История Петербургского общества авангардистов

Культура.РФИстория

История «Союза молодежи»

Автор: Ирина Малахова

0:00 /
639.429
Михаил Матюшин. Движение в пространстве (фрагмент). 1922. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Самым крупным объединением авангардистов в начале XX века было общество «Бубновый валет». Однако во многом его опередила группа «Союз молодежи», которая была зарегистрирована на полтора года раньше в Петербурге. У истоков «Союза молодежи» стояли меценат Левкий Жевержеев и молодые художники-экспериментаторы — Иосиф Школьник, Валентин Быстренин, Елена Гуро, Михаил Матюшин. Именно «Союз молодежи» организовал первый показ «Черного супрематического квадрата» Казимира Малевича в футуристическом спектакле «Победа над Солнцем». Портал «Культура.РФ» знакомит с историей Петербургского общества авангардистов.

Первое объединение авангардистов

В апреле 1909 года в Петербурге проходила выставка «Импрессионисты», организованная художественно-психологической группой «Треугольник». В ней участвовали Иосиф Школьник, Елена Гуро, Михаил Матюшин, Георгий Якулов. Члены «Треугольника» работали в стиле импрессионизма и символизма, разрабатывали новые живописные приемы. Однако Матюшин критиковал основателя группы Николая Кульбина за «эклектичность, декадентство и врубелизм».

Вскоре после этой выставки Елена Гуро и Михаил Матюшин покинули «Треугольник» и создали новое общество под названием «Союз молодежи». К ним присоединились меценат Левкий Жевержеев, художники Эдуард Спандиков, Валентин Быстренин, Иосиф Школьник и другие. Творческая группа разместилась в мастерской в Замятином переулке. Ее участники приняли устав, текст которого опубликовали в справочной книге «Весь Петербург». Их целью было «ознакомление своих членов с современными течениями в искусстве, развитие в них эстетических вкусов путем совместных занятий рисованием и живописью, а также обменом мнений по вопросам искусства, и способствовать взаимному сближению лиц, интересующихся искусством».

16 февраля 1910 года «Союз молодежи» внесли в реестр обществ Петербурга — на полтора года раньше, чем объединение авангардистов «Бубновый валет». Позже обе группы тесно сотрудничали: организовывали выставки, ставили спектакли, обменивались опытом.

Неакадемические выставки и новаторские спектакли

У «Союза молодежи» не было четких ограничений по стилю, поэтому для выставок, которые организовывало общество, отбирали неакадемические работы символистов и неопримитивистов, кубистов и кубофутуристов. Среди них — пейзажи и натюрморты, написанные в духе европейского импрессионизма: «Женщина в скандинавском платке» Елены Гуро, «Натюрморт с желтой скатертью» Иосифа Школьника, «Танцовщица» Эдуарда Спандикова и многие другие произведения. С 1910 по 1914 год «Союз молодежи» провел выставки в Петербурге, Риге и Москве.

Большую популярность «Союз молодежи» получил благодаря своим спектаклям. В январе 1911 года его участники поставили народную драму из двух частей «Хоромные действа». Режиссером выступил Михаил Бонч-Томашевский, сценографом — Евгений Сагайдачный, а гримером и бутафористом — Михаил Ле-Дантю. Эскизы костюмов и декораций Владимира Татлина, Александра Гауша и Эдуарда Спандикова вошли в собрание мецената Жевержеева и сегодня хранятся в Русском музее и Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства.

Первая часть драмы «Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф» об императоре Петре I и царевиче Алексее вошла в историю русского театра как образец новаторского спектакля. Вместо сцены в зрительном зале установили три площадки, на каждой из которых разыгрывалось действие. Справа на помосте находился трон Максимилиана, слева — владения богини Венеры, а в центре страдал Адольф. Стены украсили лубочными картинками, а актеры-любители и музыканты все время обращались к посетителям. Артисты были загримированы и наряжены в яркие ярмарочные костюмы, да и само представление напоминало традиционные балаганы, популярные в России XVIII века.

Все почти роли пьесы исполнялись любителями, но, пожалуй, для пьесы это только выгодно. Актерская техника, «театральность» в современном значении слова, решительно не подошли бы к характеру лубочной трагедии». Лев Камышников, театральный критик

«Рыцари безумия»: диспуты и первый в мире театр футуризма

С 1912 по ноябрь 1913 года общество «Союз молодежи» организовывало диспуты — публичные ученые споры, на которых обсуждали новое искусство. «Союз» и тут опередил «Бубновый валет», который первый свой диспут провел на месяц позже. В январе 1912 года состоялась программная лекция одного из организаторов русского футуризма Сергея Боброва «Основы новой русской живописи. Русский пуризм», а в конце года выступили постимпрессионист Давид Бурлюк с докладом «Что такое кубизм» и писатель Владимир Маяковский с речью «О новейшей русской поэзии». Часто выступления были эпатажными.

Малевич, выступавший с докладом, был резок. Бросал такие фразы:
— Бездарный крикун Шаляпин…
— Вы, едущие в своих таратайках, вы не угонитесь за нашим футуристическим автомобилем!
— Кубисты, футуристы непонятны? — сказал Малевич. — Но что же удивительного, если Серов показывает… — он повернулся к экрану, на котором в это время появилась картинка из модного журнала.
Поднялся невероятный рев, пристав требовал закрытия собрания, пришлось объявить перерыв.
Алексей Крученых, «Первые в России вечера речетворцев»

Зал Троицкого театра миниатюр во время этих диспутов был заполнен до отказа, а в прессе потом появились скандальные статьи с заголовками «Рыцари безумия» и «Поэзия свихнувшихся мозгов».

В апреле 1912 года общество стало издавать первый в России журнал о современном искусстве — «Союз молодежи». Всего вышло три номера — это полторы тысячи сборников. В них печатали переведенные статьи из каталогов европейских выставок и зарубежной периодики, а также программы отечественных авангардистов: «Основы нового творчества и причины его непонимания» Ольги Розановой и трактат Вальдемара Матвея об искусстве стран Востока, Океании и Африки.

В последнем номере вышли произведения литературной группы поэтов-футуристов «Гилея». Вместе с ними «Союз молодежи» организовал театр «Будетлянин» — первый в мире театр футуристов. В 1913 году они поставили трагедию «Владимир Маяковский» и оперу Алексея Кручёных «Победа над Солнцем», где публика впервые увидела «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича.

Последние выставки «Союза молодежи»

«Союз молодежи» просуществовал без малого 10 лет. За это время его состав часто менялся. К 1913 году к группе присоединились художники Константин Дыдышко, Савелий Шлейфер, Анна Зельманова, Август Балльер и другие. Финансов «Союзу» не хватало: театральные проекты в основном оказывались убыточными, часто не было денег даже на гонорары артистам и художникам; регулярные выплаты получали только лекторы и авторы книг и спектаклей. Из-за постоянных конфликтов и начала Первой мировой войны общество практически прекратило свою деятельность.

В 1917 году Жевержеев, Спандиков и Школьник планировали организовать несколько выставок. В это время в группу вступили еще 17 художников, среди которых были Лев Бруни, Николай Тырса, Роберт Фальк и Аристарх Лентулов. Однако их творческое сотрудничество в послереволюционной стране длилось недолго, а выставка, запланированная на апрель 1918 года, так и не состоялась.

Последним мероприятием, в котором участвовали члены «Союза молодежи», была Первая государственная свободная выставка произведений искусства в 1919 году. В Зимнем дворце представили свои работы уже советские художники — Павел Филонов, Марк Шагал, Иван Пуни, Натан Альтман и Ольга Розанова. Позже некоторые из них эмигрировали во Францию.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Старение – это естественно, но не нормально

Популярная механика
Знание — сила Знание — сила

Большой дом в наших широтах нужнее, чем свободное пространство вокруг него

AD
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
В чем правда, Эбергард? «Немцы» - сериал, который ты должна посмотреть В чем правда, Эбергард? «Немцы» - сериал, который ты должна посмотреть

Сериал «Немцы» по мотивам романа получился самостоятельным произведением

Cosmopolitan
Точность классических часов оказалась прямо пропорциональна темпу производства энтропии Точность классических часов оказалась прямо пропорциональна темпу производства энтропии

Ученые: между точностью измерения времени и энтропией может быть линейная связь

N+1
Не экономьте на зарплате и не контролируйте котов: главные ошибки при работе с удаленной командой Не экономьте на зарплате и не контролируйте котов: главные ошибки при работе с удаленной командой

5 самых распространенных ошибок при работе с удаленной командой

Inc.
«Я мамина любимая дочка, и я никогда не буду счастлива в браке» «Я мамина любимая дочка, и я никогда не буду счастлива в браке»

У нежной любви и сильной привязанности дочери к матери есть и обратная сторона

Psychologies
Свадебные платья всех победительниц шоу «Холостяк»: чей образ оказался лучше? Свадебные платья всех победительниц шоу «Холостяк»: чей образ оказался лучше?

Екатерина Сафарова, Дарья Клюкина и другие красотки в свадебных платьях

Cosmopolitan
Залика Рид-Бента: Жареный плантан Залика Рид-Бента: Жареный плантан

Отрывок из сборника рассказов «Жареный плантан» Залики Рид-Бенты

СНОБ
«Сумерки» 13 лет спустя: как сегодня выглядят главные актеры саги «Сумерки» 13 лет спустя: как сегодня выглядят главные актеры саги

Как изменились главные актеры самой романтичной вампирской саги

Cosmopolitan
Солнце в машине: как ученые сделали еще один шаг к управляемой термоядерной реакции и почему это может изменить мир Солнце в машине: как ученые сделали еще один шаг к управляемой термоядерной реакции и почему это может изменить мир

В России запустили термоядерный реактор, не имеющий аналогов в мире

Forbes
Мама Нина и ее 512 снайперов: история Нины Петровой, ушедшей на фронт в 48 лет Мама Нина и ее 512 снайперов: история Нины Петровой, ушедшей на фронт в 48 лет

Каждый шаг Нины Павловны Петровой был подвигом

Cosmopolitan
155-килограммовая Тесс Холлидей страдает от анорексии: как это возможно? 155-килограммовая Тесс Холлидей страдает от анорексии: как это возможно?

Модель плюс-сайз Тесс Холлидей болеет анорексией, которая бывает только у худых!

Cosmopolitan
Зоологи научились разводить гигантских морских звезд-подсолнухов в неволе Зоологи научились разводить гигантских морских звезд-подсолнухов в неволе

Специалисты нашли способ разводить в неволе крупных морских звезд-подсолнухов

N+1
14 нелепейших женских мифов о мужчинах 14 нелепейших женских мифов о мужчинах

Женщины не так уж много знают про мужчин. Куда больше они придумывают!

Maxim
Поэты бессеребряного века. О новых книгах Евгения и Василия Поповых Поэты бессеребряного века. О новых книгах Евгения и Василия Поповых

«В поисках утраченной духовности». Книги отца и сына Поповых

СНОБ
Вопрос психологу: что такое метод системных расстановок и насколько он эффективен? Вопрос психологу: что такое метод системных расстановок и насколько он эффективен?

Что из себя представляет метод системных расстановок по Берту Хеллингеру

Esquire
Это по любви Это по любви

Отрывок из автобиографии вице-президента США Камалы Харрис

Vogue
12 наиболее самых лучших эпизодов «Южного Парка» 12 наиболее самых лучших эпизодов «Южного Парка»

Что именно стоит посмотреть из «Южного Парка»?

Maxim
Приготовьте спагетти по рецепту Донателлы Версаче Приготовьте спагетти по рецепту Донателлы Версаче

Освойте новое блюдо от дизайнера Донателлы Версаче

GQ
Искусственный сульфидный кластер подготовил молекулу азота к восстановлению Искусственный сульфидный кластер подготовил молекулу азота к восстановлению

Ученые нашли способ ослабить связь между атомами азота

N+1
Необычные секс-традиции Древней Индии Необычные секс-традиции Древней Индии

Кое-что из этого индусы практикуют до сих пор…

Maxim
Любимая стрекоза Сталина: трагическая судьба балерины Ольги Лепешинской Любимая стрекоза Сталина: трагическая судьба балерины Ольги Лепешинской

Судьба знаменитой балерины Ольги Лепешинской полна разными событиями

Cosmopolitan
«Дежурного я расцеловал, а больше никого нет» «Дежурного я расцеловал, а больше никого нет»

Как советские люди узнавали, что закончилась война

Weekend
В Канаде запустили приложение для управления выбором людей за деньги В Канаде запустили приложение для управления выбором людей за деньги

Кортни Смит создала приложение, позволяющее контролировать решения людей

Inc.
Сергей Жуков. Наивный мишка Сергей Жуков. Наивный мишка

Сергей Жуков: «Нет, все девчонки-юбчонки останутся в прошлом»

Коллекция. Караван историй
Дэйн ДеХаан рассказал GQ о самом мрачном сериале сезона по роману Стивена Кинга Дэйн ДеХаан рассказал GQ о самом мрачном сериале сезона по роману Стивена Кинга

Дэйн ДеХаан — о сериале «История Лизи» по бестселлеру Стивена Кинга

GQ
Прав ли Галилей? Прав ли Галилей?

Можно ли вращаться по инерции?

Наука и жизнь
10 актеров, неудачно порвавшие с привычным образом 10 актеров, неудачно порвавшие с привычным образом

Если рассудок и жизнь дороги вам, никогда не выходите из зоны комфорта!

Maxim
Огород на подоконнике: почему он вам нужен и как завести собственный Огород на подоконнике: почему он вам нужен и как завести собственный

Почему домашнее огородничество отличное занятие и как к нему подступиться?

Esquire
Открыть в приложении