Zildjan 15 поколений строила компанию и ее ударные покупают музыканты всего мира

VC.RUБизнес

Из Константинополя в США: история производителя ударных тарелок Zildjian длиной 400 лет

Zildjan 15 поколений строила компанию и стала старейшим семейным бизнесом в США.

Daria Prokofieva

1280
Фабрика Zildjian в Норвеле, Массачусетс. Каяна Шимчак

На протяжении всей истории Zildjian управляли только члены семьи, передавая друг другу секреты производства. Сначала компания создавала музыкальные инструменты для турецких султанов, затем вышла на мировой рынок. К 20 веку Zildjian стала лидером на рынке ударных тарелок — и сохраняет этот статус до сих пор.

В основе успеха Zildjian лежит такой принцип: чтобы производить новые линейки тарелок, нужно дружить с музыкантами, знать их потребности и следить за изменениями в музыке. Товары компании выбирали барабанщики The Rolling Stones, Blink-182, Green Day, «Zемфиры», «Алисы» и других групп.

Турецкий период Zildjian: от янычаров до Вагнера

Как алхимик открыл своё производство кимвал

История компании началась в 17 веке в Константинополе (современный Стамбул). Алхимик и кузнец Аведис жил в Саматье, армянском квартале города. Как алхимик, он экспериментировал со сплавами, чтобы получить золото.

В 1618 году вместо золота Аведис получил сплав меди и олова с небольшим добавлением серебра, который по-особому звучал. Он подходил для кимвал — предшественников современных ударных тарелок. Но металл из этого сплава был хрупким, и тогда Аведис разработал особый метод ковки, который позволял сделать тонкие и прочные кимвалы, сохранив чистый глубокий звук.

Султан Осман II пригласил Аведиса ко двору и поручил ему создавать кимвалы для мехтера — музыкального ансамбля янычаров, военной элиты Османской империи. Звук кимвал вселял боевой дух во время сражений и устрашал соперника.

Мехтер исполнял не только военную музыку, он играл и при дворе султана. Также музыканты отбивали сложный ритм, когда мехтер играл с башен дворца перед утренней молитвой и после вечерней. Кроме того, пальчиковыми кимвалами могли пользоваться танцовщицы в гареме. Помимо султанских мехтеров, турецкие кимвалы в 17 веке использовали во время богослужений в греческой и армянской церквях.

1280
Исполнители мехтер. Второй слева — игрок на кимвале. The Janissary Archives

Слава о кимвалах Аведиса распространялась. За это султан даровал ему фамилию Зилджан (Zildjian), что означало «сын изготовителя кимвал».

В 1623 году султан благословил Аведиса и позволил ему открыть в городе собственное производство кимвал. Аведис открыл его в Саматье. C тех пор рецепт сплава и технологию производства члены семьи хранят в тайне и лично обучают каждое следующее поколение.

Аведис передал знание своему сыну в 1651 году. Дальше по традиции рецепт наследовал старший мужчина в роду по прямой линии, хотя в силу обстоятельств управление могли передавать братьям или племянникам.

Выход на европейский рынок

О том, как развивалось дело Зилджана в первые 200 лет после открытия, известно немногое. Следующим важным этапом стало руководство Аведиса II. Он унаследовал компанию от своего отца Арутюна и управлял ей до 1865 года.

В 18 веке спрос на кимвалы появился и в Европе. Композиторы Моцарт, Гайдн, Глюк ввели их звучание в оркестровую музыку. В середине 19 века Берлиоз и Вагнер использовали именно продукцию ZIldjian для военных и духовых оркестров.

Популярность кимвал в Европе росла, а внутренний турецкий рынок сократился. К 19 веку янычары утратили статус военной элиты, многие из них стали торговцами и ремесленниками. Тем не менее янычары вмешивались в политику, устраивали восстания против военных реформ, даже убили нескольких султанов. В 1826 году султан Махмуд II после очередного бунта распустил корпус янычаров, вместе с которым исчезли и мехтеры.

Аведис II решил использовать европейский спрос на кимвалы и сложности на турецком рынке: в 1851 году он отправился на первую Всемирную промышленную выставку в Лондоне, чтобы лично представить тарелки Zildjian. Для путешествия он даже построил собственную шхуну.

Aведис II продолжал вывозить кимвалы на выставки в Париж и Лондон, где они получили признание за высокое качество. После выставок Zildjian стала главным поставщиком кимвал в Европу.

Ранее знак Zildjian вручную наносили на каждую тарелку чернилами, чтобы каждый экземпляр был уникальным, как произведение искусства. Аведис II понял, что чернильная надпись стирается, а с ней исчезает и имя компании. Поэтому он начал ставить на тарелках долговечное фирменное клеймо.

1280
Клеймо Zildjian примерно 1970-х годов. Reverb

После Аведиса II компанией управлял его брат Кероп — в 1865–1909 годах. Он экспортировал в Европу 1300 пар кимвал в год.

В то время Zildjian изготавливала ударные тарелки только на заказ. Перед отправкой их выдерживали около шести месяцев: металл должен был «осесть» и состариться, чтобы инструмент звучал правильно, «сырые» тарелки звучали нечётко.

Основными клиентами Zildjian были торговцы музыкальными инструментами, которые оставляли предзаказы до того, как находили покупателей на товар. Таким образом, рисковала не Zildjian, а закупщики.

1280
Кероп Зилджан. При нём продукция Zildjian выигрывала медали и сертификаты на выставках в Париже, Вене, Чикаго, Бостоне, Болонье. Zildjian

В 1909 году, за год до смерти, Кероп передал секрет производства и управление племяннику Араму. Того изгнали из Турции за покушение на султана — и он поселился в Бухаресте, где открыл вторую фабрику Zildjian.

В 1910-е годы крупным импортёром ударных тарелок стали США: в средних школах ввели музыкальное образование, развивался джаз. Но Арам Зилджан не мог использовать возможности рынка в полной мере: он не говорил по-английски и у него не было деловых контактов в США.

Только в 1926 году Араму предложила сотрудничать нью-йоркская Fred Gretsch Company, которая производила ударные инструменты и работала с дилерами в США. У Fred Gretsch не было своих ударных тарелок, поэтому она предложила стать эксклюзивным дистрибьютором Zildjian. Арам согласился на контракт.

Zildjian в США

Аведис III Зилджан: сила компании — дружба с музыкантами

В конце 1920-х Арам Зилджан хотел передать управление своему племяннику Аведису III: он был единственным старшим прямым наследником. Аведис III уехал из Турции в США в 1909 году. Он работал на конфетной фабрике в Бостоне, а затем открыл там же собственную. Получив предложение от дяди, он не хотел уезжать из США, чтобы заниматься семейным бизнесом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Нужна конфиденциальность — не вступайте в программу лояльности»: какие покупательские данные может собирать супермаркет «Нужна конфиденциальность — не вступайте в программу лояльности»: какие покупательские данные может собирать супермаркет

Монетизация данных о клиентах — это ещё один источник дохода для компаний

VC.RU
Одна вокруг света: Робин Гуд Дикого Запада и кусочек родины в Вайоминге Одна вокруг света: Робин Гуд Дикого Запада и кусочек родины в Вайоминге

107-я серия о кругосветном путешествии Ирины Сидоренко и ее собаки Греты

Forbes
Дамы догоняют кавалеров: рынок франчайзинга близок к гендерному паритету Дамы догоняют кавалеров: рынок франчайзинга близок к гендерному паритету

Женщины фактически сравнялись с мужчинами на рынке франчайзинга

Forbes
«Чахотка: другая история немецкого общества» «Чахотка: другая история немецкого общества»

Отрывок из книги Ульрике Мозер «Чахотка: другая история немецкого общества»

N+1
В космосе обнаружили разрушительное явление, которому нет равных по масштабу В космосе обнаружили разрушительное явление, которому нет равных по масштабу

В просторах Вселенной разворачиваются драмы поистине космического масштаба

Inc.
Пока все дома Пока все дома

Анджелина Джоли впервые пустила в свой дом журналистов!

Grazia
Мэтью Макконахи: «В восемнадцать меня избили до беспамятства, швырнули в автофургон и надругались» Мэтью Макконахи: «В восемнадцать меня избили до беспамятства, швырнули в автофургон и надругались»

Отрывок из мемуаров Мэтью Макконахи «Зеленый свет»

GQ
Бодипозитив: свобода быть собой Бодипозитив: свобода быть собой

Бодипозитив ассоциируется у многих исключительно с отталкивающей картинкой

Psychologies
Семь грехов памяти: почему забытые слова вертятся на языке Семь грехов памяти: почему забытые слова вертятся на языке

Дэниел Шектер изучает ошибки памяти и разделяет их на несколько категорий

Forbes
Трудно быть боссом Трудно быть боссом

Типичные ошибки, которые совершают начинающие руководители: как их избежать?

Cosmopolitan
«Ельцин был человеком миссии». Георгий Сатаров о первом президенте России «Ельцин был человеком миссии». Георгий Сатаров о первом президенте России

Георгий Сатаров: Ельцин был компромиссным человеком и в жизни, и в политике

СНОБ
Джастин Тимберлейк в «Палмере» примеряет на себя амплуа разочарованного социопата Джастин Тимберлейк в «Палмере» примеряет на себя амплуа разочарованного социопата

«Палмер» — драматическая картина о дружбе

GQ
Рассказ Юрий Беккера «Не/праздничная история» Рассказ Юрий Беккера «Не/праздничная история»

Юрий Беккер написал рассказ о любви в Москве в наши дни

СНОБ
Японцы понаблюдали за объедающими друг другу крылья самками и самцами азиатского таракана Японцы понаблюдали за объедающими друг другу крылья самками и самцами азиатского таракана

Ученые: после спаривания азиатские тараканы избавляют друг друга от крыльев

N+1
Михаил Башкатов: «Хочу быть в действии каждую секунду!» Михаил Башкатов: «Хочу быть в действии каждую секунду!»

Шоумен Михаил Башкатов о семейных ценностях и важной роли юмора в жизни

Лиза
Lada Niva Travel: испытываем машину времени Lada Niva Travel: испытываем машину времени

Идеальный автомобиль для неидеальной жизни

Maxim
Как выжить в офисе, если офис дома? Как выжить в офисе, если офис дома?

Что необходимо, чтобы создать гармоничное пространство для жизни и работы?

Домашний Очаг
Что принесет удачу знакам зодиака: твой счастливый камень, день, число и цвет Что принесет удачу знакам зодиака: твой счастливый камень, день, число и цвет

Полный астрогид, который поможет стать настоящим везунчиком

Cosmopolitan
Менуэт Менуэт

Новая парода кошек, названная в честь Наполеона

Weekend
Фаина Павловна и ее «честная» сумочка Фаина Павловна и ее «честная» сумочка

История о детском саду, соседке и маленькой сумочке

Psychologies
Лондонская тюрьма для должников, куда можно было угодить на 30 лет за небольшой долг Лондонская тюрьма для должников, куда можно было угодить на 30 лет за небольшой долг

В середине XIX века в Англии с должниками обращались в высшей степени сурово

Maxim
Mazda CX-30: модель минус-сайз Mazda CX-30: модель минус-сайз

Самая обаятельная и привлекательная Mazda CX-30!

Maxim
Ночницы не почувствовали сладкого несмотря на наличие нужных рецепторов Ночницы не почувствовали сладкого несмотря на наличие нужных рецепторов

Почему ночницы утратили способность воспринимать сладкое

N+1
«Дом стоит, свет горит. Я окей»: каким получился новый альбом Земфиры «Дом стоит, свет горит. Я окей»: каким получился новый альбом Земфиры

Рецензия на новый альбом Земфиры «бордерлайн»

РБК
Кишечная палочка сделала мышей плохими матерями Кишечная палочка сделала мышей плохими матерями

Штамм кишечной палочки заставил мышей меньше ухаживать за потомством

N+1
Как говорить, чтобы тебя все слушали Как говорить, чтобы тебя все слушали

Как сделать так, чтобы тебя слушали в любой компании из 2, 17 и 639 человек

Maxim
Шок-система: нарасти полкило мышц за 1 час в неделю Шок-система: нарасти полкило мышц за 1 час в неделю

Шоковая система тренировок!

Maxim
Платья-кольчуги, модная революция и «Барбарелла»: что нужно знать о дизайнере Пако Рабане Платья-кольчуги, модная революция и «Барбарелла»: что нужно знать о дизайнере Пако Рабане

Пако Рабан — основатель модного футуризма шестидесятых

Esquire
Живые души Живые души

«Гоголь-центр»: портрет театра на фоне перемен

Weekend
6 принципов воспитания от мам XXI века 6 принципов воспитания от мам XXI века

Какие ценности передадут своим детям мамы поколения Y и Z

Psychologies
Открыть в приложении