История Петербургского общества авангардистов

Культура.РФИстория

История «Союза молодежи»

Автор: Ирина Малахова

0:00 /
639.429
Михаил Матюшин. Движение в пространстве (фрагмент). 1922. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Самым крупным объединением авангардистов в начале XX века было общество «Бубновый валет». Однако во многом его опередила группа «Союз молодежи», которая была зарегистрирована на полтора года раньше в Петербурге. У истоков «Союза молодежи» стояли меценат Левкий Жевержеев и молодые художники-экспериментаторы — Иосиф Школьник, Валентин Быстренин, Елена Гуро, Михаил Матюшин. Именно «Союз молодежи» организовал первый показ «Черного супрематического квадрата» Казимира Малевича в футуристическом спектакле «Победа над Солнцем». Портал «Культура.РФ» знакомит с историей Петербургского общества авангардистов.

Первое объединение авангардистов

В апреле 1909 года в Петербурге проходила выставка «Импрессионисты», организованная художественно-психологической группой «Треугольник». В ней участвовали Иосиф Школьник, Елена Гуро, Михаил Матюшин, Георгий Якулов. Члены «Треугольника» работали в стиле импрессионизма и символизма, разрабатывали новые живописные приемы. Однако Матюшин критиковал основателя группы Николая Кульбина за «эклектичность, декадентство и врубелизм».

Вскоре после этой выставки Елена Гуро и Михаил Матюшин покинули «Треугольник» и создали новое общество под названием «Союз молодежи». К ним присоединились меценат Левкий Жевержеев, художники Эдуард Спандиков, Валентин Быстренин, Иосиф Школьник и другие. Творческая группа разместилась в мастерской в Замятином переулке. Ее участники приняли устав, текст которого опубликовали в справочной книге «Весь Петербург». Их целью было «ознакомление своих членов с современными течениями в искусстве, развитие в них эстетических вкусов путем совместных занятий рисованием и живописью, а также обменом мнений по вопросам искусства, и способствовать взаимному сближению лиц, интересующихся искусством».

16 февраля 1910 года «Союз молодежи» внесли в реестр обществ Петербурга — на полтора года раньше, чем объединение авангардистов «Бубновый валет». Позже обе группы тесно сотрудничали: организовывали выставки, ставили спектакли, обменивались опытом.

Неакадемические выставки и новаторские спектакли

У «Союза молодежи» не было четких ограничений по стилю, поэтому для выставок, которые организовывало общество, отбирали неакадемические работы символистов и неопримитивистов, кубистов и кубофутуристов. Среди них — пейзажи и натюрморты, написанные в духе европейского импрессионизма: «Женщина в скандинавском платке» Елены Гуро, «Натюрморт с желтой скатертью» Иосифа Школьника, «Танцовщица» Эдуарда Спандикова и многие другие произведения. С 1910 по 1914 год «Союз молодежи» провел выставки в Петербурге, Риге и Москве.

Большую популярность «Союз молодежи» получил благодаря своим спектаклям. В январе 1911 года его участники поставили народную драму из двух частей «Хоромные действа». Режиссером выступил Михаил Бонч-Томашевский, сценографом — Евгений Сагайдачный, а гримером и бутафористом — Михаил Ле-Дантю. Эскизы костюмов и декораций Владимира Татлина, Александра Гауша и Эдуарда Спандикова вошли в собрание мецената Жевержеева и сегодня хранятся в Русском музее и Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства.

Первая часть драмы «Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф» об императоре Петре I и царевиче Алексее вошла в историю русского театра как образец новаторского спектакля. Вместо сцены в зрительном зале установили три площадки, на каждой из которых разыгрывалось действие. Справа на помосте находился трон Максимилиана, слева — владения богини Венеры, а в центре страдал Адольф. Стены украсили лубочными картинками, а актеры-любители и музыканты все время обращались к посетителям. Артисты были загримированы и наряжены в яркие ярмарочные костюмы, да и само представление напоминало традиционные балаганы, популярные в России XVIII века.

Все почти роли пьесы исполнялись любителями, но, пожалуй, для пьесы это только выгодно. Актерская техника, «театральность» в современном значении слова, решительно не подошли бы к характеру лубочной трагедии». Лев Камышников, театральный критик

«Рыцари безумия»: диспуты и первый в мире театр футуризма

С 1912 по ноябрь 1913 года общество «Союз молодежи» организовывало диспуты — публичные ученые споры, на которых обсуждали новое искусство. «Союз» и тут опередил «Бубновый валет», который первый свой диспут провел на месяц позже. В январе 1912 года состоялась программная лекция одного из организаторов русского футуризма Сергея Боброва «Основы новой русской живописи. Русский пуризм», а в конце года выступили постимпрессионист Давид Бурлюк с докладом «Что такое кубизм» и писатель Владимир Маяковский с речью «О новейшей русской поэзии». Часто выступления были эпатажными.

Малевич, выступавший с докладом, был резок. Бросал такие фразы:
— Бездарный крикун Шаляпин…
— Вы, едущие в своих таратайках, вы не угонитесь за нашим футуристическим автомобилем!
— Кубисты, футуристы непонятны? — сказал Малевич. — Но что же удивительного, если Серов показывает… — он повернулся к экрану, на котором в это время появилась картинка из модного журнала.
Поднялся невероятный рев, пристав требовал закрытия собрания, пришлось объявить перерыв.
Алексей Крученых, «Первые в России вечера речетворцев»

Зал Троицкого театра миниатюр во время этих диспутов был заполнен до отказа, а в прессе потом появились скандальные статьи с заголовками «Рыцари безумия» и «Поэзия свихнувшихся мозгов».

В апреле 1912 года общество стало издавать первый в России журнал о современном искусстве — «Союз молодежи». Всего вышло три номера — это полторы тысячи сборников. В них печатали переведенные статьи из каталогов европейских выставок и зарубежной периодики, а также программы отечественных авангардистов: «Основы нового творчества и причины его непонимания» Ольги Розановой и трактат Вальдемара Матвея об искусстве стран Востока, Океании и Африки.

В последнем номере вышли произведения литературной группы поэтов-футуристов «Гилея». Вместе с ними «Союз молодежи» организовал театр «Будетлянин» — первый в мире театр футуристов. В 1913 году они поставили трагедию «Владимир Маяковский» и оперу Алексея Кручёных «Победа над Солнцем», где публика впервые увидела «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича.

Последние выставки «Союза молодежи»

«Союз молодежи» просуществовал без малого 10 лет. За это время его состав часто менялся. К 1913 году к группе присоединились художники Константин Дыдышко, Савелий Шлейфер, Анна Зельманова, Август Балльер и другие. Финансов «Союзу» не хватало: театральные проекты в основном оказывались убыточными, часто не было денег даже на гонорары артистам и художникам; регулярные выплаты получали только лекторы и авторы книг и спектаклей. Из-за постоянных конфликтов и начала Первой мировой войны общество практически прекратило свою деятельность.

В 1917 году Жевержеев, Спандиков и Школьник планировали организовать несколько выставок. В это время в группу вступили еще 17 художников, среди которых были Лев Бруни, Николай Тырса, Роберт Фальк и Аристарх Лентулов. Однако их творческое сотрудничество в послереволюционной стране длилось недолго, а выставка, запланированная на апрель 1918 года, так и не состоялась.

Последним мероприятием, в котором участвовали члены «Союза молодежи», была Первая государственная свободная выставка произведений искусства в 1919 году. В Зимнем дворце представили свои работы уже советские художники — Павел Филонов, Марк Шагал, Иван Пуни, Натан Альтман и Ольга Розанова. Позже некоторые из них эмигрировали во Францию.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нарциссизм, зависимость и другие темные стороны жизни русских писателей Нарциссизм, зависимость и другие темные стороны жизни русских писателей

Если вы не читали биографии русских классиков со времен школы, приготовьтесь

Psychologies
Часики тикают… Часики тикают…

«Когда замуж-то выйдешь? А рожать не пора?»

Лиза
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Хватит ходить с суровым лицом: 7 способов находить причину улыбнуться каждый день Хватит ходить с суровым лицом: 7 способов находить причину улыбнуться каждый день

Отличная профилактика от дурного настроения

Playboy
Худой мир Худой мир

Мы всё так же ведем самоотверженный бой с килограммами и сантиметрами

Cosmopolitan
Нефть для Победы. Любой ценой Нефть для Победы. Любой ценой

Развитие нефтяной отрасли в годы войны было драматичным

Эксперт
Палеонтологи описали древнейшую бокошейную черепаху из Северной Америки Палеонтологи описали древнейшую бокошейную черепаху из Северной Америки

Древнейшая черепаха обитала в прибрежных морских водах 95-96 миллионов лет назад

N+1
Диким предком арбуза оказался кордофанский арбуз из Судана Диким предком арбуза оказался кордофанский арбуз из Судана

Дикого предка арбуза одомашнили более четырех тысяч лет назад

N+1
Генетики впервые установили личность участника погибшей экспедиции Франклина Генетики впервые установили личность участника погибшей экспедиции Франклина

Останки с погибшей экспедиции Франклина принадлежали прапорщику Джону Грегори

N+1
5 лучших военных сериалов последних лет (среди них есть даже нестыдный российский) 5 лучших военных сериалов последних лет (среди них есть даже нестыдный российский)

Милитари-драмы, которые ты мог пропустить

Playboy
Зря ругаете наше кино! 10 отличных российских фильмов последних лет Зря ругаете наше кино! 10 отличных российских фильмов последних лет

Фильмы российского кинематографа, которые стоят потраченного времени

Cosmopolitan
12 наиболее самых лучших эпизодов «Южного Парка» 12 наиболее самых лучших эпизодов «Южного Парка»

Что именно стоит посмотреть из «Южного Парка»?

Maxim
Длиннохвостые выдры поахали и похихикали Длиннохвостые выдры поахали и похихикали

У считавшегося молчаливым вида выдр оказался богатый звуковой репертуар

N+1
Без WhatsApp и СМС: радиосвязь и проблемы защиты информации в первой половине XX века Без WhatsApp и СМС: радиосвязь и проблемы защиты информации в первой половине XX века

Как передать сообщение по радио так, чтобы его понял только адресат

Популярная механика
5 черт характера, которые мы обязаны позаимствовать у плохих девочек 5 черт характера, которые мы обязаны позаимствовать у плохих девочек

У плохих девочек вообще есть чему поучиться

Cosmopolitan
Марс, прием! 10 фильмов, которые помогут тебе лучше понять мужчин Марс, прием! 10 фильмов, которые помогут тебе лучше понять мужчин

Мужчины - инопланетяне и мы их никогда-никогда не сможем понять. Но постараемся!

Cosmopolitan
Достоевский как диагноз. Юрий Сапрыкин и Семен Трескунов говорят о главном русском писателе Достоевский как диагноз. Юрий Сапрыкин и Семен Трескунов говорят о главном русском писателе

Дискуссия о месте Достоевского в российской культуре

СНОБ
Битва при Карансебеше. Австрийская трагикомедия Битва при Карансебеше. Австрийская трагикомедия

Иосиф II так спешил разбить османов, что в итоге разбил свою собственную армию

Дилетант
Экземпляр единственный Экземпляр единственный

Потери авиации на советско-германском фронте в июне — июле 1941 года

Дилетант
Тогда и сейчас: как выглядят Сандра, Си Си Кетч и другие кумиры дискотек 80-х Тогда и сейчас: как выглядят Сандра, Си Си Кетч и другие кумиры дискотек 80-х

Хиты этих исполнительниц звучали на каждой танцплощадке в СССР

Cosmopolitan
Федор и Светлана Бондарчук: история первой любви длиною в четверть века Федор и Светлана Бондарчук: история первой любви длиною в четверть века

Федор и Светлана Бондарчуки прожили вместе 25 лет

Cosmopolitan
Последствия извержения вулкана в Конго: сотни людей остались без крова Последствия извержения вулкана в Конго: сотни людей остались без крова

Почему извержение вулкана застало жителей Конго в расплох

ТехИнсайдер
Буллинг, хейт, погоня за лайками: чем опасны соцсети и как защитить себя? Буллинг, хейт, погоня за лайками: чем опасны соцсети и как защитить себя?

Соцсети стали нашей второй реальностью

Cosmopolitan
Обувь по сезону Обувь по сезону

Что просить у Бога в скверную погоду?

GQ
2 программы бега для разных целей 2 программы бега для разных целей

Программы для бега, которые помогут похудеть и разнообразить активность

Худеем правильно
Друзья Палестины. Почему российские интеллигенты разлюбили Израиль Друзья Палестины. Почему российские интеллигенты разлюбили Израиль

Конфликт, о котором российская общественность на самом деле ничего не знает

СНОБ
Как победить неравенство, выжить при авторитаризме и преодолеть кризис. 7 книг с ответами на главные вопросы об обществе и политике Как победить неравенство, выжить при авторитаризме и преодолеть кризис. 7 книг с ответами на главные вопросы об обществе и политике

Семь нон-фикшн книг, которые отвечают на важные социально-политические вопросы‎

СНОБ
5 совершенно обычных предметов, на которых люди сделали состояние 5 совершенно обычных предметов, на которых люди сделали состояние

Самые знаменитые случаи незаслуженного обогащения

Maxim
Греческий цветок заподозрили в привлечении опылителей запахом мертвых насекомых Греческий цветок заподозрили в привлечении опылителей запахом мертвых насекомых

Первый случай привлечения опылителей запахом разлагающихся беспозвоночных

N+1
Дресс-код доступа: по какой теперь «одежке» встречают в приличном обществе Дресс-код доступа: по какой теперь «одежке» встречают в приличном обществе

Толстовка — визитка молодых талантов, кардиган — признак венчурного капиталиста

Forbes
Открыть в приложении