Как подсадить миллениалов на чипсы с солью и заработать 10 млн рублей за полгода. Бизнес-план «Пакета картошки»
Чипсы «Пакет картошки» появились в московских барах летом 2019 года. Минималистичный дизайн, аскетичный состав — только картофель, масло и соль — и вирусный маркетинг обеспечили им любовь модной московской молодежи. Как основателям проекта удалось подарить знакомому всем продукту вторую жизнь?
Forbes продолжает постоянную рубрику «Бизнес-план». Мы берем за основу строгую форму реального делового документа и оживляем ее историями наших героев-предпринимателей, которые с нуля построили перспективный бизнес. В каждом пункте есть два временных пласта: «тогда» — положение дел на момент запуска бизнеса; «сейчас» — советы героев о том, какую стратегию выбрать в нынешних условиях.
На этот раз «на атомы» свой успех разбирают Миша Ганнушкин и Ян Лебедев — основатели проекта «Пакет картошки», который пытается переломить стереотип о чипсах как о вредном дешевом джанк-фуде и уже попал на полки 1100 «ВкусВиллов», в московский Duty Free и «Яндекс.Лавку».
Цели и задачи бизнеса
Тогда
Когда мы познакомились, то практически сразу решили, что хотим сделать какой-то бизнес вместе, который будет не просто про зарабатывание денег, а станет образом жизни и любимым делом. Хотели сделать продукт, который мы сами покупаем почти каждый день и который неразрывно связан с нашим представлением о досуге, веселье, дружбе. Мы — это Ян Лебедев — предприниматель, производитель батончиков Pikki, — и Миша Ганнушкин — арт-директор фестиваля «Пикник «Афиши», Парка Горького, ЦУМа.
Мы подумали про чипсы и поняли, что еще не появилось отечественного производителя в ценовом сегменте до 200 рублей, который бы нам по-настоящему нравился. Изучая рынок, задались вопросом: почему в России до сих пор не производят крутых крафтовых чипсов? Почему мы покупаем только импортную картошку вроде Tyrells и San Carlo? Почему даже в их составах мы видим массу сомнительных компонентов, использования которых можно было бы избежать? Так и появилась идея создать компанию «Ганнушкин и Лебедев» и бренд чипсов «Пакет картошки»
Сейчас
Мы стараемся делать классный продукт массового потребления, который бы нам хотелось покупать самим — чтобы он был эстетически привлекательным, чистым, понятным любому покупателю, запоминающимся, простым. Простым — характеристика не со знаком минус, а со знаком плюс, потому что каждый день мы возвращаемся к простым вещам и именно без них не можем представить свой повседневный рацион. Отсюда и появилось название «Пакет картошки»: это просто пакет, а внутри — просто картошка. Продукт, который найдет своего покупателя в разных социальных слоях, с разными вкусовыми предпочтениями и финансовыми возможностями.
Мы продолжаем придерживаться первоначальной идеи и реализуем ее на бешеных скоростях. Нашему бренду нет еще и года (первая презентация продукта прошла 13 июня 2019 года), а мы уже достигли внушительных результатов на очень конкурентном рынке. С 22 января нас можно найти во всех магазинах «ВкусВилл», где нас называют самой «модной» картошкой, с 17 января мы продаемся в корнере в «Цветном».
Цель деятельности (чего вы хотите достичь)
Тогда
Первым нашим продуктом стали чипсы с солью, но у нас в планах была разработка еще четырех вкусов: с перцем чили, трюфелем, сыром и уксусом. Мы организовали небольшой распределительный центр недалеко от центра Москвы и начали распространять образцы. Хотели оперативно зайти в HoReCa (сегмент кафе, баров и гостиниц — прим. Forbes), занять нишу барных снеков, получить обратную связь и, зарекомендовав себя и заработав репутацию и авторитет на рынке, зайти в ретейл. Мы также быстро поняли, что нельзя игнорировать быстро развивающийся рынок интернет-торговли (Яндекс.Лавка, «Кухня на районе», «Самокат», LavkaLavka, Ozon). Более того, мы не хотели быть только столичным брендом — у нас была амбиция выйти за пределы Москвы и продаваться в крупных городах России, а в идеале выйти на зарубежный рынок.
Сейчас
Мы разместили товар в близких нам и духу нашего бренда барах и ресторанах, куда ходим сами и куда ходят наши друзья. Наш продукт размещают на витринных полках баров, на самом виду у покупателя, что не очень характерно для барной истории. Отчасти благодаря этому «Пакет картошки» и сам стал маркером классного места — теперь уже к нам стучатся владельцы новых московских заведений с предложениями о сотрудничестве.
Наш продукт представлен в 1100 магазинах «ВкусВилл» по всей России, в Duty Free московских аэропортов и в магазинах здорового питания. Мы есть в Яндекс.Лавке, «Самокате», «Кухне на районе» и на других интернет-площадках, а сейчас ведем переговоры с крупными ритейлерами.
Скоро мы запустим пакеты по 50 грамм — «Пакетик картошки». Будем размещать их в вендинговых автоматах и очень хотим выйти на российские авиакомпании. На днях открыли свою точку продаж на фуд-корте универмага «Цветной» в «Брикет Маркете», где можно попробовать наши чипсы с 15 гастрономическими соусами.
У нас есть не только чипсы, но целое бюро «Ганнушкин и Лебедев», которое уже вовсю думает о новых продуктах и готово предоставлять консалтинговые услуги другим предпринимателям, которые хотят запускать проекты в схожей с нашей философии. А еще «Пакет картошки» внезапно стал локомотивом для предприятия «Клинские Снеки», которое уже десять лет производит сухарики и нуждалось в новом продукте.
Характеристика отрасли
Львиная доля потребления картошки в России приходится на чипсы с очень яркими и насыщенными химическими вкусами, в составе которых половину наименований занимают ароматизаторы и усилители вкуса, от крупных транснациональных корпораций и старожилов отечественного снекового бизнеса.
В крупных городах России встречаются интересные импортные бренды картошки, среди которых можно выделить Tyrells — безусловный эталон чипсов в английском стиле, — и итальянцев San Carlo. В России продается много импортной картошки обыкновенного качества, которая на домашних рынках позиционируется как эконом-сегмент, а у нас прикидывается премиумом за счет своей «импортности». Такая картошка расценивается нами как музейный экспонат, придающий имидж полкам ритейлеров
Описание продукта или услуги
Тогда
Уникальность «Пакета картошки» заключается в том, что это домашняя картошка, сделанная с большим уважением к продукту и его потребителям. Мы делаем чипсы с чистым составом из компонентов, за качеством которых следим лично, не добавляем усилителей вкуса, консервантов, химических ароматизаторов. Все очень просто: картошка, соль и масло, специи и натуральные добавки. Казалось бы, ничего такого, но каждый день мы получаем положительные отзывы, ради которых и работаем. Нам, например, пишут, «это самые вкусные чипсы в мире», «спасибо, что делаете картошку без химии, теперь можем баловать своих детей». ЗОЖ-продуктом чипсы по определению назвать сложно, но лучше есть хорошую картошку, чем плохую. И вообще, можно все, главное — не злоупотреблять.