«Оргхим» построил в Малайзии завод неканцерогенных технологических масел

ЭкспертБизнес

Русское «зеленое» масло в Малайзии

Биохимический холдинг «Оргхим» построил в малайзийском султанате Джохор завод по производству неканцерогенных технологических масел. За счет быстрорастущего азиатского рынка компания намерена нарастить свою долю на рынке мировом

Виктория Безуглова

Производителя «зеленой» химии «Оргхим» из Нижнего Новгорода, запустившего на прошлой неделе в Малайзии свой завод, местные власти встретили очень тепло. Малайзийское агентство по развитию инвестиций (MIDA) не просто выделило под завод земельный участок площадью 2,83 га в порту Танджунг-Лангсат, а предоставило ему «пионерский» статус — таковой дается предприятиям в отраслях, признанных перспективными для экономики страны, и сопровождается налоговыми льготами. «Оргхим», который обеспечит рабочими местами 78 жителей штата, станет одним из крупнейших налогоплательщиков в местный бюджет и удовлетворит растущий в азиатских странах спрос на неканцерогенные технологические масла-наполнители для производства шин, синтетических каучуков и резиновых смесей, получил максимальный пакет льгот, включая десятилетний период нулевой ставки налога на прибыль после ввода в эксплуатацию.

Инвестиции в строительство завода составили 59,2 млн долларов, из них более 40 млн долларов предоставил Газпромбанк на принципах проектного финансирования под шесть процентов годовых. Условия для сторон выгодные: «Оргхим» смог за 20 месяцев построить и запустить завод, а для Газпромбанка, по мнению партнера практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group Германа Шеховцева, это маржинальный бизнес и хороший повод продемонстрировать поддержку международного сотрудничества в рамках межправительственной комиссии под руководством министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.

Завод в Малайзии позволит «Оргхиму», выпускающему в год свыше ста тысяч тонн «зеленой» химии (это направление приносит холдингу примерно 60% выручки), увеличить объемы производства на 65%, а долю экспортных продаж — с нынешних 60 до 80%. При этом благодаря локализации на территории страны — члена АСЕАН российская компания освобождается от уплаты таможенной пошлины в размере 3–7% при ввозе продукции на территорию Южной Кореи и Китая, а это серьезное преимущество в конкуренции с другими игроками мирового рынка.

Ближе к азиатским производителям шин и каучука

Свою линейку продуктов марки Norman — «зеленых» масел-пластификаторов — «Оргхим» запатентовал более десяти лет назад, а площадку для завода в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) начал искать семь лет назад, когда там стали анонсировать и реализовывать крупные инвестиционные проекты создания шинных заводов и заводов по производству синтетического каучука. Мировой консалтер и девелопер компания Jurong Consultants реализовала в Сингапуре один из наиболее удачных проектов — «нефтехимический остров», это промышленный кластер, где разместились сразу несколько потенциальных клиентов «Оргхима», в том числе японская компания Asahi Kasei, удвоившая в тот период производство синтетического каучука. Вначале руководство «Оргхима» рассматривало именно Сингапур как приоритетную площадку для размещения производства масел Norman, однако предложенные условия компанию не удовлетворили, в том числе завышенная стоимость аренды складских терминалов.

Тогда из развивающихся портов, максимально приближенных к Сингапуру, был выбран глубоководный порт Танджунг-Лангсат в Малайзии — еще слабо развитый, но с большим потенциалом расширения индустриальной зоны. Меньше чем за два года на выделенном участке был построен полноценный завод: 22 объекта, из которых самый главный — технологическая установка мощностью 70 тыс. тонн в год, а также вспомогательные сооружения (система охлаждения, котельная, лаборатория, мастерские). Оборудование закупалось у разных производителей, в том числе около 15% общего объема — у российских. Был также построен терминальный комплекс вместимостью 25 тыс. кубометров сырья и готовой продукции. «Для нас было важно, что территория позволяет иметь свой терминал, а со временем запустить вторую очередь производства еще с одной установкой, — говорит Николай Ходов, генеральный директор “Оргхима”. — Как показывает практика, на третий год эксплуатации встает вопрос о том, где строить следующую установку».

Ожидаемая годовая выручка малайзийского предприятия — 50–65 млн долларов, расчетный период окупаемости — пять с половиной — семь лет. Что касается сырья, то поставлять его на завод будут малайзийские и сингапурские нефтепереработчики, а также Саудовская Аравия. Любопытства ради в компании протестировали логистический путь нефтепродуктов из России — он практически удваивает стоимость сырья, так что этот вариант не рассматривается.

«Зеленая» химия против канцерогенов

Мировой спрос на «зеленую» нефтехимию быстро растет. Еще в 1990-е годы ученые забили тревогу по поводу токсичности автомобильной резины; было установлено, что в шинной пыли присутствует более 140 химических соединений различной степени вредности. В частности, по результатам исследований в Москве, проведенных в 2010 году, до 60% загрязняющих и опасных для здоровья веществ выбрасывается в воздух с истертой в мелкую пыль резиной автомобильных шин. Ввиду высокой дисперсности эти частицы способны легко проникать в легкие человека, вызывая бронхиальную астму, аллергические реакции и онкологические заболевания. При этом шинная пыль не выводится из организма. Наиболее опасными выделяющимися из шин соединениями являются ПАУ (канцерогенные полициклические ароматические углеводороды) и N-нитрозамины, а их источник — ароматические нефтяные масла, используемые в качестве пластификаторов при производстве резин.

Первый патент на применение «зеленой» технологии производства масел-пластификаторов типа TDAE (Treated Distillate Aromatic Extract) был получен компанией British Petroleum в 2004 году, а технология «Оргхима» появилась в марте 2005-го. «Собственно говоря, все это делалось под планируемый запрет в Европе на использование канцерогенных компонентов в шинной промышленности. Предполагалось, что он будет введен с 2006 года, однако директива № 2005/69/ ЕЕС вступила в силу только 1 января 2010-го», — уточняет Николай Ходов. В соответствии с этим документом все произведенные или импортированные в ЕС шины должны производиться с использованием нефтяных масел, которые содержат не более 3% масc. экстракта полициклических ароматических соединений (ПЦА) по методу IP 346/92, 1 мг/кг бенз(а)пирена и 10 мг/кг суммы восьми канцерогенных ПАУ.

Европейский рынок нужным продуктом наполнился быстро, а компания «Оргхим» стала первым в России и вторым в мире производителем ароматических масел неканцерогенного типа, ее основным конкурентом и сегодня остается немецкая компания Hansen & Rosenthal KG, которая приобрела технологию и установку у British Petroleum. Кроме немцев и русских на рынке присутствуют Royal Dutch Shell, Chevron, Petronas Lubricants Belgium, Repsol, Hindustan Petroleum Corporation. Кстати, Hansen & Rosenthal KG еще пять лет назад пришла в АТР, нарастив мощности своего завода на Тайване до ста тысяч тонн.

Источник: «Оргхим»

Объем мирового рынка неканцерогенных технологических масел, по оценке Николая Ходова, составляет 750–800 тыс. тонн, или около 60% всего объема технологических масел. Учитывая, что весь рынок технологических масел к 2022 году, по оценкам, достигнет 1,2 млрд долларов, объем рынка «зеленых» масел составит примерно 720 млн долларов. А доля «Оргхима», имеющего три установки по производству масел в России на 120 тыс. тонн и вводящего в эксплуатацию установку в Джохоре на 70 тыс. тонн, должна вырасти с нынешних 12–14 до 18–20%, или до 144 млн долларов.

Инвестиции в инновации

Масла линейки Norman на высококонкурентном рынке масел-пластификаторов являются передовыми по канцерогенной безопасности: если европейское законодательство разрешает и контролирует содержание восьми потенциально опасных канцерогенов, то «Оргхим» предоставляет своим клиентам список из 22 канцерогенов, которые может идентифицировать. Преимущества российской компании подтверждаются списком ее клиентов: Pirelli, Goodyear, Cordiant, Hankook, Nokian, Bridgestone и другие — всего девять из десятки крупнейших шинных компаний.

Для того чтобы сохранять свое конкурентное преимущество, ежегодно «Оргхим» вкладывает в НИОКР 1,5–2% средств от оборота, или 17–20% от прибыли, что позволяет создавать новые технологии. Например, в 2013 году исследовательский центр холдинга приобрел оборудование у Hewlett-Packard и внедрил уникальную для России методику определения индивидуальных канцерогенных полициклических ароматических углеводородов в объектах окружающей среды, позволяющую определять канцерогены в концентрациях в тысячи раз ниже, чем опасные, что может дать толчок новым открытиям в области канцерогенной безопасности. «Мы собираемся удваивать производство за счет собственных новых разработок, поэтому необходимо инвестировать в научные изыскания. Сейчас у нас есть две технологии, созданные силами наших специалистов, Нижегородского государственного университета имени Лобачевского и МГУ, в которые за последние пять лет мы вложили 800 миллионов рублей, не говоря о бюджете нашего исследовательского центра», — рассказывает Николай Ходов. В течение пяти лет, по его словам, компания намерена построить инновационную установку и в очередной раз удивить мировой рынок новым продуктом.

Что касается российского рынка, то здесь до недавнего времени «Оргхим» был единственным, кто производил «зеленые» масла-пластификаторы, остальные изготавливали канцерогенные масла. В 2017 году «Газпромнефть — Смазочные материалы» тоже заявила о начале производства масел-пластификаторов Gazpromneft TDAE, присоединившись к «зеленым». В дальнейшем, по мнению аналитиков, число «зеленых» марок масел будет расти, хотя в России не введены ограничительные меры для производства и использования канцерогенных масел, а они по-прежнему дешевле «зеленой» химии в 1,7 раза, и для ряда производителей шин и каучука это важное преимущество. Аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Брокер» Оксана Лукичева считает, что из-за небольшой емкости внутреннего рынка производители масел будут вынуждены выходить на экспортные рынки, а значит, выпускать продукцию без опасных примесей.

Между тем в 2021 году ожидается принятие технологического стандарта на шинную продукцию Евразийского союза. Производителей шин, не использующих «зеленые» компоненты, обяжут предупреждать об опасности их продукции. «Это так странно: экономить сто рублей на одном колесе и вешать на него череп с костями», — удивляется логике отставших от прогресса производителей Николай Ходов.

Фото: Предоставлено Компанией «Оргхим»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

20 инноваций, которые спасут нашу планету 20 инноваций, которые спасут нашу планету

Топ-20 проектов, которые позволят сделать наш мир лучше

Naked Science
Когда простота — уникальная технология: тест JAC S3 Когда простота — уникальная технология: тест JAC S3

Компактный китайский кроссовер менее чем за 800 тысяч рублей

Популярная механика
Русская дигитализация Арабских Эмиратов Русская дигитализация Арабских Эмиратов

Как заработать на рынке Арабских Эмиратов: рассказывает директор iiko

Эксперт
Служители культа Служители культа

Как нравиться женщинам высшей категории сложности

Tatler
Как работают «умные» технологичные протезы. Интервью с ортопедом Как работают «умные» технологичные протезы. Интервью с ортопедом

Ортопед рассказывает о современных протезах

РБК
Бортовой журнал: Lada XRay, Audi A7, Toyota Fortuner, Lexus UX Бортовой журнал: Lada XRay, Audi A7, Toyota Fortuner, Lexus UX

Каким должен быть универсальный автомобиль?

РБК
Реальная цель — заменить Китай: о перспективах биотехнологий и лизина Реальная цель — заменить Китай: о перспективах биотехнологий и лизина

В России стремительно растет производство собственных аминокислот

Эксперт
Животные инстинкты Животные инстинкты

Зачем мы заводим домашних питомцев?

Лиза
Интенсивный уход: лосьоны для волос и чем они полезны Интенсивный уход: лосьоны для волос и чем они полезны

Для роста, укрепления и укладки – лосьоны могут быть разными

Cosmopolitan
Полный фешен Полный фешен

Женщины, без которых не было бы российского фешен-бизнеса

Cosmopolitan
Пить теплое пиво или дышать над картошкой: народные средства против простуды Пить теплое пиво или дышать над картошкой: народные средства против простуды

Существуют ли эффективные народные средства от простуды

Cosmopolitan
Затерянный во времени: один из самых загадочных автомобилей XX века Затерянный во времени: один из самых загадочных автомобилей XX века

Delorean DMC-12 остается одним из самых загадочных автомобилей XX века

Популярная механика
Пьяный в машине: как лишиться прав, не садясь за руль Пьяный в машине: как лишиться прав, не садясь за руль

Почему выпившим не стоит подходить к своей машине

РБК
Рецензия: Каким получился Рецензия: Каким получился

Почему Disney прямо на наших глазах совершает революцию в киноиндустрии

Esquire
Ольга Паскина: Пример для подражания Ольга Паскина: Пример для подражания

Как у Ольги Паскиной получается жонглировать более чем 30 активами холдинга

Cosmopolitan
Фитнес после перерыва Фитнес после перерыва

Сентябрь – самое удачное время, чтобы войти в фитнес-режим безболезненно

Худеем правильно
Руки прочь от котиков и собачек — на их месте можете оказаться вы Руки прочь от котиков и собачек — на их месте можете оказаться вы

Мода принимать законы о повышении «социального статуса» животных дошла до Италии

СНОБ
Кира Cорокина: Кира Cорокина:

Кира Сорокина – о сложностях на пути в большой бизнес и работе с южнокорейцами

Cosmopolitan
Протокол или жизнь. Как внутренние регламенты Минздрава мешают врачам лечить пациентов Протокол или жизнь. Как внутренние регламенты Минздрава мешают врачам лечить пациентов

Проследили, как развивалась ситуация вокруг пересадки почек маленьким детям

СНОБ
Как звезда «Дневников вампира» запустил производство энергетиков в Китае и планирует выйти в Россию Как звезда «Дневников вампира» запустил производство энергетиков в Китае и планирует выйти в Россию

Голливудский актер создал компанию Immortal Rituals

Forbes
Новая классика: какое будущее ждет музыкальную индустрию Новая классика: какое будущее ждет музыкальную индустрию

Главные тренды современной музыкальной индустрии

Forbes
Бодрость на весь день: простой комплекс упражнений для утренней гимнастики Бодрость на весь день: простой комплекс упражнений для утренней гимнастики

Как зарядиться энергией без кофеина и улучшить обмен веществ

Cosmopolitan
Мужчины, которым не хочется секса Мужчины, которым не хочется секса

Если вам кажется, что партнер охладел, не спешите с выводами

Psychologies
Коренные жители Коренные жители

Если сохранить свои зубы не удалось, врачи вырастят вам новые

Собака.ru
Слава пришла ко мне неожиданно, и я долго чувствовал себя не в своей тарелке Слава пришла ко мне неожиданно, и я долго чувствовал себя не в своей тарелке

В отличие от своих персонажей, в жизни Джон Гудман не очень-то разговорчив

Playboy
«Пророк от поколения миллениалов»: как предприниматель, мечтавший стать первым триллионером, превратился в изгоя «Пророк от поколения миллениалов»: как предприниматель, мечтавший стать первым триллионером, превратился в изгоя

Rfr Адам Нойманн потерял все — бизнес, репутацию и любовь подчиненных

Forbes
Наталья Бочкарева: «Ради детей возьмусь за любую работу» Наталья Бочкарева: «Ради детей возьмусь за любую работу»

Наталья Бочкарева призналась, почему не снимается в постельных сценах

StarHit
«Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса «Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса

Как риск отключения от глобального интернета влияет на российский бизнес?

Forbes
Ответный удар кота Виктора: скандал вокруг «Аэрофлота» превзошел по силе кампанию про «иглу мужского одобрения» Ответный удар кота Виктора: скандал вокруг «Аэрофлота» превзошел по силе кампанию про «иглу мужского одобрения»

Специалисты по PR оценивают медийный спарринг кота Виктора с «Аэрофлотом»

Forbes
6 невинных привычек, которые раздражают окружающих (пора с ними попрощаться) 6 невинных привычек, которые раздражают окружающих (пора с ними попрощаться)

Эти вредные привычки кажутся невинными, но раздражают окружающих

Playboy
Открыть в приложении