Почему потухла звезда LavkaLavka и как Акимов намерен реабилитироваться

ForbesБизнес

Как основатели фермерского проекта LavkaLavka похоронили бизнес и деньги инвесторов

Варвара Селизарова

Борис Акимов (Фото DR)

Бывший журналист «Афиши» и «Сноба» Борис Акимов стал первопроходцем рынка доставки фермерских продуктов: в 2009 году вместе с партнерами он открыл интернет-магазин LavkaLavka и за пять лет превратил его в проект с годовой выручкой 250 млн рублей. В 2017 году выручка компании упала до 27 млн рублей в год, она накопила долги перед сотрудниками и поставщиками и в итоге оказалась в предбанкротном состоянии. Акимов вышел из проекта и перебрался в деревню, чтобы развивать свою ферму и ресторан. Forbes разобрался, почему потухла звезда LavkaLavka и как Акимов намерен реабилитироваться с новым проектом.

Борис Акимов встречает корреспондента Forbes в Переславле-Залесском, небольшом городе в Ярославской области, и везет в деревню Княжево, где живет и развивает бизнес с 2020 года. Часть пути пролегает по участку, который напоминает ралли: машину постоянно кидает из стороны в сторону, а вырывающиеся из-под колес комья грязи покрывают лобовое, заднее и боковые стекла. Это не смущает семилетнюю дочь Акимова Марфу, которая улюлюкает на всю округу, высунувшись из окна. Сам Акимов тоже поразительно спокоен: маневрируя среди гигантских грязевых луж, он увлеченно делится своими успехами: «Мы уже почистили местный пруд, дорогу восстанавливаем. Если бы не наша активность, деревня, скорее всего, умерла бы, как это случилось с соседней».

43-летний Борис Акимов производит впечатление активного, харизматичного человека. В России он известен как сооснователь сети фермерских лавок, онлайн-магазина и ресторанов LavkaLavka, а также масштабных проектов — фестивалей в Териберке и фермерского рынка под Тулой. Последний, впрочем, так и не стал успешным проектом: Акимов с партнерами не смогли выйти на планируемую выручку и в итоге в 2018 году получили десятки судебных исков от подрядчиков и поставщиков. Умерла и LavkaLavka: пока Акимов развивал рынок под Тулой, свои позиции в нише фермерских магазинов нарастил «ВкусВилл». Не выдержав конкуренции, в 2018 году LavkaLavka закрыла большую часть своих магазинов. Последние три перешли к ранним инвесторам компании, Дмитрию Немировскому и Павлу Гриншпуну, которые сейчас развивают их под брендом «Влавке».

После череды неудач Акимов осел в деревне Княжево, где его родители владели 25 сотками земли и старым деревянным домом. Теперь он развивает там ферму с уткам, курами, коровами, свиньями, козами и ослицей Марусей, а также летний ресторан «Еда и ферма». Параллельно бизнесмен строит в Ярославской области сообщество местных предпринимателей и специалистов «Счастливые». Сейчас у него есть свое приложение, где можно найти около 150 пасечников, производителей лоскутных одеял, игрушек, колбасы и сыров.

Борис Акимов с женой Ольгой (Фото DR)

Правильный выбор

Акимов родился в Москве в семье доктора химических наук и художницы. Кроме него, родители воспитывали еще четверых детей. В 1990-е годы зарплаты ученого перестало хватать на содержание многодетной семьи, и отец Акимова запустил свой бизнес по производству компьютерных чипов. Он не был «сильно успешным», но на еду денег хватало, признается Акимов.

После школы он начал работать журналистом и несколько лет писал для «Сноба», «Афиши», GQ и Rolling Stone. Бизнесменом в 2009 году Акимов стал случайно. Разочаровавшись в качестве товаров в супермаркетах, он увлекся фермерскими продуктами: много ездил по рынкам, общался с фермерами. Прознав про эту привычку Акимова, друзья начали просить его привезти продукты и им. Вскоре он создал в «Живом Журнале» страницу LavkaLavka и стал принимать заказы централизованно. Акимов покупал товары у фермеров на московских рынках и перепродавал с наценкой.

Помогать предпринимателю вызвался друг, IT-специалист Александр Михайлов. Через несколько месяцев к ним присоединился еще один товарищ — Василий Пальшин, который разбирался в продажах. Партнеры зарегистрировали ООО «Лавка», по 35% в котором отошли Михайлову и Акимову, 30% — Пальшину. Акимов стал гендиректором компании и отвечал за продвижение. Операционной деятельностью занимался Пальшин, финансами — Михайлов.

Товары в LavkaLavka стоили в разы дороже, чем в обычных супермаркетах, признается Акимов. Но спрос на них был: к концу первого года работы, с его слов, годовая выручка компании приблизилась к 1 млн рублей. По словам основателя проекта «Ешь деревенское» Ильи Елпанова, LavkaLavka была уникальным проектом, а ее основатели стали первопроходцами на рынке фермерских продуктов: «Он [Борис Акимов] раньше всех заметил этот парадокс: огромное количество жителей мегаполиса пытается сделать правильный выбор в сторону настоящих продуктов. Но при этом эти продукты выбрать сложно, затратно по времени и другим ресурсам, да и порой не из чего».

В 2010 году партнеры запустили полноценный интернет-магазин и первую оффлайн-точку с фермерскими товарами на территории завода «Арма» на Курской. В следующем году бизнес разросся еще двумя представительствами — в Санкт-Петербурге и Калининграде. Продукты LavkaLavka закупала у фермеров со всей России.

Отчетности по ООО «Лавка» в базе СПАРК нет. В марте 2012 года месячный оборот компании составлял 10 млн рублей, рассказывал Акимов «Ведомостям». В конце того же года команда запустила первое кафе с фермерскими блюдами — при лавке на «Арме» (в 2014 году помещение кафе и лавки сгорело), а в 2014 году открыла полноценный ресторан на Петровке.

К концу 2014 года, кроме ресторана и кафе, компания насчитывала четыре розничных магазина. Ее структура приросла новыми юрлицами: «Лавка Кооператив», «Лавка в Питере», «Лавка НН» и «Лавкалавка». Кроме Акимова, Михайлова и Пальшина, в этих компаниях появились и другие совладельцы. Новые точки зачастую в партнерстве с основателями открывали «поклонники LavkaLavka и самого Акимова», говорит Павел Гриншпун, бывший коллега Бориса по Rolling Stone и «Снобу» и один из ранних инвесторов LavkaLavka. В 2009 году Гриншпун, по его словам, вложил в развитие бизнеса 300 000 рублей. По данным СПАРК, в 2013 году он получил 6% ООО «Лавкалавка» (впоследствии его доля неоднократно менялась).

Отчетности по большинству новых юрлиц сети LavkaLavka в СПАРК тоже нет. В 2014 году суммарная выручка проекта составила четверть миллиарда рублей, писал vc.ru со ссылкой на внутреннее медиа LavkaLavka. По словам Гриншпуна, 2014 год стал лучшим для бизнеса: «Компания находилась на хайпе, о ней все знали».

В 2015 году LavkaLavka подписала договор с IKEA и в декабре открыла фермерский рынок в «Меге» в Химках. Все объекты на территории рынка возводились на деньги инвесторов, говорит Гриншпун. Среди них был, например, Евгений Сируль и Дмитрий Немировский. По данным СПАРК, в 2016-2018 годы они стали совладельцами LavkaLavka. Немировский, по собственным словам, вложил в проектах в Химках 7,5 млн рублей.

Летний ресторан «Еда и ферма» (Фото DR)

Разбудить сообщество

В беседе с Forbes Акимов вспоминает, что успех LavkaLavka «драйвил» его и заставлял запускать новые проекты. В 2015 году он решил заняться восстановлением села Териберка в Мурманской области. После выхода фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева оно стало символом российского захолустья, беспросветности и тоски. Посетив село, Акимов, по его собственным словам, захотел превратить его в «райское место» с аквафермами, гостиницами и кафе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Вайб», brain rot и manifest: как слова 2024 года отражают наши страхи и надежды «Вайб», brain rot и manifest: как слова 2024 года отражают наши страхи и надежды

Как через слова люди реагируют на текущие вызовы и изменения?

Forbes
«Сестра сказала, что ей противно меня трогать»: вебкам-модель о своей работе «Сестра сказала, что ей противно меня трогать»: вебкам-модель о своей работе

Мы поговорили с вебкам-моделью Машей (имя изменено) и узнали детали ее работы

Playboy
Трое в лодке: на ком лежит ответственность за кибербезопасность Трое в лодке: на ком лежит ответственность за кибербезопасность

Кто виноват в том, что хакерам удалось провести успешную кибератаку?

Forbes
Вокалиста Therr Maitz Виктория Жук: «Есть планы записать сольный сборник» Вокалиста Therr Maitz Виктория Жук: «Есть планы записать сольный сборник»

Виктория ЖУк — как создаются новые аранжировки для популярных треков

Cosmopolitan
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Музей вошел в моду Музей вошел в моду

Как менялся подход к выставкам моды

Weekend
«Мы верны духу, а не букве»: как Михаил Зыгарь снимает взрослый сериал по сказкам Пушкина «Мы верны духу, а не букве»: как Михаил Зыгарь снимает взрослый сериал по сказкам Пушкина

Михаил Зыгарь о своем замысле перевести сказки Пушкина на киношный язык

GQ
Доктор Лиза: о жизни, о смерти, о любви Доктор Лиза: о жизни, о смерти, о любви

Отрывки из личного дневника Елизаветы Глинки — о жизни и смерти, о любви

Cosmopolitan
«Канувшие в Лету»: графические форматы, о которых мало кто помнит «Канувшие в Лету»: графические форматы, о которых мало кто помнит

Первые графические стандарты

VC.RU
5 ошибок Анастасии Постригай, основательницы OpPopArt 5 ошибок Анастасии Постригай, основательницы OpPopArt

Компании нельзя делать финансовые отчеты на коленке, а основателю — быть робким

Inc.
«Моя сестра притворилась беременной, чтобы вернуть бывшего» «Моя сестра притворилась беременной, чтобы вернуть бывшего»

На что только не идут некоторые женщины, чтобы снова сойтись с партнером

Psychologies
Доктор-робот: 10 мобильных приложений для здоровья Доктор-робот: 10 мобильных приложений для здоровья

Эти приложения точно лучше поиска в "гугле"

Playboy
Сёстры Кривошляповы: страшная судьба первых сиамских близнецов в СССР Сёстры Кривошляповы: страшная судьба первых сиамских близнецов в СССР

Сестры Кривошляповы прожили рекордно долгую для сиамских близнецов жизнь

VOICE
От электронных биде до кабинок без дверей: краткий гид по общественным туалетам разных стран От электронных биде до кабинок без дверей: краткий гид по общественным туалетам разных стран

Посещение туалета за рубежом может превратиться в целое приключение

СНОБ
10 удивительных должностей при дворе Елизаветы II (и сколько за них платят) 10 удивительных должностей при дворе Елизаветы II (и сколько за них платят)

Британской королевской семье требуются люди на очень странные должности

Cosmopolitan
Диабет, болезни сердца и еще 2 проблемы со здоровьем, которые возникнут, если часто есть пиццу (но вред можно снизить) Диабет, болезни сердца и еще 2 проблемы со здоровьем, которые возникнут, если часто есть пиццу (но вред можно снизить)

Увлечение фастфудом опасно, но это не значит, что нужно от него отказаться

Playboy
В Баргузинском заповеднике исчезают сурки В Баргузинском заповеднике исчезают сурки

Прибайкальский черношапочный сурок исчезает

Наука и жизнь
Как выжить в тюрьме: советы звезд из-за решетки Как выжить в тюрьме: советы звезд из-за решетки

Рекомендации знаменитостей, оказавшихся за решеткой

Maxim
Физики впервые смоделировали адроны на квантовом компьютере Физики впервые смоделировали адроны на квантовом компьютере

Физики вычислили массы легчайших адронов

N+1
Чудеса из ничего. Как живет и работает Астраханский ТЮЗ Чудеса из ничего. Как живет и работает Астраханский ТЮЗ

Детские театры: кто в них работает, что там ставят и чем они удивляют

СНОБ
Дмитрий Бозин. Уроки волшебства Дмитрий Бозин. Уроки волшебства

Дмитрий Бозин — о своем театральном пути и целях

Коллекция. Караван историй
Трение человеческой кожи оказалось идеальным для щелчков пальцами Трение человеческой кожи оказалось идеальным для щелчков пальцами

Ученые исследовали процесс щелкания человеком пальцами

N+1
10 способов ускорить утренние сборы на работу 10 способов ускорить утренние сборы на работу

Можно ли оптимизировать процесс сбора на работу?

Psychologies
Как подобрать цвет волос под цвет глаз? Найди свое идеальное сочетание! Как подобрать цвет волос под цвет глаз? Найди свое идеальное сочетание!

Как подобрать идеальный цвет волос под цвет глаз

VOICE
«Уходя — уходи»: как отпустить тех, кого мы любили «Уходя — уходи»: как отпустить тех, кого мы любили

Почему так сложно пережить расставание?

Psychologies
Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко» Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко»

Отрывок из биографии Петра Петровича Кащенко

СНОБ
Спи, не бойся Спи, не бойся

Чего обычно боятся и мужчины, и женщины в сексе и как себя успокоить?

Cosmopolitan
Под штукатуркой в британском поместье нашли настенные росписи XVI века Под штукатуркой в британском поместье нашли настенные росписи XVI века

Три стены комнаты поместья полностью украсили еще во времена Тюдоров

N+1
Как звезд и блогеров наказывают за дерзкие фото у храмов — доходит до тюрьмы! Как звезд и блогеров наказывают за дерзкие фото у храмов — доходит до тюрьмы!

О героях нашей подборки говорила вся страна — из-за фото и видео на фоне храмов

Cosmopolitan
Марина Жигалова: «Сплоченность команды Independent Media — наша сила» Марина Жигалова: «Сплоченность команды Independent Media — наша сила»

Интервью с предпринимательницей Мариной Жигаловой о современных СМИ

Cosmopolitan
Открыть в приложении