Комсомольский авиазавод не спит, чтобы страна спала спокойно

ЭкспертБизнес

Форсаж над тайгой

Комсомольский авиазавод не спит, чтобы страна спала спокойно

Александр Ивантер

Марина Лысцева/ТАСС

Если вас, сморенных джетлагом, разбудил вой двигателей несущихся на низкой высоте истребителей, не пугайтесь: это не начало третьей мировой войны. Скорее всего, вы находитесь в Комсомольске-на-Амуре, где в таежной глуши в шести тысячах километрах от Москвы производят лучшие в мире боевые самолеты. Испытывают их здесь же — заводской аэродром Дзёмги находится в городской черте.

Нам показали — правда, по понятным причинам без особых подробностей, — как рождаются новейшие истребители Су-35 и Су-57 — нынешние флагманские изделия авиазавода № 126. Под таким номером предприятие было запущено в 1934 году, теперь это КнААЗ, один из крупнейших самолетостроительных заводов России, входящий в структуру ОАК. Побывали мы и в цехе финальной сборки «суперджетов», на которые приходится уже чуть больше половины всех региональных авиаперевозок в стране.

Один из этапов сборки Су-57 на КнААЗе. Пресс-служба КнААЗ

Господство в воздухе…

Су-35 — российский многоцелевой одноместный истребитель поколения 4++, оснащен бортовой радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой «Ирбис» (разработки НИИП имени В. В. Тихомирова с уникальными характеристиками дальности обнаружения целей) и двигателями с управляемым вектором тяги. Машину отличает улучшенная маневренность и дальность полета, многозадачность бортовых систем при ведении воздушного боя. Су-35С способен развивать максимальную скорость 1400 км/ч у земли и 2500 км/ч (2,25 Маха) на высоте 11 км, дальность его полета на малой высоте составляет 1580 км, а на большой высоте — 3600 км (с двумя подвесными топливными баками — до 4500 км). Практический потолок боевой работы истребителя Су-35С — 18 км, максимальный взлетный вес — 34,5 тонны, из них восемь тонн — боевая нагрузка: высокоточные бомбы и ракеты, включая крылатые ракеты X-35 для ударов по морским целям. Крупное надводное судно Су-35С «видит» за 350400 км, установки оперативно-тактических ракет, соединения бронетехники — за 6070 км.

Для противника этот «хищник» опасен большой загрузкой ракет «воздух — воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманевренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы.

Су-35 совершил первый полет 19 февраля 2008 года, а в 2011-м на КнААЗе начался серийный выпуск Су-35С. Первая партия поставлена в ВВС РФ в феврале 2014 года. На сегодняшний день ВКС РФ эксплуатируют более сотни Су-35/Су-35С, в 2020 году парк этих новейших истребителей пополнился десятью машинами.

Освоение серийного производства Су-35С стало достойным ответом на расширение авиационного сегмента гособоронзаказа в 2010-х годах, что позволило довести долю современного вооружения ВКС к исходу минувшего десятилетия до 65%.

Начальник цеха окончательной сборки № 7 КнААЗа Денис Гарифуллин. Пресс-служба КнААЗ

В 2015 году Китай официально стал первым зарубежным заказчиком российских многофункциональных истребителей Су-35, которые до этого эксплуатировали только ВКС России. Экспортный вариант Су-35 для китайской армии отличается от истребителей, поставляемых на внутренний рынок. По требованию минобороны КНР кабину пилота наши специалисты оборудовали авионикой китайского производства. Китай купил у России 24 истребителя на общую сумму порядка двух с половиной миллиардов долларов, поставки завершены в прошлом году.

Однако спрос на Су-35 у зарубежных оборонщиков остается высоким. В СМИ проходила информация об интересе к приобретению партий этих самолетов со стороны Египта, Индонезии, Алжира, Турции и Саудовской Аравии.

Будет продолжена сборка Су-35С и для российских ВКС. В 20192020 годах восемь новых «тридцать пятых» поступило в распоряжение группы высшего пилотажа «Русские витязи».

Еще более грозная боевая машина, уже пятого поколения, истребитель Су-57 (конструкторское обозначение Т-50), вышел в стадию серийного производства на КнААЗе. Имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость полета (с двигателем второго этапа), внутрифюзеляжное вооружение (вместо привычного расположения ракетного вооружения на подвесках крыльев), радиопоглощающее покрытие, а также новейший комплекс бортового оборудования; предназначен для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей.

Су-57 начал разрабатываться в 2003 году, первый полет состоялся в январе 2010-го. В 20112017 годах на КнААЗе было построено девять опытных летных образцов самолета для прохождения испытаний. Согласно регламенту, машину испытывают последовательно три летчика-испытателя — сначала представитель ОКБ разработчика, затем заводской и, наконец, представитель военного заказчика. Испытывался Су-57 и в ходе реальной боевой работы в Сирии.

В 2018 году на форуме «Армия» по распоряжению президента Владимира Путина был подписан контракт на установочную партию Су-57 из двух машин. Планировалось, что самолеты поступят в Воздушно-космические силы России в 2019 и 2020 годах. Однако в декабре 2019-го первый построенный по этому контракту Су-57 потерпел крушение во время испытательного полета (летчик катапультировался и остался жив). Первый серийный истребитель Су-57 был передан ВКС в конце 2020 года.

На «Армии-2019» Минобороны законтрактовало поставку 76 Су-57, этого будет достаточно для перевооружения трех авиаполков. Машины должны быть получены ВКС РФ до 2028 года. К концу 2024-го, согласно графику, будет изготовлено 22 истребителя, из них четыре — уже в этом году.

Пока что «пятьдесят седьмые» выпускаются с двигателями предыдущего поколения от Су-35 — АЛ-41Ф1 (изделие 117). Поэтому, строго говоря, эти машины недотягивают до заданных характеристик авиационной боевой платформы пятого поколения. Двигатель «второго этапа» (изделие 30 производства ОДК) приступил к летным испытаниям в декабре 2017-го. Ожидается, что с 2023 года начнутся серийные поставки самолетов уже с новыми двигателями, имеющими повышенную топливную эффективность и меньшую стоимость жизненного цикла. Кроме того, именно двигатель второго этапа обеспечит машине сверхзвуковую крейсерскую скорость полета.

В августе 2019 года Су-57 получил экспортную документацию. Вскоре после этого Су-57Э был впервые представлен на статической экспозиции авиасалона МАКС. По итогам выставки «Рособоронэкспорт» заявил о резком росте интереса к Су-57 со стороны иностранных заказчиков.

А как обстоят дела у конкурентов? На вооружении ВВС США стоят два типа истребителей пятого поколения — F-22 (в 19972011 годах выпущено 195 машин) и F-35 (первый полет в 2006 году, на сегодняшний день выпущено более 670 единиц этого самолета различных модификаций). К 2023 году корпорация Lockheed Martin планирует выпускать в год до 160 самолетов семейства F-35. Пекин в 2019 году заявил, что китайские вооруженные силы укомплектовали как минимум одну эскадрилью истребителями пятого поколения Chengdu J-20 и эти машины уже приступили к боевому дежурству. По мнению военных экспертов, тактико-технические характеристики и боевые возможности Су-57 как минимум не хуже, чем у F-35 и китайской машины.

Обрабатывающие центры Стерлитамакского машзавода в цехе мехобработки КнААЗа. Пресс-служба КнААЗ

…куется на земле

Фактически под каждую новую машину завод проводит комплексную модернизацию. «По программе перевооружения под самолет пятого поколения все запланированные объекты должны быть введены в строй к 2024 году», — заявил директор КнААЗа Александр Пекарш. По его словам, на заводе планомерно идет оснащение агрегатно-сборочных цехов дополнительными стендами и оснасткой для сборки, в том числе уникальными поворотными стапелями, разработанными специально для строительства Су-57.

Кроме того, завод приобрел новую печь для вакуумной термообработки деталей из титановых сплавов. Автоматизированный комплекс имеет функцию охлаждения заготовки после обработки при помощи аргона, что сокращает время работы над ней.

Остаются в силе и технологии, проверенные временем, такие, например, как упрочнение дробью. «Крупные силовые детали, в частности панели крыла обстреливаются дробью из специальной пушки, — рассказал нам Николай Воронин, сотрудник Экспоцентра КнААза, сорок лет проработавший на заводе. — В результате в поверхностном слое металла на глубину 0,30,5 миллиметра создается напряжение сжатия, что препятствует образованию микротрещин при знакопеременных нагрузках и увеличивает эксплуатационный ресурс».

В ходе краткой экскурсии по заводу бросилось в глаза первоклассное оснащение цеха мехабоработки — обрабатывающие центры немецкого производства были поставлены еще в досанкционные годы. Впрочем, есть и вкрапления от российских станкопроизводителей. Так, мы заметили несколько работающих обрабатывающих центров Стерлитамакского машзавода.

Цех окончательной сборки № 7 работает по принципу «одна платформа — одна команда», изделие перемещается по цеху по мере комплектации, а люди остаются на привычном месте, последовательно выполняя необходимые операции по монтажу частей и блоков самолета. «До модернизации производственной системы завода все было наоборот: самолеты в разной степени готовности стационарно стояли по всему цеху, между ними перемещались люди, — пояснил журналистам начальник цеха Денис Гарифуллин. — Теперь сборочный цех работает как конвейер: каждая специализированная рабочая команда трудится на своем месте, самолеты по мере выполнения нового цикла работ перекатываются на следующий сборочный пост. Это значительно повысило эффективность процесса сборки машин: выстраивание поточной линии позволило вдвое увеличить пропускную способность цеха».

В цехе семь рабочих мест (платформ) по сборке Су-35, по истечении девяти рабочих дней при трехсменном графике работы каждый самолет перебазируется на следующее сборочное место.

Поточная линия по сборке Су-57 имеет всего четыре рабочих места, пояснил Гарифуллин. При этом предусмотрена лишь одна пауза. На месяц с небольшим самолет «вырывается» из цикла сборки, и переходит в специальный цех для нанесения радиопоглощающих покрытий. Каждый слой покрытия имеет особое функциональное назначение и уникальную толщину, которая зависит от зоны нанесения. Компаунды — композиции на основе различных полимеров — в итоге образуют своего рода слоеный пирог, свойства которого дают возможность Су-57 значительно снизить радиолокационную заметность в воздухе.

Цех окончательной сборки SSJ-100 в филиале ПАО «Корпорация “Иркут”» — «Региональные самолеты». Фото: Александр Ивантер

Еще одним важным этапом изготовления каждой машины является дождевание — машина «залючивается» и два часа плотно со всех сторон обливается водой, так проверяется герметичность сборки. Наконец, после прохождения последней сборочной платформы самолет готов и передается на ЛИС — летно-испытательную станцию.

КнААЗ по старой советской традиции представляет собой машиностроительное производство полного цикла — включая заготовительный и литейный цеха. Крупные поковки из титана завод получает от «ВСМПО-Ависма» из Верхней Салды. Общая территория завода — 360 га, трудятся на КнААЗе сегодня 9,3 тысячи человек (советский максимум — 28 тысяч).

Цеха завода лежат по обе стороны взлетно-посадочной полосы аэродрома, где проходят испытания военные и пассажирские машины. Полосу использует и базирующийся здесь же Таллинский истребительный авиаполк, надежно прикрывающий с воздуха не только завод и город, но и все Приморье, Сахалин и Курилы (время подлета до Итурупа — 20 минут).

«Суперджет» обновляется

Неподалеку от КнААЗа, на соседней производственной площадке, собираются пассажирские «суперджеты». Это уже другое юрлицо — филиал ПАО «Корпорация “Иркут”» — «Региональные самолеты» (до февраля 2020 года — «Гражданские самолеты Сухого»).

В цех окончательной сборки «Региональных самолетов», представляющем собой просторный высоченный ангар, умещаются одновременно шесть «суперджетов» в разной стадии готовности. На шестом идет уже установка двигателей. Пока что на SSJ-100 устанавливается двигатель SaM-146 российско-французского производства. В ходе разработки «импортозамещенной» версии самолета (проект SSJ-New) поставлена задача комплектовать лайнер новым российским двигателем ПД-8. По графику первый опытный образец нашего движка придет из Перми в Комсомольск-на-Амуре в 2022 году.

Сегодня соотношение иностранных и российских комплектующих в SSJ-100 составляет 70 на 30, в обновленной версии пропорция будет обратной. Помимо новых двигателей машина получит отечественные инерциальную навигационную систему БИНС-2015, разработанную Московским институтом электромеханики и автоматики (входит в АО КРЭТ ГК «Ростех»), установку охлаждения воздуха производства нижегородского АО ПКО «Теплообменник», всю систему электроснабжения (ее разрабатывает Уфимское агрегатное производственное объединение, входит в холдинг «Технодинамика» ГК «Ростех») — всего более тридцати важнейших агрегатов и систем. Завершить опытно-конструкторские работы по созданию SSJ-New планируется в 2023 году. Затем лайнеру предстоит пройти сертификацию как отдельных систем, так и всей машины в целом.

Фактически речь идет о глубокой модернизации самолета, о его пересоздании. Что, возможно, стало одной из причин значительного спада производства. Так, если в 2017 году ГСС произвели 34 SSJ-100, то в 2018-м — уже 24 самолета, в 2019-м — 18, а в прошлом году и вовсе 11. Однако уже в нынешнем году планируется произвести 23 самолета, а поставка SSJ-100 авиакомпаниям достигнет 30 единиц, что доведет количество эксплуатируемых «суперджетов» до 180.

«Дом со шпилем» (проспект Ленина, 21) — образец послевоенной застройки центра Комсомольска-на-Амуре, визитная карточка города. Фото: Александр Ивантер

Показатель исправности самолета вырос на 10%, а средний налет на машину сейчас составляет порядка семи-восьми часов, сообщил недавно глава ОАК Юрий Слюсарь. Ранее директор по маркетингу и продажам гражданской авиатехники корпорации «Иркут» Кирилл Будаев оценил месячный налет у лучших самолетов SSJ-100 в 300 часов — порядка 10 часов в сутки, тогда как еще в 2017 году он оценивался на уровне 3,3 часа в сутки. Прогресс достигнут за счет отладки и развития системы послепродажного обслуживания самолета, недостатки которой вызывали основные нарекания у эксплуатантов лайнера. В частности, создан пул подменных двигателей, а также мощности по техобслуживанию двигателей SaM-146 во Франции и в Рыбинске на предприятии «ОДК-Сатурн». В Москве был создан операционно-ситуационный центр, работающий в режиме 24/7 и помогающий решать проблемы у авиакомпаний, возникающие при эксплуатации машин. В Шереметьево открыт гигантский логистический центр более чем на миллион единиц запчастей.

Комсомольск-на-Амуре — Москва

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Любимка публики Любимка публики

Как танцор из Екатеринбурга заработал $3 млн и дважды попал в рейтинги Forbes

Forbes
20 самых интересных фильмов о войне в Афганистане 20 самых интересных фильмов о войне в Афганистане

20 кинокартин про бесконечную войну в Афганистане

Maxim
«Однажды я проснулся в два раза богаче» «Однажды я проснулся в два раза богаче»

Михаил Шардин — о своем пути от спекуляций на срочном рынке к пассивному доходу

Эксперт
Секреты похудения звезд сериала «Домашний арест»: Ходченковой, Кошкиной и других Секреты похудения звезд сериала «Домашний арест»: Ходченковой, Кошкиной и других

Звезды сериала «Домашний арест» раскрыли личные секреты похудения

Cosmopolitan
«Талибан»* уже не тот? «Талибан»* уже не тот?

Ребрендинг талибов вызывает недоверие

Эксперт
«Кошмар на улице Вязов»: режиссер вдохновился реальным медицинским случаем «Кошмар на улице Вязов»: режиссер вдохновился реальным медицинским случаем

История о Фредди Крюгере вдохновлена реальным медицинским случаем

Cosmopolitan
Рыба ждет покупателя Рыба ждет покупателя

Ограничения на ввоз рыбы в Китай привело к падению прибыли рыбной отрасли

Эксперт
Белград vs Земун: многовековое противостояние Белград vs Земун: многовековое противостояние

Сегодня Земун — один из самых колоритных районов Белграда

Вокруг света
«У нас нет хлеба, мы умираем» «У нас нет хлеба, мы умираем»

Массовый голод с человеческими жертвами в СССР случался неоднократно

Дилетант
Самый мрачный год в истории Лондона XX века. Глава книги «Страх и Надежда: как Черчилль спас Британию от катастрофы» Самый мрачный год в истории Лондона XX века. Глава книги «Страх и Надежда: как Черчилль спас Британию от катастрофы»

Отрывок из книги «Страх и Надежда: как Черчилль спас Британию от катастрофы»

Esquire
Заводам не хватает тетрапака Заводам не хватает тетрапака

В России вторую жизнь получает только десятая часть комбинированной упаковки

Эксперт
Татьяна Бажанова Татьяна Бажанова

Радио «Эрмитаж» Татьяны Бажановой находится на грани исчезновения

Собака.ru
Археологи нашли древнейшее погребение эпохи бронзы в Юго-Восточных Саянах Археологи нашли древнейшее погребение эпохи бронзы в Юго-Восточных Саянах

Останки подростка эпохи бронзы обнаружили в Западной Бурятии

N+1
Электромобили: полтора века истории Электромобили: полтора века истории

Машины с электрической тягой сегодня не кажутся чем-то диковинным

Вокруг света
6 признаков, что ваш партнер не готов к серьезным отношениям 6 признаков, что ваш партнер не готов к серьезным отношениям

Как вовремя понять, что человек рядом не видит с вами совместного будущего?

Psychologies
6 лучших фильмов про мотивацию 6 лучших фильмов про мотивацию

После такого кино трудно остаться равнодушным к жизни и собственным целям

GQ
Всем оставаться на своих местах! Всем оставаться на своих местах!

Как хранить и готовить продукты, чтобы избежать потерь ценных витаминов

Лиза
Предприниматель — не робот: как победить выгорание и не навредить бизнесу Предприниматель — не робот: как победить выгорание и не навредить бизнесу

Как справиться с выгоранием, когда нужно управлять компанией?

Forbes
Модели, тусовщица и порноактриса: любимые женщины Сильвестра Сталлоне Модели, тусовщица и порноактриса: любимые женщины Сильвестра Сталлоне

Звездный актер боевиков Сильвестр Сталлоне является известным дамским угодником

VOICE
От «Гравитации» до «Пекла»: лучшие зарубежные фильмы про космос всех времен От «Гравитации» до «Пекла»: лучшие зарубежные фильмы про космос всех времен

Подборка культовых и свежих картин про космос и астронавтов

Playboy
«Подписные издания»: магазин и Instagram «Подписные издания»: магазин и Instagram

Как новые формы коммуникации с аудиторией продвигают книжные продажи

Эксперт
От «Армагеддона» до «Бремени»: лучшие фильмы про апокалипсис всех времен От «Армагеддона» до «Бремени»: лучшие фильмы про апокалипсис всех времен

Самые интересные апокалиптические фильмы разных жанров

Playboy
Кому это понравится? Кому это понравится?

Андрей Подшибякин о музыкальных вкусах разных поколений

GQ
«Напугали – убежал»: обладает ли человек инстинктами? «Напугали – убежал»: обладает ли человек инстинктами?

Почему многие наши представления о человеке – неверны

Playboy
Конструктор мыслей: что такое структурное мышление и как его развивать Конструктор мыслей: что такое структурное мышление и как его развивать

Детям необходимо учиться структурно мыслить через игру и специальные занятия

Популярная механика
Электрические кабели живых клеток Электрические кабели живых клеток

Вопрос о существовании «животного электричества»

Наука и жизнь
Топ-5 книг для летнего чтения Топ-5 книг для летнего чтения

Все, что нужно, чтобы расширить кругозор и получить эстетическое наслаждение

Maxim
С какого возраста ребенку нужно спать отдельно от родителей? С какого возраста ребенку нужно спать отдельно от родителей?

Когда ребенку пора спать в своей кровати?

Psychologies
5 самых неприличных древних мифов 5 самых неприличных древних мифов

Мифы до того, как появилась строгая христианская мораль

Maxim
Аргентинский «отец ящериц» пролил свет на эволюцию чешуйчатых и клювоголовых Аргентинский «отец ящериц» пролил свет на эволюцию чешуйчатых и клювоголовых

Палеонтологи обнаружили череп представителя лепидозавров

N+1
Открыть в приложении