Где сегодня проходит «линия фронта» в борьбе с исламизмом

ЭкспертОбщество

Вечная война с «Халифатом»

Где сегодня проходит «линия фронта» в борьбе с исламизмом

Леонид Цуканов, политический консультант, эксперт Российского совета по международным делам, председатель попечительского совета Уральской ассоциации молодых ближневосточников

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Тема исламского терроризма в последние годы стала уходить с передовиц центральных СМИ: снизилось число резонансных терактов в Европе, канул в Лету «вечный» Халифат** на территории Сирии и Ирака, треснул единый «джихадистский фронт» в Африке. От былой славы радикалов не осталось и следа.

На этом фоне все громче стали звучать жизнеутверждающие лозунги: эра «глобального джихада» оказалась недолгой, а сама угроза — надуманной. Более осторожные, впрочем, предпочли говорить, что исламский терроризм никуда не исчез, однако радикальному подполью был нанесен сокрушительный удар, оправиться от которого оно уже едва ли сможет.

Между тем ставить точку в «скрытой войне» пока рано. Террористы хоть и терпят поражение за поражением и грызутся между собой, но по-прежнему обладают достаточным потенциалом для нанесения болезненных ударов, чтобы напомнить о себе. Так что не лишним будет понять, откуда миру следует ждать очередного выпада.

Конкурирующие «Халифаты»

Для начала сузим ракурс нашего исследования и поведем речь исключительно о «повсеместно признанных» радикальных исламистских группировках — это в первую очередь «Аль-Каида»** и ИГИЛ**, а также их многочисленные «филиалы» и региональные союзники. Иные «неоднозначные» движения (например, йеменские хуситы или Рабочая партия Курдистана) в качестве террористов в данном случае не рассматриваются в силу спорности их статуса.

** Террористические организации, запрещенные в РФ.

Радикальное подполье характеризуется крайней неоднородностью и нестабильностью: группировки постоянно сменяют друг друга на тех или иных территориях, формируют тактические альянсы и раскалываются на мелкие фракции. Однако большинство из них так или иначе концентрируется вокруг двух ключевых «корпораций» — «АльКаиды» и ИГИЛ.

Следует подчеркнуть, что наличие двух выраженных полюсов у мирового джихадизма — тенденция только последнего десятилетия. Вплоть до 2014 года ИГИЛ была филиалом «Аль-Каиды» в Ираке и в своих действиях руководствовалась приказами сторонников Усамы бен Ладена. Однако крепнувшее среди иракских радикалов недовольство «полумерами» в борьбе с неверными привело к расколу: ИГИЛ не только провозгласила независимость, но и перетянула на свою сторону ряд союзников по подполью, объявив прежних «шефов» предателями и «лжеборцами со скверной». Это, в свою очередь, положило начало открытой войне между двумя группировками.

Ввиду наличия общего прошлого «Аль-Каида» и ИГИЛ имеют много общих черт: зонтичную структуру с большим количеством «филиалов» и дружественных группировок, а также схожую модель финансирования и приемов пропаганды.

ИГИЛ местами демонстрирует более «новаторский» подход к радикальной борьбе: активнее использует социальные платформы для вербовки сторонников, совершенствует технико-технологическую составляющую, внедряет новые управленческие практики на занятых территориях, в то время как «Аль-Каида» в большей степени опирается на «классические» практики.

Сегодня численность двух группировок практически сравнялась (примерно 60–80 тыс. террористов в каждой), а приток неофитов замедлился. На глобальном уровне ИГИЛ по-прежнему сохраняет незначительный суммарный перевес в несколько тысяч человек, однако его недостаточно для занятия главенствующего положения в радикальной иерархии — в том числе потому, что нередко один и тот же «филиал» действует сразу в нескольких странах и не в состоянии собрать ударный кулак для разгрома конкурента.

Схема присутствия и конкуренции группировок ИГИЛ* и «Аль-Каида»* в 2022 году

*Организация признана террористической и запрещена в России.
Источник: Global Terrorism Index. *Организация признана террористической и запрещена в России.

С региональной точки зрения ключевой ареной доминирования ИГИЛ постепенно становится Азия (главным образом Индия и Пакистан) — число южно-азиатских сторонников данной группировки в несколько раз превышает показатели «Аль-Каиды» (см. таблицу). Для «Аль-Каиды» характерно равномерное распределение сил в остальных регионах мира.

Источники: Global Terrorism Index, National Counterterrorism Center. *Организации запрещены в России. **Сочувствующие — лица, оказывающие поддержку (финансовую, политическую, иную) радикальным группировкам, однако не относящиеся к какому-либо «филиалу».

В целом направления «острой конкуренции» не претерпели значительных изменений за прошедшие несколько лет: интересы двух группировок по-прежнему сталкиваются в Африке, на Ближнем Востоке, а также в Юго-Восточной Азии (см. схему). Вместе с тем налицо тенденция к постепенному разграничению влияния на африканском и азиатском направлениях: появились страны, где действует только одна из группировок, в то время как вторая не пытается нарушить эту «монополию».

Борьба за мир

Если спроецировать текущую ситуацию на политическую карту мира (см. карту), можно заметить, что в большей части мира сохраняется «желтый» уровень угрозы. Это связано как с ростом частоты атак террористов-одиночек (так называемых lone wolves), от которых не застрахованы даже страны с высоким уровнем контртеррористической работы, так и с ослаблением международного сотрудничества на этом направлении вследствие манипулирования концептом террористической угрозы и попыток включать в «исламистский фронт» легитимные режимы.

Для обоснования степени угрозы учитывалась совокупность факторов, среди которых частота терактов, количество выявленных ячеек и вскрытых каналов финансирования за последние шесть месяцев, наличие постоянных радикальных анклавов или общих границ с «проблемными» странами и т. д. Источник: Л. Цуканов. *Группировки признаны террористическими и запрещены на территории России.

Отметим, что по сравнению с первой половиной 2010-х годов ситуация на глобальном уровне все же улучшилась: удалось остановить территориальную экспансию радикалов от ислама на Ближнем Востоке, заставив подавляющее большинство джихадистов вновь перейти к тактике подпольной борьбы. Улучшить, пусть и незначительно, обстановку в Африке: в «желтую» группу перешли Кения, Намибия и Эритрея. А также существенно снизить уровень угрозы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Террористические анклавы, среди прочего, были полностью зачищены на Филиппинах и в Малайзии. Удалось предотвратить усиление позиций радикалов в Индонезии, самой густонаселенной мусульманской стране мира.

Относительно стабилизировалась ситуация в Европе — в первую очередь во Франции, Германии и Австрии, которые до 2020 года считались основной целью радикалов и постоянно фигурировали в сводках о терактах. Нормализации поспособствовала, в частности, пандемия COVID-19, на долгое время сделавшая массовые мероприятия невозможными и, как следствие, исключившая возможность организации ситуативных атак.

Кроме того, снизился поток беженцев из бедных африканских и арабских стран, под видом которых в страны ЕС нередко проникали террористические агенты, а системная работа еврочиновников с мигрантами первых двух волн (в первую очередь с духовными авторитетами) позволила сформировать в диаспорах устойчивость к пропаганде радикальных идей. Разумеется, инциденты с исламистской подоплекой — например, стрельба в ночном клубе в Осло (Норвегия, июнь 2022 года) — продолжают периодически происходить на территории стран ЕС, однако они единичные и не всегда попадают в общую статистику.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чернобыльское досье КГБ Чернобыльское досье КГБ

Украинская власть за последние годы рассекретила огромный массив документов КГБ

Дилетант
Правда ли, что выражение «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» принадлежит Марии-Антуанетте? Правда ли, что выражение «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» принадлежит Марии-Антуанетте?

Мария-Антуанетта была просто создана для того, чтобы о ней сплетничать

Maxim
Пролезть между струйками не получится Пролезть между струйками не получится

Казахстан не торопится поддержать Россию в санкционной войне с Западом

Эксперт
Как взаимосвязаны ваша старость и взрыв сверхновой? Объясняет биофизик Как взаимосвязаны ваша старость и взрыв сверхновой? Объясняет биофизик

Продление жизни на 10-20 лет — не предел для современных медицинских технологий

Вокруг света
Подземная революция Подземная революция

Московское метро активно строится и рискует стать самым удобным и практичным

Огонёк
Роман Курцын: «Из того, что написано о моей личной жизни, 70% — неправда» Роман Курцын: «Из того, что написано о моей личной жизни, 70% — неправда»

Роман Курцын о необходимости находить общий язык с самим собой

Maxim
Робот следует в парк Робот следует в парк

Беспилотный электромобиль, который способен заменить отряд дворников

Эксперт
Лес исторических заблуждений Лес исторических заблуждений

Путешествие по следам Большого террора в онлайн-проекте «Сандормох»

Weekend
«Наша зима» — якутский фильм, который не хочется называть якутским. Настолько всеобъемлющим он получился «Наша зима» — якутский фильм, который не хочется называть якутским. Настолько всеобъемлющим он получился

«Наша зима» — универсальная драма о расставании из Якутии

Правила жизни
Есть в комнате, пить из горлышка и еще 5 неряшливых привычек, которые вредят здоровью Есть в комнате, пить из горлышка и еще 5 неряшливых привычек, которые вредят здоровью

Если вы бунтуете против гигиенических норм — не удивляйтесь, если заболеете

Psychologies
5 человек, в чье существование невозможно поверить: вы поразитесь! 5 человек, в чье существование невозможно поверить: вы поразитесь!

Человеческое тело способно на невероятные вещи

TechInsider
Страшная песенка про пять минут Страшная песенка про пять минут

Почему часы — атрибут смерти и воплощение быстротечности жизни?

Вокруг света
Город-конвейер, небоскреб со статуей Ленина и парящие дома: самые безумные и эпичные проекты советских архитекторов Город-конвейер, небоскреб со статуей Ленина и парящие дома: самые безумные и эпичные проекты советских архитекторов

Неординарные проекты советских конструктивистов

Правила жизни
Фактчек: 10 самых популярных легенд о Генрихе VIII Фактчек: 10 самых популярных легенд о Генрихе VIII

Генрих VIII был параноиком и везде видел заговоры? Его род был проклят?

Arzamas
«Насилие — это форма дискриминации»: адвокат Мари Давтян о том, как защищать женщин «Насилие — это форма дискриминации»: адвокат Мари Давтян о том, как защищать женщин

Как адвокат Мари Давтян представляет интересы пострадавших женщин

Forbes
Читаем между строк Читаем между строк

Как себя вести с новым онлайн-знакомым?

Лиза
Актер Кирилл Пирогов рассказывает о роли в сериале «Переговорщик» и цитирует Чехова Актер Кирилл Пирогов рассказывает о роли в сериале «Переговорщик» и цитирует Чехова

Актер Кирилл Пирогов — о режиссерских амбициях и любимых ролях

СНОБ
Куросава по-американски: как азиатские режиссеры повлияли на Голливуд Куросава по-американски: как азиатские режиссеры повлияли на Голливуд

Режиссеры, которые опираются на фильмы азиатских мастеров кинематографа

Правила жизни
Постоянные привычки знаменитых актеров, которые не все замечают Постоянные привычки знаменитых актеров, которые не все замечают

После этой статьи ты совсем иначе посмотришь на знаменитых актеров

Maxim
Почему отекают ноги: 5 главных причин Почему отекают ноги: 5 главных причин

Стали замечать, что ваши ноги отекают?

TechInsider
X-treme 105 X-treme 105

Яхта X-treme 105 вряд ли оставит кого-то равнодушным

Y Magazine
Усатая сердцеедка покорила монарха Ирана после странной смерти его жены: любовная история Усатая сердцеедка покорила монарха Ирана после странной смерти его жены: любовная история

Многие до сих пор поражаются неконвенциональной красоте принцессы Анис аль-Долях

TechInsider
Катя IOWA Катя IOWA

Певица Катя Иванчикова из группы IOWA строит собственную экосистему

Собака.ru
«Худшая мать»: история Лейси Спирс, которая отравила сына ради популярности в Сети «Худшая мать»: история Лейси Спирс, которая отравила сына ради популярности в Сети

Лейси Спирс казалась настоящей героиней, борющейся за жизнь своего ребенка

VOICE
12 удивительных фактов о Суворове 12 удивительных фактов о Суворове

Малоизвестные стороны жизни любителя штыкового боя

Maxim
Алексей Иова Алексей Иова

Кризисы приходят и уходят, а яхтинг был, есть и будет, пока есть вода

Y Magazine
Вакуумная пепельница и душ в багажнике: 10 забытых автомобильных опций Вакуумная пепельница и душ в багажнике: 10 забытых автомобильных опций

Самые странные автомобильные опции

Вокруг света
«Бессмертная стрекоза». Эссе из нового сборника Дмитрия Воденникова «Бессмертная стрекоза». Эссе из нового сборника Дмитрия Воденникова

Отрывок из эссе Дмитрия Воденникова — диалог с поэтами ушедших дней

СНОБ
История ушанки, ставшей знаковым предметом в СССР История ушанки, ставшей знаковым предметом в СССР

Статус советского человека легко можно было определить по его зимней шапке

Maxim
«Монастырь»: как сериал с Настей Ивлеевой понятным языком говорит о вере и церкви «Монастырь»: как сериал с Настей Ивлеевой понятным языком говорит о вере и церкви

Почему РПЦ оказалась недовольна сериалом «Монастырь»?

Forbes
Открыть в приложении