и нашей деятельности

ТехИнсайдер
7 самых переоцененных фильмов 2020-х годов 7 самых переоцененных фильмов 2020-х годов

«Платформа», «Довод» и другие хорошие, но переоцененные кинокартины

Maxim
От «Твин Пикса» до «Тьмы»: 15 отличных сериалов в жанре мистики, от которых тяжело оторваться От «Твин Пикса» до «Тьмы»: 15 отличных сериалов в жанре мистики, от которых тяжело оторваться

Сериалы о паранормальном, путешествиях во времени и фантастических существах

Правила жизни
Шифры, хакеры, шпионы: пока все разбираются с криптовалютой, редакция «Правил жизни» изучает историю криптографии Шифры, хакеры, шпионы: пока все разбираются с криптовалютой, редакция «Правил жизни» изучает историю криптографии

Музей криптографии: самый древний шифр, популярные пароли и худший майнер в мире

Правила жизни
Это вовсе не шея! 5 частей тела, которые стареют первыми и чем это грозит Это вовсе не шея! 5 частей тела, которые стареют первыми и чем это грозит

Наши органы стареют с разной скоростью, и нужно знать, к чему это может привести

VOICE
«Мои» неясыти «Мои» неясыти

Увидеть неясыть — большая удача!

Наука и жизнь
«Пьеса Толстого спустя три четверти века все еще опасна»: как меняется театр сегодня «Пьеса Толстого спустя три четверти века все еще опасна»: как меняется театр сегодня

Зачем Софья Толстая каждый день подробно записывала, что ели в Ясной Поляне

Forbes
Магия цифры 7: почему мы испытываем необъяснимую симпатию к семеркам Магия цифры 7: почему мы испытываем необъяснимую симпатию к семеркам

Даже те, кто равнодушен к "магии чисел", не могут противостоять обаянию цифры 7

VOICE
Рыбалка, вулканы и гастрономия: что смотреть и пробовать на Камчатке Рыбалка, вулканы и гастрономия: что смотреть и пробовать на Камчатке

Фьюжн по-русски на Камчатке

РБК
Новые русские миллионеры Новые русские миллионеры

Новые русские миллионеры — что это за люди и как они вошли в новую реальность

Правила жизни
Как сериал «Этим летом я стала красивой» продвигает патриархальные стереотипы о любви Как сериал «Этим летом я стала красивой» продвигает патриархальные стереотипы о любви

«Этим летом я стала красивой» — сериал, снятый по сценарным ходам из 1990-х

Forbes
Уникальный экспериментальный комплекс для исследования космических лучей: что общего у Москвы, Южного Полюса и Пампы Уникальный экспериментальный комплекс для исследования космических лучей: что общего у Москвы, Южного Полюса и Пампы

Уникальная научная установка «Экспериментальный комплекс НЕВОД»

ТехИнсайдер
Почему мы не найдем инопланетян в космосе, даже если они существуют на самом деле Почему мы не найдем инопланетян в космосе, даже если они существуют на самом деле

Почему мы не узнаем о существовании живых существ у чужих звезд?

ТехИнсайдер
Лариса Лужина: Лариса Лужина:

Обычная жизнь всегда скучнее той, которую для тебя придумали в сценарии

Коллекция. Караван историй
Как правильно спать и не навредить своему организму: техника безопасности Как правильно спать и не навредить своему организму: техника безопасности

Сон необходим нашему организму для существования, но он может стать опасным

ТехИнсайдер
Остановки без требований Остановки без требований

Русское современное искусство как история препинаний

Weekend
Тернистый путь к Тернистый путь к

Перед тем как выйти на красные дорожки, актеры залечивают раны

ТехИнсайдер
5 захватывающих космических снимков 2022 года: что астрономы обнаружили в небе 5 захватывающих космических снимков 2022 года: что астрономы обнаружили в небе

Лучшие работы конкурса Astronomy Photographer of the Year 2022

ТехИнсайдер
Открыть в приложении