Как российские бизнесмены и ученые придумали новое транспортное средство

Популярная механикаHi-Tech

iPhone на колесиках: городской транспорт по-русски

В 2017 году российские бизнесмены и ученые придумали новое транспортное средство, немецкие инженеры реализовали его в «железе», а продавать собирались французские маркетологи.

Александр Грек

В 2017 году два моих хороших знакомых Юрий Коропачинский и Михаил Предтеченский, владельцы-основатели компании OCSiAl, контролирующей мировой рынок самых современных материалов – одностенных углеродных нанотрубок, пригласили меня в Люксембург. Обещали показать что-то невероятное. Невероятная была и секретность: запрещалось не только фотографировать, но даже намекать кому-нибудь, что я видел. Даже жене.

«Когда мы научились синтезировать одностенные углеродные нанотрубки (SWNT), – начал рассказывать историю годичной давности Юрий Коропачинский, – у нас была ошибочная мысль, что весь мир ждет нанотрубки. Производители из разных стран, включая таких гигантов, как Toyota, уже получили более 8000 патентов, связанных с SWNT. Мы были уверены: как только мы заявим, что умеем делать нанотрубки по цене в 75 раз дешевле конкурентов, к нам выстроится гигантская очередь технологических лидеров, которые будут кричать: “Еще! Еще!” – и перепродавать свои места другим желающим получить нанотрубки». Очередь не выстроилась.

27a0c4023a13855065073cba0a3eb4b7.jpg

Быстро стало понятно, что поскольку самих нанотрубок почти не было, то и промышленной технологии их использования быть не могло, и почти все выданные патенты не имели никакого отношения к производству. В OCSiAl поняли, что придется пройти весь путь от начала до конца и самим создать абсолютно новую отрасль. Вспомнилась история алюминиевого короля, концерна Alcoa: долгое время компания не могла придумать, для чего этот – поначалу очень дорогой – металл можно использовать. Начали с ювелирных украшений, Наполеон III делал из него награды.

Потом придумали алюминиевые кружки – не бьются и легкие. А в 1903 году полетел самолет братьев Райт. Его двигатель был изготовлен из сплава алюминия и меди. Так алюминий позволил человечеству взлететь, а авиация помогла создать алюминиевую промышленность.

В OCSiAl уверены, что нанотрубки приведут к такому же глобальному техническому прорыву. Одно из главных качеств новых материалов – удельная прочность. Плотность алюминиевых сплавов – 2700 кг/м3, высокопрочных сталей – 7800 кг/м3, а углепластика – 1600 кг/м3. Удельная прочность алюминиевых сплавов – 18, сталей – те же 18, а углепластика – уже 53–112! А нанотрубок – более 2500! Поэтому по мере развития технологии их получения и использования нанотрубки просто уничтожат всех конкурентов. Два главных направления, в которых при появлении материалов невиданной прочности возникнет прорыв, – строительство (мосты и небоскребы) и машиностроение. Это то, что сразу приходит в голову.

8270c6ed13c367485da0aa30c3226ca0.jpg

Не небоскреб

В OCSiAl решили строить демонстратор технологии. Мост или небоскреб – это пока слишком: значит, транспорт. К тому же всего в двух отраслях – авиастроении и автомобильной промышленности – применяются почти все известные материалы и способы их обработки. Таким образом, можно получить не только демонстратор отдельной технологии, а целую технологическую платформу и тестировать на ней огромный спектр передовых решений и материалов в самых разных сочетаниях.

Юрий Коропачинский стал искать тех, кто хоть что-нибудь понимал в применении нанотрубок. Самый близкий материал – современные углепластики. Так друзья добрались до американской компании Zavex – мирового лидера в области нанотехнологий. Она не создавала нанотрубки, но придумывала способы эффективно вводить их в углепластики, упрочняя их на 30%. Конечно, SWNT в их составе всего доли процента, но если ты способен повысить прочность самого прочного на Земле материала, может получиться что-то стоящее. То, чего еще никогда не было.

Акционеры OCSiAl решили купить эту компанию. Приехали в Коламбус (США) и подписали соглашение о поглощении. Стали обсуждать, где можно применить материал с нанотрубками. Zavex предложил сверхпрочный маленький игрушечный дрон, который нельзя сломать. Не впечатлило. Директор компании вспомнил, как производитель бейсбольных бит отказался от нового материала, потому что им не нужны вечные биты.

ea3a5e81cf3760123a1e50a4423d8d5a.jpg

Потом они рассказали про даунхилл, где в течение одного соревнования несколько раз меняют колеса: они не выдерживают такой эксплуатации. Углепластиковый обод с добавлением нанотрубок выдерживал семь полных гонок – 20–30 заездов. Это было уже теплее. И директор сказал: «Понимаете, никому не нужен новый велосипед». «Я почувствовал, что мне прострелили мозг, – смеется Коропачинский, – и сказал: “Нет, нам именно нужен новый велосипед”. И мы в течение полутора часов писали на доске, за что мы ненавидим велосипеды и мотоциклы и как можно создать конструкцию, которая объединяла бы в себе все лучшие свойства мотоциклов и велосипедов, но была бы избавлена от их недостатков». Юрий и Михаил настолько увлеклись этой идеей, что весь обратный полет из Нью-Йорка в Москву не сомкнули глаз, азартно обсуждая идею, рисовали прототипы. Когда самолет коснулся колесами взлетной полосы, у них уже была готовая концепция, изложенная на нескольких листах бумаги. Вернее, концепций было две: модель, которую можно сделать в течение двух лет, и модель, которая может появиться через пять лет.

Конь беспедальный

Друзья пришли к выводу, что нет ни одного транспортного средства, которое мог бы поднять человек, – кроме велосипедов и игрушек-гироскутеров. Вес серьезного электробайка стартует со 100 кг. Несерьезный электробайк не сможет на одной зарядке пробежать 100 км. А требуется, чтобы служащий мог в костюме поехать на работу и, не вращая педалей, преодолеть расстояние до 100 км. Завезти байк в лифт, поднять в офис, положить в багажник. Ведь на самых интересных рынках, например в Гонконге или Сингапуре, с парковками гигантская проблема.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наука побеждать Наука побеждать

Краткое введение в историю и биомеханику смешанных единоборств

Популярная механика
Любовь без предрассудков: три истории и комментарий эксперта Любовь без предрассудков: три истории и комментарий эксперта

Истории о любви, сметающей все преграды

Psychologies
Любимые советские анекдоты Рональда Рейгана (в том числе рассказанные им самим) Любимые советские анекдоты Рональда Рейгана (в том числе рассказанные им самим)

Президент США Рональд Рейган и советские анекдоты: краткая история любви

Maxim
Транспозоны помогли найти оптимальные участки для разрезания белков Транспозоны помогли найти оптимальные участки для разрезания белков

Биологи: делить белок на половинки можно с помощью транспозонов

N+1
Электрический сноуборд Электрический сноуборд

Настало время познакомиться с модным зеленым сноубордом ELIQ на электротяге

Популярная механика
Sirtfood: звездная диета с вином и шоколадом Sirtfood: звездная диета с вином и шоколадом

Диета Sirtfood (сиртфуд) опробована самыми звездными звездами из возможных

Cosmopolitan
От голого живота к полуобнаженной груди: как менялся стиль Екатерины Климовой От голого живота к полуобнаженной груди: как менялся стиль Екатерины Климовой

Екатерина Климова – многодетная мама, успешная актриса и привлекательная женщина

Cosmopolitan
Проблема модерации App Store: разработчик регулярно находит скам-приложения с подпиской, но Apple не удаляет их месяцами Проблема модерации App Store: разработчик регулярно находит скам-приложения с подпиской, но Apple не удаляет их месяцами

App Store далеко не самое безопасное место для установки приложений

VC.RU
11 секретов Джеффа Безоса 11 секретов Джеффа Безоса

11 вещей, которым каждому предпринимателю стоит поучиться у Джеффа Безоса

Inc.
10 нелепых футуристических проектов от сумасшедших инженеров 10 нелепых футуристических проектов от сумасшедших инженеров

10 концепций, которые поражают воображение, но в то же время вызывают вопросы

Популярная механика
Toyo Open Country A/T и теплоход на подводных крыльях Toyo Open Country A/T и теплоход на подводных крыльях

Тестируем шины Toyo Open Country A/T Plus на Lexus LX 450D

4x4 Club
«Двоечники» не всегда плохо торгуют: ЦБ провёл первые тесты для инвесторов-физлиц без опыта «Двоечники» не всегда плохо торгуют: ЦБ провёл первые тесты для инвесторов-физлиц без опыта

Не всегда знание теории помогало при получении прибыли

VC.RU
Ирландский Миядзаки, Букашки и Просто о важном: шесть интересных мультфильмов для всей семьи Ирландский Миядзаки, Букашки и Просто о важном: шесть интересных мультфильмов для всей семьи

Какие мультики последних лет стоит посмотреть всей семьей?

Seasons of life
Что такое безуглеводная диета и чем она опасна Что такое безуглеводная диета и чем она опасна

Стоит ли придерживаться безуглеводной диеты для улучшения здоровья?

РБК
Почему сериал «Сквозь снег» лучше одноименного фильма: Объясняем финал второго сезона Почему сериал «Сквозь снег» лучше одноименного фильма: Объясняем финал второго сезона

Почему сериальная адаптация комикса «Сквозь снег» оказалась интереснее фильма

Популярная механика
Химики посчитали пузырьки в бокале пива Химики посчитали пузырьки в бокале пива

Химики: в бокале лагера образуется порядка сотен тысяч пузырьков CO2

N+1
Чистый со льдом: как прошел тест-драйв кроссовера Genesis GV80 на Байкале Чистый со льдом: как прошел тест-драйв кроссовера Genesis GV80 на Байкале

Бренд Genesis наконец показал российским журналистам свой первый SUV – GV80

Forbes
Верни мне мой 2007: куда делись звезды, по которым мы сходили с ума 14 лет назад Верни мне мой 2007: куда делись звезды, по которым мы сходили с ума 14 лет назад

А куда, собственно, пропал Билл Каулиц? Да и все остальные...

Cosmopolitan
Принцип поворота Принцип поворота

О знаменитом цикле стихотворений Александра Блока «На поле Куликовом»

Наука
Экономия по-королевски. На чем ездят Маган Маркл и принц Гарри Экономия по-королевски. На чем ездят Маган Маркл и принц Гарри

Как изменились автомобильные вкусы герцогов Сассекских после переезда в США

РБК
Есть меньше, оставаясь бодрым и полным сил: возможно ли это? Есть меньше, оставаясь бодрым и полным сил: возможно ли это?

Эксперт: как оставаться энергичным, но есть мало

Psychologies
Голая грудь и постельные сцены: самые чувственные видео с Альбиной Джанабаевой Голая грудь и постельные сцены: самые чувственные видео с Альбиной Джанабаевой

С годами Альбина Джанабаева стала еще красивее и женственнее

Cosmopolitan
Космические нейтрино высоких энергий рождаются квазарами Космические нейтрино высоких энергий рождаются квазарами

Каждую секунду Земле проходят более 60 миллиардов нейтрино

Наука и жизнь
7 признаков того, что вы эмоционально зрелый партнер 7 признаков того, что вы эмоционально зрелый партнер

Несколько доказательств того, что вы хороший партнер

Psychologies
Шампунь всему голова Шампунь всему голова

Правильно ли вы ухаживаете за своими волосами?

Худеем правильно
Слезы от счастья и из-за потери: самые трогательные моменты на премии «Оскар» Слезы от счастья и из-за потери: самые трогательные моменты на премии «Оскар»

События «Оскара», которые мы до сих пор вспоминаем с восторгом и трепетом

Cosmopolitan
«Мне теперь никто не звонит» «Мне теперь никто не звонит»

Советская власть очень жёстко боролась со всяким инакомыслием

Дилетант
Тратят карманные деньги на благотворительность: как тинейджеры и студенты становятся филантропами Тратят карманные деньги на благотворительность: как тинейджеры и студенты становятся филантропами

Почему молодежь увлекается филантропией и как вовлечь ее в свои проекты

Forbes
«Зеленое» будущее для нефтегазового сектора: как развиваться компаниям в новых условиях «Зеленое» будущее для нефтегазового сектора: как развиваться компаниям в новых условиях

Портфельные инвесторы все чаще обращают внимание на ESG-факторы

Forbes
Kostromin: «Радиостанции не хотят брать мой трек в ротацию» Kostromin: «Радиостанции не хотят брать мой трек в ротацию»

Kostromin — о том, сколько потратил на раскрутку «Моя голова винтом»

ЖАРА Magazine
Открыть в приложении