Интервью музыкантов «4 позиции Бруно» — первое за шесть лет
«4 позиции Бруно» — любимцы музыкальных критиков и ведущие исполнители столичных фестивалей в диапазоне от «Боли» до Fields. За плодовитость и самобытность коллектив часто сравнивают с Егором Летовым. При этом широкая публика с творчеством екатеринбуржцев знакома довольно плохо. Корреспондент «Сноба» встретился с музыкантами и поговорил об их новом альбоме, вдохновении и пользе надругательства над музыкой. Альбом «4 позиции Бруно» «Шерсть» номинирован на премию «Сноба» «Сделано в России».
Ваш последний альбом «Шерсть» сильно отличается от предыдущих — слов нет, музыка довольно спокойная, можно сказать медитативная, да и в целом он как будто более доступный для восприятия, чем большая часть того, что вы делаете. Расскажите, как создавали запись, есть ли у нее какая-то концепция?
Антон Клевцов: Да, альбом отличается от последних, но не от наших работ в целом. Он продолжает линию «Многоножек» («Многоножки и сердцеедки», альбом 2011 года. — Прим. ред.) и «Откровенного ванного» (альбом 2012 года. — Прим. ред.). По форме, по содержанию нет ничего нового. Саш, как создавалась пластинка?
Александр Ситников: Как такие вещи рассказывать?
Клевцов: Копится много материала, и в итоге из него собирается запись. Если говорить про концепцию, то для нас история, заложенная в альбоме, четко сформирована, но не хотелось бы, наверное, открывать ее слушателю. Не будем спешить, может, мы еще что-нибудь с ней сделаем.
Ситников: Она довольно юмористическая.
Клевцов: А музыка при этом вроде и не смешная.
Ситников: В названии есть указание на то, как слушать этот альбом, в какую сторону его «думать», но не уверен, конечно, что все это поймут. В идеале, чтобы слушатель шел четкими, проложенными нами сюжетами, но есть и более щадящий режим: не хочешь — не обращаешь внимания на названия, намеки и просто слушаешь.
Клевцов: Если в будущем мы сделаем виниловую пластинку, компакт или кассету, выразим эту историю в оформлении.
Ситников: Сделаем пояснительную записку, как на старых советских пластинках.
А если говорить не о конкретной истории, а в более общих чертах?
Ситников: Мне кажется, это альбом о старости. И о том…
Клевцов: И как получить обратно молодость.
Ситников: Да, о старости и как через старость получить вторую злобную молодость. Вот так вот. О злобных стариках. Он весь об этом, от и до. Ты говоришь, что он такой медитативный получился, красивый, а для меня там есть прямо жутковатые места.
При этом альбом выходит спустя десять лет после записей, с которыми вы его сравниваете. В последнее время вы выпускали много альбомов и синглов преимущественно с песнями — не просто музыку. Как происходит это переключение с одного на другое?
Клевцов: Чисто технически — у Саши скопилось очень много неиспользованного материала, который он записывает как композитор для театра, и мы его использовали.
Ситников: Скапливаются какие-то наброски, ты их композиционно объединяешь в общую картину. До этого у Тошика (Антона Клевцова. — Прим. ред.) было много материала, из которого мы делали альбомы, поэтому выпускали много такого злого рейва. А это мой материал для театра был, и я отдал его Тошику, чтобы он надругался над ним. Но все равно в этих набросках остается что-то сентиментально возвышенное. Потом я еще раз над этим надругался, и все равно что-то такое осталось.
То есть у вас есть какие-то роли — хороший полицейский, плохой полицейский?
Ситников: По ситуации. Бывает в работе над музыкой фигурируют слова типа «заболей» этот трек, что его надо «заболеть».
Клевцов: Так постоянно происходит. В последнее время действительно немного голова заболела от этих прямых битов, от басов, хотелось немного успокоиться. Альбом вырос достаточно быстро, за этот год.
Ваша музыка на разных альбомах очень сильно отличается по стилистике. Она узнаваемая, но при этом невозможно предсказать, какой будет следующая запись — это будут песни, эмбиент, IDM, кислотный рейв или что-то еще. Есть какая-то схема, которая определяет ваши творческие периоды, как они сменяются?
Ситников: Стихийно.
Клевцов: Плана нет. Просто в какой-то момент надоедает делать одно и то же, оглядываешься — вот мы сделали четыре альбома таких, они все разные, в них разные наши истории заложены, но по форме они похожи. И мы решаем: давай сделаем паузу с такой музыкой.
Ситников: Начинаешь пробовать сделать пятый такой же — и вдруг понимаешь, что это уже на третьем надоело, надо взяться за что-то другое. Появляются какие-то маленькие идейки, они во что-то складываются. И тут замечаешь, что делал похожее два года назад.
Вы заканчиваете работу и беретесь за новое или работаете над разными вещами параллельно?
Клевцов: Параллельно собирается материал.
Ситников: Часто что-то в процессе начинает делаться, и думаешь: скорее это надо доделать и взяться вот за это гадкое…
Клевцов: Или, наоборот, поскорее эту гадость надо закончить и взяться за другое, не гадкое. Иногда беремся за что-то и видим, что не заходит, и интуитивно убираем в одну из папок.
Ситников: Там скапливается три-пять кусков, и из них начинает выстраиваться цельная картина. Вообще, материал любого направления есть в запасе всегда.
Клевцов: Ну и от настроения зависит. Саша же не хочет все время тексты писать, например.
Ситников: Планы тут не работают. Мы как-то запланировали, что у «Поз» («4 позиции Бруно». —