Вуди Аллен предается ностальгии и преодолевает страх смерти

ЭкспертСобытия

«Фестиваль Рифкина»: трудно быть Вуди Алленом

В своем пятидесятом фильме 85-летний режиссер предается ностальгии и преодолевает страх смерти

Вячеслав Суриков

Исполнитель главной роли Уоллес Шоун и испанская актриса Елена Анайя

Вуди Аллен начинил «Фестиваль Рифкина» хрестоматийными киноцитатами. В одной из них главный герой играет в шахматы со Смертью — аллюзия на сцену из фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать». Макс фон Сюдов, воплотивший этот образ в фильме Бергмана, мог бы появиться и в фильме Аллена — во всяком случае, на момент съемок он был жив. Но в образе Смерти в работе Вуди Аллена мы видим другого именитого европейского актера — Кристофа Вальца. В его исполнении Смерть на редкость дружелюбна и доброжелательна; она даже дает совет главному герою, как отдалить новую — уже роковую — встречу с ней: «…Есть побольше фруктов и овощей». Совет адресован киноведу, которого зовут Мортом: имена соперников в шахматной игре на редкость созвучны. Либо Аллена в последнее время настолько занимают мысли о смерти, что это начинает отражаться на именах его персонажей, либо он намеренно вывел в главном герое одну из сущностей смерти, на этот раз представшей в образе безобидного киноведа.

Возможно, это всего лишь самоощущение режиссера, являющего собой наиболее цельный в истории мирового кинематографа тип художника, которому интересен разговор о себе: только из собственной жизни он в состоянии черпать вдохновляющие его идеи. В отличие от Педро Альмодовара, идущего тем же путем и открыто его декларирующего, Вуди Аллен еще и сам стал героем своих фильмов. Когда видим на экране образ, созданный Вуди Алленом (он нисколько не меняется из фильма в фильм, разве что становится старше), мы понимаем: это сам Аллен, со всеми страхами и комплексами, ставшими для него неиссякаемым источником шуток и комических ситуаций. Он появляется на экране под другим именем — но это лишь дань условности, которая до сих пор была принята в кинематографе и день ото дня становится все более призрачной. Время, когда имена персонажей и имена играющих их актеров будут совпадать все чаще, уже наступило.

Актриса Елена Анайя — в объективе оператора «Фестиваля Рифкина» Витторио Стораро

И когда в главной роли в фильме появляется другой актер, те, кто успел посмотреть десяток-другой фильмов Вуди Аллена, без труда догадаются, что и в этом случае имеют дело с ним самим. Для этого не обязательно даже внешнее сходство — его нет, например, у Колина Ферта, сыгравшего главную роль в «Магии лунного света» (2014), и у Кеннета Брана из «Знаменитости» (1998). Все равно их персонажи — это Вуди Аллен, и никто другой. У его аватара в «Фестивале Рифкина» Уоллеса Шоуна внешнее сходство если и есть, то очень приблизительное. Его Морт Рифкин — маленький, невзрачный интеллектуал с ненаписанным великим романом: идефикс почти всех персонажей Вуди Аллена, для кого многостраничные романы Достоевского — основополагающий миф об окружающем мире и населяющих его людях наряду с Библией и пьесами Чехова. Ему недостает только одного — обаяния, которым так щедро наделен сам Аллен и которое ему удается передавать своим экранным образам.

Уоллес Шоун, вышедший на замену Вуди Аллену, выглядит едва ли не самым слабым звеном в фильме. Еще слабее смотрится разве что Джина Гершон, играющая жену Морта Рифкина, но у нее все-таки не так много экранного времени. Европейские актеры, прежде всего Елена Анайя, оказались в «Фестивале Рифкина» притягательнее американских, и это показывает нам: у себя на родине Аллен до сих пор находится «под санкциями» и уже не слишком свободен в выборе актеров. Актерам, получившим от него приглашение, приходится просчитывать, как скажется на их карьере эта роль после всех обвинений, выдвинутых против режиссера. Актерам «Дождливого дня в Нью-Йорке» Ребекке Холл, Тимоти Шаломэ и Селен Гомес, чтобы отмыться от «токсичных» съемок, пришлось отдать полученные гонорары в пользу движения Time’s Up, борющегося против сексуальных домогательств и дискриминации женщин. Шоун и Гершон решились пренебречь этими обстоятельствами. Или им просто нечего терять.

Аллен отправляет своего героя на кинофестиваль в Сан-Себастьян, который для него всего лишь повод предпринять путешествие в собственные воспоминания, а они связаны прежде всего с кинофильмами. Аллен может себе позволить не просто начать фильм титрами с именами создателей, идущими на черном фоне (что уже заставляет нас переместиться в прошлое), но к месту и не к месту цитировать свои любимые картины. Словно ему нравится не только смотреть их, но и попытаться оказаться внутри — и персонажем, и режиссером: Годаром, Трюффо, Феллини, Бергманом, Бунюэлем. Аллен непринужденно вплетает переснятые им фрагменты этих фильмов в любовную интригу, тоже узнаваемую, но не становящуюся от этого менее занимательной. Мало того что главный герой женат на эффектной брюнетке, которую ему когда-то удалось обольстить своим умом и которая уже успела в нем разочароваться, — он попадает в чувственный плен к очаровательному доктору, в свою очередь не слишком счастливой в браке, и начинает вместо киносеансов ходить к ней на приемы.

Аллен создает фильм без напряжения. Он повторяется в шутках и конструирует сюжет по опробованным лекалам. Не ищет актеров, которые идеальным образом воплотили бы на экране задуманное им, а берет тех, кто соглашается с ним работать, и предлагает им быть на экране самими собой. Не пытается в точности, до деталей, воспроизвести сцены из любимых им фильмов и вложить в них особенный смысл. Он словно поворачивает созданный им самим калейдоскоп, в который вместо разноцветных стекляшек насыпаны персонажи, шутки и ходы сюжета. Аллен поворачивает его и получает тех же персонажей, но в новом сочетании, а эпизоды выстраиваются в иную последовательность, и получается сценарий нового фильма. Эта легкость конструирования сюжета не мешает бесконечно его интерпретировать. Смысл возникает сам собой. Почти каждый может обнаружить себя в этом маленьком, лысоватом очкарике, мучающемся от того, что не может ни в чем найти смысл жизни.

Американская актриса Джина Гершон и французский актер Луи Гуррель

Поиск смысла жизни — базовый сюжет фильмов Аллена, на фоне которого развиваются взаимоотношения мужчины и женщины. Он и она встречаются, женятся, потом начинают утрачивать интерес друг к другу и ищут новый объект желания. Кажется, что Аллен почти подобрался к пониманию того, как устроен механизм, движущий мироздание, почему люди то неумолимо притягиваются друг к другу, то со всей страстью друг от друга отталкиваются. Но каждый раз он вынужден признавать: тайна так и осталась для него тайной. Таинственность, которой окружена и человеческая жизнь, и отношения между мужчиной и женщиной, — неотъемлемая часть его фильмов. Все может быть запутанно, как у героев «Фестиваля Рифкина»: казалось бы, они близки другу другу, но как же на самом деле они далеки — настолько, что это расстояние им не суждено преодолеть. Но даже то, что между ними было (встреча в кафе, поездка на автомобиле), — маленькое, но все же чудо, заставляющее этот мир вращаться вокруг своей оси.

Вуди Аллен — вечный житель Манхэттена, городской невротик, когдато пришедший на смену маленькому смешному человеку Чарли Чаплина. Он, продолжающий снимать фильмы на девятом десятке, несмотря на все обстоятельства, как благоприятные, так и неблагоприятные, сам по себе чудо. Тайна мироздания заключена и в самом Вуди Аллене: она в том, что им движет, что заставляет его снимать фильм за фильмом и, главное, в том, почему они продолжают нам нравиться, независимо от того, сам Аллен в них играет или предпочитает остаться в режиссерском кресле, отправляя на съемочную площадку свой аватар. Почему он может позволить себе снимать кино, не прикладывая усилий к тому, чтобы получился непременно шедевр, и все равно у него получается. Или не получается, и тогда он просто начинает новый фильм. Аллен снял их так много, что трудно какой-то назвать великим, но если говорить обо всех пятидесяти, то ими он действительно сотворил нечто такое, что едва ли кому-то удастся превзойти.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Трагическое наследство Трагическое наследство

Как Катерина Босов оказалась втянутой в борьбу за активы мужа

Forbes
Палец в ране. Рассказ из книги Алана Черчесова «Клад» Палец в ране. Рассказ из книги Алана Черчесова «Клад»

Отрывок из сборника рассказов Алана Черчесова

СНОБ
Иран и Турция: большая игра для Большого Ближнего Востока Иран и Турция: большая игра для Большого Ближнего Востока

Где разворачивается соперничество Тегерана и Анкары?

Эксперт
Во имя отца и сына. На Netflix вышел «Манк» — ревизия «Гражданина Кейна» от режиссера Дэвида Финчера и сценариста Джека Финчера, его отца Во имя отца и сына. На Netflix вышел «Манк» — ревизия «Гражданина Кейна» от режиссера Дэвида Финчера и сценариста Джека Финчера, его отца

«Манк» — новый фильм Дэвида Финчера, который обязательно войдет в историю

Esquire
«Важнейшее из искусств» «Важнейшее из искусств»

Сталин так проникся кинематографом, что начал править историю страны и мира

Дилетант
Российская компания выпустила оборудованный метеостанцией терминал для дронов Российская компания выпустила оборудованный метеостанцией терминал для дронов

Российская компания Gaskar Group представила автоматический терминал для дрона

N+1
Прямая речь прямого действия Прямая речь прямого действия

Заметки на полях стенограммы заседания президентского Совета по правам человека

Огонёк
Опасная уборка: как не навредить здоровью и красоте чистящими средствами Опасная уборка: как не навредить здоровью и красоте чистящими средствами

Эксперт: какие чистящие средства не стоит использовать, чтобы сохранить здоровье

Psychologies
Как Астана Москву опередила Как Астана Москву опередила

Замысел по созданию МФЦ уже реализовали в Казахстане

РБК
Найден способ превращать ненужный полиэтилен в ценный клей Найден способ превращать ненужный полиэтилен в ценный клей

Этот процесс превращает пластиковые отходы в нечто более ценное

Популярная механика
«Я влип в историю, буквально» «Я влип в историю, буквально»

Актер Александр Яценко — о печальном годе прошедшем и долгой дороге к себе

Огонёк
Чем заняться в Тюмени и Тобольске Чем заняться в Тюмени и Тобольске

Почему именно в Тюмени и Тобольске есть шанс создать успешный турпродукт

СНОБ
Горячая пора для конвейерных роликов Горячая пора для конвейерных роликов

Компания «Промтяжмаш» планирует удвоить производство конвейерных роликов

Эксперт
Зубра исключили из числа видов под угрозой вымирания Зубра исключили из числа видов под угрозой вымирания

Статус зубра понизили с уязвимого до близкого к угрожаемым

N+1
Эксклюзив Cosmo: интервью с Джеммой Чан — новой посланницей L’Oréal Paris Эксклюзив Cosmo: интервью с Джеммой Чан — новой посланницей L’Oréal Paris

Что вдохновляет Джемму Чан, что придает ей уверенности?

Cosmopolitan
Линии огня Линии огня

О важности выстраивания и защиты личных границ

Cosmopolitan
2003 год 2003 год

Арест Михаила Ходорковского, появление ГНК, триумф t.A.T.u. и Пол Маккартни

Esquire
Моё тело – мои правила: природа женское сексуальности Моё тело – мои правила: природа женское сексуальности

Разбираемся в женской сексуальности, окутанной мифами и стереотипами

Cosmopolitan
Дизайнер, который не боялся присвоить своё имя всему: чем запомнится в бизнесе Пьер Карден Дизайнер, который не боялся присвоить своё имя всему: чем запомнится в бизнесе Пьер Карден

Кто такой Пьер Карден?

VC.RU
Опасная шестерка: самые частые болезни у мужчин и женщин Опасная шестерка: самые частые болезни у мужчин и женщин

Топ-3 самых частых болезней у мужчин и женщин

Cosmopolitan
«Ты можешь все»: мотивация или заблуждение? «Ты можешь все»: мотивация или заблуждение?

Что нас ограничивает и так ли плохо видеть границы своих возможностей?

Psychologies
Можно ли удержать партнера с помощью секса? Можно ли удержать партнера с помощью секса?

Можно ли при помощи секса спасти угасающие чувства?

Psychologies
7 слов, помогающих жить в неопределенности 7 слов, помогающих жить в неопределенности

Как существовать в эти смутные времена полноценно, не теряя ни дня своей жизни?

Psychologies
Бейсбол перед эшафотом: как заключенные из камеры смертников чуть не стали чемпионами Америки Бейсбол перед эшафотом: как заключенные из камеры смертников чуть не стали чемпионами Америки

Каждый выигранный матч означал для этой команды отсрочку смертной казни

Maxim
6 самых важных частей резюме, на которые стоит обратить внимание (и что в них указать) 6 самых важных частей резюме, на которые стоит обратить внимание (и что в них указать)

От этого могут зависеть твои шансы получить работу

Playboy
Правила жизни Джуди Денч Правила жизни Джуди Денч

Актриса, Лондон, 86 лет

Esquire
Как растут бренды Как растут бренды

О чем не знают маркетологи

kiozk originals
Эпоха накопления: как пенсионная реформа стала жертвой неверных прогнозов и сиюминутных решений Эпоха накопления: как пенсионная реформа стала жертвой неверных прогнозов и сиюминутных решений

Почему российские власти отказались от обязательных пенсионных накоплений

Forbes
Кислоты и холода: что российские клиенты ждут от рынка косметологии Кислоты и холода: что российские клиенты ждут от рынка косметологии

Какие бьюти-процедуры интересуют женщин и почему ботокс все еще популярен?

Forbes
Как это по-английски! Как это по-английски!

Бренду Paul Smith исполнилось 50 лет. Пол Смит – об индустрии марки

Grazia
Открыть в приложении