Индульгенция для миллиардеров. Почему бизнесу не нужно строить храмы
Скандал вокруг строительства храма в Екатеринбурге выявил сложное и противоречивое положение Русской православной церкви в современном обществе
Фильм Юрия Дудя «Колыма — родина нашего страха» набрал только по прямой ссылке в Ютьюбе более 13 млн просмотров. Это отражает новый запрос в российском обществе на получение знаний о сталинском времени, — очередной, после перестроечного, тридцатилетней давности, когда СМИ писали о событиях 1937 года неустанно и ежедневно. На фоне такого успеха видеоблогера, ставшего результатом точного нахождения «болевой точки», понимания зрительских интересов, тем более удивительно выглядят екатеринбургские события вокруг строительства храма Святой Екатерины.
Поясню свой тезиc. Глава НКВД Николай Ежов сообщал Сталину, что только в период с августа по ноябрь 1937 года было арестовано 31359 «церковников и сектантов», из их числа приговорено к расстрелу 13671 человек, в т. ч. епископов — 81, священников — 4629, монахов 934. В «сопроводиловке» Ежов писал: «В результате наших оперативных мероприятий почти полностью ликвидирован епископат православной церкви, что в значительной мере ослабило и дезорганизовало церковь». Казалось бы, в свете нынешней тенденции было бы логично, если просвещенная либеральная публика — основной зритель того же Дудя — будет с особенным сочувствием и вниманием относиться к реституции имущества РПЦ и восстановления ее храмов, взорванных либо закрытых и оскверненных. Однако, как мы видим, такого не происходит.
В Санкт-Петербурге намерение тогдашнего губернатора Георгия Полтавченко передать РПЦ Исаакиевский собор вызвало большой скандал. В итоге решение так и не было принято, что и подтвердил недавно исполняющий обязанности главы города Александр Беглов. В Екатеринбурге идея строительства храма Святой Екатерины (вместо снесенного в 1930 году) — то на прежнем месте на площади Труда, то на насыпном острове на городском пруду — уже дважды отклонялась под воздействием протестов местных жителей, и теперь, когда власти выделили под него третье место, опять начались протесты.
Почему же церковь в глазах просвещенной публики выступает не как жертва, а как нечто ретроградное, поползновениям которого необходимо давать отпор? Вот данные опроса ВЦИОМ 2015 года: за 25 лет, с 1990-го, почти в два раза уменьшилось число россиян, считающих распространение религиозных убеждений полезным для общества (с 61% до 36%). Соответственно, число убежденных во вреде распространения религиозных убеждений для общества возросло с 5% в 1990 до 23% в 2015 году. Если обратиться к данным ФОМ, то на конец 2017 года на 12 % (до 44%) уменьшилось число тех, кто положительно относится к выступлениям РПЦ против тех или иных выставок, фильмов и т. д. Напротив, на 9% (до 33%) возросло оценивающих их отрицательно.