Порой фантасты обращаются к сценариям светлого будущего

Популярная механикаНаука

5 ярких романов про жизнь в утопии: мечты человечества

Мы привыкли к историям о мрачном мире будущего, где человечество задыхается под железной пятой террора или медленно доживает свой век на руинах пост-апокалиптической цивилизации. Но порой фантасты обращаются к сценариям светлого будущего, и история принимает совсем другой оборот.

Антон Салтыков

Утопия — жанр фантастической литературы, изображающий будущее с идеальным или близким к тому устройством общества, в котором людям живется очень комфортно. Термин зародился в 1516 году после выхода одноименной книги Томаса Мора, которая повествовала об острове под названием Утопия, где каждый гражданин получал по потребностям и не было частной собственности. Впоследствии множество философов, ученых и писателей выводили собственные идеи «идеального общества будущего», и со временем жанр все явственнее обретал черты фантастики.

В жанре утопии выходят не так уж много книг. Гораздо чаще выходят антиутопии — романы, в которых, напротив, изображается мрачный и подчас тупиковый путь развития цивилизации. Однако в обоих случаях авторы, во многом, выстраивают модели будущего в опоре на собственное прошлое. Возможно, именно поэтому написать по-настоящему увлекательную и убедительную утопию — более сложная и трудоемкая задача. Тем не менее, время от времени такие книги появляются, и сегодня мы расскажем о 5 утопических романах, которые стоит прочитать.

Стивен Эриксон: «Радость, словно нож у сердца»

cc71f195f572a77c84040836cdbc4cf2.jpg

Стивен Эриксон прежде всего известен, как автор «Малазанской Книги Павших» — знаменитой саги в жанре эпического темного фэнтези. Уже в этом цикле автор продемонстрировал умение убедительно прописывать социальные и политические традиции различных народов и рас. События его научно-фантастического романа «Радость, словно нож у сердца» разворачиваются примерно в наше время. На Землю прибывает триумвират инопланетных цивилизаций, которые решают, что человечество живет неправильно. И непросто неправильно — оно еще и ухудшает состояние всей планеты.

Пришельцы, оставляя людей в неведении, начинают глобальные реформы. Контакт с человечеством они осуществляют исключительно через похищенную канадскую писательницу. Вся промышленность уничтожается, миграции животных восстанавливаются, а люди лишаются возможности наносить друг другу вред.

Книга Эриксона получилась злободневной и актуальной социальной фантастикой, в которой автор стремится показать фальшивую и вредоносную натуру современной человеческой цивилизации, но в то же время дает ей шанс — хотя и не без помощи «извне». И хотя сюжет рассказывает о появлении утопического и справедливого мира, размышления и выводы автора зачастую получаются отнюдь не позитивными.

Артур Кларк: «Город и звезды»

2f0a67cb7169f2e38458928103170382.jpg

Артур Кларк когда-то сказал, что любая достаточно развитая технология неотличима от магии. И, пожалуй, его роман «Город и звезды» стал яркой иллюстрацией этого высказывания. В 1956 году фантаст описал город Диаспар, который казался чем-то волшебным. Здесь все подчинено строгим законам, которые соблюдаются уже миллионы лет. Горожанам никогда не бывает скучно, а их умственное развитие в разы превосходит наше. Они размеренно и неторопливо проживают тысячи лет, после чего их сознания отправляются в память суперкомпьютера, а затем вновь перезагружаются в уже готовые взрослые тела.

Спустя более полувека «Город и звезды» не теряет своей актуальности и даже наоборот — описанные в ней вещи вроде оцифровки, искусственного интеллекта и нейроинтерфейса кажутся куда более реалистичными, чем в годы ее выхода, когда появление подобных технологий выглядело совершенно невероятным.

Мир, описанный Кларком, во многом утопичен: никто не страдает, не болеет, не ограничен в саморазвитии и бесчисленных развлечениях. Причем в романе рассказывается и предыстория образования такого города. Только вот главный герой книги чувствует тягу к тому, чтобы вырваться за пределы города-купола, и это порождает виток напряженных и увлекательных событий.

Ким Стэнли Робинсон: «У кромки океана»

8247ce17b0bb55c8d31e1a51dd7f73f2.jpg

В юности Ким Стэнли Робинсон видел, как красивую сельскую местность Южной Калифорнии, в которой он рос, сровняли с землей ради будущего мегаполиса. Это событие сильно впечатлило его и сподвигло не раз обратиться к экологической теме в своих книгах. В «Калифорнийской трилогии» писатель представил три самостоятельных романа, в каждом из которых показал различные версии будущее округа Оранж. В том числе и утопический, на страницах романа «У кромки океана».

Книга рассказывает о будущем, в котором человечество очень серьезно заботится о безопасности окружающей среды и Робинсон весьма убедительно показывает общество, которое смогло решить большую часть экологических проблем. Впрочем, даже несмотря на это города заполнены высотными зданиями. И на незастроенном холме, одном из редких уголков природы, планируют возвести медицинский центр. Между защитниками природы и бизнесменами разгорается конфликт.

Марина и Сергей Дяченко: «Пандем»

2eaade793a7d7b2f04e6e972902c6db1.jpg

Роман Марины и Сергея Дяченко «Пандем» рассказывает о том, как однажды в наш мир явился некий всесильный организм, именуемым Пандемом. Он лишил человечества ненависти и насилия, излечил болезни, вступил в контакт с каждым, давая мудрые наставления и поддерживая в трудных жизненных ситуациях.

Сюжет романа подается от лица нескольких поколений одной семьи. С помощью такой подачи авторы показывают — или скорее наводят на мысль — что как бы искренне Пандем ни пытался сделать человечество счастливым, он все равно терпит фиаско. Наши пороки заложены глубоко внутри человеческой натуры, отчего даже в идеальных условиях мы все равно остаемся людьми, которые ошибаются, грешат и не всегда поступают по совести.

Таль М. Кляйн: «Двойной эффект»

Обычно киберпанк и все, что с ним связано, изображает антиутопическое общество технологического будущего. Начиная от таких предвестников этого течения, как «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» или «Тигр! Тигр!», и заканчивая культовыми представителями киберпанка вроде «Нейроманта» или «Лавины». Однако Таль М. Кляйн сумел создать книгу, которая близка по духу к киберпанку, но при этом будущее, описанное автором близко к утопии.

В XXII веке человечество вовсю использует нанитов, которые способны лечить болезни, выполнять функции связи, охраны, слежки. Также они помогают создавать эффект дополненной реальности, позволяя людям выходить в сеть, не прибегая к компьютеру или телефону. Искусственно выведенные комары очищают воздух, а любая техника — даже пожарные сигнализации или двери — снабжены искусственным интеллектом. Вся еда и вещи создаются на 3D-принтерах, а самым безопасным видом транспорта считается телепортация.

Но это прекрасный фасад, если заглянуть за который, окажется, что будущее в «Двойном эффекте» не столь радужно, как может показаться на первый взгляд. Могущественные корпорации и религиозные фанатики все еще ведут скрытые войны, порой манипулируя обществом. А технология телепортации оказывается не такой уж и безопасной, в чем приходится убедиться главному герою.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки

Удается ли вам спать достаточное количество часов?

Psychologies
Как выбрать хорошее красное сухое вино: полезные советы и лайфхаки Как выбрать хорошее красное сухое вино: полезные советы и лайфхаки

Пора уже начинать разбираться в качественных напитках

Playboy
Синдром отличной мамы Синдром отличной мамы

Все успевающая мама со счастливым младенцем на руках – иллюзия

Домашний Очаг
«Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса «Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса

Как риск отключения от глобального интернета влияет на российский бизнес?

Forbes
Частный визит: что такое остров Танда и почему там нужно побывать Частный визит: что такое остров Танда и почему там нужно побывать

Танда — вовсе не обычный тропический курорт

РБК
27 вещей, которые так же хороши, как секс, — или даже лучше 27 вещей, которые так же хороши, как секс, — или даже лучше

Секс — это, конечно, хорошо, но есть и другие не менее приятные занятия

Psychologies
5 готовых сборок ПК для разных потребностей: работать, смотреть, играть... 5 готовых сборок ПК для разных потребностей: работать, смотреть, играть...

Компьютеры для самых разных задач, от банальной офисной работы до гейминга

CHIP
Лариса Лужина: «Обращусь я к друзьям» Лариса Лужина: «Обращусь я к друзьям»

Лариса Лужина отпраздновала юбилей в Доме кино

Караван историй
Инвестиции в позитив Инвестиции в позитив

Почему Максим Першин решил посвятить себя благотворительности?

Robb Report
«Лучшие люди не должны жить в покое» «Лучшие люди не должны жить в покое»

Очерк о Наталье Почечуевой и её кочевом сознании

СНОБ
#наболело #наболело

Петербург переживает ресторанный бум, а по коммуникации у нас опять двойка

Собака.ru
История оптического завода, которому присудили три «Оскара» История оптического завода, которому присудили три «Оскара»

Компания Zeiss известна прежде всего как крупнейший производитель линз для очков

СНОБ
Бывшая девушка историка Олега Соколова дала интервью Бывшая девушка историка Олега Соколова дала интервью

Девушка анонимно рассказала о своих отношениях с историком Олегом Соколовым

Esquire
Руки прочь от котиков и собачек — на их месте можете оказаться вы Руки прочь от котиков и собачек — на их месте можете оказаться вы

Мода принимать законы о повышении «социального статуса» животных дошла до Италии

СНОБ
Смельчак Смельчак

У Ника Нолти одна из самых смелых ролей за всю карьеру!

Playboy
Обратная сторона праздника Обратная сторона праздника

Почему многие признаются, что праздники для них – это самое грустное время

Psychologies
Четвертый — крайний? Чего ждать от саммита в нормандском формате Четвертый — крайний? Чего ждать от саммита в нормандском формате

Украина наконец-то дождалась проведения очередного раунда саммита

СНОБ
На задворках двух империй На задворках двух империй

Как Пушкин и древнеримский поэт Овидий оказались практически в одном месте

Наука и жизнь
Дайте денег: есть ли гендерная дискриминация в отношениях женщин-предпринимателей и инвесторов Дайте денег: есть ли гендерная дискриминация в отношениях женщин-предпринимателей и инвесторов

Гендерные предубеждения обычно проявляются в форме вопросов инвесторов

Forbes
Максим Дрозд: «Парни не плачут» Максим Дрозд: «Парни не плачут»

Судьба Максима Дрозда сделала вираж, достойный отдельной книги

Караван историй
«Я не ставлю себе таких глобальных задач, как революция»: режиссер Максим Диденко о новом спектакле «Норма» по роману Владимира Сорокина «Я не ставлю себе таких глобальных задач, как революция»: режиссер Максим Диденко о новом спектакле «Норма» по роману Владимира Сорокина

Интервью с режиссером Максимом Диденко

Forbes
Из разных миров: Киану Ривз и другие знаменитые мужчины, полюбившие простушек Из разных миров: Киану Ривз и другие знаменитые мужчины, полюбившие простушек

Герои нашего материала предпочли обычных девушек с большим и добрым сердцем

Cosmopolitan
Елена Ксенофонтова: «Каждому даются испытания, и вот – мое» Елена Ксенофонтова: «Каждому даются испытания, и вот – мое»

Актриса об отношениях с Нагиевым, пластике и трудном возрасте сына

StarHit
Салат вместо табака Салат вместо табака

Компания «РусЭко» построила вертикальную гидропонную ферму

Эксперт
10 лет Forbes Woman в России: как за эти годы изменилось положение женщин в бизнесе 10 лет Forbes Woman в России: как за эти годы изменилось положение женщин в бизнесе

Как изменилось положение женщин в бизнесе за последние 10 лет

Forbes
Реальные подарки миллиардеров: сколько на самом деле тратят на благотворительность Баффетт, Безос, Сорос и Блаватник Реальные подарки миллиардеров: сколько на самом деле тратят на благотворительность Баффетт, Безос, Сорос и Блаватник

Кто из миллиардеров выделил на благотворительность наибольшие суммы в 2018 году

Forbes
От «Паразитов» до «Лобстера»: 10 главных фильмов о (не)справедливости От «Паразитов» до «Лобстера»: 10 главных фильмов о (не)справедливости

Самая справедливая подборка фильмов от Forbes Life

Forbes
Ханна: Ханна:

Ханна рассказала про запуск своей линии одежды и бизнес в Майами

Cosmopolitan
Сильный бренд Сильный бренд

«Звездные Войны» — огромная франшиза, проникнувшая во все сферы нашей жизни

Вокруг света
«Дорогие штучки» с Тиной Канделаки: десять самых шикарных яхт россиян «Дорогие штучки» с Тиной Канделаки: десять самых шикарных яхт россиян

На каких яхтах плавают российские миллиардеры

Forbes
Открыть в приложении