Бестраншейные технологии замены труб

ЭкспертБизнес

Технологичный подкоп

Бестраншейные технологии замены труб — более быстрая и дешевая альтернатива традиционной, когда трубы выкапываются и закапываются. В России производится специализированное оборудование для таких работ, тем не менее эта технология мало используется даже в крупных городах

Вера Колерова

Коммуникационные сети в России реконструируются в десять раз медленнее, чем необходимо. Фото: Donat Sorokin/TASS

Пневмопробойные машины для бестраншейной замены подземных коммуникаций с ударным механизмом, который приводится в движение силой сжатого воздуха, были изобретением советских инженеров, которое пользовалось спросом во всем мире и считалось жемчужиной машиностроительного экспорта из нашей страны. Трубы при таком способе их реконструкции не приходится выкапывать. На входном колодце трубопровода устанавливается пневмопробойная машина, которая, передвигаясь с помощью лебедки внутри старого трубопровода, разрушает старую стальную трубу и одновременно затягивает новую — полиэтиленовую, причем возможно расширение диаметра трубы. Советские разработки в этой области успешно продолжал Институт горного дела Сибирского отделения Академии наук. Разработанные типоразмеры пневматических машин позволяют проходить в грунте скважины диаметром 100–400 мм на длину 60–80 м.

Могу не копать

Преимущества бестраншейной замены труб в том, что если речь идет о ненапорных коммуникациях (канализация, ливневые системы), то земляные работы вообще не нужны, требуется гораздо меньше времени и работников: все операции по замене делаются с помощью резьбовых модулей «из колодца в колодец». (При замене водопроводных труб, впрочем, придется делать наклонную скважину, в которую потом заводится новая труба.) Это позволяет почти вдвое сократить затраты на замену коммуникаций.

Проблема изношенности коммуникаций в России очень острая. По официальной статистике в регионах необходимо заменить более 44% водопроводных сетей. В Ассоциации производителей трубопроводных систем (АПТС) считают, что ситуация намного хуже, тем более что сети реконструируются в десять раз медленнее, чем нужно. При этом бльшая часть труб в стране проложена не позднее 1980-х годов, причем это были стальные трубы со сроком службы 25 лет. По данным АПТС, трубы холодного водоснабжения в последние годы в России меняли в количестве 1,5% в год, горячего — 2%, трубы канализации — 0,4%.

«Мы меняем трубы с расширением диаметра и в условиях плотной городской застройки, не вскрывая поверхности, — говорит Александр Седов, руководитель компании “Грундомаш”, производителя специализированного оборудования. — Упор сейчас сделан на замену канализации, когда работа ведется из колодца в колодец при помощи резьбовых модулей из труб, которые легко монтируются. Это выгодно многим предприятиям».

Кроме «Грундомаша» подобное оборудование делает только одна российская компания — «Комбест» из Новосибирска. В основе бизнеса двух этих производителей (у обоих есть свои патенты) единая конструктивная схема пневматического пробойника, разработанная Институтом горного дела СО РАН (Новосибирск), но у их оборудования есть значимые конструктивные отличия, и у каждого своя основная группа покупателей.

Из боевых в пневмопробойные

Александр Седов, владелец компании «Грундомаш», в конце 1990-х вместе с партнером открыл в Санкт-Петербурге фирму, которая занималась заменой подземных коммуникаций — как на городских объектах, так и на промышленных. До этого он 28 лет прослужил в военно-морском флоте, был корабельным инженером-механиком (сейчас ему 66 лет). «Воевал в Анголе вместе с небезызвестным Игорем Сечиным, — говорит он. — Ну а в девяностые мы все стали никому не нужны, пенсия была копеечная, но голова на плечах, руки и образование имелись. Вот и начали менять трубы».

Получали много крупных заказов, в том числе на замену коммуникаций на Кировском заводе. Оборудование, по словам Седова, использовали российское, но оно было морально устаревшим, машины часто ломались, зимой обмерзали и выходили из строя. Тогда в компании начали разрабатывать оборудование для бестраншейной замены труб и постепенно стали обкатывать собственные машины.

Как рассказывает Александр Седов, за основу были взяты разработки инженеров из Сибирского отделения Академии наук. Он начал сотрудничать со специалистами из Новосибирска, которые помогли реанимировать старые разработки и сделать более современные пневмопробойные машины. Производили их на арендованных участках в промзонах, по сути «в гараже».

В разработки Седов с партнерами вложил за пару десятков лет, по оценкам предпринимателя, не меньше сотни миллионов рублей личных средств: «Все, что было “нажито непосильным трудом”: трехэтажная дача, земельные участки и прочая роскошь жизни, — пришлось продать в расчете на то, что поднимем бизнес и вложения окупятся».

Однако поднимать дело пришлось долго и тяжело: «Грундомаш» прошел через многие кризисы, в какой-то период производство машин закрывалось, так как все деньги уходили на разработки; потом возникали проблемы со сбытом, поскольку на рынок хлынуло много импортной техники для бестраншейной замены труб (которая, как считает Седов, нередко делалась по старым советским разработкам, но представляла собой, по его оценке, «просто хлопушки»). К тому же не удалось наладить работу с Водоканалом Санкт-Петербурга, да и вообще с госзаказчиками сотрудничество никак не складывалось.

Но в «Грундомаше» не отчаивались. Разрабатывали новые типоразмеры машин, получали патент на пневматическое ударное устройство (действует до 2023 года). Сегодня компания может выпускать пять типоразмеров машин для замены труб диаметром от 100 до 400 миллиметров. Главное, что удалось сделать, по мнению Седова, — добиться предельно простой конструкции машин (они состоят из нескольких компонентов: корпус, ударная часть с уплотнительным кольцом и золотник с полимерным уплотнением). Быстро собрать и разобрать машину можно «в поле», а переносить ее на руках. «Я, как человек военный, хотел сделать что-то похожее на автомат Калашникова, который я сам собирал за девять секунд», — говорит Седов.

Другое направление исследовательских работ «Грундомаша» состояло в снижении потребления воздуха для работы компрессора. Существенный недостаток пневматических устройств в том, что высоких энергетических характеристик не добиться без увеличения расхода воздуха, а это дополнительные денежные расходы и необходимость иметь более мощный и дорогой компрессор. В машинах «Грундомаша» применена новая схема воздухораспределения, что позволило вдвое снизить расход сжатого воздуха за цикл работы оборудования.

«С нашими машинами бригада из пяти человек за день меняет сто метров трубы, — рассказывает Александр Седов. — В Москве, например, поменять метр канализационной трубы 315 мм стоит 30–40 тысяч рублей. Работаем в три смены, меняем километры. Затраты на технику окупаются за одну проходку». Бизнес на таких машинах достаточно прибыльный, утверждает Седов: «Образно говоря, если изготовить комплект стоит 500 тысяч, а продать можно за миллион, то жаловаться, наверное, не приходится».

«Мне интересно работать: создавать абсолютно новую технику, искать новые материалы, — признается изобретатель. — Но, к сожалению, производство в России основательно “подсело”. Отдельные композиты приходится покупать за рубежом: основные узлы я делаю в Финляндии, отдельные детали — шланги и тому подобное — заказываю в Германии, Чехии или Италии. Гидравлические лебедки покупаю в Финляндии. А вот основной ударный узел — это отечественная разработка». Собирает и испытывает оборудование «Грундомаш» на участке, арендованном в промзоне. Коллектив компании совсем небольшой — пара конструкторов, работающих в Новосибирске, и пять человек в Санкт-Петербурге. «Это опытные мастера своего дела, закаленные, все пенсионеры, — говорит Седов. — Самому старшему товарищу будет 89 лет. И он работает. А как же иначе? На печке лежать и пить водку — это всегда можно успеть».

Сейчас Седов стал более оптимистично смотреть на перспективы своего бизнеса. Спрос несколько оживился: недавно отгрузили две установки Мосводоканалу, сейчас готовят три машины к отправке в Минск.

Как рассказал Евгений Матвеев из компании «Ремстройсервис» (занимается заменой канализационных труб), перед покупкой техники они изучили рынок. Выяснилось, что машины немецкого производства не рассчитаны на работу на российских «колодцах» и они дороже, чем российское оборудование. Предлагавшиеся тогда на рынке украинские машины имели репутацию постоянно ломающихся, американские стоили намного дороже остальных и обладали меньшей силой удара. «У машин “Грундомаша” хорошая сила удара, они заходят на интервалы до 70 метров — мы проходили столько, если позволяли грунты. Каждый год мы этими машинами проходим и десять, и двадцать километров, меняя трубы на новые пластиковые», — говорит Матвеев.

Однако оборудование для бестраншейной замены труб не из дешевых, признает Александр Седов. Комплект, куда входят ударная машина, лебедка и компрессор, стоит пять-шесть миллионов рублей. Впрочем, немалая часть стоимости приходится на лебедку и компрессор, которые служат гораздо дольше самих машин.

«Санремстрой» работает с оборудованием «Грундомаша» с 2005 года, рассказал представитель компании Сергей Соколов. Выбрали отечественного поставщика из-за демократичной ценовой политики и возможности оперативного ремонта оборудования. Есть и другие плюсы работы с российским производителем, отмечает Соколов: «Грундомаш» готов был менять что-то в конструкции, чтобы сделать машины более легкими и компактными, а это важно для работы в подземном пространстве.

Однако область применения машин «Грундомаша» пока неширокая — в основном их берут небольшие частные фирмы, занимающиеся заменой канализационных труб. С городскими водоканалами компания по-прежнему работает мало. Иногда у Александра Седова возникают тяжелые мысли о том, чтобы взять и всё бросить: «Если я сейчас продам комплект оборудования — промышленный образец со всеми чертежами, то можно выручить три-пять миллионов долларов. В любой момент я могу стать миллионером, но я ведь патриот, много лет защищал Родину. И не хочу, чтобы мы потом покупали у иностранцев оборудование, сконструированное в России».

Фото: предоставлено компанией «Грундомаш»

Для отвода воды

Второй игрок в нише оборудования для бестраншейной замены труб — новосибирская компания «Комбест» — больше работает по замене сетей водопровода и канализации. Компания создана в 1992 году Институтом горного дела Сибирского отделения РАН, а серийное производство пневмопробойных машин для замены водоотводящих трубопроводов начала в 1996 году, рассказала гендиректор компании Наталья Ланкевич.

По ее словам, «Комбест» поставляет оборудование десяткам водоканалов по всей стране, в ближнее зарубежье и подрядным строительным организациям, которые занимаются реконструкцией сетей. Среди покупателей — томский водоканал, екатеринбургский, самарский.

По словам Владислава Ткаченко, гендиректора АПТС, пневмопробойное оборудование в России до некоторого времени имело ограниченную область применения — в части восстановления безнапорных труб с помощью резьбовых модулей (безнапорная канализация, ливневая система) по методу «из колодца в колодец». В целом технология бестраншейной замены старых водопроводных труб эффективная, соглашается Ткаченко, но есть нюансы: «Нужны данные о том, что находится вокруг заменяемой трубы, — может, там сверху газопровод или сеть высокого напряжения? При расширении диаметра прокладываемой трубы уплотняется грунт, в результате может произойти вздутие дорожного полотна. Требуется осторожность — увеличивать диаметр можно только до определенного предела».

Поэтому и существуют по меньшей мере три десятка способов и технологий бестраншейной замены трубопроводов, которые используются в разных случаях, утверждает Александр Ткаченко, — он сам участвовал в трансфере пяти-шести западных бестраншейных технологий в Москву. Есть, например, протягивание «рукава» в требующую реконструкции трубу — новая труба в сжатом состоянии затягивается в старую, а потом под давлением и воздействием пара распрямляется и полностью повторяет рельеф старой трубы. Однако в этом случае, как отмечает Наталья Ланкевич, сужается диаметр трубы, и его увеличение невозможно. Если речь идет о заводских коммуникациях и заводу требуется расширение диаметра канализационных труб, использование «технологии рукава» не будет эффективным.

Другая альтернатива пневматическим пробойникам — пробойное гидравлическое оборудование также для бестраншейной замены коммуникаций. Но существенный минус такого оборудования в том, что при установке оно упирается в стенку колодца и под давлением может разрушаться. Гидравлика, по словам Натальи Ланкевич, в основном применяется при замене промышленных труб. Можно с помощью горизонтально направленного бурения проложить новый водопровод рядом со старыми трубами, и это обойдется дешевле, чем с использованием пневмопробойного оборудования, говорит Наталья Ланкевич: «Вопрос только в том, что количество земли ограничено и нужно соблюдать нормы и правила строительства. Не всегда можно положить новый водопровод рядом со старым».

Владислав Ткаченко обращает внимание на то, что на сегодняшний день бестраншейные технологии, скорее всего, наиболее актуально использовать в мегаполисах с плотной застройкой. А в небольших городах и населенных пунктах — только в самом центре, например у зданий администрации, на территориях с дорогим благоустройством, где восстановление после перекапывания обойдется дорого.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
Одна вокруг света. Турецкий каучсерфинг и дорога через снежный перевал Одна вокруг света. Турецкий каучсерфинг и дорога через снежный перевал

Самый высокий перевал в Ливане,болезнь и переправа в Турцию на грузовом корабле

Forbes
Плохое электрическое равновесие Плохое электрическое равновесие

Недореформированная российская энергетика живет по запутанному клубку правил

Эксперт
Смазка для ниши мирового масштаба Смазка для ниши мирового масштаба

Компания «ВМПавто» выпускает 240 продуктов малотоннажной химии

Эксперт
Эффект матраса Эффект матраса

Как компания Askona совмещает бизнес и социальные аспекты предпринимательства

Эксперт
Как правильно пожарить картошку: 4 божественных рецепта с румяной корочкой Как правильно пожарить картошку: 4 божественных рецепта с румяной корочкой

То, как правильно жарить картошку на сковороде, кажется делом нехитрым

Playboy
Строить много, быстро, без изысков Строить много, быстро, без изысков

Можно ли реанимировать нацпроект по жилью

Эксперт
7 неприятностей во время занятий любовью, которые нельзя игнорировать 7 неприятностей во время занятий любовью, которые нельзя игнорировать

Пожалуйста, не отмахивайтесь от этих проблем в сексе

Playboy
Забытый автор памятника Екатерине II в Моршанске Забытый автор памятника Екатерине II в Моршанске

Кто же таинственный создатель моршанского бюста Екатерины II?

Наука и жизнь
7 вопросов Леониду Ольшанскому, защитнику автомобилистов 7 вопросов Леониду Ольшанскому, защитнику автомобилистов

Леонид Ольшанский о взятках и штрафах

Русский репортер
Опережая время. Погоня за Le Train Bleu Опережая время. Погоня за Le Train Bleu

В первой половине ХХ века инженер Уолтер Оуэн Бентли преследовал свою мечту

Esquire
Гарри Стайлс убедит вас носить женские вещи Гарри Стайлс убедит вас носить женские вещи

Гарри Стайлс запоминается не только выступлениями, но и неординарными нарядами

GQ
Транзит по-сталински Транзит по-сталински

Как за полгода до смерти Сталин затеял радикальную реформу управления

Огонёк
Шестое поколение Шестое поколение

За сетями 5G уже проступают контуры следующего поколения связи

Популярная механика
Женщины предпочитают бородатых? Женщины предпочитают бородатых?

Почему девушек так привлекают бородатые мужчины?

Psychologies
4 способа подкатить, которые пугают женщин (не делай так, бро) 4 способа подкатить, которые пугают женщин (не делай так, бро)

Показаться криповым иногда проще, чем кажется

Playboy
Love is Love is

Мария Луговая и Сергей Лавыгин о своих чувствах и природе их семейного юмора

OK!
Американский перевал Дятлова: пятеро парней, потерянных в снегах Американский перевал Дятлова: пятеро парней, потерянных в снегах

В 1978 году пятеро парней пропали в городе Чико по пути с баскетбольного матча

Cosmopolitan
Сторстрём — одна из самых комфортных тюрем мира Сторстрём — одна из самых комфортных тюрем мира

Фотографии тюрьмы, при виде которых праведники воззавидуют душегубам

Maxim
Без году неделька Без году неделька

История про семь штук трусов и красивую женщину с синей бородой

Tatler
Мортира Маллета: как создавали гигантское орудие войны Мортира Маллета: как создавали гигантское орудие войны

Талантливый инженер Роберт Маллет создал самую большую мортиру

Популярная механика
Захотелось процент повыше Захотелось процент повыше

В России появился отдельный сегмент долгового рынка — высокодоходные облигации

Эксперт
Лозанна, Хобарт, Тигасаки: Monocle назвал 20 лучших малых городов мира Лозанна, Хобарт, Тигасаки: Monocle назвал 20 лучших малых городов мира

Гид по лучшим новым городам для жизни вдали от шума мегаполисов

Forbes
Смертельная лирика: 6 проклятых песен, которые на самом деле убивают Смертельная лирика: 6 проклятых песен, которые на самом деле убивают

Есть песни «с плохой репутацией» — о них-то мы сейчас и поговорим

Cosmopolitan
В поиске космических катастроф. Вахта телескопов-роботов В поиске космических катастроф. Вахта телескопов-роботов

Оптические телескопы системы МАСТЕР помогают астрономам разных стран

Наука и жизнь
С места – в полет: возможен ли безаэродромный взлет самолета С места – в полет: возможен ли безаэродромный взлет самолета

Как родилась идея самолетов с укороченным взлетом?

Популярная механика
5 невероятно романтичных поступков влюбленных людей 5 невероятно романтичных поступков влюбленных людей

Как люди по всему миру искренне и смело демонстрируют свою любовь

Cosmopolitan
Мировые люди Мировые люди

Самые высокооплачиваемые российские спортсмены 2010-х

Forbes
7 самых распространенных ошибок, которые мы совершаем во время занятий любовью 7 самых распространенных ошибок, которые мы совершаем во время занятий любовью

Эти промахи портят твою интимную жизнь

Playboy
Модник Цукерберг: как миллиардеры Кремниевой долины научились стильно одеваться Модник Цукерберг: как миллиардеры Кремниевой долины научились стильно одеваться

Все чаще известные предприниматели выходят на публику в стильных костюмах

Forbes
Открыть в приложении