Адель Вернер
Стиль модерн представлен в русской скульптуре рубежа XIX—XX веков не так полно, как в архитектуре, живописи или графике. Автором некоторых характерных произведений была малоизвестная в наши дни Адель Васильевна Вернер, творчество которой, впрочем, не ограничивалось стилистическими рамками модерна.
В последней трети XIX века обучение в Императорской Академии художеств, участие в различных выставках всё больше привлекало женщин. Среди них были и скульпторы, обладавшие хорошей профессиональной школой и по-своему отражавшие художественные веяния времени. Довольно часто на страницах журналов и газет публиковались, например, работы Марии Диллон, известной ныне в первую очередь по надгробию В. Ф. Комиссаржевской (Некрополь мастеров искусств, Санкт-Петербург). Её ученицей и в определённой мере последовательницей была Адель Вернер.
Она родилась 28 января 1865 года в Рязани в семье статского советника, там же окончила Мариинскую женскую гимназию. Переехав в Петербург, посещала Академию художеств (1884—1892), где была награждена поощрительными и серебряными медалями. В 1892 году Вернер получила малую золотую медаль и звание классного художника 2-й степени за гипсовую статую «Сусанна» (хранится в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств). Позднее в небольшой биографической заметке, напечатанной в журнале «Солнце России» (№ 1, 1910 г.), сообщалось: «Вскоре по окончании академии, Адель Васильевна Вернер отправилась за границу. Большое влияние на развитие её таланта оказала Италия, где так много скульптурных произведений великих мастеров». В 1898 году она встретилась там с Марией Диллон, которая приехала во Флоренцию для наблюдения за переводом в мрамор каминного горельефа «Пробуждение весны» для знаменитого петербургского особняка А. Ф. Кельха.
В настоящее время большинство работ Адель Вернер мы знаем лишь по упоминаниям и воспроизведениям в выставочных каталогах или журнальных заметках о весенних и осенних выставках Академии художеств и Санкт-Петербургского общества художников. Уже сами названия работ позволяют говорить о характерном для раннего периода её творчества увлечении персонажами сказок: «Золушка», «Красная Шапочка», «Иванушка и Алёнушка», «Маленькая морская царевна (из сказки Андерсена)». Декоративная линия модерна нашла отражение в женских портретах «в цветах», близких по характеру мраморному бюсту М. Диллон «Лилия», украшавшему Сиреневый кабинет Александровского дворца в Царском Селе, где, как писал Георгий Лукомский, модерн оставил «свой, пожалуй, самый яркий след!». В каталоге весенней академической выставки 1899 года воспроизводилась исполненная Вернер «Calla», в 1900-м — «Анютины глазки». Некоторые работы, судя по названиям, были навеяны музыкальными ассоциациями: «Элегия Массне», «Грустная песенка Чайковского».