Комсомольский авиазавод не спит, чтобы страна спала спокойно

ЭкспертБизнес

Форсаж над тайгой

Комсомольский авиазавод не спит, чтобы страна спала спокойно

Александр Ивантер

Марина Лысцева/ТАСС

Если вас, сморенных джетлагом, разбудил вой двигателей несущихся на низкой высоте истребителей, не пугайтесь: это не начало третьей мировой войны. Скорее всего, вы находитесь в Комсомольске-на-Амуре, где в таежной глуши в шести тысячах километрах от Москвы производят лучшие в мире боевые самолеты. Испытывают их здесь же — заводской аэродром Дзёмги находится в городской черте.

Нам показали — правда, по понятным причинам без особых подробностей, — как рождаются новейшие истребители Су-35 и Су-57 — нынешние флагманские изделия авиазавода № 126. Под таким номером предприятие было запущено в 1934 году, теперь это КнААЗ, один из крупнейших самолетостроительных заводов России, входящий в структуру ОАК. Побывали мы и в цехе финальной сборки «суперджетов», на которые приходится уже чуть больше половины всех региональных авиаперевозок в стране.

Один из этапов сборки Су-57 на КнААЗе. Пресс-служба КнААЗ

Господство в воздухе…

Су-35 — российский многоцелевой одноместный истребитель поколения 4++, оснащен бортовой радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой «Ирбис» (разработки НИИП имени В. В. Тихомирова с уникальными характеристиками дальности обнаружения целей) и двигателями с управляемым вектором тяги. Машину отличает улучшенная маневренность и дальность полета, многозадачность бортовых систем при ведении воздушного боя. Су-35С способен развивать максимальную скорость 1400 км/ч у земли и 2500 км/ч (2,25 Маха) на высоте 11 км, дальность его полета на малой высоте составляет 1580 км, а на большой высоте — 3600 км (с двумя подвесными топливными баками — до 4500 км). Практический потолок боевой работы истребителя Су-35С — 18 км, максимальный взлетный вес — 34,5 тонны, из них восемь тонн — боевая нагрузка: высокоточные бомбы и ракеты, включая крылатые ракеты X-35 для ударов по морским целям. Крупное надводное судно Су-35С «видит» за 350400 км, установки оперативно-тактических ракет, соединения бронетехники — за 6070 км.

Для противника этот «хищник» опасен большой загрузкой ракет «воздух — воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманевренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы.

Су-35 совершил первый полет 19 февраля 2008 года, а в 2011-м на КнААЗе начался серийный выпуск Су-35С. Первая партия поставлена в ВВС РФ в феврале 2014 года. На сегодняшний день ВКС РФ эксплуатируют более сотни Су-35/Су-35С, в 2020 году парк этих новейших истребителей пополнился десятью машинами.

Освоение серийного производства Су-35С стало достойным ответом на расширение авиационного сегмента гособоронзаказа в 2010-х годах, что позволило довести долю современного вооружения ВКС к исходу минувшего десятилетия до 65%.

Начальник цеха окончательной сборки № 7 КнААЗа Денис Гарифуллин. Пресс-служба КнААЗ

В 2015 году Китай официально стал первым зарубежным заказчиком российских многофункциональных истребителей Су-35, которые до этого эксплуатировали только ВКС России. Экспортный вариант Су-35 для китайской армии отличается от истребителей, поставляемых на внутренний рынок. По требованию минобороны КНР кабину пилота наши специалисты оборудовали авионикой китайского производства. Китай купил у России 24 истребителя на общую сумму порядка двух с половиной миллиардов долларов, поставки завершены в прошлом году.

Однако спрос на Су-35 у зарубежных оборонщиков остается высоким. В СМИ проходила информация об интересе к приобретению партий этих самолетов со стороны Египта, Индонезии, Алжира, Турции и Саудовской Аравии.

Будет продолжена сборка Су-35С и для российских ВКС. В 20192020 годах восемь новых «тридцать пятых» поступило в распоряжение группы высшего пилотажа «Русские витязи».

Еще более грозная боевая машина, уже пятого поколения, истребитель Су-57 (конструкторское обозначение Т-50), вышел в стадию серийного производства на КнААЗе. Имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость полета (с двигателем второго этапа), внутрифюзеляжное вооружение (вместо привычного расположения ракетного вооружения на подвесках крыльев), радиопоглощающее покрытие, а также новейший комплекс бортового оборудования; предназначен для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей.

Су-57 начал разрабатываться в 2003 году, первый полет состоялся в январе 2010-го. В 20112017 годах на КнААЗе было построено девять опытных летных образцов самолета для прохождения испытаний. Согласно регламенту, машину испытывают последовательно три летчика-испытателя — сначала представитель ОКБ разработчика, затем заводской и, наконец, представитель военного заказчика. Испытывался Су-57 и в ходе реальной боевой работы в Сирии.

В 2018 году на форуме «Армия» по распоряжению президента Владимира Путина был подписан контракт на установочную партию Су-57 из двух машин. Планировалось, что самолеты поступят в Воздушно-космические силы России в 2019 и 2020 годах. Однако в декабре 2019-го первый построенный по этому контракту Су-57 потерпел крушение во время испытательного полета (летчик катапультировался и остался жив). Первый серийный истребитель Су-57 был передан ВКС в конце 2020 года.

На «Армии-2019» Минобороны законтрактовало поставку 76 Су-57, этого будет достаточно для перевооружения трех авиаполков. Машины должны быть получены ВКС РФ до 2028 года. К концу 2024-го, согласно графику, будет изготовлено 22 истребителя, из них четыре — уже в этом году.

Пока что «пятьдесят седьмые» выпускаются с двигателями предыдущего поколения от Су-35 — АЛ-41Ф1 (изделие 117). Поэтому, строго говоря, эти машины недотягивают до заданных характеристик авиационной боевой платформы пятого поколения. Двигатель «второго этапа» (изделие 30 производства ОДК) приступил к летным испытаниям в декабре 2017-го. Ожидается, что с 2023 года начнутся серийные поставки самолетов уже с новыми двигателями, имеющими повышенную топливную эффективность и меньшую стоимость жизненного цикла. Кроме того, именно двигатель второго этапа обеспечит машине сверхзвуковую крейсерскую скорость полета.

В августе 2019 года Су-57 получил экспортную документацию. Вскоре после этого Су-57Э был впервые представлен на статической экспозиции авиасалона МАКС. По итогам выставки «Рособоронэкспорт» заявил о резком росте интереса к Су-57 со стороны иностранных заказчиков.

А как обстоят дела у конкурентов? На вооружении ВВС США стоят два типа истребителей пятого поколения — F-22 (в 19972011 годах выпущено 195 машин) и F-35 (первый полет в 2006 году, на сегодняшний день выпущено более 670 единиц этого самолета различных модификаций). К 2023 году корпорация Lockheed Martin планирует выпускать в год до 160 самолетов семейства F-35. Пекин в 2019 году заявил, что китайские вооруженные силы укомплектовали как минимум одну эскадрилью истребителями пятого поколения Chengdu J-20 и эти машины уже приступили к боевому дежурству. По мнению военных экспертов, тактико-технические характеристики и боевые возможности Су-57 как минимум не хуже, чем у F-35 и китайской машины.

Обрабатывающие центры Стерлитамакского машзавода в цехе мехобработки КнААЗа. Пресс-служба КнААЗ

…куется на земле

Фактически под каждую новую машину завод проводит комплексную модернизацию. «По программе перевооружения под самолет пятого поколения все запланированные объекты должны быть введены в строй к 2024 году», — заявил директор КнААЗа Александр Пекарш. По его словам, на заводе планомерно идет оснащение агрегатно-сборочных цехов дополнительными стендами и оснасткой для сборки, в том числе уникальными поворотными стапелями, разработанными специально для строительства Су-57.

Кроме того, завод приобрел новую печь для вакуумной термообработки деталей из титановых сплавов. Автоматизированный комплекс имеет функцию охлаждения заготовки после обработки при помощи аргона, что сокращает время работы над ней.

Остаются в силе и технологии, проверенные временем, такие, например, как упрочнение дробью. «Крупные силовые детали, в частности панели крыла обстреливаются дробью из специальной пушки, — рассказал нам Николай Воронин, сотрудник Экспоцентра КнААза, сорок лет проработавший на заводе. — В результате в поверхностном слое металла на глубину 0,30,5 миллиметра создается напряжение сжатия, что препятствует образованию микротрещин при знакопеременных нагрузках и увеличивает эксплуатационный ресурс».

В ходе краткой экскурсии по заводу бросилось в глаза первоклассное оснащение цеха мехабоработки — обрабатывающие центры немецкого производства были поставлены еще в досанкционные годы. Впрочем, есть и вкрапления от российских станкопроизводителей. Так, мы заметили несколько работающих обрабатывающих центров Стерлитамакского машзавода.

Цех окончательной сборки № 7 работает по принципу «одна платформа — одна команда», изделие перемещается по цеху по мере комплектации, а люди остаются на привычном месте, последовательно выполняя необходимые операции по монтажу частей и блоков самолета. «До модернизации производственной системы завода все было наоборот: самолеты в разной степени готовности стационарно стояли по всему цеху, между ними перемещались люди, — пояснил журналистам начальник цеха Денис Гарифуллин. — Теперь сборочный цех работает как конвейер: каждая специализированная рабочая команда трудится на своем месте, самолеты по мере выполнения нового цикла работ перекатываются на следующий сборочный пост. Это значительно повысило эффективность процесса сборки машин: выстраивание поточной линии позволило вдвое увеличить пропускную способность цеха».

В цехе семь рабочих мест (платформ) по сборке Су-35, по истечении девяти рабочих дней при трехсменном графике работы каждый самолет перебазируется на следующее сборочное место.

Поточная линия по сборке Су-57 имеет всего четыре рабочих места, пояснил Гарифуллин. При этом предусмотрена лишь одна пауза. На месяц с небольшим самолет «вырывается» из цикла сборки, и переходит в специальный цех для нанесения радиопоглощающих покрытий. Каждый слой покрытия имеет особое функциональное назначение и уникальную толщину, которая зависит от зоны нанесения. Компаунды — композиции на основе различных полимеров — в итоге образуют своего рода слоеный пирог, свойства которого дают возможность Су-57 значительно снизить радиолокационную заметность в воздухе.

Цех окончательной сборки SSJ-100 в филиале ПАО «Корпорация “Иркут”» — «Региональные самолеты». Фото: Александр Ивантер

Еще одним важным этапом изготовления каждой машины является дождевание — машина «залючивается» и два часа плотно со всех сторон обливается водой, так проверяется герметичность сборки. Наконец, после прохождения последней сборочной платформы самолет готов и передается на ЛИС — летно-испытательную станцию.

КнААЗ по старой советской традиции представляет собой машиностроительное производство полного цикла — включая заготовительный и литейный цеха. Крупные поковки из титана завод получает от «ВСМПО-Ависма» из Верхней Салды. Общая территория завода — 360 га, трудятся на КнААЗе сегодня 9,3 тысячи человек (советский максимум — 28 тысяч).

Цеха завода лежат по обе стороны взлетно-посадочной полосы аэродрома, где проходят испытания военные и пассажирские машины. Полосу использует и базирующийся здесь же Таллинский истребительный авиаполк, надежно прикрывающий с воздуха не только завод и город, но и все Приморье, Сахалин и Курилы (время подлета до Итурупа — 20 минут).

«Суперджет» обновляется

Неподалеку от КнААЗа, на соседней производственной площадке, собираются пассажирские «суперджеты». Это уже другое юрлицо — филиал ПАО «Корпорация “Иркут”» — «Региональные самолеты» (до февраля 2020 года — «Гражданские самолеты Сухого»).

В цех окончательной сборки «Региональных самолетов», представляющем собой просторный высоченный ангар, умещаются одновременно шесть «суперджетов» в разной стадии готовности. На шестом идет уже установка двигателей. Пока что на SSJ-100 устанавливается двигатель SaM-146 российско-французского производства. В ходе разработки «импортозамещенной» версии самолета (проект SSJ-New) поставлена задача комплектовать лайнер новым российским двигателем ПД-8. По графику первый опытный образец нашего движка придет из Перми в Комсомольск-на-Амуре в 2022 году.

Сегодня соотношение иностранных и российских комплектующих в SSJ-100 составляет 70 на 30, в обновленной версии пропорция будет обратной. Помимо новых двигателей машина получит отечественные инерциальную навигационную систему БИНС-2015, разработанную Московским институтом электромеханики и автоматики (входит в АО КРЭТ ГК «Ростех»), установку охлаждения воздуха производства нижегородского АО ПКО «Теплообменник», всю систему электроснабжения (ее разрабатывает Уфимское агрегатное производственное объединение, входит в холдинг «Технодинамика» ГК «Ростех») — всего более тридцати важнейших агрегатов и систем. Завершить опытно-конструкторские работы по созданию SSJ-New планируется в 2023 году. Затем лайнеру предстоит пройти сертификацию как отдельных систем, так и всей машины в целом.

Фактически речь идет о глубокой модернизации самолета, о его пересоздании. Что, возможно, стало одной из причин значительного спада производства. Так, если в 2017 году ГСС произвели 34 SSJ-100, то в 2018-м — уже 24 самолета, в 2019-м — 18, а в прошлом году и вовсе 11. Однако уже в нынешнем году планируется произвести 23 самолета, а поставка SSJ-100 авиакомпаниям достигнет 30 единиц, что доведет количество эксплуатируемых «суперджетов» до 180.

«Дом со шпилем» (проспект Ленина, 21) — образец послевоенной застройки центра Комсомольска-на-Амуре, визитная карточка города. Фото: Александр Ивантер

Показатель исправности самолета вырос на 10%, а средний налет на машину сейчас составляет порядка семи-восьми часов, сообщил недавно глава ОАК Юрий Слюсарь. Ранее директор по маркетингу и продажам гражданской авиатехники корпорации «Иркут» Кирилл Будаев оценил месячный налет у лучших самолетов SSJ-100 в 300 часов — порядка 10 часов в сутки, тогда как еще в 2017 году он оценивался на уровне 3,3 часа в сутки. Прогресс достигнут за счет отладки и развития системы послепродажного обслуживания самолета, недостатки которой вызывали основные нарекания у эксплуатантов лайнера. В частности, создан пул подменных двигателей, а также мощности по техобслуживанию двигателей SaM-146 во Франции и в Рыбинске на предприятии «ОДК-Сатурн». В Москве был создан операционно-ситуационный центр, работающий в режиме 24/7 и помогающий решать проблемы у авиакомпаний, возникающие при эксплуатации машин. В Шереметьево открыт гигантский логистический центр более чем на миллион единиц запчастей.

Комсомольск-на-Амуре — Москва

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пломбир в вафельном стаканчике нацелился на Африку Пломбир в вафельном стаканчике нацелился на Африку

Компания «Айсберри» запустила крупнейшую в России фабрику по выпуску мороженого

Эксперт
Живые боги: каким животным поклоняются люди? Живые боги: каким животным поклоняются люди?

В некоторых странах почитание животных сохранилось и в XXI веке

Вокруг света
«Талибан»* уже не тот? «Талибан»* уже не тот?

Ребрендинг талибов вызывает недоверие

Эксперт
«Я первая увидела! Я первая заметила!»: история марсианских иллюзий «Я первая увидела! Я первая заметила!»: история марсианских иллюзий

Странные находки на Марсе

Популярная механика
Рубль упал, цены выросли, бюджет заработал Рубль упал, цены выросли, бюджет заработал

Почему государство продолжает накапливать, а не тратить?

Эксперт
Заполнение пустот сделало перовскитные солнечные элементы стабильнее и эффективнее Заполнение пустот сделало перовскитные солнечные элементы стабильнее и эффективнее

Ученые сумели сделать солнечные элементы эффективнее и стабильнее

N+1
«Однажды я проснулся в два раза богаче» «Однажды я проснулся в два раза богаче»

Михаил Шардин — о своем пути от спекуляций на срочном рынке к пассивному доходу

Эксперт
Пост в фейсбуке помог спасти редкого полосатого зайчонка Пост в фейсбуке помог спасти редкого полосатого зайчонка

Редкого зайчонка изъяли у пытавшегося продать его фермера и выпустили на волю

N+1
Авиация забытого назначения Авиация забытого назначения

Тема местной авиации в России — из разряда вечно тлеющих

Эксперт
Мастер мира Мастер мира

VR-концерт в соборе Нотр-Дам де Пари, восстановленном в виртуальной реальности

Популярная механика
Литовцы или литвины? Литовцы или литвины?

Кто в большей степени имеет право считаться наследниками Великого княжества?

Дилетант
«Ведь ты этого достойна…» «Ведь ты этого достойна…»

Как найти баланс между любовью к себе и заботой о близких

Лиза
С тележкой — за деньгами в Лондон С тележкой — за деньгами в Лондон

Розничная сеть Fix Price выходит на Лондонскую фондовую биржу

Эксперт
«Она не мужчина»: девушки стригутся под ноль, чтобы защитить чемпионку Олимпиады «Она не мужчина»: девушки стригутся под ноль, чтобы защитить чемпионку Олимпиады

Олимпийские игры в Токио поразили множеством громких скандалов

Cosmopolitan
Секреты похудения звезд сериала «Домашний арест»: Ходченковой, Кошкиной и других Секреты похудения звезд сериала «Домашний арест»: Ходченковой, Кошкиной и других

Звезды сериала «Домашний арест» раскрыли личные секреты похудения

Cosmopolitan
Секреты похудения Насти Ивлеевой, Оксаны Самойловой и других популярных блогерш Секреты похудения Насти Ивлеевой, Оксаны Самойловой и других популярных блогерш

Популярные инстадивы строги к своей фигуре

Cosmopolitan
Ценный женский опыт: как Риз Уизерспун стала самой богатой актрисой мира Ценный женский опыт: как Риз Уизерспун стала самой богатой актрисой мира

Риз Уизерспун сделала ставку на истории, в центре которых — женские персонажи

Forbes
И целого мира мало. Топ-5 космических стартапов с амбициями создать новый рынок И целого мира мало. Топ-5 космических стартапов с амбициями создать новый рынок

Космос — это клондайк, способный дать жизнь десяткам новых индустрий

Inc.
Винтовка Винтовка

Винтовка крупнокалиберная снайперская — ВКС, или СВ-1367

Популярная механика
«Возрастная девушка»: как эйджизм портит женщинам карьеру «Возрастная девушка»: как эйджизм портит женщинам карьеру

Эйджизм — дискриминация из-за возраста — затрагивает каждую из нас

Cosmopolitan
Новый Hyundai Tucson. Немного больше и дороже Новый Hyundai Tucson. Немного больше и дороже

Новое поколение Hyundai Tucson окончательно всё запутывает

4x4 Club
Лучшие –детям Лучшие –детям

Главное в воспитании детей — это воспитание родителей

GQ
Древних жителей Германии похоронили 6000 лет назад без учета социального статуса Древних жителей Германии похоронили 6000 лет назад без учета социального статуса

Ученые исследовали останки 39 человек, проживавших на территории Нижней Баварии

N+1
Так поступают многие: какую ошибку мы постоянно совершаем при выборе тампонов Так поступают многие: какую ошибку мы постоянно совершаем при выборе тампонов

Страшилок об использовании тампонов полно

Cosmopolitan
«Муж ее любил»: вдова Алексея Балабанова о его чувствах к Ренате Литвиновой «Муж ее любил»: вдова Алексея Балабанова о его чувствах к Ренате Литвиновой

Вдова Алексея Балабанова рассказала о его отношениях с Ренатой Литвиновой

Cosmopolitan
9 известных киноактеров, о смерти которых мы даже не догадывались 9 известных киноактеров, о смерти которых мы даже не догадывались

Казалось, только вчера мы видели их в новом фильме! Оказалось, показалось

Maxim
Без пыли и шума Без пыли и шума

Готовые полимерные финишные шпаклёвки

Идеи Вашего Дома
Идол Тора и 13 марийских месяцев: главные археологические находки последних лет Идол Тора и 13 марийских месяцев: главные археологические находки последних лет

Самые интересные археологические находки

Forbes
Очищенный от примесей сульфид селена оказался эффективным термоэлектриком Очищенный от примесей сульфид селена оказался эффективным термоэлектриком

Новый эффективный термоэлектрик

N+1
Банный день Банный день

Строим традиционную русскую баню на дачном участке

Лиза
Открыть в приложении