Как победить тревогу, преодолеть кризис и обрести спокойствие. Отрывок из книги психолога
Психолог, конфликтолог Элина Фролова в своей книге «Мы справимся» дает практические советы по тому, как управляться с эмоциями, строить планы в условиях неопределенности и учиться жить в гармонии с собой. С разрешения издательства «Бомбора» «Сноб» публикует отрывок из главы «Травма»
Мы все сломаны. И именно в местах надломов мы часто сильнее всего. Эрнест Хемингуэй
В предыдущих главах я старательно обходила тему травмы. Напрямую травмирующие события могут и не стать катализатором личностных кризисов, но могут повлиять на то, как они будут протекать.
Я придерживаюсь теории Эрика Эриксона о том, что личность в своем развитии проходит восемь основных стадий развития и каждой из них соответствует определенный кризис идентичности.
Кризис идентичности — это особый период формирования личности, во время которого человек находится в поиске своего места, роли и предназначения в социуме.
Эриксон выделял следующие кризисы:
- Доверие и недоверие.
- Самостоятельность и нерешительность.
- Предприимчивость и чувство вины.
- Умелость и неполноценность.
- Идентификация личности и путаница ролей.
- Близость и одиночество.
- Общечеловечность и самопоглощенность.
- Цельность и безнадежность.
Подробнее о них можно почитать в книге Эрика Эриксона «Идентичность: юность и кризис».
В этих кризисах нам интересно то, что из них есть как положительный выход (например: выход из первого кризиса — доверие, является положительным), так и отрицательный (например: выход из первого кризиса — недоверие, является отрицательным).
Так вот, травмирующий опыт, пережитый в период развития личности, может приводить к негативному выходу из кризиса идентичности, что значительно увеличивает риск того, что и дальше последующие личностные кризисы будут переживаться с бо́льшими трудностями.
Именно поэтому мы с вами и уделим травмирующему опыту большое внимание.
Что же такое психологическая травма?
Попробую объяснить с помощью метафоры, чтобы было понятнее.
Представьте, что мы рождаемся с маленьким, но крепким таким ядрышком личности. Поначалу оно совсем крохотное и ничем особо не наполненное. В процессе взросления это ядрышко растет и превращается в большой и плотный шарик, состоящий из большого количества сегментов. Они все отражают нашу личность, все взаимосвязаны, и обычно между ними спокойно проходят сигналы. Как электрический ток. Они растут и развиваются вместе с нами.
Но представим себе, что внезапно кто-то или что-то извне со всей силы бьет кувалдой по этому шарику. Он достаточно плотный, чтобы не расколоться полностью, но по нему может пойти трещина. Небольшой сегмент личности откалывается и останавливается в развитии. Этот сегмент буквально застревает в том моменте и раз за разом проживает травмирующий опыт. Замирает он в том возрасте и в том времени, когда получил «удар».
Какой бы опыт мы не получали в процессе взросления, сигнал не будет проходить в этот сегмент, и он так и застрянет там. Отколотый сегмент соединяется с ядром личности в одной-единственной точке, и работает только на прием одного единственного сигнала — триггера.
Триггер — событие, вызывающее у человека внезапное переживание психологической травмы и тяжелые негативные эмоции. А выдает он обратный сигнал, одну из преимущественных реакций на экстремальную ситуацию: борьба, бегство, ступор, уступка.
И все бы ничего, но зачастую ситуация уже не является для нас опасной, а наша реакция остается прежней. Пока этот травмированный осколок личности остается маленьким, беззащитным и не имеющим возможности обучиться новым моделям поведения и понять, что сейчас ему ничего не угрожает, мы так и продолжаем жить под давлением последствий травмирующего события.
Многие и не подозревают, что их психика травмирована, ведь большинство считает, что травма связана исключительно с насилием.
Частая история на встречах с клиентами: «У меня было хорошее детство, мои родители никогда меня не били» — а дальше следует рассказ о череде унижений, пренебрежения и отвержения со стороны родителей по отношению к ребенку.
Ситуация периодически повторяется в моей практике. Люди не догадываются, что такое психологическое насилие, и что оно может нанести не меньший, а иногда и больший вред психике, чем физическое.
Думаю, чтобы лучше разобраться, и чтобы мы могли понять точно, испытывали ли травмирующий опыт в детстве, я подробнее остановлюсь на видах насилия, которые порождают травму.
1Физическое насилие
В нашей культуре особенно огорчает то, что фраза «меня не били» скорее значит, что «меня не избивали до тяжелых травм, видимых синяков, появления крови». Шлепки, тычки, щипки, подзатыльники, бросание предметов, хватание за волосы — все это часто даже не берут в расчет. В итоге в процессе работы на сеансах начинают всплывать эти подробности постепенно.