Комсомольский авиазавод не спит, чтобы страна спала спокойно

ЭкспертБизнес

Форсаж над тайгой

Комсомольский авиазавод не спит, чтобы страна спала спокойно

Александр Ивантер

Марина Лысцева/ТАСС

Если вас, сморенных джетлагом, разбудил вой двигателей несущихся на низкой высоте истребителей, не пугайтесь: это не начало третьей мировой войны. Скорее всего, вы находитесь в Комсомольске-на-Амуре, где в таежной глуши в шести тысячах километрах от Москвы производят лучшие в мире боевые самолеты. Испытывают их здесь же — заводской аэродром Дзёмги находится в городской черте.

Нам показали — правда, по понятным причинам без особых подробностей, — как рождаются новейшие истребители Су-35 и Су-57 — нынешние флагманские изделия авиазавода № 126. Под таким номером предприятие было запущено в 1934 году, теперь это КнААЗ, один из крупнейших самолетостроительных заводов России, входящий в структуру ОАК. Побывали мы и в цехе финальной сборки «суперджетов», на которые приходится уже чуть больше половины всех региональных авиаперевозок в стране.

Один из этапов сборки Су-57 на КнААЗе. Пресс-служба КнААЗ

Господство в воздухе…

Су-35 — российский многоцелевой одноместный истребитель поколения 4++, оснащен бортовой радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой «Ирбис» (разработки НИИП имени В. В. Тихомирова с уникальными характеристиками дальности обнаружения целей) и двигателями с управляемым вектором тяги. Машину отличает улучшенная маневренность и дальность полета, многозадачность бортовых систем при ведении воздушного боя. Су-35С способен развивать максимальную скорость 1400 км/ч у земли и 2500 км/ч (2,25 Маха) на высоте 11 км, дальность его полета на малой высоте составляет 1580 км, а на большой высоте — 3600 км (с двумя подвесными топливными баками — до 4500 км). Практический потолок боевой работы истребителя Су-35С — 18 км, максимальный взлетный вес — 34,5 тонны, из них восемь тонн — боевая нагрузка: высокоточные бомбы и ракеты, включая крылатые ракеты X-35 для ударов по морским целям. Крупное надводное судно Су-35С «видит» за 350400 км, установки оперативно-тактических ракет, соединения бронетехники — за 6070 км.

Для противника этот «хищник» опасен большой загрузкой ракет «воздух — воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманевренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы.

Су-35 совершил первый полет 19 февраля 2008 года, а в 2011-м на КнААЗе начался серийный выпуск Су-35С. Первая партия поставлена в ВВС РФ в феврале 2014 года. На сегодняшний день ВКС РФ эксплуатируют более сотни Су-35/Су-35С, в 2020 году парк этих новейших истребителей пополнился десятью машинами.

Освоение серийного производства Су-35С стало достойным ответом на расширение авиационного сегмента гособоронзаказа в 2010-х годах, что позволило довести долю современного вооружения ВКС к исходу минувшего десятилетия до 65%.

Начальник цеха окончательной сборки № 7 КнААЗа Денис Гарифуллин. Пресс-служба КнААЗ

В 2015 году Китай официально стал первым зарубежным заказчиком российских многофункциональных истребителей Су-35, которые до этого эксплуатировали только ВКС России. Экспортный вариант Су-35 для китайской армии отличается от истребителей, поставляемых на внутренний рынок. По требованию минобороны КНР кабину пилота наши специалисты оборудовали авионикой китайского производства. Китай купил у России 24 истребителя на общую сумму порядка двух с половиной миллиардов долларов, поставки завершены в прошлом году.

Однако спрос на Су-35 у зарубежных оборонщиков остается высоким. В СМИ проходила информация об интересе к приобретению партий этих самолетов со стороны Египта, Индонезии, Алжира, Турции и Саудовской Аравии.

Будет продолжена сборка Су-35С и для российских ВКС. В 20192020 годах восемь новых «тридцать пятых» поступило в распоряжение группы высшего пилотажа «Русские витязи».

Еще более грозная боевая машина, уже пятого поколения, истребитель Су-57 (конструкторское обозначение Т-50), вышел в стадию серийного производства на КнААЗе. Имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость полета (с двигателем второго этапа), внутрифюзеляжное вооружение (вместо привычного расположения ракетного вооружения на подвесках крыльев), радиопоглощающее покрытие, а также новейший комплекс бортового оборудования; предназначен для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей.

Су-57 начал разрабатываться в 2003 году, первый полет состоялся в январе 2010-го. В 20112017 годах на КнААЗе было построено девять опытных летных образцов самолета для прохождения испытаний. Согласно регламенту, машину испытывают последовательно три летчика-испытателя — сначала представитель ОКБ разработчика, затем заводской и, наконец, представитель военного заказчика. Испытывался Су-57 и в ходе реальной боевой работы в Сирии.

В 2018 году на форуме «Армия» по распоряжению президента Владимира Путина был подписан контракт на установочную партию Су-57 из двух машин. Планировалось, что самолеты поступят в Воздушно-космические силы России в 2019 и 2020 годах. Однако в декабре 2019-го первый построенный по этому контракту Су-57 потерпел крушение во время испытательного полета (летчик катапультировался и остался жив). Первый серийный истребитель Су-57 был передан ВКС в конце 2020 года.

На «Армии-2019» Минобороны законтрактовало поставку 76 Су-57, этого будет достаточно для перевооружения трех авиаполков. Машины должны быть получены ВКС РФ до 2028 года. К концу 2024-го, согласно графику, будет изготовлено 22 истребителя, из них четыре — уже в этом году.

Пока что «пятьдесят седьмые» выпускаются с двигателями предыдущего поколения от Су-35 — АЛ-41Ф1 (изделие 117). Поэтому, строго говоря, эти машины недотягивают до заданных характеристик авиационной боевой платформы пятого поколения. Двигатель «второго этапа» (изделие 30 производства ОДК) приступил к летным испытаниям в декабре 2017-го. Ожидается, что с 2023 года начнутся серийные поставки самолетов уже с новыми двигателями, имеющими повышенную топливную эффективность и меньшую стоимость жизненного цикла. Кроме того, именно двигатель второго этапа обеспечит машине сверхзвуковую крейсерскую скорость полета.

В августе 2019 года Су-57 получил экспортную документацию. Вскоре после этого Су-57Э был впервые представлен на статической экспозиции авиасалона МАКС. По итогам выставки «Рособоронэкспорт» заявил о резком росте интереса к Су-57 со стороны иностранных заказчиков.

А как обстоят дела у конкурентов? На вооружении ВВС США стоят два типа истребителей пятого поколения — F-22 (в 19972011 годах выпущено 195 машин) и F-35 (первый полет в 2006 году, на сегодняшний день выпущено более 670 единиц этого самолета различных модификаций). К 2023 году корпорация Lockheed Martin планирует выпускать в год до 160 самолетов семейства F-35. Пекин в 2019 году заявил, что китайские вооруженные силы укомплектовали как минимум одну эскадрилью истребителями пятого поколения Chengdu J-20 и эти машины уже приступили к боевому дежурству. По мнению военных экспертов, тактико-технические характеристики и боевые возможности Су-57 как минимум не хуже, чем у F-35 и китайской машины.

Обрабатывающие центры Стерлитамакского машзавода в цехе мехобработки КнААЗа. Пресс-служба КнААЗ

…куется на земле

Фактически под каждую новую машину завод проводит комплексную модернизацию. «По программе перевооружения под самолет пятого поколения все запланированные объекты должны быть введены в строй к 2024 году», — заявил директор КнААЗа Александр Пекарш. По его словам, на заводе планомерно идет оснащение агрегатно-сборочных цехов дополнительными стендами и оснасткой для сборки, в том числе уникальными поворотными стапелями, разработанными специально для строительства Су-57.

Кроме того, завод приобрел новую печь для вакуумной термообработки деталей из титановых сплавов. Автоматизированный комплекс имеет функцию охлаждения заготовки после обработки при помощи аргона, что сокращает время работы над ней.

Остаются в силе и технологии, проверенные временем, такие, например, как упрочнение дробью. «Крупные силовые детали, в частности панели крыла обстреливаются дробью из специальной пушки, — рассказал нам Николай Воронин, сотрудник Экспоцентра КнААза, сорок лет проработавший на заводе. — В результате в поверхностном слое металла на глубину 0,30,5 миллиметра создается напряжение сжатия, что препятствует образованию микротрещин при знакопеременных нагрузках и увеличивает эксплуатационный ресурс».

В ходе краткой экскурсии по заводу бросилось в глаза первоклассное оснащение цеха мехабоработки — обрабатывающие центры немецкого производства были поставлены еще в досанкционные годы. Впрочем, есть и вкрапления от российских станкопроизводителей. Так, мы заметили несколько работающих обрабатывающих центров Стерлитамакского машзавода.

Цех окончательной сборки № 7 работает по принципу «одна платформа — одна команда», изделие перемещается по цеху по мере комплектации, а люди остаются на привычном месте, последовательно выполняя необходимые операции по монтажу частей и блоков самолета. «До модернизации производственной системы завода все было наоборот: самолеты в разной степени готовности стационарно стояли по всему цеху, между ними перемещались люди, — пояснил журналистам начальник цеха Денис Гарифуллин. — Теперь сборочный цех работает как конвейер: каждая специализированная рабочая команда трудится на своем месте, самолеты по мере выполнения нового цикла работ перекатываются на следующий сборочный пост. Это значительно повысило эффективность процесса сборки машин: выстраивание поточной линии позволило вдвое увеличить пропускную способность цеха».

В цехе семь рабочих мест (платформ) по сборке Су-35, по истечении девяти рабочих дней при трехсменном графике работы каждый самолет перебазируется на следующее сборочное место.

Поточная линия по сборке Су-57 имеет всего четыре рабочих места, пояснил Гарифуллин. При этом предусмотрена лишь одна пауза. На месяц с небольшим самолет «вырывается» из цикла сборки, и переходит в специальный цех для нанесения радиопоглощающих покрытий. Каждый слой покрытия имеет особое функциональное назначение и уникальную толщину, которая зависит от зоны нанесения. Компаунды — композиции на основе различных полимеров — в итоге образуют своего рода слоеный пирог, свойства которого дают возможность Су-57 значительно снизить радиолокационную заметность в воздухе.

Цех окончательной сборки SSJ-100 в филиале ПАО «Корпорация “Иркут”» — «Региональные самолеты». Фото: Александр Ивантер

Еще одним важным этапом изготовления каждой машины является дождевание — машина «залючивается» и два часа плотно со всех сторон обливается водой, так проверяется герметичность сборки. Наконец, после прохождения последней сборочной платформы самолет готов и передается на ЛИС — летно-испытательную станцию.

КнААЗ по старой советской традиции представляет собой машиностроительное производство полного цикла — включая заготовительный и литейный цеха. Крупные поковки из титана завод получает от «ВСМПО-Ависма» из Верхней Салды. Общая территория завода — 360 га, трудятся на КнААЗе сегодня 9,3 тысячи человек (советский максимум — 28 тысяч).

Цеха завода лежат по обе стороны взлетно-посадочной полосы аэродрома, где проходят испытания военные и пассажирские машины. Полосу использует и базирующийся здесь же Таллинский истребительный авиаполк, надежно прикрывающий с воздуха не только завод и город, но и все Приморье, Сахалин и Курилы (время подлета до Итурупа — 20 минут).

«Суперджет» обновляется

Неподалеку от КнААЗа, на соседней производственной площадке, собираются пассажирские «суперджеты». Это уже другое юрлицо — филиал ПАО «Корпорация “Иркут”» — «Региональные самолеты» (до февраля 2020 года — «Гражданские самолеты Сухого»).

В цех окончательной сборки «Региональных самолетов», представляющем собой просторный высоченный ангар, умещаются одновременно шесть «суперджетов» в разной стадии готовности. На шестом идет уже установка двигателей. Пока что на SSJ-100 устанавливается двигатель SaM-146 российско-французского производства. В ходе разработки «импортозамещенной» версии самолета (проект SSJ-New) поставлена задача комплектовать лайнер новым российским двигателем ПД-8. По графику первый опытный образец нашего движка придет из Перми в Комсомольск-на-Амуре в 2022 году.

Сегодня соотношение иностранных и российских комплектующих в SSJ-100 составляет 70 на 30, в обновленной версии пропорция будет обратной. Помимо новых двигателей машина получит отечественные инерциальную навигационную систему БИНС-2015, разработанную Московским институтом электромеханики и автоматики (входит в АО КРЭТ ГК «Ростех»), установку охлаждения воздуха производства нижегородского АО ПКО «Теплообменник», всю систему электроснабжения (ее разрабатывает Уфимское агрегатное производственное объединение, входит в холдинг «Технодинамика» ГК «Ростех») — всего более тридцати важнейших агрегатов и систем. Завершить опытно-конструкторские работы по созданию SSJ-New планируется в 2023 году. Затем лайнеру предстоит пройти сертификацию как отдельных систем, так и всей машины в целом.

Фактически речь идет о глубокой модернизации самолета, о его пересоздании. Что, возможно, стало одной из причин значительного спада производства. Так, если в 2017 году ГСС произвели 34 SSJ-100, то в 2018-м — уже 24 самолета, в 2019-м — 18, а в прошлом году и вовсе 11. Однако уже в нынешнем году планируется произвести 23 самолета, а поставка SSJ-100 авиакомпаниям достигнет 30 единиц, что доведет количество эксплуатируемых «суперджетов» до 180.

«Дом со шпилем» (проспект Ленина, 21) — образец послевоенной застройки центра Комсомольска-на-Амуре, визитная карточка города. Фото: Александр Ивантер

Показатель исправности самолета вырос на 10%, а средний налет на машину сейчас составляет порядка семи-восьми часов, сообщил недавно глава ОАК Юрий Слюсарь. Ранее директор по маркетингу и продажам гражданской авиатехники корпорации «Иркут» Кирилл Будаев оценил месячный налет у лучших самолетов SSJ-100 в 300 часов — порядка 10 часов в сутки, тогда как еще в 2017 году он оценивался на уровне 3,3 часа в сутки. Прогресс достигнут за счет отладки и развития системы послепродажного обслуживания самолета, недостатки которой вызывали основные нарекания у эксплуатантов лайнера. В частности, создан пул подменных двигателей, а также мощности по техобслуживанию двигателей SaM-146 во Франции и в Рыбинске на предприятии «ОДК-Сатурн». В Москве был создан операционно-ситуационный центр, работающий в режиме 24/7 и помогающий решать проблемы у авиакомпаний, возникающие при эксплуатации машин. В Шереметьево открыт гигантский логистический центр более чем на миллион единиц запчастей.

Комсомольск-на-Амуре — Москва

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

К последнему морю К последнему морю

Почему Батый, покорив Русь, без передышки вторгся в Центральную Европу

Дилетант
Древние островитяне не стали ловить рыбу в Эгейском море Древние островитяне не стали ловить рыбу в Эгейском море

Археологи исследовали останки 11 человек, обнаруженные на стоянке Угурлу-Хююк

N+1
«Талибан»* уже не тот? «Талибан»* уже не тот?

Ребрендинг талибов вызывает недоверие

Эксперт
Вторая после МММ: как работала финансовая пирамида «Финико» Вторая после МММ: как работала финансовая пирамида «Финико»

Как «Финико» стала крупнейшей после МММ финансовой пирамидой

Forbes
Полвека спустя: извлечены ли уроки? Полвека спустя: извлечены ли уроки?

К пятидесятилетию краха Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы

Эксперт
“Легенда о Зеленом рыцаре” — кинопоэма о доблести и долге, сумевшая осовременить средневековый сюжет “Легенда о Зеленом рыцаре” — кинопоэма о доблести и долге, сумевшая осовременить средневековый сюжет

“Легенда о Зеленом рыцаре” Дэвида Лоури — завораживающий роман воспитания

Esquire
«Однажды я проснулся в два раза богаче» «Однажды я проснулся в два раза богаче»

Михаил Шардин — о своем пути от спекуляций на срочном рынке к пассивному доходу

Эксперт
Как побеждать треть века и вернуть чемпионский титул в пятьдесят: время, точность и напор Михаила Ботвинника Как побеждать треть века и вернуть чемпионский титул в пятьдесят: время, точность и напор Михаила Ботвинника

Как гроссмейстер Михаил Ботвинник удерживал титул долгие десятилетия

Esquire
Прагматика со вкусом виски: 30 лет российско-израильским отношениям Прагматика со вкусом виски: 30 лет российско-израильским отношениям

Как Москва и Тель-Авив выстраивали коммуникацию по заветам Примакова

Эксперт
Цифровой киднеппинг: будьте осторожны, выкладывая детские фото в сеть Цифровой киднеппинг: будьте осторожны, выкладывая детские фото в сеть

Что такое цифровой киднеппинг, а главное – как от него уберечся?

Cosmopolitan
Виртуальный секс Виртуальный секс

«Популярная механика» протестировала первую в мире виртуальную любовницу

Популярная механика
Где можно работать студенту без опыта: 13 вариантов добычи денег во время учебы Где можно работать студенту без опыта: 13 вариантов добычи денег во время учебы

Оптимальные способы подработки для студентов университетов и институтов

Playboy
Турецкий друг: здесь скрыт кинжал за каждою улыбкой Турецкий друг: здесь скрыт кинжал за каждою улыбкой

Чем обернутся отношения России и Турции в результате войны в Нагорном Карабахе

Эксперт
Оргазм мозга Оргазм мозга

Что такое АСМР, и истории людей, которые уже не могут без этого жить

Лиза
Ася Казанцева Ася Казанцева

Звезда научного популяризаторства Ася Казанцева

Esquire
Императивы экономики нового Узбекистана Императивы экономики нового Узбекистана

Узбекистан — крупнейшая экономика Центральной Азии

Эксперт
Кто быстрее? Кто быстрее?

Быстротвердеющие наливные полы

Идеи Вашего Дома
Уверенность Безоса: чем основатель Amazon поражает собеседников Уверенность Безоса: чем основатель Amazon поражает собеседников

Социальная уверенность Джеффа Безоса

VC.RU
Страх пропустить жизнь – что такое синдром FoMO? Страх пропустить жизнь – что такое синдром FoMO?

Почему люди боятся упустить важные моменты и как с этим связаны соцсети

Playboy
Таяние многолетней мерзлоты оказалось причиной выбросов древнего термогенного метана Таяние многолетней мерзлоты оказалось причиной выбросов древнего термогенного метана

Из-за глобального потепления слой мерзлоты стал проницаемым газогидратов

N+1
«Няни особого назначения»: как построить бизнес паллиативной помощи «Няни особого назначения»: как построить бизнес паллиативной помощи

Как Евгений Глаголев решил заняться проектом по поиску нянь для особенных детей

Inc.
6 привычек, которые портят наши отношения с окружающими 6 привычек, которые портят наши отношения с окружающими

Некоторые привычки могут негативно влияют на наши связи с другими

Psychologies
Система ценностей Система ценностей

Почему так сложно быть довольными собой?

Psychologies
Свайное поселение на Охридском озере возникло около 6500 лет назад Свайное поселение на Охридском озере возникло около 6500 лет назад

Поселение Плоча-Михов-Град забрасывалось и возникало до 1300 года до н.э

N+1
Дозор вне времени: 14 секретов «Богатырей» Виктора Васнецова Дозор вне времени: 14 секретов «Богатырей» Виктора Васнецова

Полотно «Богатыри» стало для Васнецова трудом всей жизни

Вокруг света
«Аленушка»: первая версия девочки с персиками «Аленушка»: первая версия девочки с персиками

Почему картина Васнецова «Аленушка» оставляет гнетущее чувство

Вокруг света
Алиенора Аквитанская — мятежница на троне Алиенора Аквитанская — мятежница на троне

В XII веке титул «Мисс Европа» принадлежал Алиеноре Аквитанской

Вокруг света
Зачем вся эта музыка, когда есть я? Зачем вся эта музыка, когда есть я?

Изменить свою жизнь и преодолеть свои страхи. Все это у Mary Gu уже получилось

Glamour
Решающие битвы или мелкие стычки? Решающие битвы или мелкие стычки?

Что нам известно о сражениях Александра Невского по документам и летописям

Дилетант
Секреты похудения Марии Шараповой, Анны Курниковой и других звездных теннисисток Секреты похудения Марии Шараповой, Анны Курниковой и других звездных теннисисток

Знаменитые спортсменки раскрыли свои секреты стройности

Cosmopolitan
Открыть в приложении