Искусство советского плаката: как Эль Лисицкий продвинул идеологию на Запад
В постоянной рубрике #на_изящном — один из столпов советского авангарда Эль Лисицкий. Автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова объясняет, как ему удалось прославиться на Западе и прославить при этом Советский Союз.
Лисицкий Лазарь Маркович, он же Эль Лисицкий, советский художник и архитектор, создатель проунов и автор одного из самых известных плакатов советской пропаганды «Клином красным бей белых», в 1920-е годы активно участвовал в международной выставочной деятельности и продвигал идеологию СССР на Западе. Для анонса Русской выставки в Цюрихе в 1929 году Лисицкий создал знаменитый плакат со слитыми головами мужчины и женщины. Разбираемся, что это означало и почему Лисицкий использовал для этой цели формат плаката.
После создания СССР в 1917 году самым распространенным видом изобразительного искусства стала графика и особенно плакат. В 1917–1920 годы большинство населения не отличалось грамотностью, и советской власти нужно было доносить ценности коммунизма максимально доступным и универсальным способом. Владимир Ильич Ленин видел в искусстве большой пропагандистский потенциал. Формат плаката был визуально доступен широким массам. Яркие графические образы и лозунги хорошо запоминались и воспринимались даже при быстром просмотре, а используемые в них призывы к действию были понятны всем.
Плакаты распространились за пределы СССР. Молодое правительство стремилось закрепиться на внешнеполитической арене и продемонстрировать свою прогрессивность, поэтому активно участвовало в выставочной деятельности в западных странах. Благо представителей русского искусства в Европу и США эмигрировало достаточно — публика успела проникнуться культурой. Создание своих павильонов и выставок для любой страны было отличным способом продемонстрировать лучшие, хотя и не всегда существовавшие в реальности стороны, а для СССР к тому же возможностью продвигать идеи коммунизма во славу всемирной революции.