Порой фантасты обращаются к сценариям светлого будущего

Популярная механикаНаука

5 ярких романов про жизнь в утопии: мечты человечества

Мы привыкли к историям о мрачном мире будущего, где человечество задыхается под железной пятой террора или медленно доживает свой век на руинах пост-апокалиптической цивилизации. Но порой фантасты обращаются к сценариям светлого будущего, и история принимает совсем другой оборот.

Антон Салтыков

Утопия — жанр фантастической литературы, изображающий будущее с идеальным или близким к тому устройством общества, в котором людям живется очень комфортно. Термин зародился в 1516 году после выхода одноименной книги Томаса Мора, которая повествовала об острове под названием Утопия, где каждый гражданин получал по потребностям и не было частной собственности. Впоследствии множество философов, ученых и писателей выводили собственные идеи «идеального общества будущего», и со временем жанр все явственнее обретал черты фантастики.

В жанре утопии выходят не так уж много книг. Гораздо чаще выходят антиутопии — романы, в которых, напротив, изображается мрачный и подчас тупиковый путь развития цивилизации. Однако в обоих случаях авторы, во многом, выстраивают модели будущего в опоре на собственное прошлое. Возможно, именно поэтому написать по-настоящему увлекательную и убедительную утопию — более сложная и трудоемкая задача. Тем не менее, время от времени такие книги появляются, и сегодня мы расскажем о 5 утопических романах, которые стоит прочитать.

Стивен Эриксон: «Радость, словно нож у сердца»

cc71f195f572a77c84040836cdbc4cf2.jpg

Стивен Эриксон прежде всего известен, как автор «Малазанской Книги Павших» — знаменитой саги в жанре эпического темного фэнтези. Уже в этом цикле автор продемонстрировал умение убедительно прописывать социальные и политические традиции различных народов и рас. События его научно-фантастического романа «Радость, словно нож у сердца» разворачиваются примерно в наше время. На Землю прибывает триумвират инопланетных цивилизаций, которые решают, что человечество живет неправильно. И непросто неправильно — оно еще и ухудшает состояние всей планеты.

Пришельцы, оставляя людей в неведении, начинают глобальные реформы. Контакт с человечеством они осуществляют исключительно через похищенную канадскую писательницу. Вся промышленность уничтожается, миграции животных восстанавливаются, а люди лишаются возможности наносить друг другу вред.

Книга Эриксона получилась злободневной и актуальной социальной фантастикой, в которой автор стремится показать фальшивую и вредоносную натуру современной человеческой цивилизации, но в то же время дает ей шанс — хотя и не без помощи «извне». И хотя сюжет рассказывает о появлении утопического и справедливого мира, размышления и выводы автора зачастую получаются отнюдь не позитивными.

Артур Кларк: «Город и звезды»

2f0a67cb7169f2e38458928103170382.jpg

Артур Кларк когда-то сказал, что любая достаточно развитая технология неотличима от магии. И, пожалуй, его роман «Город и звезды» стал яркой иллюстрацией этого высказывания. В 1956 году фантаст описал город Диаспар, который казался чем-то волшебным. Здесь все подчинено строгим законам, которые соблюдаются уже миллионы лет. Горожанам никогда не бывает скучно, а их умственное развитие в разы превосходит наше. Они размеренно и неторопливо проживают тысячи лет, после чего их сознания отправляются в память суперкомпьютера, а затем вновь перезагружаются в уже готовые взрослые тела.

Спустя более полувека «Город и звезды» не теряет своей актуальности и даже наоборот — описанные в ней вещи вроде оцифровки, искусственного интеллекта и нейроинтерфейса кажутся куда более реалистичными, чем в годы ее выхода, когда появление подобных технологий выглядело совершенно невероятным.

Мир, описанный Кларком, во многом утопичен: никто не страдает, не болеет, не ограничен в саморазвитии и бесчисленных развлечениях. Причем в романе рассказывается и предыстория образования такого города. Только вот главный герой книги чувствует тягу к тому, чтобы вырваться за пределы города-купола, и это порождает виток напряженных и увлекательных событий.

Ким Стэнли Робинсон: «У кромки океана»

8247ce17b0bb55c8d31e1a51dd7f73f2.jpg

В юности Ким Стэнли Робинсон видел, как красивую сельскую местность Южной Калифорнии, в которой он рос, сровняли с землей ради будущего мегаполиса. Это событие сильно впечатлило его и сподвигло не раз обратиться к экологической теме в своих книгах. В «Калифорнийской трилогии» писатель представил три самостоятельных романа, в каждом из которых показал различные версии будущее округа Оранж. В том числе и утопический, на страницах романа «У кромки океана».

Книга рассказывает о будущем, в котором человечество очень серьезно заботится о безопасности окружающей среды и Робинсон весьма убедительно показывает общество, которое смогло решить большую часть экологических проблем. Впрочем, даже несмотря на это города заполнены высотными зданиями. И на незастроенном холме, одном из редких уголков природы, планируют возвести медицинский центр. Между защитниками природы и бизнесменами разгорается конфликт.

Марина и Сергей Дяченко: «Пандем»

2eaade793a7d7b2f04e6e972902c6db1.jpg

Роман Марины и Сергея Дяченко «Пандем» рассказывает о том, как однажды в наш мир явился некий всесильный организм, именуемым Пандемом. Он лишил человечества ненависти и насилия, излечил болезни, вступил в контакт с каждым, давая мудрые наставления и поддерживая в трудных жизненных ситуациях.

Сюжет романа подается от лица нескольких поколений одной семьи. С помощью такой подачи авторы показывают — или скорее наводят на мысль — что как бы искренне Пандем ни пытался сделать человечество счастливым, он все равно терпит фиаско. Наши пороки заложены глубоко внутри человеческой натуры, отчего даже в идеальных условиях мы все равно остаемся людьми, которые ошибаются, грешат и не всегда поступают по совести.

Таль М. Кляйн: «Двойной эффект»

Обычно киберпанк и все, что с ним связано, изображает антиутопическое общество технологического будущего. Начиная от таких предвестников этого течения, как «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» или «Тигр! Тигр!», и заканчивая культовыми представителями киберпанка вроде «Нейроманта» или «Лавины». Однако Таль М. Кляйн сумел создать книгу, которая близка по духу к киберпанку, но при этом будущее, описанное автором близко к утопии.

В XXII веке человечество вовсю использует нанитов, которые способны лечить болезни, выполнять функции связи, охраны, слежки. Также они помогают создавать эффект дополненной реальности, позволяя людям выходить в сеть, не прибегая к компьютеру или телефону. Искусственно выведенные комары очищают воздух, а любая техника — даже пожарные сигнализации или двери — снабжены искусственным интеллектом. Вся еда и вещи создаются на 3D-принтерах, а самым безопасным видом транспорта считается телепортация.

Но это прекрасный фасад, если заглянуть за который, окажется, что будущее в «Двойном эффекте» не столь радужно, как может показаться на первый взгляд. Могущественные корпорации и религиозные фанатики все еще ведут скрытые войны, порой манипулируя обществом. А технология телепортации оказывается не такой уж и безопасной, в чем приходится убедиться главному герою.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки

Удается ли вам спать достаточное количество часов?

Psychologies
Две минуты до отправления Две минуты до отправления

90 лет назад пошла первая в стране электричка

Огонёк
Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
Скоростной режим: как научиться быстро печатать на клавиатуре Скоростной режим: как научиться быстро печатать на клавиатуре

Лайфхаки, которые помогут научиться быстро набирать тексты на клавиатуре

Cosmopolitan
Частный визит: что такое остров Танда и почему там нужно побывать Частный визит: что такое остров Танда и почему там нужно побывать

Танда — вовсе не обычный тропический курорт

РБК
Сергей Измалков: «Это точно не про колхоз» Сергей Измалков: «Это точно не про колхоз»

Сергей Измалков об экономике шеринга и тренде на совместное потребление

РБК
Посмотри правде в глаза Посмотри правде в глаза

Мушки перед глазами, отек, покраснение, резкое снижение зрения — что происходит?

Лиза
Как подключить наушники с микрофоном к ПК Как подключить наушники с микрофоном к ПК

Как подключить наушники с микрофоном к компьютеру

CHIP
Как братья-близнецы создали «женский календарь» стоимостью $230 млн Как братья-близнецы создали «женский календарь» стоимостью $230 млн

За четыре года трекер для репродуктивного здоровья женщин скачали 100 млн раз

Forbes
«Чёрная легенда» — месть протестантов «Чёрная легенда» — месть протестантов

В антикатолической пропаганде все испанцы представали обезумевшими изуверами

Дилетант
Новая глава в истории HP: как принтерный гигант будет менять свою бизнес-модель Новая глава в истории HP: как принтерный гигант будет менять свою бизнес-модель

Новому гендиректору HP Энрике Лоресу предстоит многое изменить в компании

Forbes
Мужчина года: Сергей Бурунов Мужчина года: Сергей Бурунов

Весь 2019 год Сергей Бурунов не сходил с экранов

Glamour
От деревенского могильщика до номинанта на Нобелевскую премию: как южнокорейский поэт Ко Ын стал живой легендой Азии От деревенского могильщика до номинанта на Нобелевскую премию: как южнокорейский поэт Ко Ын стал живой легендой Азии

Поэт Ко Ын о кризисе слова и конфликте европейской и азиатской литературы

Forbes
«Он меня не отпускает»: почему бывает так трудно выйти из отношений «Он меня не отпускает»: почему бывает так трудно выйти из отношений

Как уйти, если мужчина не отпускает вас после расставания

Psychologies
6 признаков, что твоя кошка тебя ненавидит (сочувствуем, бро) 6 признаков, что твоя кошка тебя ненавидит (сочувствуем, бро)

Как бы сильно ты ни любил свою кошку, иногда это не взаимно

Playboy
Может, пора сворачивать? Может, пора сворачивать?

Президент Cognitive Technologies говорит о перспективах беспилотного вождения

4x4 Club
Саша Гудков: «Дальше за нами придет церковь» Саша Гудков: «Дальше за нами придет церковь»

Интервью с участниками коллектива «Чикен Карри»

GQ
Управляющие лучшего ресторана Вашингтона помогли открыть у Белого дома кафе с иммигрантской едой Управляющие лучшего ресторана Вашингтона помогли открыть у Белого дома кафе с иммигрантской едой

В Вашингтоне рядом с Белым домом открылся ресторан Immigrant Food

Forbes
«В России никто даже не пытается считать деньги»: как миллиардер Глеб Фетисов стал кинопродюсером «В России никто даже не пытается считать деньги»: как миллиардер Глеб Фетисов стал кинопродюсером

Интервью с миллиардером Глебом Фетисовым

Forbes
Конец конца истории: через 30 лет после падения Берлинской стены мир развернулся в обратном направлении Конец конца истории: через 30 лет после падения Берлинской стены мир развернулся в обратном направлении

Мы вновь стоим на пороге «дивного нового мира»

Forbes
Ингрид Олеринская: «С легкостью трачу деньги» Ингрид Олеринская: «С легкостью трачу деньги»

Актриса Ингрид Олеринская рассказала, что бы приготовила на последние 100 рублей

StarHit
Похищенная из колыбели: чудовищное убийство Нимы Картер Похищенная из колыбели: чудовищное убийство Нимы Картер

Жуткая история об исчезновении ребенка из колыбели

Cosmopolitan
Заметки о Каппадокии Заметки о Каппадокии

Поездка в Каппадокию в ноябре

Наука и жизнь
«Дети исполнили мою мечту» «Дети исполнили мою мечту»

Лидер группы «Руки вверх!» Сергей Жуков - о детям, родителях и поклонниках

OK!
Пьеса для двоих Пьеса для двоих

Между Большой Дмитровкой и Тверской есть тихий Глинищевский переулок

Seasons of life
Интенсивный уход: лосьоны для волос и чем они полезны Интенсивный уход: лосьоны для волос и чем они полезны

Для роста, укрепления и укладки – лосьоны могут быть разными

Cosmopolitan
Пенсиям написали план Пенсиям написали план

Гарантированный пенсионный план столкнется с недоверием к пенсионной системе

Эксперт
«Многое из того, что мы делаем, — это сторителлинг»: Николай Марсиано, Guess Jeans USA, — о коллаборациях, винтаже и любви к рэпу «Многое из того, что мы делаем, — это сторителлинг»: Николай Марсиано, Guess Jeans USA, — о коллаборациях, винтаже и любви к рэпу

Николай Марсиано затеял революционные перемены для марки Guess

Esquire
Как устроен VR-спектакль «Я убил царя»? Как устроен VR-спектакль «Я убил царя»?

В театре Наций поставили виртуальный спектакль о расстреле царской семьи.

GQ
Ответный удар кота Виктора: скандал вокруг «Аэрофлота» превзошел по силе кампанию про «иглу мужского одобрения» Ответный удар кота Виктора: скандал вокруг «Аэрофлота» превзошел по силе кампанию про «иглу мужского одобрения»

Специалисты по PR оценивают медийный спарринг кота Виктора с «Аэрофлотом»

Forbes
Открыть в приложении