Каким было уходящее десятилетие и чего не хватает в российском кино?

РБКЗнаменитости

Федор Бондарчук — о новом российском кино, технике и Александре Петрове

Кинокритик Ярослав Забалуев узнал у режиссера, ставшего героем декабрьского номера журнала «РБК Стиль», как он оценивает уходящее десятилетие и чего зрителю не хватает в российском кино.

Ярослав Забалуев

755758804362393.jpg

Уходящее десятилетие ознаменовало для Федора Бондарчука почти вертикальный взлет. Он окончательно закрепился в качестве едва ли не единственной настоящей русской кинозвезды — в голливудском смысле. Его имя в титрах или лицо на афише — гарантия если не бешеной кассы, то как минимум повышенного интереса. В режиссерской же ипостаси Бондарчук замахнулся на создание ни много ни мало собственной киновселенной. Открыла эту новую территорию картина «Притяжение», ставшая кассовым рекордсменом и доказавшая, что Чертаново — это очень серьезно (по словам прокатчиков, на юге Москвы фильм о визите пришельцев пользовался особой популярностью). 1 января на экраны выходит «Вторжение» — второй фильм его авторской вселенной, который позволит зрителю расширить представления об этом чудном новом мире. Кроме того, совсем недавно Федор Бондарчук снял свой первый сериал под названием «Псих», главную роль в котором сыграл другой герой русской культуры — режиссер Константин Богомолов. Проще говоря, сложно найти в русском кино человека, который лучше смог бы подвести итоги десятилетия — как личные, так и глобальные.

— Сейчас конец десятилетия, все подводят итоги. Вы как-то чувствуете конец эпохи, торжественность момента?

— Торжественность ли это? Страх ли перед новым десятилетием, интерес ли к нему, растерянность? В моем случае это, наверное, интерес. Мир меняется на глазах очень быстро.

— Вы же помните, каким было российское кино десять лет назад? А какое оно сейчас?

— Десять лет назад — это, получается, какой год? 2009-й? 2009-й — это такой момент расцвета новой российской киноиндустрии. Все сложно, все очарованы первыми успехами у зрителя, напомню, что до этого десять лет практически не было никакого кинопроизводства. Для меня начало новой российской киноиндустрии и, конечно, проката — это фильм Владимир Хотиненко «72 метра» 2004 года. Его показывали на экранах — до этого момента кино толком негде было даже увидеть. Я прекрасно помню рекламу на Первом канале: «Нас посмотрели 700 тыс. человек». Это было просто потрясающее ощущение. Потом вышли «Турецкий гамбит», «9 рота», «Дозоры» — 30-процентная доля российского кино в общем бокс-офисе. Все были очарованы, говорили, что вот сейчас мы попытаемся вернуть кино на экраны, а зрителя в кино.

— Можете как-то сравнить с тем, что сейчас происходит? Что за десять лет произошло?

— Много чего произошло, на самом деле. Для меня важно, что появились новые имена — среди режиссеров в первую очередь. Я говорю и про Кантемира Балагова, и про недавний успех на «Кинотавре» дебютанта Бориса Акопова с «Быком», это все-таки совсем новое поколение. С другой стороны, появились компании, которые могут работать на мировом уровне в технологическом смысле, их немного, но они есть. Я очень горжусь тем, что пересекаюсь с ними в работе. Ну и появились новые площадки, диджитал-платформы. Тебе не нужен дистрибьютор, не нужен, в принципе, продюсер. Отсчет десятилетия, как мне кажется, надо веcти от дня, когда Жора Крыжовников выложил в YouTube эту свою «коротышку» (короткометражный фильм. — «РБК Стиль»)

755758804546383.jpg
Ольга Тупоногова-Волкова

— «Проклятие», да?

— Конечно, «Проклятие». Об актере Трибунцеве заговорили все и о режиссере заговорили. В одну секунду они стали невероятно востребованы. У всех появилась фантастическая возможность, минуя посредников — продюсеров, дистрибьюторов, телеканалы, — заявить о себе. Я помню это утро, когда включил телефон и у меня все было в ссылках на YouTube. Это был новый этап в жизни и развитии кино, во взаимоотношениях со зрителем. Кроме того, за эти десять лет ушла пленка, а в индустрии появились новые профессии и направления.

— Вам жалко, что пленка ушла?

— Жалко. Я прекрасно помню, как при подготовке к «Сталинграду» увидел первые тесты изображения и понял, что мы будем снимать на цифру и вот прямо сейчас настает момент прощания с пленкой, было грустно.

— Но Тарантино тем не менее продолжает снимать на пленку.

— Была бы у меня возможность — конечно, я бы снимал на пленку. Это совершенно другая организация. Сейчас ты включаешь камеру и работаешь с актером — насколько тебе хватает карты памяти. Все-таки пленка по-другому организует, это совершенно иное пространство, иное распределение — я сейчас и с актерской точки зрения сужу. Вот мы с вами можем часа два-три проговорить, а потом смонтируем пять минут, материала точно хватит. Александр Николаевич Сокуров рассказывал, как он хотел снять весь фильм «Русский ковчег» одним планом, а пленка этого не позволяла, тогда он придумал технологию: во время его путешествия по Эрмитажу за оператором ходил ассистент с большим цифровым рекордером, что давало возможность снять один непрерывающийся кадр.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нейронные герои Нейронные герои

Валерий Шарипов рассказал «Популярной механике» о своих синтетических героях

Популярная механика
Сила впечатлений: зачем ехать в Оман Сила впечатлений: зачем ехать в Оман

Чем горы похожи на специи и сколько нужно заплатить за звездное небо над головой

РБК
Что случилось с музыкой за 10 лет Что случилось с музыкой за 10 лет

Что, как и где мы стали слушать

СНОБ
Как правильно надевать презерватив: инструкция и ответы на самые частые вопросы Как правильно надевать презерватив: инструкция и ответы на самые частые вопросы

Как сделать свой секс всегда безопасным на 98%

Playboy
20 самых высокооплачиваемых тренеров в американском спорте 20 самых высокооплачиваемых тренеров в американском спорте

Рейтинг самых высокооплачиваемых наставников американских спортивных клубов

Forbes
Российское вторжение: как делают графику для кино Российское вторжение: как делают графику для кино

Как делают самую продвинутую графику для мирового кинематографа

Популярная механика
Поле боя Поле боя

Флорентийский кальчо заинтересовал меня не жестокостью и не спортивным духом

Esquire
Разминка для мозга Разминка для мозга

Можно ли натренировать мозг?

Лиза
11 неправильных футболистов 11 неправильных футболистов

Самая неожиданная символическая сборная всех мундиалей

Maxim
Алкоголик поневоле: непьющие звезды, которые сыграли пьяниц. Что из этого вышло? Алкоголик поневоле: непьющие звезды, которые сыграли пьяниц. Что из этого вышло?

Многие актеры никогда не пробовали ничего крепче вина, хотя играли алкоголиков

Cosmopolitan
Пузырьки праздника: как правильно выбрать шампанское Пузырьки праздника: как правильно выбрать шампанское

Шампанское давно стало именем нарицательным для всех игристых вин

Популярная механика
Одним магом Одним магом

В детстве мы верим в чудеса, повзрослев — пытаемся сотворить собственными руками

Добрые советы
Таблетка – коллаген Таблетка – коллаген

Новая мода, поддержанная звёздами, – пить коллаген в виде таблеток или БАДов

Здоровье
О природе и типах детских страхов О природе и типах детских страхов

Как нас пугали? Чего мы боялись в детстве, а может, боимся и до сих пор?

СНОБ
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Ученые нашли ответ на вечный вопрос: как быть счастливым

Вокруг света
Расчет на перспективу. Самые успешные женщины-инвесторы в Европе Расчет на перспективу. Самые успешные женщины-инвесторы в Европе

Второе место из 25 в списке самых успешных инвесторов Европы досталось женщине

Forbes
Все, что вам нужно знать о начинающем исполнителе – Кате Panterrra Все, что вам нужно знать о начинающем исполнителе – Кате Panterrra

Что общего у музыки и бочки и как можно убить свои чувства?

GQ
Я свободен Я свободен

Во время длинных каникул родители напряженно думают о том, чем бы занять детей

Добрые советы
Воскресное чтение: отрывок из романа Поллока «Heartstream. Поток эмоций» о том, как наша жизнь и соцсети стали одним целым Воскресное чтение: отрывок из романа Поллока «Heartstream. Поток эмоций» о том, как наша жизнь и соцсети стали одним целым

В будущем люди смогут делится не только фотографиями и видео, но и эмоциями

Esquire
Интервью: глава Isaia Джанлука Исайя — о чувстве стиля, ненависти к белым носкам и любви русских к красоте Интервью: глава Isaia Джанлука Исайя — о чувстве стиля, ненависти к белым носкам и любви русских к красоте

Джанлука Исайя: в чем проявляется элегантность и почему мужчины любят костюмы

Esquire
Саша Бортич: «Я не из тех, кто любит нахваливать себя!» Саша Бортич: «Я не из тех, кто любит нахваливать себя!»

Саша Бортич о работе официанткой, нелюбви к светской жизни и фильме «Холоп»

Grazia
Анна Пескова: «Дочке рано смотреть фильмы с моим участием» Анна Пескова: «Дочке рано смотреть фильмы с моим участием»

Звезда сериала «Тест на беременность» о родстве с пресс-секретарем президента

StarHit
Иван Янковский — о сексе в кино, Александре Петрове, «Союзе спасения», диалоге с властью и внутреннем драконе Иван Янковский — о сексе в кино, Александре Петрове, «Союзе спасения», диалоге с властью и внутреннем драконе

Интервью с актером Иваном Янковским

Esquire
Чудеса, да и только! 7 самых крутых и современных изобретений для женщин Чудеса, да и только! 7 самых крутых и современных изобретений для женщин

На самом деле будущее близко — оно уже здесь. Интересные женские стартапы

Cosmopolitan
Покрас Лампас — о вандализме, визионерстве и любимой музыке Покрас Лампас — о вандализме, визионерстве и любимой музыке

Покрас Лампас рассказал о ценах на свои работы и спросе на каллиграфутуризм

РБК
Новый год без тормозов Новый год без тормозов

Кто сказал, что к 31-му декабря надо обязательно переделать все дела?

Лиза
Маргарет Этвуд: да, нет, знаю Маргарет Этвуд: да, нет, знаю

Я верю в то, что у каждого есть силы что-то изменить

Glamour
Красавчик со стажем Красавчик со стажем

Джейми Дорнан — о буднях отца троих детей и о том, что остается за кадром

Cosmopolitan
«Мать украла мою личность»: ложь длиною в жизнь «Мать украла мою личность»: ложь длиною в жизнь

Экстон Бец-Гамильтон делится шокирующими открытиями

Psychologies
Вечно двигаться Вечно двигаться

Риналь Мухаметов считает, что суть актёрства — играть и перевоплощаться

Robb Report
Открыть в приложении