На Рублевке открывается частный Музей камней

ForbesКультура

Каменные гости

На Рублевке открывается частный Музей камней, в основу собрания заложена зрелищная, эстетическая притягательность природных минералов и горных пород.

Текст Яна Жиляева. Фото Александр Карнюхин для Forbes

Владимир Голубев в своем рабочем кабинете

Двадцатитонную резную скульптурную композицию из нефритового монолита Владимир Голубев разыскал во время своей китайской экспедиции в деревне в окрестностях Шэньяна. У местных крестьян полгода ушло на то, чтобы доставить нефритовую глыбу к трассе за 130 км — это расстояние от деревни до ближайшей автомагистрали. Затем ее упаковали, погрузили в трейлер и отправили в Москву, прямиком на Рублевку в собрание Голубева.

Владимир Голубев — вице-президент и совладелец холдинговой компании «Адамант», которой принадлежит 22 торгово-развлекательных комплекса общей площадью 1,2 млн кв. м (годовой доход от аренды $115 млн, 16-е место в рейтинге рантье Forbes). Из своей первой командировки в Китай 27 лет назад он прилетел с чемоданами, разорванными в клочья. Деловая поездка с целью покупки грузовиков привела к массовым закупкам фигурок из нефрита. Нефрит в Китае — символ высшего совершенства, как золото в европейской культуре. Сувенирами из нефрита весом по 15–20 кг Голубев не ограничился. В Китай, сначала в Пекин и Шанхай, затем все ближе к рудникам, в Гуйлинь, Гуанчжоу, центрам традиционной каменной резьбы, в мастерские Шоушаньши бизнесмен стал ездить как заведенный. В фокусе его интереса оказались многофигурные жанровые композиции из монолитного нефрита.

Гигантская аметистовая жеода с кристаллами густого насыщенного цвета ювелирного качества — уникальный музейный экземпляр

Голубев — увлеченный коллекционер, целеустремленный и амбициозный. Азартен, за ценой не стоит. О своих собраниях (а их немало, включая вазы Императорского фарфорового завода и пишущие инструменты Montegrappa и Dupont, вазы и стеклянную пластику Daume) рассказывает, не скрывая эмоций. Если уж покупает, то лучшее, эффектное, исключительное. Он азартен и неутомим в поисках: готов лететь, плыть, ехать, лишь бы разыскать то, о чем другие и не догадываются.

Начав с красоты ручного труда (до начала 2000-х китайские мастера работали с нефритом вручную, почти без оборудования), Голубев увлекся камнем в его первозданной красе. Кварцевые друзы, аметистовые, цитриновые, кальцитовые жеоды, «розы пустыни», хризантемовый камень (целестин), аммониты и метеориты — в его коллекции собраны образцы пород и кристаллов циклопических размеров самых невероятных форм, прозрачной чистоты и ярких оттенков.

Сборка корабля из серпентина

Дмитрий Лисицын, начальник отдела хранения и экспозиции в ФБУ «Музей «Самоцветы», эксперт Министерства культуры по специализации «минералогические материалы», говорит, что от известной ему сотни частных российских коллекций собрание Владимира Голубева отличается принципиально. По мнению Лисицына, такой подборки уникальных камнерезных работ китайских мастеров 1970-х годов и гигантских жеод нельзя увидеть ни в Америке, ни в Бразилии, ни в Китае, ни в государственных, ни в частных музеях. Помимо высочайшего уровня экспонатов, собрание Голубева отличает особая логика развития коллекции. «Если вы пройдете по десятку минералогических музеев мира, то легко увидите схожие направления демонстрации экспозиций. В основном их два — систематическое (по минеральным видам) или региональное (по месту находок). Собрание Голубева устроено и экспонируется принципиально иначе. Во главе — эстетика камня», — говорит Лисицын.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении