На российском автомобильном рынке — очередная волна наступления китайских марок

ЭкспертАвто

Вторая китайская волна

На российском автомобильном рынке — очередная волна наступления китайских марок. На этот раз в авангарде марка Haval, которая недавно запустила свой новый завод под Тулой — пока с существенными убытками и завышенными ожиданиями по объему выпуска машин.

Алексей Грамматчиков

Китайский подход: на своем заводе под Тулой Haval предпочитает сам делать многие комплектующие рядом с конвейером. Фото Алексей Грамматчиков

Восьмого сентября 1380 года состоялось историческое сражение на Куликовом поле: войска Дмитрия Донского в результате хитроумного удара засадного полка остановили нашествие монголо-татар. Прошло 639 лет, и неподалеку от этого места мы наблюдаем еще одно азиатское пришествие, на этот раз, конечно, мирное — без лязга мечей и свиста копий: близ станции Узловая китайская компания Great Wall запустила свой самый крупный за пределами Китая завод по выпуску автомобилей. Предприятие было официально запущено в июне нынешнего года, а недавно сюда были приглашены журналисты в честь запуска в производство третьей модели марки Haval (суббренд китайской компании) — кроссовера Haval F7х, тест-драйв которого проходил в том числе по историческим землям Куликова поля.

Извилистая дорога в Россию

Среди китайских автопроизводителей Great Wall всегда был в авангарде компаний, желающих запустить в России собственное производство, но дорога к достижению этой цели была ухабистой. Двигаться по ней компания начала с начала 2000-х, но тогда российские власти не без оснований воспринимали представителей китайского автопрома как еще незрелые компании, выпускающие продукт сомнительного качества. Зеленый свет тогда был включен в первую очередь для ведущих мировых автоконцернов.

В 2005 году Great Wall пробовал осуществлять сборку своих машин на калининградском «Автоторе», позже, в 2006-м, некоторые модели китайский автопроизводитель начал делать на сборочном предприятии близ подмосковного поселка Гжель. У компании есть также опыт производства своих автомобилей на заводе «Дервейс» в Карачаево-Черкесии, на предприятии «Ирито» под Липецком, на мощностях компании «Ставрополь Авто» (г. Михайловка под Ставрополем). Очень близко к запуску собственного завода в России Great Wall подошел в 2008 году, когда с властями Татарстана было создано совместное предприятие «Великая Стена Алабуга Авто», нацеленное на запуск производственных мощностей в Елабуге, в которые Great Wall Motor собирался вложить более 100 млн долларов. Но в конце 2008 года, не без сигнала сверху, проект был заморожен, а затем и вовсе прекращен.

Наконец, в 2014 году, на фоне изменившейся внешнеполитической ситуации и укрепления российско-китайских отношений, в Шанхае в присутствии президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина было подписано инвестиционное соглашение о строительстве завода Great Wall по производству автомобилей Haval в Тульской области. Осенью 2015-го началось строительство, а в июне нынешнего года был официально дан старт производству. Не обошлось и здесь без участия первых лиц государства: в день запуска завода, 5 июня 2019 года, Владимир Путин встречался в Кремле с Си Цзиньпином, после чего главы государств осмотрели два свежесобранных кроссовера Haval F7 и поставили автографы на капоте одной из машин, пожелав проекту успеха.

Китайский размах

Тульские цеха «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» сразу впечатляют своим размахом: общая территория предприятия составляет 216 га. Для сравнения: площадь запущенного весной этого года в Подмосковье завода Daimler по выпуску автомобилей Mercedes-Benz почти в два с половиной раза меньше — 85 га. В цехах особенно бросается в глаза большой запас свободного места, который при необходимости можно использовать для установки дополнительного оборудования.

Оснащен российский завод Great Wall на мировом уровне: например, в цехе штамповки работают пресс-машины испанской Fagor, в сварочном цехе трудятся 80 роботов франко-швейцарской компании ABB, а в цеху сборки установлены контрольные стенды немецкой Durr. Как и положено солидному автозаводу полного цикла, производство здесь начинается со штамповочного цеха, то есть с чистого листа металла, чем не могут похвастаться многие российские автомобильные предприятия. Разочаровывает лишь то, что сталь на завод поступает из Китая, хотя представители компании говорят, что рассматривается перспектива закупки проката у российских производителей.

Сейчас на предприятии работает порядка тысячи человек, около линий сборки обращают на себя внимание ярко-желтые рукоятки: при обнаружении любой ошибки рабочий может дернуть шнур для временной остановки конвейера — этот принцип перенят китайцами у знаменитой тойотовской системы контроля качества. А вот чисто китайский подход: прямо в сборочном цехе располагаются участки по производству кресел, изготовлению коврового покрытия пола или потолка, формовке пластиковых элементов интерьера. Обычно такие мелочи автопроизводители закупают извне у поставщиков или производят в отдельных цехах, но тут китайцы настроены делать многие второстепенные элементы прямо на месте, не отходя далеко от конвейера.

Завышенные ожидания

При всем размахе нового тульского предприятия ощущается, что пока оно работает далеко не на полную мощность. По словам менеджеров, сейчас здесь выпускается 30 автомобилей в день, в то время как производственная мощность завода — 45 машин в час (150 тыс. в год). Достичь таких результатов китайской компании даже в долгосрочной перспективе будет нелегко: по итогам прошлого года Great Wall удалось продать всего 3200 автомобилей. Весной этого года представители компании заявили, что с учетом запущенного производства в России они планируют в 2019 году продать 15 тыс. машин, но вряд ли к Новому году эти ожидания сбудутся: по итогам первых десяти месяцев Haval пока реализовал 8500 автомобилей, что, впрочем, тоже неплохо — в 2,8 раза больше аналогичного показателя прошлого года.

Изначально Great Wall выбрал стратегию освоения российского автомобильного рынка в самой перспективной нише кроссоверов — не случайно компания у себя на родине лидирует в выпуске именно внедорожников и пикапов. Сейчас она производит под Тулой три модели кроссоверов — большой полноразмерный рамный внедорожник H9, а также среднеразмерный кроссовер F7 и запущенный недавно в производство кросс-купе F7х.

Козырь китайской продукции — богатое оснащение автомобилей при более доступной цене. Например, Haval F7, который сейчас сражается в самой популярной нише среднеразмерных кроссоверов с такими бестселлерами, как Toyota RAV4, Nissan Х-Trail, Volkswagen Tiguan, Kia Sportage, Hyundai Tucson, уже в базовой комплектации имеет климатконтроль, подогрев руля и лобового стекла, бесключевой доступ и многие другие функции, которые у других брендов предлагаются за дополнительную плату. При этом Haval F7 стоит 1,5–1,8 млн рублей — в среднем это на 10–20% дешевле, чем у конкурентов.

Что же касается качества, то в последние несколько лет китайские автомобили в целом производят благоприятное впечатление. Продукция той же Great Wall сейчас — это небо и земля по сравнению с быстро ржавевшими копиями тойотовских пикапов Great Wall Deer, которые продавали в России десять лет назад. С точки зрения дизайна автомобили смотрятся интересно как снаружи, так и изнутри. Хотя есть и некоторые аляповатые визуальные решения — например, в одной из модификаций на предоставленном журналистам тест-драйве кросскупе F7х странно смотрелись в черном интерьере вертикальные желтые полоски на сиденьях, якобы призванные подчеркивать спортивный характер автомобиля. Имеются нарекания к модели и с точки зрения управляемости: машине явно не хватает информативности руля и четкости поведения в крутых поворотах. Хотя по динамике разгона автомобиль достоин похвал, он хорошо проявляет себя и в поведении на бездорожье, уверенно выкарабкиваясь из глубокой грязи. Конечно, еще не очень понятно, какова надежность этих автомобилей, но это может показать только время. В любом случае большим достижением можно назвать уже то, что китайские машины можно воспринимать как полноценные транспортные средства, пусть и со своими недостатками.

«В начале 2000-х китайский автопром уже заходил на российский рынок. Но тогда качество автомобилей оказалось неконкурентоспособным, “вторая китайская волна” выглядит убедительнее, — комментирует Юлия Кравченко, директор по продажам ключевым клиентам компании ИТЭЛМА. — И если китайские производители смогут доказать рынку, что их автомобили сопоставимы по качеству с корейскими и европейскими, то их ждет большое будущее. Качество сборки и инновационные решения по интерьеру и другим опциям привлекают все больше покупателей».

Фото Алексей Грамматчиков

Проблема окупаемости

На фоне совершенствования качества своей продукции китайские компании идут ва-банк по инвестициям. Great Wall официально объявила, что уже вложила в строительство завода внушительные 500 млн долларов, и окупаемость этих средств в ближайшие годы пока под большим вопросом. По оценкам экспертов, чтобы окупить их хотя бы в обозримом будущем, компании нужно выпускать на этом предприятии хотя бы 30 тыс. автомобилей в год. Правда, есть и запасной вариант — разрешить ввести у себя на предприятии контрактную сборку других китайских компаний, и, по некоторым данным, вроде бы переговоры об этом ведутся.

Однако компания все же полна решимости сама заполнить производственные мощности. Исполнительный директор «Хавейл Мотор Рус» Жером Сего заявил во время встречи с журналистами на заводе, что к 2025 году компания планирует стать номером один по кроссоверам в России и занять порядка пяти процентов российского рынка новых легковых машин, то есть ежегодно выпускать порядка 80 тыс. автомобилей. Помочь пробиваться на рынке компании должна и агрессивно наращиваемая дилерская сеть: Haval за последний год сумел открыть около 70 дилерских центров в разных российских регионах, причем китайцы, в частности, активно занимают площади, остающиеся на рынке после ухода из России американской Ford.

Во многом окупаемость предприятия Great Wall в России зависит и от того, сможет ли компания подписать специальный инвестиционный контракт (СПИК) с российскими властями, согласно которому она имеет возможность получить значимые налоговые льготы и прочие преференции в обмен на углубление локализации своего производства. Недавно это стало предметом обсуждения руководства Тульской области и представителей Министерства промышленности и торговли, которые находились с визитом в Китае в штаб-квартире Great Wall. Предварительно российские власти еще в июле одобрили заявку Great Wall Motor на СПИК. Однако российская сторона требует, чтобы китайцы взяли на себя обязательства построить завод двигателей внутреннего сгорания, автоматических трансмиссий, локализовать производство элементов шасси, деталей интерьера и экстерьера, а также построить центр разработок. Как рассказал «Эксперту» Павел Татаренко, заместитель директора АО «Корпорация развития Тульской области», ожидается, что в общей сложности на предприятии под Тулой будет создано три тысячи рабочих мест, а дополнительные инвестиции в его развития составят 22,4 млрд рублей. Стороны заявляют, что СПИК может быть подписан уже до конца года. Правда, похоже, пока стратегия Great Wall заключается в том, чтобы самой выпускать нужные детали на своем предприятии: до сих пор из значимых локализованных деталей компания в России закупает лишь аккумуляторы и автомобильные стекла, да и то последние производятся в РФ китайской компанией Fuyao Glass, которая недавно построила свой завод под Калугой.

Увеличение рыночной доли

В целом китайские автопроизводители сейчас занимают чуть более двух процентов российского автомобильного рынка с показателями продаж около 30 тыс. автомобилей по итогам десяти месяцев текущего года (для сравнения: доля лидера — Lada — 19,9% всех продаж новых автомобилей в России, Kia — 13,2%, Hyundai — 10,4%, Renault — 9%).

Great Wall с брендом Haval сегодня самая крупная китайская компания на российском автомобильном рынке — 8500 автомобилей (прирост продаж — 289% за десять месяцев). Второе место занимает Geely с показателем 7200 автомобилей (+213%), которая тоже делает ставку на развитие своих производственных мощностей — правда, не на территории России, а в Белорусии: здесь в сотрудничестве с местными компаниями она в конце 2017 года запустила совместное производство мощностью 60 тыс. автомобилей в год, откуда в Россию поставляются кроссоверы Geely Atlas, Emgrand X7 и Emgrand 7.

У других китайских марок пока менее значительные объемы продаж: Chery в текущем году продала 4900 автомобилей (+5%), Lifan — 3600 (–71%), Changan — 1700 (+17%), Zotye — 1200 (–47%), Dong Feng — 1200 (+11%), FAW — 1100 (–6%). Но китайские компании заявляют, что они намерены наращивать свое присутствие на российском рынке: например, FAW в дополнение к среднеразмерному кроссоверу Besturn X80 недавно успешно вывела на наш рынок компактный городской кроссовер Besturn X40, а в следующем году намерена вывести седан С-класса и еще один абсолютно новый кроссовер.

«Внутренний китайский авторынок стагнирует, продажи сокращаются на протяжении всего 2019 года, а в октябре снизились на 12 процентов. Поэтому российский рынок для китайского автопрома перспективен, — говорит Константин Авакян, руководитель проектов по бизнес-процессам ГК “Автоспеццентр”. — В ближайшем будущем у китайского автопрома есть шансы найти своего покупателя в России. Постепенно отношение к автомобилям из Китая меняется в лучшую сторону: их модели уже сравнивают с представителями корейского автопрома, которые прошли путь от бюджетных и массовых к уверенной конкуренции с европейскими брендами. Однако это может привести к тому, что в течение следующих пяти —десяти лет бренды из Китая будут конкурировать между собой и в итоге в России останется три—четыре представителя китайского автопрома, которые займут примерно 10–15 процентов рынка».

Тула—Москва

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новый груз для дальнобойщиков Новый груз для дальнобойщиков

Автоперевозчики бьют тревогу

Эксперт
«Сила в женщине»: интервью с лауреатами премии Cosmopolitan «Сила в женщине»: интервью с лауреатами премии Cosmopolitan

Героини премии Cosmopolitan – о том, что такое призвание

Cosmopolitan
Судоходная Арктика Судоходная Арктика

Беспрецедентное по масштабам строительство судов ледового класса в России

Популярная механика
Асаны для фертильности Асаны для фертильности

Занятия йогой помогут снять стресс и нормализовать гормональный фон

Лиза
Берут – беги Берут – беги

Теневая экономика России настолько велика, что называть ее теневой даже неловко

Esquire
Одна вокруг света. Марсианские пейзажи в пустыне Иордании Одна вокруг света. Марсианские пейзажи в пустыне Иордании

52-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и собаки Греты

Forbes
Каста здесь Каста здесь

Некоторые соображения об устройстве российского общества

Esquire
Женское царство Женское царство

Почему люди ходят в баню, как проводят там время, что это — тусовка или ритуал

Seasons of life
Нам такие дóроги дороги Нам такие дóроги дороги

Платные хайвеи не должны подменять собой строительство бесплатных магистралей

Эксперт
Вадим Мошкович Вадим Мошкович

Создатель школы «Летово» — об эндаумент-фонде, «слепом» поступлении и «плане Б»

Robb Report
Савонарола: борец с коррупцией и искусством Савонарола: борец с коррупцией и искусством

Джироламо Савонарола стал символом бескомпромиссной схватки за чистоту церкви

Дилетант
Человек эпохи Цукерберга: читать, слушать или смотреть? Человек эпохи Цукерберга: читать, слушать или смотреть?

Что будет дальше с навыком чтения

Эксперт
Производство талантов Производство талантов

Не надо копировать Кремниевую долину

РБК
Выпьем за любовь Выпьем за любовь

Просмотр российских новогодних фильмов может обернуться приступом депрессии

GQ
Цена нестабильности Цена нестабильности

В мире нарастает торгово-тарифное и санкционное противостояние

Эксперт
Дмитрий Крымов: «Спектакль исчезает на твоих глазах. В кино такого нет, кино — вечность» Дмитрий Крымов: «Спектакль исчезает на твоих глазах. В кино такого нет, кино — вечность»

Интервью с режиссёром спектакля по мотивам пушкинской драмы «Борис Годунов»

Эксперт
Кругом агенты: почему теперь можно назвать инагентом практически любого Кругом агенты: почему теперь можно назвать инагентом практически любого

Надежда на то, что законопроект окажется нежизнеспособным из-за противоречий

Forbes
Уж замуж ни за что: пять причин, по которым женщинам всё меньше интересен брак Уж замуж ни за что: пять причин, по которым женщинам всё меньше интересен брак

В России растёт число одиноких женщин

Cosmopolitan
Держись, малыш! 8 способов заставить его не кончать как можно дольше Держись, малыш! 8 способов заставить его не кончать как можно дольше

«И это всё?» — мы никогда не произносим эту фразу, но временами так думаем

Cosmopolitan
«Мне говорили, что это никогда не будет работать»: как российский инженер Google научил телефон понимать жесты «Мне говорили, что это никогда не будет работать»: как российский инженер Google научил телефон понимать жесты

Как Иван Пупырев разработал технологию Soli

Forbes
Белый всадник пустыни Белый всадник пустыни

Лоуренс Аравийский – легендарный разведчик и самопровозглашенный бедуин

Maxim
Лучшие советы молодым предпринимательницам от Серены Уильямс, Оливии Манн и других влиятельных женщин Лучшие советы молодым предпринимательницам от Серены Уильямс, Оливии Манн и других влиятельных женщин

Наиболее влиятельные женщины из мира бизнеса и СМИ могут многое рассказать

Forbes
Юлия Хлынина: «Компромисс для меня означает проигрыш» Юлия Хлынина: «Компромисс для меня означает проигрыш»

Юлия Хлынина никогда не встречала мужчин, стремящихся запереть в золотой клетке

Караван историй
Управляющие лучшего ресторана Вашингтона помогли открыть у Белого дома кафе с иммигрантской едой Управляющие лучшего ресторана Вашингтона помогли открыть у Белого дома кафе с иммигрантской едой

В Вашингтоне рядом с Белым домом открылся ресторан Immigrant Food

Forbes
Основная практика Основная практика

Брутальный экоинтерьер с элементами лофта

AD
Взрывающиеся яйца и летающие пони: игрушки-убийцы, которые сняли с производства Взрывающиеся яйца и летающие пони: игрушки-убийцы, которые сняли с производства

Материал о том, почему нужно быть осторожными даже с самыми «невинными» вещами

Cosmopolitan
Любовь на расстоянии Любовь на расстоянии

В век современных технологий расстояния перестали быть проблемой для отношений

Лиза
Здесь никто не живет Здесь никто не живет

На чьей земле строится мусорный полигон на станции Шиес

Русский репортер
Рецензия: Каким получился Рецензия: Каким получился

Почему Disney прямо на наших глазах совершает революцию в киноиндустрии

Esquire
Вячеслав Муругов Вячеслав Муругов

Генеральный директор телеканала СТС о службе на границе и первой шутке для КВН

Robb Report
Открыть в приложении