Хотела стать «крутой», как Apple и Nike, но провалилась: почему Amazon не преуспела в дизайне
Что известно о подходе основателя Amazon Джеффа Безоса к дизайну и почему ориентироваться на пользовательский опыт не значит понимать пользователя — в пересказе материала FastCompany.
Обычно инженеры и дизайнеры сперва определяют проблему, а затем ищут решение. Однако Amazon поступает наоборот. Иногда такой подход работал — но чаще всего оказывался для компании провальным и влёк за собой издержки.
Fire Phone
Джаред Фиклин — один из тех, кто работал над cмартфоном от Amazon под названием Fire Phone. Устройство должно было укрепить позицию компании в мире дизайна.
Amazon уже добилась успеха с электронной «читалкой» Kindle. Но та была скорее практичным бюджетным устройством, чем объектом мечтаний — премиальный смартфон же мог сулить Amazon успех Apple.
Для главы компании Джеффа Безоса это было важно. Он, по словам FastCompany, хотел, чтобы Amazon походила на Apple и Nike: считалась «крутой» и была «обожаема» клиентами.
Разработка смартфона велась в тайне ото всех, вспоминает Джаред Фиклин, который на тот момент работал в секретной команде одной дизайнерской фирмы. Amazon пыталась предотвратить утечку информации: в течение нескольких месяцев Фиклин работал над проектом в клетке Фарадея — комнате, где стены блокируют беспроводные сигналы.
Всего над устройством трудилось восемь сотрудников. Выносить ноутбуки за пределы помещения не позволялось. Когда команда посетила офис Amazon, им запретили вызывать Uber и пользоваться одним и тем же входом в офис — чтобы избежать возможной слежки журналистов.
Лично с Безосом Фиклин не виделся, но знал о его требованиях: создать экран с эффектом 3D. Дизайнеры считали это решение абсурдным: в него пришлось вложить много ресурсов, хотя реальной пользы от технологии было немного. Они называли смартфон именем Безоса — Jeff Phone — и считали, что делают устройство лично для него, смеется Фиклин.
Смартфон Fire Phone вышел на рынок в июле 2014 года, но провалился в продажах. Во многом из-за стратегической ошибки Безоса — излишней концентрации на одной, по его мнению, «крутой» функции, пишет FastCompany.
Логотип с «улыбкой»
Философия дизайна Джеффа Безоса отражала его подход к бизнесу: огромные амбиции и фокус на пользовательском опыте. Его работа над логотипом Amazon, который практически не изменился до сих пор, показывает — его идеи могут быть бесценными.
В 1999 году Безос встретился с Джоан Чан и Дэвидом Тёрнером из агентства Turner Duckworth, чтобы пересмотреть дизайн логотипа Amazon. Действующее в то время лого с адресом сайта и изогнутой оранжевой дугой почти не отличался от большинства логотипов конца 90-х.
Тогда Amazon продавала лишь книги, но вскоре планировала «предложить покупателю всё», вспоминает Чан. Дизайнеры собирались отразить эту амбициозность в логотипе и поинтересовались, какая категория товаров будет самой нестандартной.
«Садовая мебель», — ответил Безос. Чан и Тёрнер отнеслись к заявлению скептически: «Им ни за что не продать мебель в интернете».
Безос, однако, дал однозначные установки:
- Не выставлять Amazon книжным магазином, поскольку в будущем она будет продавать всё.
- Обозначить, что клиент для компании на первом месте.
Дизайнеры предложили Безосу несколько вариантов. Ему приглянулся первый — и он остаётся логотипом компании по сей день. Вместо дуги под надписью Amazon появилась оранжевая стрелка-«улыбка», которая соединила буквы a и z. Первое говорит о клиентоориентированности компании, а второе — о том, что в Amazon есть всё от «а» до «z».