«Рекорд инжиниринг» разрабатывает оборудование для уменьшения доли ручного труда

ЭкспертБизнес

Между человеком и роботом

Уральская компания разрабатывает и выпускает вспомогательное оборудование для уменьшения доли ручного труда и его облегчения. В ситуации, когда российские предприятия не могут позволить себе промышленных роботов, продукция «Рекорд инжиниринг» пользуется спросом

Вера Колерова

Промышленные манипуляторы позволяют резко снизить физическую нагрузку на человека, но работать без него они не могут

«Рынок подтолкнул, вот и начали делать нестандартное оборудование», — говорит основатель екатеринбургской компании «Рекорд инжиниринг» Евгений Долгих. Он выходец из структур «Росатома» — работал на Уральском электрохимическом комбинате, потом в Центральном проектно-технологическом институте (принадлежит ТВЭЛ). «Я видел, как у меня на глазах предприятия брали на вооружение худшие западные схемы производства и закрывали конструкторские подразделения, мастерские, где делалось нестандартное оборудование, — рассказывает Долгих. — Связка между проектированием, конструированием и изготовлением оборудования оказалась нарушена на большинстве предприятий — по крайней мере, относительно неосновной продукции. Например, если предприятие делает насосы, то конструкторское бюро по разработке насосов оно сохраняет, но на такие второстепенные направления, как, допустим, изготовление испытательных стендов, сил уже не хватает».

На подхвате

«Рекорд инжиниринг» не замахивается на основную деятельность предприятий, но готова сделать, например, для завода, выпускающего электродвигатели, оборудование для фиксации ротора и статора во время операций по намотке катушки двигателя, формовочную машину, манипулятор для перемещения колесных дисков и множество других полезных «мелочей». Как, например, новый тип конвейера или погрузочно-разгрузочного устройства. В общем, компания занимается автоматизацией межоперационных перемещений.

«Можно, конечно, найти подобное техническое решение за рубежом, но с вас там три шкуры сдерут, — говорит Евгений Долгих. — Потому что любое отступление от стандартного проекта — это дорогое удовольствие, трата времени высокооплачиваемых западных инженеров. Мы в этом смысле чувствуем себя по сравнению с ними очень конкурентоспособными».

«Мы с “Рекорд инжиниринг” сотрудничаем примерно с 2008 года. И мы с тех пор далеко шагнули, и они переключаются на более сложное оборудование, — говорит Станислав Гизатуллин, начальник отдела оборудования и запасных частей “Уральских локомотивов”. — Вплоть до того, что, когда у нас был трансфер технологий от Siemens по производству электропоездов “Ласточка”, мы в ряде случаев просили их сделать нам аналогичное зарубежному технологическое оборудование. И они делали его по более выгодной цене, с сохранением качества».

Например, окна в вагоны «Ласточки» вклеиваются с помощью сборочных эстакад и промышленных манипуляторов, которые «Уральским локомотивам» поставила «Рекорд инжиниринг». Она же сделала вспомогательные тележки для перемещения кузовов вагонов электропоезда по участкам сборки и платформенные передаточные тележки для покрасочных и сушильных камер.

На «Уральских локомотивах» работает четыре промышленных манипулятора производства «Рекорд инжиниринг». Это не роботы, а довольно простые устройства для выполнения операций по изменению положения детали. Манипулятор может поднять заготовку с помощью специального захвата, переместить ее или повернуть. Но делается это с участием человека — оператора, который управляет манипулятором.

Те же окна для поездов можно устанавливать, и полностью роботизировав этот процесс, но это обойдется в десятки миллионов рублей, говорит Станислав Гизатуллин, даже если речь идет о наиболее распространенных решениях, например от компании Fanuc.

Манипуляторы в зависимости от вида захвата, которым они оснащаются (он может быть механическим, вакуумным, магнитным) и назначения, стоят от половины миллиона рублей до двух миллионов. По словам Гизатуллина, манипуляторы «Рекорд инжиниринг» обошлись «Уральским локомотивам» в два с половиной — три раза дешевле, чем удалось бы приобрести импортные.

Понятно, что проекты по изготовлению нестандартного оборудования всегда штучные и имеют разную рентабельность и степень сложности. Но вот манипуляторы стали для «Рекорд инжиниринг» почти серийной продукцией, как говорит Евгений Долгих. Предприятиям они нужны с одной целью — снизить физические нагрузки на работников. Манипуляторы не увеличивают скорость перемещения деталей, скорее даже замедляют. Но снижение нагрузок становится ценностью для многих предприятий, считает Долгих, ведь в России постепенно внедряются западные стандарты безопасности труда. Такие «роботизация» и «повышение производительности труда» актуальны для многих российских предприятий. Порой даже самый примитивный манипулятор может быть конкурентным преимуществом.

«Постоянного предсказуемого спроса на манипуляторы нет, но в последние год-два мы делали их больше, чем когда бы то ни было, — говорит Евгений Долгих. — А когда мы входили в этот рынок в середине 2000-х, он был почти пуст: те заводы, которые еще с советских времен производили краны-манипуляторы, дышали на ладан. Да и сегодня многие из них до конца не восстановились. А в СССР эта тема была очень развита, но шла она не от потребности, а скорее от моды».

Знание — сила

Начинался бизнес «Рекорд инжиниринг» практически без вложений, говорит Евгений Долгих. Первый проект по изготовлению комплекса оборудования для перемещения и мойки изделий (конвейеры, пневмоманипуляторы) выполнили за авансовый платеж от заказчика — Уральского завода газовых центрифуг, договориться с которым удалось благодаря личным связям. На руку предпринимателям сыграло и то, что более крупные предприятия не могли достаточно быстро спроектировать и изготовить такое оборудование. «Рекорд инжиниринг» оперативно выполнила этот заказ по своим чертежам, арендовав цех и закупив самое простое оборудование. Главным активом была инженерная мысль. Потянулись и другие заказчики. «В чем прелесть нашей работы? Мы много знаем о том, как устроены производственные операции на разных предприятиях, — объясняет Евгений Долгих. — Задачи-то у всех примерно одинаковые: поднять, переместить, прикрутить. И мы понимаем, как, например, на керамическом производстве применить технологии, которые работают у трубников». Часть операций по производству агрегатов компания выполняет сама — сварку, покраску, сборку. Лазерную резку, гальванику и другие более сложные работы заказывают на уральских предприятиях. «Слава богу, мы же в Екатеринбурге», — отмечает Евгений Долгих.

Проекты «Рекорд инжиниринг» выполняет единичные, и нишу компания выбрала едва ли не премиальную. По крайней мере, все комплектующие для своего оборудования, в том числе манипуляторов, компания покупает только у известных брендов — европейских и американских. Нет ни одной китайской детали — это принцип. Российские детали пока скорее исключение. Но примеры есть: датчики положения с завода «Сенсор» (Екатеринбург), приводы (пневмомускулы) для манипуляторов, производство которых немецкая Festo (один из ведущих мировых поставщиков пневматических и электромеханических систем для автоматизации промышленности) локализовала в России.

«Рекорд инжиниринг» конструирует устройства самостоятельно и получила на свои разработки ряд патентов. Запатентован, к примеру, манипулятор с пневмомускулом (пневмомускул — особый тип пневмоцилиндра; его производит Festo). Аналогов такого манипулятора в России пока нет. «И в мире они нам неизвестны», — говорит Евгений Долгих.

Всего в линейке «Рекорд инжиниринг» четыре основных типа манипуляторов, к которым выпущено более 50 захватов для разных целей. В компании вспоминают лишь один случай, когда не удалось сделать манипулятор с захватом для перемещения деталей, который заказывало предприятие «Урал Боинг» (занимается механической обработкой штамповок авиационного назначения из титановых сплавов). Оказалось, что в этом случае буквально не за что ухватиться: детали имеют обратный уклон без параллельных поверхностей. Заказчик в итоге решил, что проще «кантовать» детали с помощью крана, тем более что речь шла о довольно редких операциях.

Проекты в области нестандартного оборудования приносят «Рекорд инжиниринг» порядка 75% выручки (остальное — манипуляторы), которая очень разнится год от года, но приблизительная вилка — от 25 млн до 140 млн рублей в год; бюджеты проектов — от 300 тыс. рублей до нескольких десятков миллионов за систему перемещения деталей с участием манипуляторов. Работает компания с бизнесом любого масштаба по всей России. Но есть рынки, плотно закрытые от российских производителей, например автомобильный. На всех автосборочных предприятиях с западными корнями, расположенных на территории России, стоят импортные технологические линии с импортными же манипуляторами. «Мы делали нескончаемые попытки выйти на этот рынок, — рассказывает Евгений Долгих. — До конкурса допускают, но ведь заранее известно, кто в нем победит. Но за участие поблагодарят». Чтобы получить хотя бы один проект в автопроме, «Рекорд инжиниринг» пришлось пойти на сильное снижение цены. «Поработали на портфолио, пусть заказ будет, хоть и с очень низкой рентабельностью», — говорят в компании.

Занимаясь автоматизацией производства, в «Рекорд инжиниринг» не могли пройти мимо промышленных роботов и попытались было продавать продукцию японской Kawasaki, однако спрос на них оказался почти нулевым. А потребность в пневматических манипуляторах все-таки есть, хотя спрос и невозможно точно спрогнозировать, считают в компании. Ясно только, что очень высоким он и не может быть, хотя бы потому, что физические нагрузки на сотрудников учитываются уже на этапе проектирования предприятий и рассчитываются так, чтобы не было необходимости в применении манипуляторов. Конкуренция на этом рынке тоже присутствует, и не только с импортными манипуляторами, но и теми, которые делают российские заводы в центральной части России.

Не сказать, что в «Рекорд инжиниринг» чувствуют себя уверенными в будущем: у компании есть портфель заказов максимум на полгода вперед. «Наша главная задача — сохранить наш коллектив из 23 человек, чтобы они не смотрели на сторону и достойно жили», — отмечает Евгений Долгих. К неопределенности в компании давно привыкли и не чувствуют себя подвешенными в воздухе — научились умело манипулировать имеющимися конкурентными преимуществами: инженерной смекалкой и налаженными связями. «Государство для нас может сделать только одно — развивать промышленность. А мы уже как-нибудь за ней будем успевать», — говорит Евгений Долгих.

Фото предоставлено компанией

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Наше руководство не знает российской экономики» «Наше руководство не знает российской экономики»

Из каких слагаемых складывается стратегия экономического развития России?

Эксперт
4 ступени и 4 закона на пути от привычки к свободе и успеху 4 ступени и 4 закона на пути от привычки к свободе и успеху

Успехом и прогрессом движут… привычки

Psychologies
Исход из Поднебесной Исход из Поднебесной

Бизнес переходит от размещения заказов в Китае к собственному производству

Эксперт
Магнитные поля галактик: что это такое Магнитные поля галактик: что это такое

Обычно магнитные поля ассоциируют с планетами и звездами

Популярная механика
Бедным хочется купить, обеспеченным — получить удовольствие Бедным хочется купить, обеспеченным — получить удовольствие

В России начал формироваться рынок аренды вещей на базе новых онлайн-платформ

Эксперт
Black Cupro — люди в черном Black Cupro — люди в черном

Однажды в черной-черной комнате встретились двое в черном и замыслили нечто

Playboy
Тяжелые цветные металлы Тяжелые цветные металлы

Очередной проект по добыче сырья в будет реализован при поддержке государства

Эксперт
Темный цвет волос у мужчин связали с ранним пубертатом и короткой жизнью Темный цвет волос у мужчин связали с ранним пубертатом и короткой жизнью

Судя по всему, эта корреляция работает для обоих полов

N+1
Бертольт Брехт Бертольт Брехт

Не жизнь (1898–1956), а непрерывное бегство Бертольта Брехта

Дилетант
Как успеть продать компьютер, пока он не стал ненужным хламом? Как успеть продать компьютер, пока он не стал ненужным хламом?

Когда технику можно продать за достойные деньги?

CHIP
Пищевые доходы Пищевые доходы

Доверие со стороны потребителей дает фундамент для развития финскому бизнесу

Эксперт
Чёртова дюжина: почему число 13 так страшно привлекательно Чёртова дюжина: почему число 13 так страшно привлекательно

У боязни числа 13 есть научный термин - трискайдекафобия

Популярная механика
У каких продуктов самый большой срок годности? У каких продуктов самый большой срок годности?

Эти продукты точно можно закупать впрок

Cosmopolitan
Бабушка-мыловар: серийная убийца, которая делала из жертв кексы и мыло Бабушка-мыловар: серийная убийца, которая делала из жертв кексы и мыло

Она верила, что жертвы защитят ее детей от проклятия

Cosmopolitan
Эффект распятого мальчика и поручика Киже. Что заставляет людей распространять фейковые новости Эффект распятого мальчика и поручика Киже. Что заставляет людей распространять фейковые новости

Почему существуют fake news, кто их распространяет и как они влияют на жизнь

Forbes
Помоги пушистику! Простые способы помочь бездомным животным Помоги пушистику! Простые способы помочь бездомным животным

Чем лучше подкормить бездомного пушистика и как найти нового хозяина?

Cosmopolitan
Что все это значит Что все это значит

Эксперт комментирует новые термины бьюти-словаря

Домашний Очаг
Танцуй со мной Танцуй со мной

Интервью с балериной–примой Екатериной Шипулиной и ее мамой Людмилой Шипулиной

Grazia
На счастье На счастье

Модный и уютный интерьер в светлых тонах с яркими акцентами

SALON-Interior
Кожаный мяч Фрица Вальтера Кожаный мяч Фрица Вальтера

Какой из кожаных мячей был самым главным в жизни Фридриха (Фрица) Вальтер?

Дилетант
9 правил истинных лжецов 9 правил истинных лжецов

«Мастера обмана» сочиняют по правилам, и, зная их, мы сумеем вычислить лгуна

Psychologies
Возвращение Возвращение

Как Александр Соколов убеждает участников списка Forbes отдавать долги

Forbes
Как три американки создали первый в мире спортивный бюстгальтер Как три американки создали первый в мире спортивный бюстгальтер

Лизу Линдал нельзя было назвать настоящей спортсменкой

Forbes
Женщина за штурвалом. Первое интервью Татьяны Филевой, совладелицы S7 Airlines Женщина за штурвалом. Первое интервью Татьяны Филевой, совладелицы S7 Airlines

Татьяна Филева — о будущем авиации

Forbes
Старое по-новому Старое по-новому

Как адаптироваться на работе после декрета и быстрее войти в новый ритм

Лиза
Культурно отдохнули Культурно отдохнули

GQ Travel рассказывает о пляжах, ресторанах и истории Французской Ривьеры

GQ
«Я пообещал себе жить честно» «Я пообещал себе жить честно»

Марк Богатырёв о новой жизни и о том, почему не хочет быть хорошим для всех

OK!
Электроход «Марко Поло» Электроход «Марко Поло»

Чудеса и диковны выставки EICMA 2019

Мото
Восьмое марта: хватит желать нам женского счастья! Восьмое марта: хватит желать нам женского счастья!

Какие пожелания на Восьмое марта надоели женщинам?

Cosmopolitan
Против филлеров: звёзды с тонкими губами, которые не хотят их увеличивать Против филлеров: звёзды с тонкими губами, которые не хотят их увеличивать

Многие звезды решили не гнаться за модой и остались верны себе

Cosmopolitan
Открыть в приложении