Дом, в котором я живу
Совсем скоро смартфон сможет докладывать о любых переменах в состоянии кожи, а у вас с бойфрендом будет не только одна рубашка, но и один крем на двоих. Все это обещают новые знания о микробиоме кожи.
Разговоры о микробиоме кожи ведутся уже второе десятилетие, количество средств с про- и пребиотиками растет в геометрической прогрессии. В 2016 году всего 2 % косметических продуктов заявляли о своей связи с микробиомом кожи; в 2019 году, по данным британской исследовательской компании Mintel, этот показатель составлял уже около 50 %. Но эксперты, например Кристофер Шульган и Сэнди Скотницки, авторы популярной книги «Бьюти-минимализм. Чем опасен гиперуход за кожей и что делать, чтобы не навредить себе», по-прежнему считают изучение микробиома кожи главным трендом будущего. Что уже удалось узнать ученым и что только предстоит?
С чего все началось
Уже в первые минуты после появления на свет на слизистых и коже ребенка начинает формироваться микробиота — сообщество жизненно важных микроорганизмов (бактерий, грибов, вирусов, простейших). Микробиота похожа на многоквартирный дом, и порядок в нем предстоит поддерживать в течение всей жизни. В 2007 году Национальный институт здоровья США запустил проект по изучению микробной флоры человека — Human Microbiome Project. Ученые задались целью систематизировать все микроорганизмы, населяющие наш организм. Выяснилось, что внутри и на поверхности тела соседствуют миллиарды микробов, а общий вес микробиоты может достигать трех (!) килограммов. Дурная репутация микробов не подтвердилась, большинство из них не только не приносят вреда, но и помогают человеку, в том числе берут на себя функции по защите кожи. Например, «полезные» микробы берут под контроль чрезмерное размножение бактерий акне и производят противовоспалительные агенты.
Что влияет на микробиом кожи?
Примерно все: еда, климат, качество воздуха, домашние животные. Но больше всего — наши собственные страхи: до конца ХХ века человек верил, что бактерии условно делятся на «плохие» (патогенные) и «хорошие» (непатогенные). «Плохим» была объявлена настоящая война. Ее главным инструментом стали антибиотики. Они воздействуют на все ткани организма. Разовый курс антибиотикотерапии при заболевании, не связанном с кожей, нарушает ее микробиоту. На восстановление уходит минимум четыре года. С повальным увлечением антибиотиками связывают и другие проблемы западного мира — высокий процент сердечно-сосудистых заболеваний, аллергий, ожирения, сахарного диабета. Мы так упорно уничтожали «вражеские» бактерии, что теперь эксперты бьют тревогу на тему «исчезающей микробиоты». При этом индивидуальный микробиом здорового человека достаточно стабилен и силен. Даже такие агрессивные косметические процедуры, как пилинг или лазер, не приведут к фатальным последствиям, микробиота все равно восстанавливается, заселяется микроорганизмами с соседних участков. Ускорить процесс реабилитации как раз призваны косметические средства с про- и пребиотиками.