Как дизайнер-самоучка из Таджикистана стал создателем персонажей для Marvel, Lucasfilm и Спилберга
Двадцать лет назад Джама Джурабаев ночевал в картонных коробках на полу турецкого интернет-клуба, где работал администратором. Сегодня он один из самых востребованных концепт-дизайнеров мира, который создает облик персонажей для вселенных Marvel и Джорджа Лукаса, а среди его постоянных заказчиков — Стивен Спилберг
«Мой сын, который живет в Таджикистане, рассказывает друзьям в школе, что Аладдина из нового фильма нарисовал его папа. Но потом жалуется мне: говорит, никто ему не верит, — рассказывает Джама Джурабаев Forbes. — Вообще мало кто верит, что простой парень из Таджикистана может придумывать образы для Голливуда». Но он это делает. История Джурабаева сама похожа на сценарий голливудского фильма: он бежал от последствий гражданской войны в родном Таджикистане, страдал от нужды в Турции, вернулся домой, где начал карьеру графического дизайнера, а потом внезапно получил письмо от Microsoft. Дальше события развивались стремительно: предложения от нескольких топовых анимационных студий в Лондоне, переезд в Англию, работа на Гая Ричи и Стивена Спилберга, от которого Джама лично получал похвалы за свое творчество. Джурабаев не скрывает, что парню из Душанбе было сложно пробиться на мировом анимационном рынке: «С другим гражданством, без профильного образования и с большой неуверенностью в себе я стартовал как бы на десять метров позади всех. Я просто очень много работал, сокращал пару метров отставания, и снова работал». Сейчас Джурабаев работает в статусе фрилансера, продолжая получать заказы от голливудских режиссеров, а также проводит мастер-классы по концепт-дизайну в кино. Все это может приносить ему до $800 000 дохода в год. Такую цифру называет источник в окружении дизайнера и подтверждает эксперт.
Ребенок войны
Джама Джурабаев родился в 1980 году в Душанбе. Семья была творческой: отец — танцовщик классического балета, а затем балетмейстер в главном музыкальном театре страны — Таджикском государственном академическом театре оперы и балета имени Садриддина Айни, мать — художник по свету в местном кукольном театре. Детство Джурабаева пришлось на развал Советского Союза. Тогда профессии его родителей стали невостребованными — им сократили зарплаты, участились задержки выплат. «Мама в какой-то момент трудилась одновременно на трех работах», — вспоминает Джурабаев.
Джама любил рисовать, но по-настоящему привлекали его компьютерные игры. Поначалу он играл на маленьком домашнем компьютере «Хоббит», а затем на приставках у друзей опробовал игровые хиты 90-х — Contra, Doom, Mortal Kombat. Увлечение так его поглотило, что в седьмом классе он уговорил маму перевести его из школы без компьютерного класса в соседнее учебное заведение, где такой класс был. «Я даже придумал липовую причину — сказал, что меня обижают одноклассники. Все ради того, чтобы иметь доступ к компьютерным игрушкам», — объясняет он.
Вымышленную войну на экране монитора сменила реальная гражданская война в Таджикистане. Вооруженный конфликт между сторонниками центральной власти и оппозиционными группировками начался в августе 1992 года, когда Джурабаеву было 12 лет. «Люди с автоматами, перестрелки и постоянный ужас», — описывает Джама то время.
В 1994 году, когда открытый конфликт прекратился, в Таджикистане стали открывать турецкие общеобразовательные лицеи-интернаты. Школьники могли учиться в них, а потом на льготных условиях поступать в университеты в Турции. Однажды преподаватель одного из таких лицеев в Душанбе пришла в школу, где учился Джурабаев, и рассказала об этой возможности. «У меня не было сомнений, что из Душанбе надо уезжать. В тот же день я втихаря пошел сдавать туда экзамены, а уже когда поступил, рассказал все маме и папе», — описывает он. Родители были не против такого решения сына.
Спустя четыре года обучения в лицее Джурабаев поступил на бюджетное место в Ближневосточный технический университет (METO) в Анкаре. Факультет поначалу выбрал программистский — подтолкнуло давнее увлечение компьютерными играми, но через полтора года заскучал и перевелся на авиационный факультет. В выборе помогло еще одно детское хобби — конструирование моделей самолетов.
Чтобы совершить этот переход, Джаме пришлось перейти со второго вновь на первый курс. Турецко-таджикская партнерская программа не предусматривала таких перемещений: на бюджетные средства студенты могли проучиться только четыре года, и Джурабаева обязали оплатить задержку. Один семестр обучения стоил порядка $600. Его родителям и брату Шеру, который к тому времени открыл в Душанбе свое небольшое рекламное агентство TAG, оплата давалась с трудом. «Я помню постоянное безденежье. Казалось, это никогда не закончится», — признается он.
Чтобы помочь семье, 18-летний Джама устроился администратором в турецкое интернет-кафе. Платили там немного, но работа помогала экономить на оплате съемной квартиры: Джурабаев переселился прямо в офис. «У меня было штук десять огромных коробок от компьютерных мониторов. Из них я сделал себе кровать. Хозяин не возражал – говорил: «Главное — делай свою работу»», — рассказывает он.
В свободное время Джурабаев играл в игры, а потом открыл для себя Adobe Photoshop. Стал создавать в программе рисунки, экспериментировать с цветокоррекцией, а затем принялся изучать по статьям в интернете процесс создания анимации в Adobe Flash. Именно тогда, по словам Джамы, у него возник интерес к дизайну.
Судьбоносные кастрюли
Кое-как Джурабаев смог дотянуть до окончания университета. Сразу после выпуска у него истек срок действия студенческой визы, и в 2004 году он вернулся в родной Душанбе. Джама уже разбирался в Photoshop, поэтому без труда устроился в небольшую дизайн-студию, название которой уже не помнит, и стал придумывать логотипы, верстать визитки и презентации для клиентов — местных небольших компаний.
Через четыре месяца ему позвонил одноклассник из Турции и предложил присоединиться к команде дизайн-студии в городе Мараш у границы с Сирией. Он согласился, даже не дослушав: экономика родной страны еще не оправилась после войны, поэтому перспектив для себя художник там не видел.
Место для офиса выбрали не случайно: Мараш — один из промышленных центров Турции, а значит, в нем можно рассчитывать на корпоративные заказы, рассудили основатели. Разработка брендбуков и логотипов для промышленников стала приносить им в совокупности около $1 000 прибыли в месяц. Этих денег, правда, хватало только на еду и закупку необходимых для работы материалов и оборудования.
В один прекрасный день в студию обратился производитель нержавеющих кастрюль и тефлоновых сковородок, который заказал фотосессию новой линейки своей продукции. «Шеф ударил с ним по рукам, а после того, как клиент ушел, я спросил: «Ну и как ты собираешься проводить фотосессию, когда в поверхности кастрюль все отражается?». Он похлопал меня по плечу и сказал: «Джама, ты сможешь, я в тебя верю». Мне кажется, это фраза преследует меня уже 15 лет», — смеется дизайнер.