Гвозди бы делать
Казалось бы, простой продукт — строительный крепеж — в России по большей части импортный. И это при том, что на рынке есть игроки, стаж работы которых превышает десять лет. Но за это время они совсем недалеко ушли по пути локализации такой продукции

«Если бы мне сейчас предложили вложиться в производство крепежа, я бы сто раз подумал. Рынок очень конкурентный, и чтобы выходить на него, сегодня уже нужны новые идеи: или придумать новый тип крепежа, или материалы», — говорит Алексей Трошин, один из сооснователей крупного игрока на этом рынке — компании «Тех-Креп».
В сегментах дюбелей для теплоизоляции и обычного пластикового дюбеля компания, по собственным оценкам, занимает порядка 20%. Рынок очень сегментированный и слабо консолидированный, так что это можно считать заметным присутствием. По оценкам «Тех-Крепа», его объем составляет 550–600 тыс. тонн в год.
На крепеже компания вышла на оборот 7–8 млрд рублей в год и ежегодно растет на 10–15% как по объемам выручки, так и по прибыли. «Тех-Креп» входит в холдинг NRG Group, где Алексей Трошин также является совладельцем. В бизнесе он с конца 1990-х. В 1995 году переехал в Москву из Южно-Сахалинска — учился там в филиале Плехановской академии и сумел перевестись. Оказавшись в столице, еще во время учебы начал заниматься бизнесом. «Меня давно посещали мысли о деньгах», — говорит он. Тем более что по дороге из общежития в Плехановскую академию находилась Центральная российская универсальная биржа. Еще на втором курсе Трошин попробовал вложиться в акции, но попытка оказалась неудачной — «сгорели» высланные родителями на учебу деньги.
В бизнесе Трошин всегда держался вместе с партнерами: познакомились они еще во время учебы и до сих пор работают сообща. Торговали всем, что попадалось под руку, в том числе возили кожаные куртки с рынка в Лужниках на Сахалин, продавали бытовую технику и аккумуляторные батареи. В общем, бросались из стороны в сторону, в целом с 1999 по 2008 год перепробовав до 25 направлений. «Проекты появлялись и отмирали путем естественного отбора, это была хаотичная история», — вспоминает Алексей Трошин.
Самое старое направление в их бизнесе — энергетика, компания «Энергон» (открывшаяся в 1998 году), которая занимается дистрибуцией аккумуляторных батарей для систем бесперебойного питания.
В 2006 году партнеры создали еще одну компанию — «Балтэнергомаш», выпускающую трансформаторные подстанции, — и тогда же образовали холдинг NRG Group. Но лучше всего сыграла ставка на вроде бы, скромный и незаметный рынок строительного крепежа, которым занялись в 2003 году: компания «Тех-Креп» стала флагманским предприятием в группе. «Казалось бы, зачем тратить жизнь на какие-то метизы, если вокруг росли разные рынки, в том числе бурно развивались стройка и производство стройматериалов вроде гипсокартона и сухих смесей? О крепеже никто и не думал, — говорит Трошин. — Он занимает не больше процента в общей смете строительства».
В крепежный бизнес, который тогда был одним из пяти-шести бизнесов в NRG Group, инвестировали первоначальный капитал в 200 тысяч долларов. Потом вкладывали еще и в общей сложности за эти годы только в производственные и складские активы «Тех-Крепа» вложили более миллиарда рублей.
В 1990-е импортеры крепежа доставляли товар сначала на самолетах из США, рассказывает Трошин, потом переключились на поставки из Европы, причем тогда там еще существовали производственные мощности, но производство уже начинало перекочевывать в Тайвань, который потом стал производить до 70% всего объема мирового рынка крепежа. «В эту первую волну мы и попали, — говорит Трошин. — Первые наши поставщики были из Тайваня». Китай тогда был еще довольно закрытой страной. Да и работали китайцы так, что просто не могли обеспечить стабильных поставок товара хорошего качества.
«Рынок крепежа очень сложный — а я видел немало рынков, и на них удавалось зарабатывать, — говорит Алексей Трошин. — Это только кажется простым: привез фуру крепежа и продал. На самом деле это как зыбучие пески — постоянно меняются как ценовая конъюнктура и цены на сырье, так и каналы сбыта. Только что-то построишь, как оно разрушается».
Начать с дюбеля
Начав с импорта разных видов строительного крепежа, предприниматели вскоре задумались о собственном производстве отдельных его элементов. Привозить крепеж из-за рубежа становилось менее выгодно — по крайней мере пластиковый: он хотя и легкий, но объемный, и транспортировать его на дальние расстояния неоправданно дорого.
«Производить мы начали сперва самый простой дюбель, поставив несколько термопластавтоматов», — рассказывает Алексей Трошин. Производство оборудовали в 2007 году в Смоленской области в здании заброшенного железобетонного завода. Кроме пластика для «Тех-Крепа» там же выпускали и трансформаторные подстанции для «Балтэнергомаша». Постепенно наращивали продажи крепежа, открыли еще одну производственную площадку в Новосибирске и создали свою торговую марку Tech-Krep. В первую очередь развивали направление работы с пластиковыми материалами.
Всю номенклатуру пластикового крепежа (для внутренней и внешней отделки) компания сегодня выпускает сама, причем по полному циклу, перерабатывая в месяц до 300–400 тонн отходов пленки в ПВДгранулы и обеспечивая себя пластиковым сырьем. «Я думаю, что у нас вообще единственное в России такое производство», — утверждает Трошин. Пресс-формы для производства пластиковых деталей «Тех-Креп» тоже стал делать самостоятельно — раньше их заказывали в Европе и Китае.
Продажи пластикового крепежа занимают в обороте «Тех-Крепа» примерно 30% (в денежном выражении). В сегменте пластикового крепежа российские производители имеют до 70%, по оценкам Алексея Трошина. Со вторым крупным сегментом рынка крепежа — металлическими креплениями — дело обстоит иначе. Почти весь металлический крепеж и метизы, которыми компания также торгует, «Тех-Креп» закупает за рубежом, а в России на заводах («Мечел», «Северсталь», ММК) — лишь 10–15%. У крупных металлургов обычно есть подразделения, которые выпускают крепеж и метизы. Но это для них, разумеется, далеко не первый приоритет, основное — металлопрокат. Однако и в крепеже они нацелены на другой рынок — так называемого ответственного металлического крепежа, который используется при производстве оборудования. Из металлических деталей крепежа «ТехКреп» делает только гвозди для дюбелей, которые используются для крепления теплоизоляционных материалов (до 500 тонн в месяц).
Такие же, как все
Крепежные устройства выглядят настолько «всеобщими» и тривиальными, что трудно всерьез говорить об их конкурентных преимуществах, и все же у «Тех-Крепа» есть пара патентов на особую конструкцию дюбелей. «У нас было много экспериментов на эту тему, — рассказывает Алексей Трошин. — Мы патентовали изделия, которые для нас делались в Китае, но поняли, что это не очень-то защищает наши права. Чтобы ограничить кого-то в возможности производить подобные изделия, должна очень хорошо работать патентная и правовая система. И вообще в таких изделиях трудно выделить отличительные потребительские свойства. Для нас наиболее важно то, что наши изделия имеют техсвидетельство, утвержденное на государственном уровне».

Бороться с засильем импорта на рынке крепежа можно, считает Трошин, но только очень постепенно: например, «Тех-Креп» в этом году приобрел оборудование для покраски саморезов — раньше на Тайване заказывали уже окрашенные.
Это, правда, только маленький передел, перенесенный в Россию. Во многих сегментах рынка крепежа импорт занимает все 100% — например, в саморезах для крепления гипсокартона. Быстрого роста доли отечественного производства на рынке металлического крепежа ждать не стоит, считает Алексей Трошин: дело в металле и ценах, которые периодически в Китае бывают значительно ниже, в нехватке на рынке сырья стабильного качества, ведь для российских металлургических заводов крепеж не важен, и они не заинтересованы в формировании стандартов на проволоку и прочее сырье для таких изделий. Собственно говоря, такая ситуация наблюдается во многих производствах: какая-то часть производственной цепочки выпадает, а в итоге изготовление конечной продукции оказывается в зависимости от импорта. И здесь только за счет предпринимательской инициативы вряд ли получится что-то исправить (см. «Реиндустриализация как новый консенсус», «Эксперт» № 43 за 2019 год). Пока мы так легко отдаем подобные, казалось бы, не самые значительные переделы на сторону, вряд ли нам удастся сдвинуться с мертвой точки.
«Учитывая общую ситуацию на рынке металла, мы сегодня сосредоточены в плане развития, скорее, на работе со сбытовыми каналами, которые очень быстро меняются», — отмечает Алексей Трошин. Сейчас 30% продаж «Тех-Крепа» приходится на сети DIY (крупнейшие — «Петрович», «Оби», «Леруа Мерлен», «Касторама» и др.; компания присутствует в 80 сетях), и это наиболее динамично развивающийся канал. Остальное уходит через оптовый канал — у «Тех-Крепа» имеются сети дилеров и дистрибуторов в регионах. Именно за счет роста в сетях, требующего постоянного повышения уровня сервиса, удается увеличивать продажи. По оценкам самой компании, доля продаж «Тех-Крепа» в категории «крепеж» в крупнейших DIY-сетях достигает 25–27%.
Фото: Олег Сердечников, предоставлено компанией
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl