Вуди Аллен предается ностальгии и преодолевает страх смерти

ЭкспертСобытия

«Фестиваль Рифкина»: трудно быть Вуди Алленом

В своем пятидесятом фильме 85-летний режиссер предается ностальгии и преодолевает страх смерти

Вячеслав Суриков

Исполнитель главной роли Уоллес Шоун и испанская актриса Елена Анайя

Вуди Аллен начинил «Фестиваль Рифкина» хрестоматийными киноцитатами. В одной из них главный герой играет в шахматы со Смертью — аллюзия на сцену из фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать». Макс фон Сюдов, воплотивший этот образ в фильме Бергмана, мог бы появиться и в фильме Аллена — во всяком случае, на момент съемок он был жив. Но в образе Смерти в работе Вуди Аллена мы видим другого именитого европейского актера — Кристофа Вальца. В его исполнении Смерть на редкость дружелюбна и доброжелательна; она даже дает совет главному герою, как отдалить новую — уже роковую — встречу с ней: «…Есть побольше фруктов и овощей». Совет адресован киноведу, которого зовут Мортом: имена соперников в шахматной игре на редкость созвучны. Либо Аллена в последнее время настолько занимают мысли о смерти, что это начинает отражаться на именах его персонажей, либо он намеренно вывел в главном герое одну из сущностей смерти, на этот раз представшей в образе безобидного киноведа.

Возможно, это всего лишь самоощущение режиссера, являющего собой наиболее цельный в истории мирового кинематографа тип художника, которому интересен разговор о себе: только из собственной жизни он в состоянии черпать вдохновляющие его идеи. В отличие от Педро Альмодовара, идущего тем же путем и открыто его декларирующего, Вуди Аллен еще и сам стал героем своих фильмов. Когда видим на экране образ, созданный Вуди Алленом (он нисколько не меняется из фильма в фильм, разве что становится старше), мы понимаем: это сам Аллен, со всеми страхами и комплексами, ставшими для него неиссякаемым источником шуток и комических ситуаций. Он появляется на экране под другим именем — но это лишь дань условности, которая до сих пор была принята в кинематографе и день ото дня становится все более призрачной. Время, когда имена персонажей и имена играющих их актеров будут совпадать все чаще, уже наступило.

Актриса Елена Анайя — в объективе оператора «Фестиваля Рифкина» Витторио Стораро

И когда в главной роли в фильме появляется другой актер, те, кто успел посмотреть десяток-другой фильмов Вуди Аллена, без труда догадаются, что и в этом случае имеют дело с ним самим. Для этого не обязательно даже внешнее сходство — его нет, например, у Колина Ферта, сыгравшего главную роль в «Магии лунного света» (2014), и у Кеннета Брана из «Знаменитости» (1998). Все равно их персонажи — это Вуди Аллен, и никто другой. У его аватара в «Фестивале Рифкина» Уоллеса Шоуна внешнее сходство если и есть, то очень приблизительное. Его Морт Рифкин — маленький, невзрачный интеллектуал с ненаписанным великим романом: идефикс почти всех персонажей Вуди Аллена, для кого многостраничные романы Достоевского — основополагающий миф об окружающем мире и населяющих его людях наряду с Библией и пьесами Чехова. Ему недостает только одного — обаяния, которым так щедро наделен сам Аллен и которое ему удается передавать своим экранным образам.

Уоллес Шоун, вышедший на замену Вуди Аллену, выглядит едва ли не самым слабым звеном в фильме. Еще слабее смотрится разве что Джина Гершон, играющая жену Морта Рифкина, но у нее все-таки не так много экранного времени. Европейские актеры, прежде всего Елена Анайя, оказались в «Фестивале Рифкина» притягательнее американских, и это показывает нам: у себя на родине Аллен до сих пор находится «под санкциями» и уже не слишком свободен в выборе актеров. Актерам, получившим от него приглашение, приходится просчитывать, как скажется на их карьере эта роль после всех обвинений, выдвинутых против режиссера. Актерам «Дождливого дня в Нью-Йорке» Ребекке Холл, Тимоти Шаломэ и Селен Гомес, чтобы отмыться от «токсичных» съемок, пришлось отдать полученные гонорары в пользу движения Time’s Up, борющегося против сексуальных домогательств и дискриминации женщин. Шоун и Гершон решились пренебречь этими обстоятельствами. Или им просто нечего терять.

Аллен отправляет своего героя на кинофестиваль в Сан-Себастьян, который для него всего лишь повод предпринять путешествие в собственные воспоминания, а они связаны прежде всего с кинофильмами. Аллен может себе позволить не просто начать фильм титрами с именами создателей, идущими на черном фоне (что уже заставляет нас переместиться в прошлое), но к месту и не к месту цитировать свои любимые картины. Словно ему нравится не только смотреть их, но и попытаться оказаться внутри — и персонажем, и режиссером: Годаром, Трюффо, Феллини, Бергманом, Бунюэлем. Аллен непринужденно вплетает переснятые им фрагменты этих фильмов в любовную интригу, тоже узнаваемую, но не становящуюся от этого менее занимательной. Мало того что главный герой женат на эффектной брюнетке, которую ему когда-то удалось обольстить своим умом и которая уже успела в нем разочароваться, — он попадает в чувственный плен к очаровательному доктору, в свою очередь не слишком счастливой в браке, и начинает вместо киносеансов ходить к ней на приемы.

Аллен создает фильм без напряжения. Он повторяется в шутках и конструирует сюжет по опробованным лекалам. Не ищет актеров, которые идеальным образом воплотили бы на экране задуманное им, а берет тех, кто соглашается с ним работать, и предлагает им быть на экране самими собой. Не пытается в точности, до деталей, воспроизвести сцены из любимых им фильмов и вложить в них особенный смысл. Он словно поворачивает созданный им самим калейдоскоп, в который вместо разноцветных стекляшек насыпаны персонажи, шутки и ходы сюжета. Аллен поворачивает его и получает тех же персонажей, но в новом сочетании, а эпизоды выстраиваются в иную последовательность, и получается сценарий нового фильма. Эта легкость конструирования сюжета не мешает бесконечно его интерпретировать. Смысл возникает сам собой. Почти каждый может обнаружить себя в этом маленьком, лысоватом очкарике, мучающемся от того, что не может ни в чем найти смысл жизни.

Американская актриса Джина Гершон и французский актер Луи Гуррель

Поиск смысла жизни — базовый сюжет фильмов Аллена, на фоне которого развиваются взаимоотношения мужчины и женщины. Он и она встречаются, женятся, потом начинают утрачивать интерес друг к другу и ищут новый объект желания. Кажется, что Аллен почти подобрался к пониманию того, как устроен механизм, движущий мироздание, почему люди то неумолимо притягиваются друг к другу, то со всей страстью друг от друга отталкиваются. Но каждый раз он вынужден признавать: тайна так и осталась для него тайной. Таинственность, которой окружена и человеческая жизнь, и отношения между мужчиной и женщиной, — неотъемлемая часть его фильмов. Все может быть запутанно, как у героев «Фестиваля Рифкина»: казалось бы, они близки другу другу, но как же на самом деле они далеки — настолько, что это расстояние им не суждено преодолеть. Но даже то, что между ними было (встреча в кафе, поездка на автомобиле), — маленькое, но все же чудо, заставляющее этот мир вращаться вокруг своей оси.

Вуди Аллен — вечный житель Манхэттена, городской невротик, когдато пришедший на смену маленькому смешному человеку Чарли Чаплина. Он, продолжающий снимать фильмы на девятом десятке, несмотря на все обстоятельства, как благоприятные, так и неблагоприятные, сам по себе чудо. Тайна мироздания заключена и в самом Вуди Аллене: она в том, что им движет, что заставляет его снимать фильм за фильмом и, главное, в том, почему они продолжают нам нравиться, независимо от того, сам Аллен в них играет или предпочитает остаться в режиссерском кресле, отправляя на съемочную площадку свой аватар. Почему он может позволить себе снимать кино, не прикладывая усилий к тому, чтобы получился непременно шедевр, и все равно у него получается. Или не получается, и тогда он просто начинает новый фильм. Аллен снял их так много, что трудно какой-то назвать великим, но если говорить обо всех пятидесяти, то ими он действительно сотворил нечто такое, что едва ли кому-то удастся превзойти.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
Тайны и страсти Татьяны Лавровой Тайны и страсти Татьяны Лавровой

Четыре новеллы о советской актрисе Татьяне Лавровой

Караван историй
Кабинет для фрилансера Кабинет для фрилансера

Юрист из Харькова зарабатывает на автоматизации работы с внештатниками

Forbes
В мозге нашли «включатель» сознания В мозге нашли «включатель» сознания

Коллектив ученых связал сознание с таламусом, поясной корой, угловыми извилинами

N+1
Конец Запорожской Сечи Конец Запорожской Сечи

Самостоятельность казаков приносила империи слишком много проблем

Дилетант
«Мозаика — огромный сложный организм» «Мозаика — огромный сложный организм»

Николай Мухин — о работе над убранством православного храма на Балканах

Огонёк
48 м² 48 м²

Дизайнер Ариана Ахмад придумала необычную замену советской стенке в квартире

AD
Петербургские «Кресты» Петербургские «Кресты»

Имена арестантов «Крестов» вошли в учебники, само здание — памятник архитектуры

Дилетант
Не нашего ума дело? Не нашего ума дело?

Человек сохранит преимущества перед ИИ на ближайшие десятилетия

Огонёк
Не решать грандиозные задачи по старинке: как бывший топ-менеджер Google помогает НКО стать эффективными Не решать грандиозные задачи по старинке: как бывший топ-менеджер Google помогает НКО стать эффективными

Энн Мей Чанг о консерватизме государства и опасности грантовой иглы

Forbes
Химики изготовили дешевый катализатор для производства углеводородов из углекислого газа Химики изготовили дешевый катализатор для производства углеводородов из углекислого газа

Основная особенность этого катализатора — баланс карбида и оксида железа

N+1
«Киберпанк»: игра, которая вытянет из твоего мужчины очень много денег «Киберпанк»: игра, которая вытянет из твоего мужчины очень много денег

Рассказываем, что за «Киберпанк» и почему его все так долго ждали

Cosmopolitan
Арсен Ревазов: Одиночество-12. Первая глава Арсен Ревазов: Одиночество-12. Первая глава

Отрывок из нового философского детектива Арсена Ревазова

СНОБ
Типичная Лена и другие стандарты Типичная Лена и другие стандарты

Самые знаменитые тестовые объекты в программировании, сжатии и безопасности

Популярная механика
Зрачки указали на депрессивные симптомы Зрачки указали на депрессивные симптомы

Ученые: реакция зрачков на вознаграждение зависит от состояния психики

N+1
70 м² 70 м²

Заказчики Веры Савельевой попросили оформить квартиру в традиционном стиле

AD
Как вежливо отказать: 9 советов, если ты хочешь сказать кому-то «нет» Как вежливо отказать: 9 советов, если ты хочешь сказать кому-то «нет»

Подборка советов, которые помогут научиться вежливо отказывать людям

Playboy
Черная «Волга», о которой мечтали миллионы Черная «Волга», о которой мечтали миллионы

Мифы и факты о ГАЗ-3102 в его день рождения

Maxim
Психологи о работе в новогодние праздники Психологи о работе в новогодние праздники

Кто чаще звонит в неотложную психологическую помощь в новогоднюю ночь

СНОБ
«Кажется, я плохая мать»: что делать, если у тебя материнское выгорание «Кажется, я плохая мать»: что делать, если у тебя материнское выгорание

Каждой маме знакомо это чувство: кажется, что ты окончательно выбилась из сил

Cosmopolitan
6 исторических личностей, доказывающих, что даже ты можешь стать великим человеком 6 исторических личностей, доказывающих, что даже ты можешь стать великим человеком

Всемирная история насчитывает тысячи гениев, которые смогли изменить мир

Maxim
Зрительный контакт с роботом и человеком вызвал схожие психофизиологические реакции Зрительный контакт с роботом и человеком вызвал схожие психофизиологические реакции

Реакции на прямой взгляд были интенсивнее, чем на отведенный в сторону

N+1
Технологии будущего: как они преобразят жизнь человека в следующие несколько лет Технологии будущего: как они преобразят жизнь человека в следующие несколько лет

Как технологии будущего позволят человеку выйти за рамки тесной реальности

Forbes
Температура электронов в болометре приблизилась к теоретическому минимуму Температура электронов в болометре приблизилась к теоретическому минимуму

Новый температурный рекорд, который поможет в изучении реликтового излучения

N+1
«Щелкунчик»: путешествие во времени. Часть 1 «Щелкунчик»: путешествие во времени. Часть 1

Долгая история самого новогоднего балета. Часть 1

Культура.РФ
9 книг, которые подарят праздничное настроение 9 книг, которые подарят праздничное настроение

Эти девять книг помогут обрести новогоднее настроение в любое время года

РБК
Считать от МРОТ Считать от МРОТ

Оплату труда учителей ждет реформа

Огонёк
Астрономы нашли солнечную радиовспышку у красного карлика Астрономы нашли солнечную радиовспышку у красного карлика

Между оптическими вспышками и радиовсплесками у красных карликов есть связь

N+1
Такой «Креты» вы еще не видели. Тест-драйв Hyundai Creta Black&Brown Такой «Креты» вы еще не видели. Тест-драйв Hyundai Creta Black&Brown

Зачем народному корейскому кроссоверу понадобилась лимитированная спецверсия

РБК
Телефон доверия: кто и как использует подмену мобильных номеров Телефон доверия: кто и как использует подмену мобильных номеров

Технологию подмены номера используют как крупные компании, так и мошенники

Forbes
Открыть в приложении