Рыба подплывет ближе
Недавно созданная корпорация «Рыба.РФ» намерена реализовать крупнейшие инвестпроекты в сфере рыбной промышленности и логистики. Новая инфраструктура упростит доступ рыбопродукции на внутренний рынок, а также переориентирует экспорт с Китая на страны Европы
На российском рыбном рынке образовалось инвестиционное товарищество «Корпорация “Рыба.РФ”» (далее — «Рыба.РФ»). Его первыми участниками стали крупнейшие игроки отрасли — компания «Антей» и Северо-Западный рыбопромышленный консорциум (СЗРК), готовые реализовать масштабные инвестпроекты в рыбной промышленности и логистике. Свою деятельность корпорация начнет с двух проектов – «Рыбный порт» и «Рыбная биржа», на которые в ближайшие три года потратит 52 млрд рублей (частные средства). В организации рассчитывают, что в дальнейшем список ее участников пополнится и другими рыбопромышленниками. Поддержку новым проектам оказывают госкорпорация ВЭБ.РФ и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики.
Вместо ассоциации — проектный офис
Причиной возникновения новой организации послужила патовая ситуация в рыбном экспорте. По словам идеолога «Рыбы.РФ» и ныне председателя ее наблюдательного совета Александра Крутикова (бывший замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики), сегодня рыбаки по-прежнему не понимают, куда девать выловленную рыбу. «На Дальнем Востоке добывается семьдесят процентов российской рыбы. Но где же эта рыба на прилавках магазинов и столах россиян? Математика простая: в центральную часть страны едет не более двадцати процентов рыбы, причем с потерей качества в процессе транспортировки, что не позволяет в полной мере конкурировать с европейским импортом. Наши порты морально и физически устарели, у нас недостаточно перерабатывающих мощностей, дефицит рефконтейнеров и прочего. Однако мы решили преодолеть этот вызов, модернизировать логистику в рыбной отрасли, что позволит поставлять отечественную продукцию не только на внутренний рынок, но и напрямую в Европу», — говорит он.
Юридический статус «Рыбы.РФ» — инвестиционное товарищество. Это не отраслевой союз, а проектный офис. Главный актив компании — интеллектуальный, с командой специалистов, имеющих компетенции по упаковке и реализации инвестиционных проектов. Прежде всего корпорация нацелена выступать их оператором, то есть рассчитывать финансовоэкономические модели проектов, искать наиболее перспективные технологии, меры господдержки, дешевое и длинное финансирование и проч.
Как подчеркивают в самой корпорации, «Рыба.РФ» не планирует участвовать в вылове рыбы. Более того, новая организация никак не связана с распределением квот (сегодня это наиболее острый вопрос в рыбной отрасли, который вызывает множество дискуссий у рыбаков). Впрочем, в «Рыбе.РФ» не исключают варианта, что компании ассоциации станут сами участвовать в будущих стройках и эксплуатации. Это один из вариантов развития, в других случаях инвестпроекты в готовом виде могут передаваться заинтересованному инвестору.
Рыбный венчур, рыбный диджитал
Первый проект корпорации — «Рыбный порт» — связан с комплексным развитием рыбной логистики на Дальнем Востоке и в Арктике. «Его основа — создание сети современных рыбных портов. Для этого мы определили четыре точки — Мурманск, Петропавловск-Камчатский, Корсаков (Сахалинская область) и Владивосток. Именно такая конфигурация позволит эффективно использовать для логистики железнодорожную инфраструктуру, а в недалеком будущем — Северный морской путь», — объясняет Александр Крутиков.
Первые три порта ждет реновация, тогда как во Владивостоке на мысе Назимова появится новый рыбный порт. В целом на территории портов планируется строительство холодильных комплексов общей мощностью 35 тыс. тонн, инфраструктуры для передержки живых водных биоресурсов (в основном краба), площадок для хранения и перевалки рефконтейнеров и проч. Появятся также рыбоперерабатывающие комплексы мощностью 110 тыс. тонн. Суммарный грузооборот четырех портов составит 4,6 млн тонн.
Ограничения с экспортом рыбы в Китай обострили так и не решенную в прошлые годы проблему с холодильными мощностями для хранения рыбы. «Еще в 2015 году президент Владимир Путин дал поручение построить на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающий кластер с холодильными мощностями, а также развивать контейнерный парк, — говорит Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП). — Но, к сожалению, эти задачи так и не были решены. К этому надо еще прибавить, что фактически за последние двадцать пять лет не построено ни одной железнодорожной рефрижераторной секции, ни одного изотермического вагона, поэтому вся инфраструктура рыбной отрасли по поставке рыбы на российский берег либо пришла в негодность, либо ее не хватает. Поэтому “Рыба.РФ” хочет заняться этими важнейшими для рыбной отрасли проектами». Для сравнения: у нас на Дальнем Востоке холодильных мощностей для хранения не более чем на двести тысяч тонн, тогда как в корейском Пусане, куда сегодня российские рыбаки в условиях ограничений на экспорт везут на хранение свой улов, — два миллиона тонн.
Еще один ключевой проект — рыбная биржа, он будет реализован во Владивостоке. Здесь появится новая инфраструктура (в том числе цифровая), которая позволит отечественным экспортерам в формате единого окна пользоваться комплексом сервисов. Вместе с торгами рыбаки могут получить услуги по хранению, переработке и логистике рыбной продукции. Формирование таких цельных цепочек по сбыту главным образом необходимо для соблюдения температурных режимов, чтобы повысить качество продукции для разного рода потребителей.
Дальнейшие амбиции «Рыба.РФ» связывает с такими проектами, как рыбный венчур и рыбный диджитал. В первом случае корпорация планирует оказывать методологическую, организационную и финансовую поддержку перспективным отраслевым стартапам. Во втором — способствовать развитию цифровых решений в рыбной промышленности и повышению открытости рынка.
В целом рыбопромышленники положительно воспринимают инициативы новой корпорации. «При прошлом распределении квот мы инвестировали в суда и фабрики, сейчас они даже в избытке. Теперь мы готовы к реконструкции портовых сооружений. К примеру, в Архангельске у нас уже есть и судоремонт, и недозагруженные холодильники. Подобное можно организовать в Мурманске, но более грандиозное, так как географически эта территория более привлекательна — меньше промерзает, лучше глубины, где мы ловим не только рыбу, но и крабов», — отмечает совладелец СЗРК Геннадий Миргородский. «Мы ожидаем, что новая организация поможет нам в получении льготного кредитования. Нам интересны подобные логистические проекты, в том числе инфраструктурные объекты по крабам», — добавляет президент компании «Антей» Иван Михнов.
График 1. Динамика экспорта в первом полугодии 2021 г. отстает от предыдущих лет
График 2. За последний год структура рыбного экспорта изменилась: впервые в новейшей истории экспортеры больше зарабатывают с продажи крабов
Юрий Смитюк/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl