Как цистерна стала гаджетом
Технические виды спорта — это всегда не только соревнование, но и демонстрация технологий. Технологий перспективных, тех, которые однажды найдут применение в нашей повседневной жизни и изменят ее к лучшему. Ралли-рейд «Шелковый путь», проводимый ежегодно с 2009 года, является тому отличным подтверждением.
В этом году этапы ралли-рейда проводились исключительно на территории России: грузовики и внедорожники соревновались в основном на спецучастках, проложенных в степных и полупустынных районах Нижней Волги и Калмыкии. За несколько дней до финиша в Москве «ПМ» посетила бивуак ралли-рейда, устроенный рядом с международным аэропортом Волгограда Гумрак. Лагерь, заполненный не совсем привычного вида автотехникой, постоянно находится в движении. Вот выстроилась очередь на заправку — машины, недавно пришедшие «с полей» и покрытые местами сцементировавшейся глиной, подъезжают бензовозу с вмонтированной топливной колонкой. А поодаль человек в водонепроницаемом костюме тщательно моет свой гоночный грузовик, расстреливая мощной струей воды забившийся в полости грунт. На стоянке команды «Камаз-Мастер» — кипучая деятельность по техобслуживанию автомобилей. Перед нами знаменитый газодизельный «Камаз». Машина участвует в ралли уже не первый год и является демонстратором технологии частичной замены дизельного топлива метаном. Оба топлива в двигателе работают совместно. Зажигание происходит по дизельному методу, то есть в результате сжатия дизельно-воздушной смеси. Однако к этой смеси в пропорции 3:7 добавляется смешанный с воздухом метан. Впрочем, мотор способен работать и в чисто дизельном режиме. А что же дает в таком случае режим гибридный? Во-первых, газ дешевле дизельного топлива, во-вторых, его сжигание является более чистым процессом с точки зрения экологии.
Газ дизелю помощник!
«Есть много предубеждений в отношении газа как топлива, — говорит Сергей Куприянов, пилот гибридного «Камаза». — Говорят, что газовые баллоны на борту — это опасно, что применение газа в автомобильном двигателе ухудшает его характеристики, плохо сказывается на динамике автомобиля. Мы здесь, на ралли, каждый день показываем, что в сложнейших, экстремальных условиях эта схема работает, она безопасна и не ухудшает характеристики автомобиля, а совсем наоборот. При работе в гибридном режиме улучшается динамика, двигатель стабильнее работает на низких оборотах. Кроме того, даже в условиях, когда борьба идет не за литры горючего, а за километры и секунды, мы все равно отмечаем серьезную экономию дизельного топлива».