Вуди Аллен предается ностальгии и преодолевает страх смерти

ЭкспертСобытия

«Фестиваль Рифкина»: трудно быть Вуди Алленом

В своем пятидесятом фильме 85-летний режиссер предается ностальгии и преодолевает страх смерти

Вячеслав Суриков

Исполнитель главной роли Уоллес Шоун и испанская актриса Елена Анайя

Вуди Аллен начинил «Фестиваль Рифкина» хрестоматийными киноцитатами. В одной из них главный герой играет в шахматы со Смертью — аллюзия на сцену из фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать». Макс фон Сюдов, воплотивший этот образ в фильме Бергмана, мог бы появиться и в фильме Аллена — во всяком случае, на момент съемок он был жив. Но в образе Смерти в работе Вуди Аллена мы видим другого именитого европейского актера — Кристофа Вальца. В его исполнении Смерть на редкость дружелюбна и доброжелательна; она даже дает совет главному герою, как отдалить новую — уже роковую — встречу с ней: «…Есть побольше фруктов и овощей». Совет адресован киноведу, которого зовут Мортом: имена соперников в шахматной игре на редкость созвучны. Либо Аллена в последнее время настолько занимают мысли о смерти, что это начинает отражаться на именах его персонажей, либо он намеренно вывел в главном герое одну из сущностей смерти, на этот раз представшей в образе безобидного киноведа.

Возможно, это всего лишь самоощущение режиссера, являющего собой наиболее цельный в истории мирового кинематографа тип художника, которому интересен разговор о себе: только из собственной жизни он в состоянии черпать вдохновляющие его идеи. В отличие от Педро Альмодовара, идущего тем же путем и открыто его декларирующего, Вуди Аллен еще и сам стал героем своих фильмов. Когда видим на экране образ, созданный Вуди Алленом (он нисколько не меняется из фильма в фильм, разве что становится старше), мы понимаем: это сам Аллен, со всеми страхами и комплексами, ставшими для него неиссякаемым источником шуток и комических ситуаций. Он появляется на экране под другим именем — но это лишь дань условности, которая до сих пор была принята в кинематографе и день ото дня становится все более призрачной. Время, когда имена персонажей и имена играющих их актеров будут совпадать все чаще, уже наступило.

Актриса Елена Анайя — в объективе оператора «Фестиваля Рифкина» Витторио Стораро

И когда в главной роли в фильме появляется другой актер, те, кто успел посмотреть десяток-другой фильмов Вуди Аллена, без труда догадаются, что и в этом случае имеют дело с ним самим. Для этого не обязательно даже внешнее сходство — его нет, например, у Колина Ферта, сыгравшего главную роль в «Магии лунного света» (2014), и у Кеннета Брана из «Знаменитости» (1998). Все равно их персонажи — это Вуди Аллен, и никто другой. У его аватара в «Фестивале Рифкина» Уоллеса Шоуна внешнее сходство если и есть, то очень приблизительное. Его Морт Рифкин — маленький, невзрачный интеллектуал с ненаписанным великим романом: идефикс почти всех персонажей Вуди Аллена, для кого многостраничные романы Достоевского — основополагающий миф об окружающем мире и населяющих его людях наряду с Библией и пьесами Чехова. Ему недостает только одного — обаяния, которым так щедро наделен сам Аллен и которое ему удается передавать своим экранным образам.

Уоллес Шоун, вышедший на замену Вуди Аллену, выглядит едва ли не самым слабым звеном в фильме. Еще слабее смотрится разве что Джина Гершон, играющая жену Морта Рифкина, но у нее все-таки не так много экранного времени. Европейские актеры, прежде всего Елена Анайя, оказались в «Фестивале Рифкина» притягательнее американских, и это показывает нам: у себя на родине Аллен до сих пор находится «под санкциями» и уже не слишком свободен в выборе актеров. Актерам, получившим от него приглашение, приходится просчитывать, как скажется на их карьере эта роль после всех обвинений, выдвинутых против режиссера. Актерам «Дождливого дня в Нью-Йорке» Ребекке Холл, Тимоти Шаломэ и Селен Гомес, чтобы отмыться от «токсичных» съемок, пришлось отдать полученные гонорары в пользу движения Time’s Up, борющегося против сексуальных домогательств и дискриминации женщин. Шоун и Гершон решились пренебречь этими обстоятельствами. Или им просто нечего терять.

Аллен отправляет своего героя на кинофестиваль в Сан-Себастьян, который для него всего лишь повод предпринять путешествие в собственные воспоминания, а они связаны прежде всего с кинофильмами. Аллен может себе позволить не просто начать фильм титрами с именами создателей, идущими на черном фоне (что уже заставляет нас переместиться в прошлое), но к месту и не к месту цитировать свои любимые картины. Словно ему нравится не только смотреть их, но и попытаться оказаться внутри — и персонажем, и режиссером: Годаром, Трюффо, Феллини, Бергманом, Бунюэлем. Аллен непринужденно вплетает переснятые им фрагменты этих фильмов в любовную интригу, тоже узнаваемую, но не становящуюся от этого менее занимательной. Мало того что главный герой женат на эффектной брюнетке, которую ему когда-то удалось обольстить своим умом и которая уже успела в нем разочароваться, — он попадает в чувственный плен к очаровательному доктору, в свою очередь не слишком счастливой в браке, и начинает вместо киносеансов ходить к ней на приемы.

Аллен создает фильм без напряжения. Он повторяется в шутках и конструирует сюжет по опробованным лекалам. Не ищет актеров, которые идеальным образом воплотили бы на экране задуманное им, а берет тех, кто соглашается с ним работать, и предлагает им быть на экране самими собой. Не пытается в точности, до деталей, воспроизвести сцены из любимых им фильмов и вложить в них особенный смысл. Он словно поворачивает созданный им самим калейдоскоп, в который вместо разноцветных стекляшек насыпаны персонажи, шутки и ходы сюжета. Аллен поворачивает его и получает тех же персонажей, но в новом сочетании, а эпизоды выстраиваются в иную последовательность, и получается сценарий нового фильма. Эта легкость конструирования сюжета не мешает бесконечно его интерпретировать. Смысл возникает сам собой. Почти каждый может обнаружить себя в этом маленьком, лысоватом очкарике, мучающемся от того, что не может ни в чем найти смысл жизни.

Американская актриса Джина Гершон и французский актер Луи Гуррель

Поиск смысла жизни — базовый сюжет фильмов Аллена, на фоне которого развиваются взаимоотношения мужчины и женщины. Он и она встречаются, женятся, потом начинают утрачивать интерес друг к другу и ищут новый объект желания. Кажется, что Аллен почти подобрался к пониманию того, как устроен механизм, движущий мироздание, почему люди то неумолимо притягиваются друг к другу, то со всей страстью друг от друга отталкиваются. Но каждый раз он вынужден признавать: тайна так и осталась для него тайной. Таинственность, которой окружена и человеческая жизнь, и отношения между мужчиной и женщиной, — неотъемлемая часть его фильмов. Все может быть запутанно, как у героев «Фестиваля Рифкина»: казалось бы, они близки другу другу, но как же на самом деле они далеки — настолько, что это расстояние им не суждено преодолеть. Но даже то, что между ними было (встреча в кафе, поездка на автомобиле), — маленькое, но все же чудо, заставляющее этот мир вращаться вокруг своей оси.

Вуди Аллен — вечный житель Манхэттена, городской невротик, когдато пришедший на смену маленькому смешному человеку Чарли Чаплина. Он, продолжающий снимать фильмы на девятом десятке, несмотря на все обстоятельства, как благоприятные, так и неблагоприятные, сам по себе чудо. Тайна мироздания заключена и в самом Вуди Аллене: она в том, что им движет, что заставляет его снимать фильм за фильмом и, главное, в том, почему они продолжают нам нравиться, независимо от того, сам Аллен в них играет или предпочитает остаться в режиссерском кресле, отправляя на съемочную площадку свой аватар. Почему он может позволить себе снимать кино, не прикладывая усилий к тому, чтобы получился непременно шедевр, и все равно у него получается. Или не получается, и тогда он просто начинает новый фильм. Аллен снял их так много, что трудно какой-то назвать великим, но если говорить обо всех пятидесяти, то ими он действительно сотворил нечто такое, что едва ли кому-то удастся превзойти.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Молодым ученым в России комфортнее Молодым ученым в России комфортнее

Евгений Хайдуков — о том, как сейчас работается молодым ученым в стране

Эксперт
Микростимуляция зрительной коры помогла макакам увидеть буквы на пустом экране Микростимуляция зрительной коры помогла макакам увидеть буквы на пустом экране

Микростимуляция мозга может повысить разрешение восстановленного зрения

N+1
10 мудрых цитат о жизни от тех, кому мы доверяем 10 мудрых цитат о жизни от тех, кому мы доверяем

Про счастье и ложь, оптимизм и страх, смех, отчаяние и место в жизни

Playboy
Дай, Джим, на счастье лапу мне Дай, Джим, на счастье лапу мне

Истории о том, как дворняжки меняют мироощущения людей

Seasons of life
И тебя вылечат И тебя вылечат

Если тревожность и вспышки ярости стали вашими спутниками, пора к психотерапевту

GQ
Зачем Путин решил объявить выходным 31 декабря Зачем Путин решил объявить выходным 31 декабря

31 декабря, повсеместно объявляется выходным днем

СНОБ
Для него и для нее. Гид по презервативам Для него и для нее. Гид по презервативам

Тест-драйв лучших образцов презервативов

Playboy
10 необычных моделей Lada, которые не пошли в серию 10 необычных моделей Lada, которые не пошли в серию

Знаковые прототипы АвтоВАЗа, которые так и не добрались до конвейера

РБК
«Этичное» золото и постпотребительский хлопок: как мировые бренды становятся устойчивыми «Этичное» золото и постпотребительский хлопок: как мировые бренды становятся устойчивыми

Как модные и бьюти-бренды повышают свою устойчивость

Forbes
80 м² 80 м²

Екатерина Бегичева спроектировала квартиру для сына-диджея

AD
Я — легенда Я — легенда

Ретроспективная вилла в Лос-Анджелесе

SALON-Interior
Колонизация островов Сен-Пьер и Микелон привела к упадку колонии качурок Колонизация островов Сен-Пьер и Микелон привела к упадку колонии качурок

С 1816 года количество птиц на острове Гран-Коломбье упало до 16% от возможных

N+1
Цапли, ибис каравайка и бескрайние просторы: как в России развивается сельский заповедный туризм Цапли, ибис каравайка и бескрайние просторы: как в России развивается сельский заповедный туризм

Показываем, как живут современные заповедники России

Forbes
Сладкие обещания: как владельцы кондитерской Lamm’s спасли бизнес, продавая сертификаты на эклеры Сладкие обещания: как владельцы кондитерской Lamm’s спасли бизнес, продавая сертификаты на эклеры

Как последняя попытка помогла Александре Ламм спасти бизнес и погасить долги

Forbes
19 м² 19 м²

Двухуровневая квартира Александры Ермиловой из BüroBlanc в здании бывшей фабрики

AD
Правда ли, что самовар появился в России? Правда ли, что самовар появился в России?

Как и когда появилась самая необходимая русская вещь?

Культура.РФ
Нечистая порода Нечистая порода

Не вредит ли животным наша любовь к чистопородным и дизайнерским собакам?

Robb Report
Русская выхухоль, живи! Русская выхухоль, живи!

Если бы выхухоль умела говорить, то воззвала бы: «О люди, люди!»

Наука и жизнь
Почему бизнес в стиле Uber так нравится инвесторам Почему бизнес в стиле Uber так нравится инвесторам

Уберизация позволяет достичь фантастического роста бизнеса

Forbes
Горячая пора для конвейерных роликов Горячая пора для конвейерных роликов

Компания «Промтяжмаш» планирует удвоить производство конвейерных роликов

Эксперт
Лучшие турецкие сериалы на русском: хиты и новинки, от которых не оторваться Лучшие турецкие сериалы на русском: хиты и новинки, от которых не оторваться

Список лучших и новых турецких мелодрам для длинных новогодних каникул

Cosmopolitan
Истинно мужское украшение Истинно мужское украшение

В мужских украшениях, особенно кольцах, определенно что-то есть

Playboy
Рождественские десерты из Европы Рождественские десерты из Европы

Настроение зимних праздников — это гирлянды, сосновый запах, кулинарные традиции

Seasons of life
Глобальное планирование и постчеловек. Беседа с футурологом Данилой Медведевым Глобальное планирование и постчеловек. Беседа с футурологом Данилой Медведевым

Интервью с футурологом и кандидатом экономических наук Данилой Медведевым

СНОБ
Выходим из праздников Выходим из праздников

Способы ликвидировать последствия новогоднего переедания

Худеем правильно
Мумию волчонка возрастом более 50000 лет обнаружили в канадской мерзлоте Мумию волчонка возрастом более 50000 лет обнаружили в канадской мерзлоте

Мумия юной самки поможет реконструировать эволюцию волков

N+1
Идеальный джентльмен: что носил на экране и в жизни Хамфри Богарт — лучший актер в истории американского кино Идеальный джентльмен: что носил на экране и в жизни Хамфри Богарт — лучший актер в истории американского кино

Образы Хамфри Богарта можно считать энциклопедией мужской моды 1930-1950-х годов

Esquire
Тайны царевны Софьи Тайны царевны Софьи

Что показали раскопки в Новодевичьем монастыре

Огонёк
От оргазма до маразма От оргазма до маразма

Что за 50 лет стало с «Мужчиной и женщиной» и французской мелодрамой

Weekend
Это личное! Это личное!

Интервью с Евгением Цыгановым о фильме «Неадекватные люди – 2»

Grazia
Открыть в приложении