Американцы намерены отдать МКС на откуп частным компаниям

ЭкспертБизнес

Космос отдадут бизнесу

Американцы намерены отдать МКС на откуп частным компаниям, которые будут развивать космический туризм. Первые миссии такого рода могут состояться уже в следующем году. Полет к МКС будет стоить не менее 52 млн долларов, проживание — 35 тыс. долларов в сутки

Заур Мамедьяров

NASA планирует открыть Международную космическую станцию для туристов

После долгих лет сопротивления коммерциализации Международной космической станции руководство NASA официально объявило, что откроет часть МКС для коммерческого использования. Бизнес получит возможность вести исследовательскую деятельность и даже снимать рекламные ролики или фильмы. Еще в 2018 году в бюджетном запросе президента США содержался призыв к прекращению прямого финансирования околоземной станции к 2025 году и передаче ее функций на баланс частных компаний. Законодатели этот запрос пока не поддержали, но в американском космическом агентстве уже приняли решение действовать.

Агентство провело опрос частных компаний — были собраны идеи, как использовать существующие сегменты станции и какие новые модули могут быть потенциально интересны. На запрос откликнулись 12 корпораций, включая Blue Origin, Lockheed Martin, Boeing. Их предложения были опубликованы NASA в конце мая, а уже в начале июня агентство выпустило директиву, которая позволит частникам покупать время и пространство на космической станции для маркетинговых акций, производства и тестирования продукции, а также отправлять на станцию собственных астронавтов. Всего же предложенных бизнес-моделей оказалось гораздо больше, однако в NASA сразу отметили, что все эти предложения пока не более чем идеи. Ни одного конкретного пути коммерциализации станции американцы не придумали. Остаются неясными и планы космического агентства относительно перспектив использования низкой околоземной орбиты в целом. Некоторые законодатели, в том числе республиканец Тед Круз, лоббируют закон, который обеспечит продолжение эксплуатации МКС вплоть до 2030 года. Таким образом, точное время выхода NASA из проекта пока тоже под вопросом, но согласие на подключение к нему частного бизнеса уже есть. В агентстве подчеркивают, что стоимость доставки людей и грузов в космос весьма высока, и это создает серьезные барьеры для частных компаний. NASA якобы готово содействовать компаниям в получении доступа к МКС, но о механизмах поддержки пока умалчивает.

Тем не менее компания Bigelow Aerospace из Лас-Вегаса объявила, что уже зарезервировала четыре запуска на МКС на кораблях SpaceX. За один раз планируется доставлять до четырех человек. Но первыми они не станут. В отличие от NASA, у Роскосмоса уже есть опыт в коммерческих запусках на околоземную станцию: госкорпорация совместно с компанией Space Adventures отправляет туда туристов с 2001 года. Последний туристический запуск к станции состоялся в 2009 году. Все коммерческие запуски туристов Роскосмос осуществлял на «Союзах» — поездки длились в среднем десять дней и стоили от 20 млн до 35 млн долларов.

NASA же строго запрещало использование своих сегментов МКС в коммерческих целях. До сих пор любая компания, желающая отправить продукты на американские сегменты МКС, должна была доказать, что в ее проекте есть какая-либо образовательная или исследовательская составляющая. Среди научных проектов США на станции — исследования в области здравоохранения, микробиологии, геонаук, биотехнологий, материаловедения. Лишь немногие результаты исследований нашли практическое применение (например, в разработке вакцин). При этом агентство не разрешало отправлять на космическую станцию чисто коммерческие проекты, а астронавтам США запрещено заниматься исследованиями, если существует хотя бы малейшая вероятность, что они будут использоваться для извлечения прибыли.

Космические суммы

Путешествие к МКС — удовольствие недешевое. Космический туроператор Bigelow Aerospace оценивает путевку на околоземную станцию для одного туриста в 52 млн долларов. В эту сумму входит перелет на корабле SpaceX и 30-дневное проживание на станции. Лишь небольшая часть этих денег достанется непосредственно NASA — агентство будет зарабатывать только на сдаче в аренду самой станции и ее ресурсов. Так, одна ночь на МКС для экипажа непрофессиональных астронавтов будет стоить около 35 тыс. долларов. Из них 11,25 тыс. — это доступ к системам жизнеобеспечения, а еще около 22,5 тыс. долларов — питание, воздух и медицинские препараты. Есть и разнообразные дополнительные услуги. Например, электричество на станции будет стоить 42 доллара за киловатт-час, а интернет — 50 долларов за гигабайт данных.

Использовать космическую станцию бизнес сможет с некоторыми ограничениями. Под «экипажем» NASA подразумевает «полный состав частных астронавтов за один полет» — в каждом таком турне одновременно могут принять участие не более четырех человек. Коммерческие запуски астронавтов можно будет проводить не чаще двух раз в год, сами астронавты смогут находиться на МКС только 30 дней. Произведем нехитрые подсчеты: два экипажа в год умножим на 30 дней на станции и на 35 тыс. долларов за день пребывания на станции — итого на космическом туризме при максимальной допустимой загрузке NASA сможет заработать 2,1 млн долларов. Несравнимо с выручкой, которую получат компании-операторы, — почти 500 млн долларов в год за отправку на космическую станцию двух экипажей по четыре человека при минимальной стоимости путевки 52 млн долларов.

Реальная стоимость для туристов может оказаться еще выше. Позволить себе такую поездку смогут только очень состоятельные люди и компании, однако их затраты кажутся незначительными в масштабе ежегодных расходов NASA на эксплуатацию станции — они составляют порядка трех миллиардов долларов. Передав контроль над МКС бизнесу, в агентстве рассчитывают получить средства для выполнения более амбициозных задач, таких как строительство окололунной космической станции и полеты астронавтов на Луну. NASA планирует высадить американских астронавтов на Луну к 2024 году.

Пока в SpaceX изучают аномалии апрельских испытаний Crew Dragon, компания Boeing готовится к первому полету своего Starliner, пока без людей. С астронавтами запуск обещают провести до конца года. Фото ТАСС

Выжить в космосе

За долю на рынке космического туризма американскому агентству предстоит бороться с Роскосмосом. Ранее в этом году российская госкорпорация заявила, что в 2020 и 2021 годах осуществит краткосрочные перелеты на МКС для двух непрофессиональных астронавтов, на станцию их доставят на корабле «Союз МС» с помощью ракеты-носителя «Союз-2». По словам главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, соответствующие контракты уже заключены, однако имена космических туристов пока не разглашаются. Российская госкорпорация готова отвезти туристов на МКС за 40 млн долларов.

Как заявил глава российского представительства компании Space Adventures Сергей Костенко, переживать из-за появления конкурента на рынке космического туризма не стоит, поскольку «Союзы» используются для полетов туристов с 2001 года, тогда как американские компании только начинают такую работу. У американцев пока нет заявок, и сам американский корабль еще не готов. «Думаю, стоимость будет сопоставима, а может быть, и подороже. Дешевле, чем на “Союзе”, она точно не будет», — отметил г-н Костенко.

Планы NASA на космический туризм основаны на допущении, что к 2020 году корабли SpaceX Crew Dragon и Boeing CST-100 Starliner будут готовы к пилотируемому запуску. Американцы даже не рассматривают возможность запуска туристов на «Союзах». Однако пока NASA напрямую зависит от России: США рассчитывали, что уже в 2019 году смогут отказаться от запусков астронавтов на МКС с помощью российских космических кораблей, но создатели американских ракет подвели. В апреле капсула орбитального корабля SpaceX Crew Dragon взорвалась при наземном испытании системы аварийного спасения, а в марте стало известно, что Boeing откладывает пилотируемый испытательный полет CST-100, опять-таки из-за проблем при наземных испытаниях. США совсем не нужно повторение катастрофы «Челленджера» — лучше перестраховаться и продлить период испытаний, прежде чем запускать людей в космос на ненадежных кораблях. Запускать профессиональных астронавтов американцы продолжат на проверенных «Союзах» — пришлось заказать дополнительные места в российских кораблях на остаток 2019-го и начало 2020 года.

Стимулом для вовлечения частных компаний, NASA и МКС в космический туризм отчасти стала необходимость сокращать расходы на запуски. Почти две трети бюджета американского космического агентства на МКС уходит на доставку грузов и астронавтов. Американцы используют станцию по большей части в качестве испытательного полигона для дальнейших исследований Солнечной системы. Если допустить, что нишу полетов человека на низкую околоземную орбиту займет частный сектор, а финансирование и политическая поддержка полетов на Луну или Марс в США снизятся, то, возможно, финансируемая правительством программа пилотируемых полетов человека в космос вообще потеряет смысл. Более того, неизбежно старение оборудования МКС, и в будущем NASA может перевести свою исследовательскую деятельность на частные космические станции. Тогда перспективы отбить затраты на космический туризм для новых частных компаний вообще становятся туманными. Поэтому интерес агентства не столько в туризме, сколько в построении успешного взаимодействия с частными компаниями, чтобы нащупать новую перспективную бизнес-модель. Туризм же под вопросом. Недавние исследования Института оборонного анализа США, посвященные перспективам частных космических станций, не выявили перспектив прибыльности таких станций и очевидного коммерческого спроса на них. Да и значимых примеров коммерциализации результатов деятельности NASA на МКС нет.

Последние инициативы агентства совпали с долгожданным началом строительства окололунной станции (LOP-G). Грант на 375 млн долларов получила компания Maxar, которая разработает силовую установку и средства связи для модуля будущей станции. После мартовских заявлений вице-президента США Майкла Пенса о необходимости высадиться на Луну через пять лет в NASA решили ускоренно создать упрощенную версию LOP-G — она будет состоять только из жилого модуля, прикрепленного к модулю Maxar. Строительство этого модуля и LOP-G в целом становится самой важной задачей для агентства в ближайшие годы, а от околоземной станции, судя по всему, решено постепенно избавляться. И даже если космический туризм не оправдает ожиданий, это некритично для США. Цели американцев все больше удаляются от Земли — к Луне и к Марсу.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Рейдер» или «Непобедимый»: какой боевой вертолет выберет Армия США «Рейдер» или «Непобедимый»: какой боевой вертолет выберет Армия США

Выставка AUSA-2019 дала понять, каким может быть скоростной вертолет будущего

Naked Science
Отпуск: меньше планирования — меньше стрессов Отпуск: меньше планирования — меньше стрессов

Впереди долгожданный сезон отпусков, а с ним и неминуемый стресс

Psychologies
Место раздора Место раздора

В Грузии очередной всплеск антироссийских настроений

Эксперт
«Кто соблюдает стандарты, тот проигрывает» «Кто соблюдает стандарты, тот проигрывает»

Почему цены на лекарства растут вместе с числом аптек

Огонёк
Тайный силовой промысел Тайный силовой промысел

Не возрождаются ли у нас «лихие девяностые»?

Огонёк
Ускоряем интернет: как установить Wi-Fi репитер Ускоряем интернет: как установить Wi-Fi репитер

Есть два пути установки WLAN-репитера: автоматически либо вручную

CHIP
Михаил Шац: «На YouTube гораздо больше искренности, чем в телевизоре» Михаил Шац: «На YouTube гораздо больше искренности, чем в телевизоре»

Шац вернулся на СТС после семилетнего перерыва с программой «Дело было вечером»

Esquire
А теперь тост! Рейтинг тостеров для дома 2019 А теперь тост! Рейтинг тостеров для дома 2019

Несколько хороших моделей тостеров

CHIP
Бургер без греха Бургер без греха

White Rabbit Family ввел в меню новый продукт — бургер из растительного сырья

Эксперт
«Среди зелёных волн, лобзающих тавриду…» «Среди зелёных волн, лобзающих тавриду…»

Какие места скрываются за строками из произведений А. С. Пушкина

Наука и жизнь
Между солнышком лесным и «Металликой» Между солнышком лесным и «Металликой»

Почему Ольга Чикина все еще боится выходить на сцену

Русский репортер
Заказуха, рейдерство, наркотики: чем прославилось московское УВД из «дела Голунова» Заказуха, рейдерство, наркотики: чем прославилось московское УВД из «дела Голунова»

Резонансное дело против журналиста Ивана Голунова завели в УВД по ЗАО

Forbes
Шутки кончились Шутки кончились

Solano на российском рынке обосновался давно

АвтоМир
Толпой и еще толпее Толпой и еще толпее

Почему люди, собравшиеся большими группами, начинают вести себя странно?

Maxim
Проблема «сабстанса» в офшорах: стоит ли волноваться владельцам яхт? Проблема «сабстанса» в офшорах: стоит ли волноваться владельцам яхт?

Как владельцу яхты действовать в новых условиях «сабстанса»

Forbes
Как ученый из Китая открыл ящик Пандоры, отредактировав ДНК двух младенцев Как ученый из Китая открыл ящик Пандоры, отредактировав ДНК двух младенцев

В ходе эксперимента Хэ Цзянкуя в Китае родились дети с отредактированной ДНК

Популярная механика
Изображение чёрной дыры: что на самом деле получили астрономы Изображение чёрной дыры: что на самом деле получили астрономы

Но что мы видим на полученном изображении чёрной дыры

Наука и жизнь
Я не смогу. Как стереотипы мешают делать карьеру Я не смогу. Как стереотипы мешают делать карьеру

С женщиной, успешно строящей карьеру, связано множество стереотипов

Forbes
Время собирать кельтские камни Время собирать кельтские камни

Интеллектуальная и загадочная игрушка — кельтский камень

Наука и жизнь
Разрешите представиться. 5 фактов о новом Bentley Flying Spur Разрешите представиться. 5 фактов о новом Bentley Flying Spur

Обновленный двигатель, полноуправляемое шасси и салон, как у роскошной яхты

РБК
Давайте жить дружно Давайте жить дружно

Рассказываем, как перестать быть конфликтным человеком

StarHit
«Сейчас тряхнет». Что происходило на борту SSJ 100 перед катастрофой в Шереметьево «Сейчас тряхнет». Что происходило на борту SSJ 100 перед катастрофой в Шереметьево

Отчет о катастрофе Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Шереметьево

Forbes
Место женщины — где угодно: какие общественные запреты давно устарели Место женщины — где угодно: какие общественные запреты давно устарели

Похоже, некоторые культурные и профессиональные запреты довольно живучи

Psychologies
Принять себя: легко сказать, но что мешает? Принять себя: легко сказать, но что мешает?

Как принять, например, свое тело — такое несовершенное, небезупречное?

Psychologies
Голос Америки Голос Америки

30 июня выходит сериал «Самый громкий голос в комнате» с участием Сиенны Миллер

Grazia
Зяблик, развесёлый чиж и компания Зяблик, развесёлый чиж и компания

Сегодня речь пойдёт о птицах семейства вьюрковых отряда воробьинообразных

Наука и жизнь
Aston Martin Vantage Aston Martin Vantage

В Гейдоне покончили с унынием и монотонностью

Quattroruote
Марка аксессуаров, за которой стоит следить: очень странные очки Percy Lau Марка аксессуаров, за которой стоит следить: очень странные очки Percy Lau

Солнцезащитные очки из Китая — для творческих натур, рейверов и просто смелых

Esquire
Назад в доантибиотиковую эру? Назад в доантибиотиковую эру?

Устойчивость болезнетворных бактерий к антибиотикам — серьёзная угроза людям

Наука и жизнь
10 цитат Кима Джонса из интервью SHOWStudio — о музыке, архиве и ловле змей 10 цитат Кима Джонса из интервью SHOWStudio — о музыке, архиве и ловле змей

Ким Джонс стал куратором нового выпуска A Magazine

Esquire
Открыть в приложении