Как российские бизнесмены и ученые придумали новое транспортное средство

Популярная механикаHi-Tech

iPhone на колесиках: городской транспорт по-русски

В 2017 году российские бизнесмены и ученые придумали новое транспортное средство, немецкие инженеры реализовали его в «железе», а продавать собирались французские маркетологи.

Александр Грек

В 2017 году два моих хороших знакомых Юрий Коропачинский и Михаил Предтеченский, владельцы-основатели компании OCSiAl, контролирующей мировой рынок самых современных материалов – одностенных углеродных нанотрубок, пригласили меня в Люксембург. Обещали показать что-то невероятное. Невероятная была и секретность: запрещалось не только фотографировать, но даже намекать кому-нибудь, что я видел. Даже жене.

«Когда мы научились синтезировать одностенные углеродные нанотрубки (SWNT), – начал рассказывать историю годичной давности Юрий Коропачинский, – у нас была ошибочная мысль, что весь мир ждет нанотрубки. Производители из разных стран, включая таких гигантов, как Toyota, уже получили более 8000 патентов, связанных с SWNT. Мы были уверены: как только мы заявим, что умеем делать нанотрубки по цене в 75 раз дешевле конкурентов, к нам выстроится гигантская очередь технологических лидеров, которые будут кричать: “Еще! Еще!” – и перепродавать свои места другим желающим получить нанотрубки». Очередь не выстроилась.

27a0c4023a13855065073cba0a3eb4b7.jpg

Быстро стало понятно, что поскольку самих нанотрубок почти не было, то и промышленной технологии их использования быть не могло, и почти все выданные патенты не имели никакого отношения к производству. В OCSiAl поняли, что придется пройти весь путь от начала до конца и самим создать абсолютно новую отрасль. Вспомнилась история алюминиевого короля, концерна Alcoa: долгое время компания не могла придумать, для чего этот – поначалу очень дорогой – металл можно использовать. Начали с ювелирных украшений, Наполеон III делал из него награды.

Потом придумали алюминиевые кружки – не бьются и легкие. А в 1903 году полетел самолет братьев Райт. Его двигатель был изготовлен из сплава алюминия и меди. Так алюминий позволил человечеству взлететь, а авиация помогла создать алюминиевую промышленность.

В OCSiAl уверены, что нанотрубки приведут к такому же глобальному техническому прорыву. Одно из главных качеств новых материалов – удельная прочность. Плотность алюминиевых сплавов – 2700 кг/м3, высокопрочных сталей – 7800 кг/м3, а углепластика – 1600 кг/м3. Удельная прочность алюминиевых сплавов – 18, сталей – те же 18, а углепластика – уже 53–112! А нанотрубок – более 2500! Поэтому по мере развития технологии их получения и использования нанотрубки просто уничтожат всех конкурентов. Два главных направления, в которых при появлении материалов невиданной прочности возникнет прорыв, – строительство (мосты и небоскребы) и машиностроение. Это то, что сразу приходит в голову.

8270c6ed13c367485da0aa30c3226ca0.jpg

Не небоскреб

В OCSiAl решили строить демонстратор технологии. Мост или небоскреб – это пока слишком: значит, транспорт. К тому же всего в двух отраслях – авиастроении и автомобильной промышленности – применяются почти все известные материалы и способы их обработки. Таким образом, можно получить не только демонстратор отдельной технологии, а целую технологическую платформу и тестировать на ней огромный спектр передовых решений и материалов в самых разных сочетаниях.

Юрий Коропачинский стал искать тех, кто хоть что-нибудь понимал в применении нанотрубок. Самый близкий материал – современные углепластики. Так друзья добрались до американской компании Zavex – мирового лидера в области нанотехнологий. Она не создавала нанотрубки, но придумывала способы эффективно вводить их в углепластики, упрочняя их на 30%. Конечно, SWNT в их составе всего доли процента, но если ты способен повысить прочность самого прочного на Земле материала, может получиться что-то стоящее. То, чего еще никогда не было.

Акционеры OCSiAl решили купить эту компанию. Приехали в Коламбус (США) и подписали соглашение о поглощении. Стали обсуждать, где можно применить материал с нанотрубками. Zavex предложил сверхпрочный маленький игрушечный дрон, который нельзя сломать. Не впечатлило. Директор компании вспомнил, как производитель бейсбольных бит отказался от нового материала, потому что им не нужны вечные биты.

ea3a5e81cf3760123a1e50a4423d8d5a.jpg

Потом они рассказали про даунхилл, где в течение одного соревнования несколько раз меняют колеса: они не выдерживают такой эксплуатации. Углепластиковый обод с добавлением нанотрубок выдерживал семь полных гонок – 20–30 заездов. Это было уже теплее. И директор сказал: «Понимаете, никому не нужен новый велосипед». «Я почувствовал, что мне прострелили мозг, – смеется Коропачинский, – и сказал: “Нет, нам именно нужен новый велосипед”. И мы в течение полутора часов писали на доске, за что мы ненавидим велосипеды и мотоциклы и как можно создать конструкцию, которая объединяла бы в себе все лучшие свойства мотоциклов и велосипедов, но была бы избавлена от их недостатков». Юрий и Михаил настолько увлеклись этой идеей, что весь обратный полет из Нью-Йорка в Москву не сомкнули глаз, азартно обсуждая идею, рисовали прототипы. Когда самолет коснулся колесами взлетной полосы, у них уже была готовая концепция, изложенная на нескольких листах бумаги. Вернее, концепций было две: модель, которую можно сделать в течение двух лет, и модель, которая может появиться через пять лет.

Конь беспедальный

Друзья пришли к выводу, что нет ни одного транспортного средства, которое мог бы поднять человек, – кроме велосипедов и игрушек-гироскутеров. Вес серьезного электробайка стартует со 100 кг. Несерьезный электробайк не сможет на одной зарядке пробежать 100 км. А требуется, чтобы служащий мог в костюме поехать на работу и, не вращая педалей, преодолеть расстояние до 100 км. Завезти байк в лифт, поднять в офис, положить в багажник. Ведь на самых интересных рынках, например в Гонконге или Сингапуре, с парковками гигантская проблема.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наука побеждать Наука побеждать

Краткое введение в историю и биомеханику смешанных единоборств

Популярная механика
Обзор TWS-гарнитуры Huawei FreeBuds 4i: четверка с плюсом Обзор TWS-гарнитуры Huawei FreeBuds 4i: четверка с плюсом

Наушники от Huawei показали образцовую автономность и отличное качество звучания

CHIP
Марсианские хроники 2020 Марсианские хроники 2020

Для межпланетарной космонавтики будущее лето станет особенно жарким

Популярная механика
«Капли воды»: сатирический рассказ Курта Воннегута, опубликованный в Esquire «Капли воды»: сатирический рассказ Курта Воннегута, опубликованный в Esquire

Рассказ Курта Воннегута

Esquire
Последний из динозавров Последний из динозавров

Суперкары Lamborghini Huracan Evo должны жить на идеальных гоночных трассах

Популярная механика
Как худеют Адриана Лима, Миранда Керр и другие ангелы Victoria’s Secret Как худеют Адриана Лима, Миранда Керр и другие ангелы Victoria’s Secret

Ангелы Victoria’s Secret всегда в отличной форме. В этом им помогают диеты

Cosmopolitan
«Вероятности и неприятности. Математика повседневной жизни» «Вероятности и неприятности. Математика повседневной жизни»

Как можно объяснить жизнь, полную досадных закономерностей

N+1
Что за поворотом? Что за поворотом?

Глава из книги «Идеальный шторм. Как пережить психологический кризис».

Домашний Очаг

Романы Заворотнюк тянут на отдельный сериал с изменами, интригами и расставанием

Cosmopolitan
Владимир Яглыч: «Я — за патриархат в моей семье!» Владимир Яглыч: «Я — за патриархат в моей семье!»

Актер Владимир Яглыч — о сериале «Мур-Мур» и своей любви к ролям военных

Cosmopolitan
Астрономы опровергли связь между гигантскими и повторяющимися быстрыми радиовсплесками Астрономы опровергли связь между гигантскими и повторяющимися быстрыми радиовсплесками

Они наблюдали за пульсаром в Крабовидной туманности

N+1
Порно как способ поговорить о важном: зачем смотреть сериал Happy End о вебкам-бизнесе Порно как способ поговорить о важном: зачем смотреть сериал Happy End о вебкам-бизнесе

В «Happy End» тема вебкам-видео приводит в действие драматургические шестеренки

Forbes
Дарья Повереннова: «Нам удалось уйти от тоскливой свадебной классики» Дарья Повереннова: «Нам удалось уйти от тоскливой свадебной классики»

Актриса Дарья Повереннова всегда мечтала встретить настоящего мужчину

Караван историй
Максим Дрозд: «Я человек интуиции – живу сердцем» Максим Дрозд: «Я человек интуиции – живу сердцем»

Максим Дрозд – актер, любимец женщин, многодетный папа

Лиза
Астрономы нашли два новых скопления галактик Астрономы нашли два новых скопления галактик

Астрономы подвели итоги обзора неба CHiPS

N+1
Топ-10 причин, почему религия полезна для здоровья Топ-10 причин, почему религия полезна для здоровья

Заповеди религий чем-то похожи на советы из стенгазет в поликлиниках

Maxim
Главная загадка Уолл-стрит: как трейдер, прозванный ходячим фактором риска, заработал $10 млрд втайне от всех Главная загадка Уолл-стрит: как трейдер, прозванный ходячим фактором риска, заработал $10 млрд втайне от всех

Как Биллу Хвану удалось скопить состояние в $10 млрд

Forbes

Фильм «Минари», шестикратный номинант на «Оскар» о жизни корейских иммигрантов

Esquire
Самые желанные женщины Японии: как на самом деле одевались гейши Самые желанные женщины Японии: как на самом деле одевались гейши

Тайны внешнего вида настоящей японской соблазнительницы

Cosmopolitan
Генетически отредактированная корова Генетически отредактированная корова

Генетически отредактированная корова будет давать гипоаллергенное молоко

Наука
Тест-драйв электрокара Porsche Taycan на Байкале Тест-драйв электрокара Porsche Taycan на Байкале

Беззвучное включение и 484 километра на одном заряде

GQ
Toyo Open Country A/T и теплоход на подводных крыльях Toyo Open Country A/T и теплоход на подводных крыльях

Тестируем шины Toyo Open Country A/T Plus на Lexus LX 450D

4x4 Club
Не гаремом единым: турецкий сериал «Моя мама», который заставит вас плакать Не гаремом единым: турецкий сериал «Моя мама», который заставит вас плакать

«Моя мама» – это не очередной турецкий сериал про гарем и черную любовь

Cosmopolitan
Этого не отнять Этого не отнять

Сколько секса должно быть в хороших отношениях?

Cosmopolitan
Я – Янковский Я – Янковский

Ивану Янковскому уже пророчат место главного артиста страны

Esquire
Когда глаза устали и хотят на ручки: 6 способов избавиться от компьютерного синдрома Когда глаза устали и хотят на ручки: 6 способов избавиться от компьютерного синдрома

Что делать с уставшими глазами?

Playboy
«Mersedes на детские деньги»: история самого многодетного отца России «Mersedes на детские деньги»: история самого многодетного отца России

Николай Стремский известен как глава огромного семейства

Cosmopolitan
От сорванной лекции до революции. Как разгон студенческого праздника приблизил крах Российской империи От сорванной лекции до революции. Как разгон студенческого праздника приблизил крах Российской империи

Современная российская власть совершает большую ошибку, преследуя молодежь

СНОБ
Это кто еще первый: животные, опередившие Гагарина Это кто еще первый: животные, опередившие Гагарина

Люди не всегда “номер один”, ведь даже на орбиту планеты мы вышли не первые

Популярная механика
Наследство Ходорковского: кто заработал на бывшей недвижимости ЮКОСа Наследство Ходорковского: кто заработал на бывшей недвижимости ЮКОСа

Что помогло Сергею Сударикову стать миллиардером?

Forbes
Открыть в приложении