Архивы «Мосфильма» раскрывают историю главного новогоднего фильма страны

EsquireИстория

«Иронии судьбы» — 45 лет

Рассказываем, как создавалась картина (и показываем эксклюзивные фото со съемок)

1 января 2021 года исполняется 45 лет с премьеры фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова. Крылатые фразы вроде «3-я улица Строителей, квартира 12», «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и, конечно, музыка из фильма сейчас знакомы каждому. Но не все знают, что в истории создания этого фильма много своей иронии судьбы. По просьбе Esquire Алексей Бородачев-Архипов проник в архивы «Мосфильма» и рассказал, как шла работа над главным новогодним фильмом России и СССР.

Пьеса и спектакли

Все началось в 1968 году, когда Эмиль Брагинский, соавтор Рязанова, с которым тот успел поработать уже над несколькими проектами, предложил режиссеру написать пьесу, «чтобы заработать». Требования были простые: минимум героев и декораций — такая формула позволяла легко продать ее театрам. «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь...», как рассказывали сами авторы, была написана меньше чем за две недели. В основу сюжета лег реальный случай, вычитанный авторами в газете (по другой версии, рассказанный композитором Никитой Богословским): 31 декабря на праздновании то ли дня рождения, то ли годовщины свадьбы один из гостей, пришедший на праздник из бани, быстро набрался и уснул. Кто-то из компании предложил подшутить над несчастным и отвезти его на вокзал. Заплатив проводнице, пассажира загрузили в поезд в общий вагон на полку для багажа, — очнулся он уже в Киеве. Авторы просто дополнили эту историю романтической линией, проблемой похожести районных застроек и квартир и заменили поезд самолетом.

Спектакль «С легким паром!» был в репертуаре 110 театров страны и, как и планировалось, приносил авторам дивиденды. Но с московскими сценами все было куда сложнее. Два театра, претендовавшие на материал Рязанова и Брагинского, столкнулись с трудностями, из-за которых постановка стала невозможна: в театре Вахтангова из-за готовящегося празднования столетнего юбилея Ленина решили, что нужен более подходящий к событию репертуар; а в театре Станиславского у труппы возникли внутренние проблемы. В итоге Рязанов и Брагинский решили вообще отказаться от идеи показывать спектакль в столице. Но в одном месте, с разрешения Эльдара Александровича, спустя некоторое время постановка все же состоялась — это был Театр мимики и жеста. Брагинский на спектакль идти отказался, а вот Рязанов пошел, говорят, был поражен блестящей игрой актеров.

Спустя несколько лет за плечами тандема были «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1971), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) и телеспектакль «Сослуживцы» (режиссером последнего Рязанов не был, но позже, в 1977 году, по написанному им с Брагинским одноименному сценарию он снял культовый «Служебный роман»). Сделать паузу в совместной работе пришлось по вынужденной причине — в 1974 году Эмиль Вениаминович пережил инфаркт. Именно тогда Рязанов и задумался об экранизации современной сказки о подвыпившем враче.

c6cd68669eea2c81716da12ac4820e0c_small.jpg

f92696bb4ed542e532a54e7c1431be9b_small.jpg
cad8e34d6dc858a08b01704d11577e67_small.jpg
7d833968db28aba9bc282225f895ccb7_small.jpg
3bf9428e3bfec960dad67d8eca8dae47.jpg
4ba0e5ca58039c40b7034b23be2be193.jpg

Несмотря на то что Рязанов уже успел получить статус народного любимца, проблем с запуском картины было очень много. Вечная борьба режиссеров со студиями, министрами культуры и председателями околокинематографических ведомств имела место и в этой истории: обратившись на «Мосфильм» и в Госкино, режиссер получил категорические отказы — никто не видел смысла вкладываться в комедию, еще и двухсерийную. Казалось, на этом могла бы быть поставлена точка, но Рязанов решил пойти другим путем и предложил сценарий телевидению. Не последнюю роль в этом решении сыграла конкуренция и некоторая антипатия между начальниками двух ведомств: председателем Комитета СССР по кинематографии Филиппом Ермашом и председателем Комитета по радио и телевещанию Сергеем Лапиным. Для Лапина отказ от сценария кинематографистов стал лучшим подтверждением того, что проект нужно брать в производство. Так «Ирония» запустилась на «Мосфильме», в объединении телевизионных фильмов.

То самое коричневое платье и типовая квартира Жени Лукашина

Скромный телевизионный фильм — что от него вообще можно было ждать? Но Рязанов подошел к съемкам масштабно. Ему удалось собрать такую съемочную группу, какой не всегда мог похвастать даже всемирно известный режиссер.

Главным оператором картины стал Владимир Нахабцев, который уже работал с Рязановым над «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля» и «Зигзагом удачи». Именно он принял решение использовать новаторскую для того времени трехкамерную систему: все писалось с разных точек тремя камерами одновременно — это упрощало монтаж, позволяло снимать большими кусками и не повторять съемки одной и той же сцены ради смены плана или ракурса. К тому же такой метод давал свободу артистам в импровизации, которую Рязанов очень любил.

Отвечать за декорации позвали художника кино Александра Борисова. Как он позже признавался, работа над «Иронией» была одновременно и самой простой за его карьеру, и очень сложной — было необходимо сделать квартиры главных героев не просто соответствующими духу времени, а детально повторяющими быт каждого жителя большого города тех лет: со «стенкой», кухонным гарнитуром, определенными обоями. Типовая квартира в типовом доме. Кстати, новоселами герои стали именно по предложению Борисова: во-первых, это объясняло ненаблюдательность Жени Лукашина, а во-вторых, это отлично пересекалось с действительностью — жилье тогда получали под праздники.

Узнаваемые сегодня вещи вроде коричневого «праздничного платья» из крепа и лисьей шапки Надежды, которые на долгое время стали объектами желания каждой советской женщины, или «серого пиджака в елочку из Мосторга» Жени Лукашина появились в фильме благодаря Ольге Кручининой. На момент съемок «Иронии» в ее фильмографии уже были крупные проекты — «Каменный цветок», «Садко», «Илья Муромец», «Алые паруса», «Гусарская баллада», «Сказка о царе Салтане», «Зигзаг удачи», «Руслан и Людмила». Когда достать что-то модное было практически невозможно, Кручининой удавалось создавать для героев по-настоящему запоминающиеся, красивые, продуманные и стильные образы.

Некоторые трудности у Рязанова возникли с поиском композитора — в сценарии было прописано девять стихотворений (Евтушенко, Пастернака, Ахмадулиной, Львовского, Аронова, Цветаевой и Кочеткова). Восемь из них должны были стать песнями, плюс нужно было написать остальной саундтрек. Рязанов посчитал, одному автору такая задача была непосильной, поэтому он решил обратиться сразу к четырем: Яну Френкелю, Исааку Шварцу, Андрею Петрову и Микаэлу Таривердиеву. Идея состояла в том, чтобы каждый написал по две песни. Сначала все ответили согласием, но через некоторое время трое отказались — кто-то из-за поездки за границу, кто-то из-за занятости в других проектах. Так по иронии судьбы остался только Микаэл Леонович.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Памяти 11 сентября: очерк «Падающий человек» о самом известном снимке теракта в башнях-близнецах в Нью-Йорке Памяти 11 сентября: очерк «Падающий человек» о самом известном снимке теракта в башнях-близнецах в Нью-Йорке

О самом известном снимке теракта в башнях-близнецах в Нью-Йорке

Esquire
Как советская кинематография сняла свой первый хит и оказалась не готова к его успеху Как советская кинематография сняла свой первый хит и оказалась не готова к его успеху

Заграничный триумф и советский провал «Броненосца „Потемкин“»

Weekend
Вопрос психологу: как стресс влияет на принятие решений? Вопрос психологу: как стресс влияет на принятие решений?

Какое влияние стресс оказывает на мышление и поведение?

Правила жизни
Физики услышали затухание звуковых волн в ферми-газе Физики услышали затухание звуковых волн в ферми-газе

Результаты этого эксперимента помогут в анализе устройства нейтронных звезд

N+1
Сломанная шея и порез артерии: жуткие трагедии на спортивных соревнованиях Сломанная шея и порез артерии: жуткие трагедии на спортивных соревнованиях

Трагедии, которые случились с этими спортсменами, по-настоящему шокировали

Cosmopolitan
Светлое будущее Светлое будущее

Под иностранным именем Тесс Йопп скрывается наша бойкая соотечественница

Vogue
Эпиляция и депиляция: что можно и нельзя во время беременности Эпиляция и депиляция: что можно и нельзя во время беременности

Какие методы эпиляции и депиляции можно использовать во время беременности?

9 месяцев
Три истории об анорексии у мужчин Три истории об анорексии у мужчин

Принято считать, что анорексия — женская болезнь

СНОБ
Мужикам тут не место: 10 странных локаций, куда ты можешь попасть с ее помощью (ад не считается) Мужикам тут не место: 10 странных локаций, куда ты можешь попасть с ее помощью (ад не считается)

Куда дамы любят выгуливать своих новых кавалеров?

Maxim
Два герцога: Ришельё против Бэкингема Два герцога: Ришельё против Бэкингема

Противостояние Англии и Франции в XVII веке — это ещё и противостояние министров

Дилетант
Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться» Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться»

Екатерина Вилкова о том, как однажды ей стало тесно в этом мире

Караван историй
Дофамин вызвал разные эффекты у мышей в начале и конце обучения Дофамин вызвал разные эффекты у мышей в начале и конце обучения

Дофамин системы вознаграждения воспринимают разные клетки прилежащего ядра

N+1
Максен из карбида титана превратил ткань в клетку Фарадея Максен из карбида титана превратил ткань в клетку Фарадея

Простой способ получения ткани с защитой от электромагнитного излучения

N+1
Глава Fix Price: «Чтобы с нами конкурировать, надо инвестировать сотни миллионов долларов. Кто готов? Мы таких не знаем» Глава Fix Price: «Чтобы с нами конкурировать, надо инвестировать сотни миллионов долларов. Кто готов? Мы таких не знаем»

Глава Fix Price — о бизнесе и стратегии успеха

VC.RU
Кто куда, а я – в баню! Кто куда, а я – в баню!

Баня никогда не выходит из моды

Здоровье
Одна вокруг света: самолетом на барбекю и встреча с полицией Одна вокруг света: самолетом на барбекю и встреча с полицией

Сотая серия о кругосветке москвички Ирины Сидоренко и ее собаки Греты

Forbes
Выживают только параноики Выживают только параноики

Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания

kiozk originals
«Женщина, на паровоз!» «Женщина, на паровоз!»

Женщины-машинисты электропоездов: история запретов и разрешений

Дилетант
Интервью с режиссером Георгием Сурковым Интервью с режиссером Георгием Сурковым

Интервью с молодым режиссером «Современника» Георгием Сурковым

СНОБ
Потерянная звезда Плеяд позволила оценить время возникновения легенд о скоплении Потерянная звезда Плеяд позволила оценить время возникновения легенд о скоплении

Звезды Атлас и Плейона находились дальше друг от друга на небе, чем сейчас

N+1
Битва сериалов с Дмитрием Барченковым Битва сериалов с Дмитрием Барченковым

Обозреватель сериалов «Сноба» о новых сериалах

СНОБ
Кому удалось воскресить старые автомобильные бренды, а кто – облажался Кому удалось воскресить старые автомобильные бренды, а кто – облажался

Зачем Renault возрождают Alpine и почему с рынка исчезли автомобили Bugatti

GQ
Какой МФУ выбрать для дома: 5 самых лучших из бюджетного сегмента Какой МФУ выбрать для дома: 5 самых лучших из бюджетного сегмента

Рассматриваем разные варианты МФУ для дома и выбираем оптимальное устройство

CHIP
Геннадий Сахаров: «Цифровизация как фундамент стройкомплекса» Геннадий Сахаров: «Цифровизация как фундамент стройкомплекса»

Какие компетенции сегодня нужны строителям и где их взять

РБК
«Кажется, я плохая мать»: что делать, если у тебя материнское выгорание «Кажется, я плохая мать»: что делать, если у тебя материнское выгорание

Каждой маме знакомо это чувство: кажется, что ты окончательно выбилась из сил

Cosmopolitan
Правила жизни Алексея Навального Правила жизни Алексея Навального

Адвокат, Москва, 44 года

Esquire
Директор петербургского Манежа Павел Пригара — о свободе и реальности Директор петербургского Манежа Павел Пригара — о свободе и реальности

Директор Манежа о том, как музеям искать свое место в мире

РБК
Как дизайн-мышление помогает DeepTech-компаниям создавать новые технологии Как дизайн-мышление помогает DeepTech-компаниям создавать новые технологии

Как использовать дизайн-мышление, чтобы изобретать новое и проектировать будущее

Inc.
Клеймо на душе: чем опасна стигматизация людей с психическими расстройствами Клеймо на душе: чем опасна стигматизация людей с психическими расстройствами

Чем опасна стигматизация психических расстройств и почему с ней нужно бороться?

Psychologies
Форма правления Форма правления

Пять девушек-скульпторов рассуждают о романе с мрамором и металлом

Vogue
Открыть в приложении