Сотрудники становятся дороже
Порог для страховых взносов на пенсионное страхование в 2023 году резко вырастет. Минфин всеми силами старается сдержать рост трансферта из бюджета в Пенсионный фонд
С будущего года база для начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) резко вырастет. Это предусматривается законопроектом «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», который был внесен на рассмотрение в Госдуму в конце сентября, а принят будет в конце октября.
В пояснительной записке к проекту в числе прочего описано, как изменится предельная величина взносов по ОПС. В 2023 году она составит 1,917 млн рублей, на 22,5% больше, чем в текущем году. А к 2025 году предельная величина зарплат, полностью облагаемых взносами, вырастет до 2,2 млн рублей.
Как считает Павел Сигал, первый вице-президент «Опоры России», суть такого повышение предельного порога — желание правительства поддерживать достигнутый уровень социальных гарантий.
И речь идет не только о пенсиях, но и о других социальных выплатах: материнском капитале и прочем.
Повышение предела для благого дела
Напомним, в чем суть порога для взносов. Пока зарплата сотрудника накопленным объемом в течение года не превышает этого показателя, компания платит с нее взнос на ОПС по полному тарифу — 30%. Как только сумма заработка превышает предельный уровень, тариф снижается до 15,1%.
График 1. Предельный порог для пенсионных взносов резко подскочит в 2023 году
График 2. Это нужно, чтобы индексировать пенсии, не особо наращивая трансферт в Пенсионный фонд из бюджета
Так что очередное повышение в первую очередь коснется сотрудников отраслей с самыми высокими зарплатами: это газовая, нефтяная и авиационная промышленность, финансовый сектор, а также табачная промышленность.
А вот сфера IT, несмотря на высокие зарплаты, в перечень не войдет — много лет для нее действуют льготные ставки по страховым взносам. Так, с 2021 года тариф страховых взносов для аккредитованных IT компаний — 7,6% (6 п. п. из них идет в ПФР).
Евгений Якушев, ведущий эксперт Центра комплексных исследований социальной политики НИУ ВШЭ, добавляет в ряд «пострадавших» и компании с высокой долей ФОТ в структуре себестоимости из секторов консалтинга и рекламно-издательской деятельности.
«В связи с этим можно ожидать новой волны “оптимизации” налоговой нагрузки и увеличения доли работников, которые самостоятельно или по рекомендации работодателя перейдут в режим ИП или самозанятости», — прогнозирует Якушев.
Очевидная цель повышения порога для взносов — экономия денег федерального бюджета. В частности, отказ от трансферта на обязательное пенсионное страхование, предусмотренный в законопроекте о федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов — так считает Светлана Солянникова, проректор по научной работе Финансового университета.
Дело в том, что кроме выплаты страховых пенсий у ПФР есть еще множество других расходов — как связанных с пенсиями, так и не связанных с ними.
Это, например, солидные суммы на так называемую валоризацию расчетного пенсионного капитала (переоценка пенсионных прав, которые сформировались у людей до 2002 года — до введения нынешней пенсионной системы). В 2023 году на валоризацию потребуется 750 млрд рублей.
Еще больше денег бюджет тратит на компенсацию льгот по страховым взносам. Так, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов в 2023 году уйдет 148,7 млрд рублей. На компенсацию выпадающих доходов Пенсионного фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий страхователей — 667,2 млрд рублей.
На выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячные доплаты, дополнительное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, пособия и компенсации в 2023 году будет потрачено 777,2 млрд рублей. А ведь есть еще материнский капитал (551,3 млрд рублей в 2023 году).
И все эти суммы (кроме валоризации) с каждым годом будут лишь увеличиваться. Так что бюджет не намерен тратиться еще и на обязательное пенсионное страхование. Последний раз на него в 2023 году будет перечислено 274,6 млрд рублей.
В принципе, нет никакой разницы между выпадающими доходами из-за льготных ставок по взносам или прямым субсидированием выплат по ОПС. Все это так или иначе просто следствие того, что система льгот по страховым взносам, раннему выходу на пенсию и прочему давно устарела и не дает ПФР собирать достаточно взносов, чтобы покрывать расходы. «Проблему дефицита пенсионной системы эта мера решит лишь частично. На мой взгляд, нам, скорее, нужно переходить на единую ставку страховых взносов и отказываться от льгот по ней, — говорит Александр Баранов, председатель комитета Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) по внутреннему контролю, аудиту и управлению рисками. — Нельзя одновременно повышать возраст выхода на пенсию и предоставлять льготы по уплате страховых взносов. Это не что иное, как попытка субсидировать бизнес за счет снижения качества жизни нетрудоспособных членов нашего общества».
Демография как вызов
В принципе, постоянное повышение максимального порога для взносов оправдано тем, что зарплаты постепенно растут.
Пенсии же надо индексировать, не особенно отставая от инфляции. Напомним, что инфляция в России по итогам 2022 года составит 12,3%, это высокий показатель даже относительно прошлогодних 8,4%. «Уровень инфляции в России требует от правительства индексации пенсий. В этих условиях повышение максимального порога для взносов выглядит вполне логичным шагом», — считает Денис Перепелица, заведующий кафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ имени Г. В. Плеханова.
В 2022 году страховая пенсия и фиксированная выплата к ней уже выросла на 19,5%, но в бюджете ПФР на 2023-2025 годы заложены весьма скромные темпы индексации — 4,8, 4,6 и 7,7% соответственно. Иногда в бюджет ПФР закладывается некий «люфт» в пользу бизнеса.
«Фактический размер заработной платы в 2022 году — 62 200 рублей в месяц — выше прогнозируемой на 2022 год — 59 976 рублей, исходя из которой и индексировалась предельная величина базы», — приводит пример Солянникова.
Но тем не менее в реальности расходы бизнеса на страховые взносы постоянно растут еще и из-за изменений того самого порога и введения разного рода коэффициентов. «Следует признать, что изначально предельная величина базы была в 2010 году установлена на уровне двукратной заработной платы для всех фондов, — напоминает Светлана Солянникова. — Но в 2015 году отменили предельную базу для Федерального фонда ОМС, в 20172021 годах для расчета предельной базы взносов на ОПС применялся повышенный коэффициент, который в 2021-м составлял 2,3 средней заработной платы (статья 421 пункт 5 действующей редакции НК РФ), как и предусмотрено законопроектом с 2023 года».
Наконец, никуда не делся главный долгосрочный вызов российской (да и мировой) пенсионной системы — старение населения и связанный с этим неминуемый рост расходов на пенсионное обеспечение.
«Повышения порога взносов, как и повышение пенсионного возраста — это ребалансировка доходов и расходов ПФР, отражающая изменения в демографической структуре общества, — рассуждает Евгений Якушев. — Растет доля лиц в старшем трудоспособном возрасте и соответствующие расходы на выплату пенсии, поэтому правительство последовательно повышает финансовую устойчивость пенсионной системы и снижает нагрузку на федеральный бюджет».
Повышение порога поможет ПФР осуществить план по привлечению порядка 600 млрд рублей ежегодно, считает Денис Перепелица. Правда, в текущих условиях прогнозы собственных доходов ПФР — дело неблагодарное, подчеркивает Якушев: есть признаки снижения экономической активности и ВВП, которые могут уменьшить общий ФОТ и, соответственно, доходы ПФР.
Тем не менее ни постоянное и даже резкое повышение предельного порога для страховых взносов, ни повышение три года назад пенсионного возраста не приблизили Россию к кардинальному решению проблемы доходов и расходов Пенсионного фонда. Напомним, еще четыре года назад заведующий Центром правового обеспечения социально-экономических реформ Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Юрий Воронин объяснял в интервью «Эксперту», что единственным кардинальным решением может быть либо повышение заработной платы (вызванное повышением производительности труда), либо поиск иного доходного источника средств для ПФР, кроме взносов бизнеса. (подробнее см. «Зависимость ПФР от бюджета не связана со старением», № 40 за 2018 год).
В подготовке материала принимала участие Евгения Обухова
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl