«Оргхим» построил в Малайзии завод неканцерогенных технологических масел

ЭкспертБизнес

Русское «зеленое» масло в Малайзии

Биохимический холдинг «Оргхим» построил в малайзийском султанате Джохор завод по производству неканцерогенных технологических масел. За счет быстрорастущего азиатского рынка компания намерена нарастить свою долю на рынке мировом

Виктория Безуглова

Производителя «зеленой» химии «Оргхим» из Нижнего Новгорода, запустившего на прошлой неделе в Малайзии свой завод, местные власти встретили очень тепло. Малайзийское агентство по развитию инвестиций (MIDA) не просто выделило под завод земельный участок площадью 2,83 га в порту Танджунг-Лангсат, а предоставило ему «пионерский» статус — таковой дается предприятиям в отраслях, признанных перспективными для экономики страны, и сопровождается налоговыми льготами. «Оргхим», который обеспечит рабочими местами 78 жителей штата, станет одним из крупнейших налогоплательщиков в местный бюджет и удовлетворит растущий в азиатских странах спрос на неканцерогенные технологические масла-наполнители для производства шин, синтетических каучуков и резиновых смесей, получил максимальный пакет льгот, включая десятилетний период нулевой ставки налога на прибыль после ввода в эксплуатацию.

Инвестиции в строительство завода составили 59,2 млн долларов, из них более 40 млн долларов предоставил Газпромбанк на принципах проектного финансирования под шесть процентов годовых. Условия для сторон выгодные: «Оргхим» смог за 20 месяцев построить и запустить завод, а для Газпромбанка, по мнению партнера практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group Германа Шеховцева, это маржинальный бизнес и хороший повод продемонстрировать поддержку международного сотрудничества в рамках межправительственной комиссии под руководством министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.

Завод в Малайзии позволит «Оргхиму», выпускающему в год свыше ста тысяч тонн «зеленой» химии (это направление приносит холдингу примерно 60% выручки), увеличить объемы производства на 65%, а долю экспортных продаж — с нынешних 60 до 80%. При этом благодаря локализации на территории страны — члена АСЕАН российская компания освобождается от уплаты таможенной пошлины в размере 3–7% при ввозе продукции на территорию Южной Кореи и Китая, а это серьезное преимущество в конкуренции с другими игроками мирового рынка.

Ближе к азиатским производителям шин и каучука

Свою линейку продуктов марки Norman — «зеленых» масел-пластификаторов — «Оргхим» запатентовал более десяти лет назад, а площадку для завода в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) начал искать семь лет назад, когда там стали анонсировать и реализовывать крупные инвестиционные проекты создания шинных заводов и заводов по производству синтетического каучука. Мировой консалтер и девелопер компания Jurong Consultants реализовала в Сингапуре один из наиболее удачных проектов — «нефтехимический остров», это промышленный кластер, где разместились сразу несколько потенциальных клиентов «Оргхима», в том числе японская компания Asahi Kasei, удвоившая в тот период производство синтетического каучука. Вначале руководство «Оргхима» рассматривало именно Сингапур как приоритетную площадку для размещения производства масел Norman, однако предложенные условия компанию не удовлетворили, в том числе завышенная стоимость аренды складских терминалов.

Тогда из развивающихся портов, максимально приближенных к Сингапуру, был выбран глубоководный порт Танджунг-Лангсат в Малайзии — еще слабо развитый, но с большим потенциалом расширения индустриальной зоны. Меньше чем за два года на выделенном участке был построен полноценный завод: 22 объекта, из которых самый главный — технологическая установка мощностью 70 тыс. тонн в год, а также вспомогательные сооружения (система охлаждения, котельная, лаборатория, мастерские). Оборудование закупалось у разных производителей, в том числе около 15% общего объема — у российских. Был также построен терминальный комплекс вместимостью 25 тыс. кубометров сырья и готовой продукции. «Для нас было важно, что территория позволяет иметь свой терминал, а со временем запустить вторую очередь производства еще с одной установкой, — говорит Николай Ходов, генеральный директор “Оргхима”. — Как показывает практика, на третий год эксплуатации встает вопрос о том, где строить следующую установку».

Ожидаемая годовая выручка малайзийского предприятия — 50–65 млн долларов, расчетный период окупаемости — пять с половиной — семь лет. Что касается сырья, то поставлять его на завод будут малайзийские и сингапурские нефтепереработчики, а также Саудовская Аравия. Любопытства ради в компании протестировали логистический путь нефтепродуктов из России — он практически удваивает стоимость сырья, так что этот вариант не рассматривается.

«Зеленая» химия против канцерогенов

Мировой спрос на «зеленую» нефтехимию быстро растет. Еще в 1990-е годы ученые забили тревогу по поводу токсичности автомобильной резины; было установлено, что в шинной пыли присутствует более 140 химических соединений различной степени вредности. В частности, по результатам исследований в Москве, проведенных в 2010 году, до 60% загрязняющих и опасных для здоровья веществ выбрасывается в воздух с истертой в мелкую пыль резиной автомобильных шин. Ввиду высокой дисперсности эти частицы способны легко проникать в легкие человека, вызывая бронхиальную астму, аллергические реакции и онкологические заболевания. При этом шинная пыль не выводится из организма. Наиболее опасными выделяющимися из шин соединениями являются ПАУ (канцерогенные полициклические ароматические углеводороды) и N-нитрозамины, а их источник — ароматические нефтяные масла, используемые в качестве пластификаторов при производстве резин.

Первый патент на применение «зеленой» технологии производства масел-пластификаторов типа TDAE (Treated Distillate Aromatic Extract) был получен компанией British Petroleum в 2004 году, а технология «Оргхима» появилась в марте 2005-го. «Собственно говоря, все это делалось под планируемый запрет в Европе на использование канцерогенных компонентов в шинной промышленности. Предполагалось, что он будет введен с 2006 года, однако директива № 2005/69/ ЕЕС вступила в силу только 1 января 2010-го», — уточняет Николай Ходов. В соответствии с этим документом все произведенные или импортированные в ЕС шины должны производиться с использованием нефтяных масел, которые содержат не более 3% масc. экстракта полициклических ароматических соединений (ПЦА) по методу IP 346/92, 1 мг/кг бенз(а)пирена и 10 мг/кг суммы восьми канцерогенных ПАУ.

Европейский рынок нужным продуктом наполнился быстро, а компания «Оргхим» стала первым в России и вторым в мире производителем ароматических масел неканцерогенного типа, ее основным конкурентом и сегодня остается немецкая компания Hansen & Rosenthal KG, которая приобрела технологию и установку у British Petroleum. Кроме немцев и русских на рынке присутствуют Royal Dutch Shell, Chevron, Petronas Lubricants Belgium, Repsol, Hindustan Petroleum Corporation. Кстати, Hansen & Rosenthal KG еще пять лет назад пришла в АТР, нарастив мощности своего завода на Тайване до ста тысяч тонн.

Источник: «Оргхим»

Объем мирового рынка неканцерогенных технологических масел, по оценке Николая Ходова, составляет 750–800 тыс. тонн, или около 60% всего объема технологических масел. Учитывая, что весь рынок технологических масел к 2022 году, по оценкам, достигнет 1,2 млрд долларов, объем рынка «зеленых» масел составит примерно 720 млн долларов. А доля «Оргхима», имеющего три установки по производству масел в России на 120 тыс. тонн и вводящего в эксплуатацию установку в Джохоре на 70 тыс. тонн, должна вырасти с нынешних 12–14 до 18–20%, или до 144 млн долларов.

Инвестиции в инновации

Масла линейки Norman на высококонкурентном рынке масел-пластификаторов являются передовыми по канцерогенной безопасности: если европейское законодательство разрешает и контролирует содержание восьми потенциально опасных канцерогенов, то «Оргхим» предоставляет своим клиентам список из 22 канцерогенов, которые может идентифицировать. Преимущества российской компании подтверждаются списком ее клиентов: Pirelli, Goodyear, Cordiant, Hankook, Nokian, Bridgestone и другие — всего девять из десятки крупнейших шинных компаний.

Для того чтобы сохранять свое конкурентное преимущество, ежегодно «Оргхим» вкладывает в НИОКР 1,5–2% средств от оборота, или 17–20% от прибыли, что позволяет создавать новые технологии. Например, в 2013 году исследовательский центр холдинга приобрел оборудование у Hewlett-Packard и внедрил уникальную для России методику определения индивидуальных канцерогенных полициклических ароматических углеводородов в объектах окружающей среды, позволяющую определять канцерогены в концентрациях в тысячи раз ниже, чем опасные, что может дать толчок новым открытиям в области канцерогенной безопасности. «Мы собираемся удваивать производство за счет собственных новых разработок, поэтому необходимо инвестировать в научные изыскания. Сейчас у нас есть две технологии, созданные силами наших специалистов, Нижегородского государственного университета имени Лобачевского и МГУ, в которые за последние пять лет мы вложили 800 миллионов рублей, не говоря о бюджете нашего исследовательского центра», — рассказывает Николай Ходов. В течение пяти лет, по его словам, компания намерена построить инновационную установку и в очередной раз удивить мировой рынок новым продуктом.

Что касается российского рынка, то здесь до недавнего времени «Оргхим» был единственным, кто производил «зеленые» масла-пластификаторы, остальные изготавливали канцерогенные масла. В 2017 году «Газпромнефть — Смазочные материалы» тоже заявила о начале производства масел-пластификаторов Gazpromneft TDAE, присоединившись к «зеленым». В дальнейшем, по мнению аналитиков, число «зеленых» марок масел будет расти, хотя в России не введены ограничительные меры для производства и использования канцерогенных масел, а они по-прежнему дешевле «зеленой» химии в 1,7 раза, и для ряда производителей шин и каучука это важное преимущество. Аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Брокер» Оксана Лукичева считает, что из-за небольшой емкости внутреннего рынка производители масел будут вынуждены выходить на экспортные рынки, а значит, выпускать продукцию без опасных примесей.

Между тем в 2021 году ожидается принятие технологического стандарта на шинную продукцию Евразийского союза. Производителей шин, не использующих «зеленые» компоненты, обяжут предупреждать об опасности их продукции. «Это так странно: экономить сто рублей на одном колесе и вешать на него череп с костями», — удивляется логике отставших от прогресса производителей Николай Ходов.

Фото: Предоставлено Компанией «Оргхим»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Русская дигитализация Арабских Эмиратов Русская дигитализация Арабских Эмиратов

Как заработать на рынке Арабских Эмиратов: рассказывает директор iiko

Эксперт
Смартфоны Huawei остались без сериалов, такси и каршеринга Смартфоны Huawei остались без сериалов, такси и каршеринга

Huawei больше не может устанавливать на свои смартфоны приложения Google

Популярная механика
Авторитейл включил аварийный сигнал Авторитейл включил аварийный сигнал

Треть предприятий российского авторитейла может оказаться на грани разорения

Эксперт
В другой стране как дома В другой стране как дома

Переехать в другую страну сложно, но ещё сложнее жить по чужим правилам

Здоровье
Вопросы к будущему Вопросы к будущему

На выходе из кризиса человечеству придется пройти несколько важных развилок

Forbes
Москву нужно сравнивать с Европой, а не с остальной Россией Москву нужно сравнивать с Европой, а не с остальной Россией

Столица России прочно закрепилась в ряду крупнейших европейских городов

СНОБ
Бросили у алтаря: звезды, чья свадьба сорвалась накануне торжества Бросили у алтаря: звезды, чья свадьба сорвалась накануне торжества

Эти звезды не выдержали накала страстей и отменили собственную свадьбу

Cosmopolitan
Как правильно рассчитать освещенность квартиры? Как правильно рассчитать освещенность квартиры?

Как правильно рассчитать освещенность каждого помещения в доме?

CHIP
Ткань королей и режиссеров: как носить вельвет Ткань королей и режиссеров: как носить вельвет

Что общего у Вуди Аллена, Уэса Андерсона и Гая Ричи

GQ
Каршеринг для новичков: что делать, когда есть права, но нет машины Каршеринг для новичков: что делать, когда есть права, но нет машины

Заменит ли каршеринг потребности водителей

Популярная механика
Маттео Лунелли: «Сейчас отличное время для тех, кто работает в сфере гастрономии» Маттео Лунелли: «Сейчас отличное время для тех, кто работает в сфере гастрономии»

Мы поговорили с Маттео Лунелли о производстве премиальных игристых вин в Италии

GQ
«Желтые жилеты»: революция на развязке «Желтые жилеты»: революция на развязке

Технологии, цели и причины самого массового протеста Европы

Русский репортер
Победа на бумаге: почему планы России по захвату мирового угольного рынка имеют мало общего с реальностью Победа на бумаге: почему планы России по захвату мирового угольного рынка имеют мало общего с реальностью

В обновленной «Энергостратегии» Минэнерго закрепило цель довести до 25%

Forbes
Десерт для патриота Десерт для патриота

В Америке тыквенный пирог в день благодарения — символ национальной идентичности

Вокруг света
Иттербий и твердотельные лазеры Иттербий и твердотельные лазеры

Что привлекает химиков на небольшом острове Ресарё?

Наука и жизнь
Сэмюэл Литтл — самый массовый серийный убийца в истории США, обладавший феноменальной памятью — он рисовал портреты своих жертв. Рассказываем его историю Сэмюэл Литтл — самый массовый серийный убийца в истории США, обладавший феноменальной памятью — он рисовал портреты своих жертв. Рассказываем его историю

Жертвами Сэмюэла Литтла преимущественно становились наркоманки и проститутки

Esquire
«Убойный завод» начала нэпа «Убойный завод» начала нэпа

Василий Комаров - убийца, жертвами которого стали более 30 человек

Дилетант
Любовь на расстоянии Любовь на расстоянии

В век современных технологий расстояния перестали быть проблемой для отношений

Лиза
Почему некоторые чувствуют, что не заслуживают счастья? Почему некоторые чувствуют, что не заслуживают счастья?

Откуда берется это ощущение — «я недостоин хорошей жизни/благополучия»?

Psychologies
10 самых щедрых компаний России. Рейтинг Forbes 10 самых щедрых компаний России. Рейтинг Forbes

Рейтинг лучших работодателей по двум параметрам — зарплата и соцобеспечение

Forbes
Мы поговорили с Тиллем Линдеманном, пока он в одних трусах лежал в тюремной камере Мы поговорили с Тиллем Линдеманном, пока он в одних трусах лежал в тюремной камере

Разговор с Тиллем Линдеманном

GQ
Генераторы ритма и размеры животных Генераторы ритма и размеры животных

Периодические движения у животных: что это?

Наука и жизнь
Коренные жители Коренные жители

Если сохранить свои зубы не удалось, врачи вырастят вам новые

Собака.ru
Лимонов дает пощечину общественному вкусу Лимонов дает пощечину общественному вкусу

Инвестор Сергей Лимонов поддерживает бунтарей

Собака.ru
LADA XRAY Cross AT. Самое важное — это трансмиссия LADA XRAY Cross AT. Самое важное — это трансмиссия

Сегодня ребята из Тольятти всеми силами пытаются сломать стену стереотипов

4x4 Club
Правила жизни Марины Абрамович Правила жизни Марины Абрамович

Художница, автор перформансов

Esquire
Покорители льдов Покорители льдов

Первые шаги к Северному морскому пути

Огонёк
Мартин Скорсезе — об «Ирландце», старом и новом кино и дружбе с Робертом Де Ниро Мартин Скорсезе — об «Ирландце», старом и новом кино и дружбе с Робертом Де Ниро

Мы побеседовали с Мартином Скорсезе о его фильме "Ирландец" и картинах Marvel

Esquire
Нетихие планеры Нетихие планеры

Самовзлетные планеры, разработанные в пензенском КБ «Авиастроитель»

Популярная механика
Мама или бизнес-леди? Как совмещать любовь к детям и к своему делу Мама или бизнес-леди? Как совмещать любовь к детям и к своему делу

Женщины, которые запустили и развивают свой бизнес, оставаясь любящими мамами

Cosmopolitan
Открыть в приложении