Смартфоны и ноутбуки оказались ненужными
Объемы продаж смартфонов и персональных компьютеров в мире и в России пикируют. В будущем это может обернуться дефицитом такой техники. Зато сейчас на нее появился внушительный ценовой дисконт
«Ой, где мой смартфон?!» Тревога по поводу отсутствия доступа к своему мобильному гаджету уже почти стала медицинским диагнозом. В научной среде эти страхи получили название «номофобия» (от англ. No Mobile Phone Phobia). Термин этот появился несколько лет назад в Великобритании, когда в ходе опросов выяснилось, что более половины британцев испытывают беспокойство, если не могут пользоваться личным смартфоном. И сейчас, например, Американская психиатрическая ассоциация обсуждает вопрос включения номофобии в список распространенных психических расстройств.
Но даже при такой серьезной зависимости современного человека от смартфонов рынок этих устройств, а также другой компьютерной техники переживает беспрецедентное падение. По данным международной аналитической компании IDC, по итогам прошлого года всего в мире было продано 1,205 млрд смартфонов — на 11,3% меньше, чем годом ранее, и это самое серьезное снижение рынка за последние десять лет. При этом маркетологов буквально обескуражили данные по четвертому кварталу ушедшего года: обрушение спроса на смартфоны составило 18,3% по сравнению с четвертым кварталом 2021-го — такого падения не было за всю историю существования рынка. Пикируют и продажи персональных компьютеров: по данным Canalys, глобальный объем продаж ПК в 2022 году упал на 16%, до 285 млн единиц. А в четвертом квартале прошлого года отгрузки ПК рухнули на беспрецедентные 29%. И это при том, что еще годом ранее спрос на смартфоны и ПК переживал беспрецедентный взлет.
Взлет перед падением
Смартфоны начали распространяться в начале 2000-х годов, и к началу 2020-х они превратились в массовое бытовое устройство: исследования говорят о том, что сейчас в мире порядка 60% населения имеют смартфоны. По данным отчета Newzoo, по этому показателю лидируют США, 82% населения которых имеют такой гаджет, Россия в этом рейтинге находится на седьмом месте (68,5%), а в нижних строчках значатся такие страны, как Пакистан, где только 18% населения имеют в личном распоряжении подобную технику.
Что касается продаж, то, по данным IDC, еще в 2013 году ежегодный глобальный рынок смартфонов перешагнул отметку в миллиард единиц (1,020 млрд), к 2016 году он достиг пика — было продано почти полтора миллиарда штук (1,482 млрд). Далее продажи вышли на плато и начали небольшое снижение, на 24%, до 1,292 млрд в 2020 году. Но в период пандемии рынок пошел в рост: со второй половины года продажи смартфонов начали набирать ход, в моменте скачки спроса в отдельных странах достигали 2030%, хотя в целом 2021 год рынок завершил с умеренным (но все же заметным) прибавлением — более 5%, до 1,36 млрд штук (см. график 1).
График 1. Рынок смартфонов в прошлом году вернулся на траекторию спада потребления
То же самое с рынком ПК (основную его часть составляют ноутбуки): до пандемии на нем наблюдалось плавное снижение. Но во время пандемии компьютеры буквально начали сметать с прилавков: например, в первом квартале 2021 года мировые продажи ПК скакнули на невиданные 55%. В итоге прирост рынка персональных компьютеров в 2020 и 2021 годах составил почти 11 и 15% соответственно. В частности, по данным Canalys, в 2021 году продажи ПК достигли 341 млн единиц, это был лучший показатель за последнее десятилетие (см. график 2).
График 2. Вслед за рекордным ростом рынка в пандемию в прошлом году продажи ПК резко сократились
Безусловно, прирост продаж смартфонов и ноутбуков в период пандемии был вызван чередой локдаунов и переходом многих компаний на удаленную работу. Пандемия также подняла спрос на цифровые развлечения и удаленные коммуникации. Благотворно на рост этого рынка повлиял и вынужденный режим экономии: люди отложили траты на рестораны, путешествия и прочие привычные радости жизни, а на высвободившиеся средства покупали в том числе и компьютеры. Ажиотаж повлек за собой дефицит техники, который к тому же усугубился глобальным дефицитом чипов. Этой ситуацией не преминули воспользоваться продавцы, которые ловко подняли цены на компьютерную технику на 1520%, а в некоторых случаях и на все 3040% (см. статью «Дефицит чипов рушит рынок компьютеров», «Эксперт» № 17 за 2021 год). Сейчас же ситуация обратная: полным ходом идет затоваривание складов. Но для потребителя есть хорошая новость: цены поползли вниз.
Смартфоны перестают удивлять
Наблюдатели и участники рынка говорят о трех основных причинах нынешнего обрушения рынка смартфонов и ПК. Во-первых, это отскок от времен пандемии: в эпоху локдаунов люди запаслись необходимой бытовой компьютерной техникой и сейчас не думают о новых покупках. Во-вторых, во многих странах бушует инфляция, мировая экономика находится в предкризисном состоянии. Это не дает потребителю уверенности, чтобы совершать новые значимые покупки. «Сегодня на общемировом рынке нестабильная ситуация, инфляция во многих странах высока, — комментирует Эдуард Ашрафьян, генеральный директор ценового агрегатора Price.ru. -— Отсюда рост цен на дорогостоящие товары, такие как смартфоны, ноутбуки и ПК. В связи с этим пользовательский спрос падает, и часто решение о выборе товара принимается в пользу более дешевых моделей или подержанных товаров».
Наконец, третий существенный фактор — меняющаяся модель потребления гаджетов и компьютеров, производители которых сейчас как никогда близки к технологическому тупику: новые поколения такой электроники в последнее время не дают пользователю весомых преимуществ. Поэтому потребитель не видит смысла тратить деньги на новый продукт, если функционал и ключевые характеристики имеющегося гаджета его вполне устраивают. Скажем, среднему пользователю смартфона уже не нужна сверхвысокая производительность процессора или камеры с неимоверным разрешением фотосъемки. В этом отношении показательна, например, история с вышедшим осенью прошлого года последним поколением смартфона iPhone 14. Эта модель подверглась яростной критике за то, что, по сути, не имеет принципиальных отличий от модели предыдущего поколения. В ней работает тот же процессор, хотя ранее Apple каждый год обновляла процессоры в новых поколениях смартфонов. А те нововведения, которые производитель попытался представить в iPhone 14, оказались не очень удачными. Например, новая функция обнаружения столкновений на автодороге. По замыслу, при сильном ударе в момент автомобильной аварии смартфон будет сам вызывать на помощь экстренные службы. Но по факту техника начала беспокоить своих владельцев ложными вызовами, когда они, например, находились на занятиях в фитнес-центре или же во время катания на аттракционах.
Впрочем, стоит отметить, что Apple в меньшей степени сейчас страдает от спада продаж. Глобально рынок производителей компьютерной техники достаточно консолидирован, основные объемы продаж делят между собой лишь несколько ключевых игроков. По данным IDC, порядка 70% всех продаж в мире по итогам прошлого года пришлось на пять компаний — это корейская Samsung (22% глобального рынка), американская Apple (19%) и три китайских игрока: Xiaomi (13%), OPPO (9%), Vivo (8%). Так вот, согласно данным IDC, продажи Samsung и Apple падают медленнее рынка: за прошлый год они сократились на 4%. При этом у китайских производителей падение продаж более существенное: Xiaomi упала почти на 20%, а OPPO и Vivo почти на 23% каждая. Причина более сильного сокращения продаж китайских смартфонов заключается, с одной стороны, в том, что Apple и Samsung работают преимущественно в премиальной нише рынка, которая более устойчива к рыночной турбулентности. С другой стороны, для китайских брендов в первую очередь важен домашний китайский рынок, а здесь дела обстоят особенно плохо в связи с затянувшимися ковидными ограничениями, которые стали ослаблять совсем недавно и которые больно ударили по всему китайскому рынку потребительских товаров, в том числе по бытовой электронике и компьютерной технике.
Новые герои в условиях санкций
Российский рынок смартфонов и ПК в целом развивается в русле мировых тенденций. Правда, в минувшем году на него, безусловно, наложился эффект от санкционного давления и ухода с рынка зарубежных компаний. Впрочем, среди иностранных производителей смартфонов и компьютерной техники только Apple поступила радикально, приняв решение закрыть представительство в РФ. Samsung представительство оставил, но все же официальные поставки своих смартфонов в нашу страну приостановил. Правда, весной прошлого года российские власти разрешили завозить в том числе смартфоны и ПК по параллельному импорту, чем быстро воспользовались независимые поставщики, начав поставлять значительные партии смартфонов от Apple и Samsung. И, кстати, цены на них в некоторых случаях оказались даже ниже, чем при использовании официальных каналов ввоза (см. статью «Дефицита техники не будет», «Эксперт» № 28 за 2022 год). Хотя даже более доступные цены сегодня не спасают от того, что поклонники ранее престижных брендов стали менять свои предпочтения. В первую очередь это касается пользователей Apple: после санкционной блокировки некоторых сервисов «яблочных» смартфонов ощутимая часть их владельцев стала задумываться о переходе на гаджеты других производителей с более демократичной операционной системой Android.
Что касается китайских игроков, то они в отношении российского рынка повели себя по-разному. Например, крупный производитель Xiaomi начал осторожничать: прекратил пиар-поддержку продвижения своих смартфонов, сократил расходы на маркетинг, но партии смартфонов в РФ все же официально поставлять продолжил. Но зато на российском рынке смартфонов появились новые герои: например, китайская корпорация Transsion Holdings, которая, воспользовавшись ситуацией, рванула на российский рынок со своими брендами Techno и Infinix. В результате продажи этих гаджетов в РФ выросли более чем в пять раз, бренд Tecno почти с аутсайдерских позиций вырвался на пятую строчку рейтинга продаж. По данным аналитики МТС, по итогам прошлого года ему досталось 7% от общего объема продаж всех смартфонов в России. На первое же место вышла Xiaomi (33%), далее идут Samsung (19%), китайская Realme (14%) и Apple (10%, см. график 3). При этом в целом российский рынок смартфонов в прошлом году упал примерно на 20%, до 26,5 млн штук против 32,5 млн в 2021 году. «В общей сложности на бренды холдинга китайской компании Transsion (Tecno, Infinix и Itel) пришелся примерно каждый десятый проданный в России девайс, это более чем втрое больше, чем годом ранее, -— комментирует Андрей Петров, пресс-секретарь компании “М.ВидеоЭльдорадо”. -— Производители из Китая смогли существенно усилить свои позиции на фоне ограниченного присутствия ряда популярных брендов, непростой ситуации с логистикой и изменения спроса в пользу устройств стартового и среднего уровня стоимостью до 30 тысяч рублей. По итогам 2022 года такие устройства заняли уже 65 процентов российского рынка смартфонов в штуках, годом ранее это было порядка 50 процентов. В пользу китайских брендов, кроме соотношения цены и качества, широких технических возможностей, вариативности в ассортименте для разных потребностей и дизайне, говорит наличие операционной системы Android с различными магазинами приложений и цифровых аксессуаров».
График 3. Китайцы заняли уже более половины рынка смартфонов в России
Новые ударники продаж появились и на российском рынке ноутбуков. Здесь заметен китайский бренд Huawei (рост почти в четыре раза), Honor (более чем вдвое), успешно продвигает в РФ свои ноутбуки китайская компания Haier — это игровые модели под брендом Thunderobot. При этом весь российский рынок ноутбуков по итогам прошлого года сократился на 2025%. «По нашей оценке, в 2022 году российский рынок ноутбуков составил около 3,1 миллиона штук, -— отмечает Андрей Петров. -— В прошлом году усилились позиции компаний из Китая, как за счет уже ранее присутствовавших, так и совсем новых или знакомых россиянам по другим категориям цифровой техники. Бренды предлагают широкой выбор моделей под разные потребности с оптимальным соотношением цены и технических возможностей. В среднем более 30 процентов физических продаж за прошлый год пришлось именно на китайские бренды, в третьем и четвертом кварталах доля китайских производителей на рынке достигала 4045 процентов».
К концу прошлого года и в январе 2023-го продажи ноутбуков в России особенно затормозились. На прошлой неделе некоторые участники рынка заявили, что сейчас на российских складах затоваривание этой техники достигло миллиона единиц, то есть трети всех годовых продаж. Главной причиной перенасыщения рынка стал ажиотажный спрос на технику весной и в начале лета, когда на фоне объявления санкционных мер российские потребители стремились закупиться впрок.
Избыточное предложение уже привело к тому, что цены на ноутбуки и смартфоны в РФ начали ощутимо снижаться: ретейлеры говорят, что дисконт может достигать 20% и более. «Данные ценового агрегатора Price.ru, собранные по российским интернет-магазинам, подтверждают, что в четвертом квартале 2022 года интерес к покупке ноутбуков в онлайне ослаб на 23 процента, смартфонов — на 28 процентов. Динамика нетипична, поскольку традиционно в данный период идет активный сезонный спрос, -— комментирует Эдуард Ашрафьян из Price.ru. — В январе этого года мы также зафиксировали снижение цен: по разным моделям техники на 822 процента по сравнению с ноябрем прошлого года. Февраль 2023-го может стать отличным месяцем для приобретения ноутбука».
Риск дефицита
Как и на любой другой рынок, большое влияние на развитие рынка смартфонов и компьютерной техники и в мире, и в России будет оказывать общая экономическая обстановка. Но помимо состояния экономики для этого рынка большое значение имеет развитие новых технологий. Например, производители и продавцы смартфонов с нетерпением ждут распространения связи нового поколения 5G, которая станет мощным стимулом для обновления парка смартфонов. В отношении ноутбуков большие надежды возлагаются на развитие мировой игровой индустрии, которая требует для своих продуктов все более высокопроизводительного «железа». В нише корпоративных ПК позитивные сигналы для рынка подает корпорация Microsoft: новые версии операционной системы Windows предположительно будут требовать более мощных ноутбуков и настольных ПК, что поддержит спрос на них.
Однако нынешний спад продаж несет с собой и риск того, что производители компьютерной техники, сократив объемы выпуска своей продукции, в дальнейшем могут спровоцировать ее дефицит. «На мой взгляд, к концу 2023 года маятник от затоваривания снова качнется в сторону дефицита ноутбуков, — считает Максим Родионов, руководитель департамента закупок дистрибьюторской компании 3Logic Group. — А уже после этого восстановится баланс спроса и предложения, который мы наблюдали в 2019 году. Следующий пик потребления ноутбуков произойдет после 2025 года, когда придет время замены парка, приобретенного в годы пандемии».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl