История премии Bad Sex in Fiction Award: кто и за что получал награду за худшее описание секса в литературе
Премия Bad Sex in Fiction была основана британским журналом Literary Review в 1993 году и ежегодно вручается за самое плохое описание секса в художественной литературе. В течение года авторы журнала каждый месяц выбирают подходящих номинантов, затем готовят шорт-лист, на основании которого и определяется победитель. Разбираемся, почему и с какой целью была придумана эта премия и почему неуклюжая сцена секса еще не значит, что роман плохой.
Законы о непристойности
С середины XIX века и вплоть до 1959 года в Великобритании действовала серия суровых законов по борьбе с непристойными материалами. Хотя Королевская прокламация 1787 года обещала судить за «чрезмерное пьянство, богохульство, ругательства, разврат … и другие аморальные и неприличные дела», до конца 1850-х за публикацию и распространение неприличных — чаще всего имелось в виду порнографических — материалов привлекали к суду крайне редко, а нарушение было довольно распространенным.
Ситуацию в корне изменил «Закон о непристойных публикациях» 1857 года (полное название — An Act for more effectually preventing the Sale of Obscene Books, Pictures, Prints, and other Articles), получивший известность как Акт лорда Кэмпбелла. Судья Кэмпбелл назвал распространение порнографии «продажей яда страшнее стрихнина и мышьяка» и призвал к суровому преследованию по закону за подобные действия, развращающие молодежь и шокирующие добропорядочную публику. Закон был принят, однако на тот момент не существовало единого теста, позволяющего определить (не)пристойность печатных материалов.
Соответственно, в 1868 году был легитимизирован так называемый тест Хиклина — по фамилии судьи, рассматривавшего ставшее прецедентным дело о непристойности. Согласно решению Королевского суда, непристойной было принято считать печатную продукцию, которая «развращает и разлагает тех, чьи умы открыты для подобных безнравственных влияний и в чьи руки такой материал может попасть». Процедура оценки материалов была проста: суд рассматривал выдержки из материалов, вне контекста, и если хоть один фрагмент признавался непристойным, весь текст объявлялся незаконным. Материалы, признанные непристойными, подлежали изъятию и уничтожению.
Вскоре после принятия в Великобритании тест Хиклина стал широко использоваться и в Америке.
При этом, разумеется, тест Хиклина был далек от идеального. Во-первых, он не принимал во внимание намерения подзащитного. Во-вторых, уже упомянутое отсутствие контекста: из-за одного пограничного эпизода все произведение объявлялось непристойным. В-третьих, тест не предполагал анализ художественной ценности произведения и его важности для культурного/социального развития общества. Более того, можно было уничтожить признанные незаконными материалы, не поставив в известность ни их автора, ни издателя и не дав им никакой возможности оправдаться.
Среди запрещенных в Великобритании текстов – «Улисс» (1922) Джеймса Джойса, «Любовник леди Чаттерли» (1928) Д.Г. Лоуренса, «Колодец одиночества» (1928) Рэдклиффа Холла, «Лолита» (1955) Владимира Набокова. Последним на сегодняшний день романом, запрещенным правительством Великобритании, является «Лорд Ужас» Дэвида Бриттона (1990). В США список запрещенных «непристойных» книг еще более яркий — «Декамерон» Джованни Боккаччо, «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера, «Молль Фландерс» Даниэля Дефо, «Тропик Рака» Генри Миллера, «Голый завтрак» Уильяма Берроуза, «Сова» Аллена Гинзберга и др.
Время перемен
Началом конца теста Хиклина (и в какой-то степени литературной цензуры) стало дело о печати и распространении романа Джеймса Джойса «Улисс» на территории США.