«Это первое поколение людей, которое живет в онлайн-формате»
Основатель Московской академии экономики и развития Юлия Трус — о проблемах поиска персонала на удаленке, о «лентяях» и адаптации специалистов
Владельцы и руководители бизнеса столкнулись с проблемой кадров: развитие их дела упирается в текущий уровень подчиненных. Ситуация усугубляется в условиях, когда многие перешли на удаленный режим работы или готовятся к нему. На рынке труда появилось много «лентяев» и специалистов низкого уровня. Как определить, с какими сотрудниками и как работать, «Эксперту» рассказала основатель московской Академии экономики и развития (МАЭР), бизнес-блогер Юлия Трус.
— С какими основными проблемами столкнулись компании с переходом на удаленную систему работы?
— Проблемы работодателей в первую очередь связаны с тем, что у них пропало ощущение контроля: им кажется, что раньше они понимали, чем занимаются их сотрудники, а на удаленке этого понимания нет. Хотя, с другой стороны, это иллюзия контроля. Ведь можно сидеть, присутствовать на работе, но результатов не давать.
Вторая проблема: не все, кто хорошо работал в офисе, так же эффективны в удаленном формате. Бывает так, что сотрудник, находясь дома, выстраивает работу вокруг домашней жизни и домашних дел. И они становятся для него важнее. Таким образом, теряются хорошие кадры: зачастую люди просто не смогли перегруппироваться и сориентироваться.
— Как вы полагаете, эти опасения работодателей действительно иллюзорны? Или все-таки проблема отсутствия контроля реально есть?
— Насчет контроля это, конечно, иллюзия. Контролировать сотрудников все-таки нужно по выполнению планов, по их результатам. А не по тому, сидит он физически на стуле у компьютера или нет. Люди мне часто говорят, что очень тяжело было, находясь в офисе, сделать свою работу за четыре часа и потом просто ждать, когда закончится рабочий день. Не всегда руководители замечают, что сотрудника можно еще чем-то нагрузить. Или бывает, что нечем, но уходить не принято.
Контролировать нужно, и сделать это просто: выдается план работы на день. Условно говоря, маркетологу — отработать такие-то цепочки, проконтролировать, выпустить несколько статей и так далее. Или отделу продаж: сделать столько-то звонков, столько-то встреч, выполнить план по выручке. И на самом деле неважно, человек выполнил свою работу за четыре часа или за двенадцать часов.
— Выходит, работа на удаленке стала более осознанной, и это большой ее плюс.
— Смысловая нагрузка при удаленной работе очевидно изменилась, люди не работают «на часовку», потому что нужно отсидеть свое время. Да и мотивация должна «привязываться» к результату. Это помогает стимулировать подчиненных — ведь без этого сотрудники могут потерять свою ценность и эффект для компании. В итоге сейчас многим приходится переучиваться, в первую очередь добирать вот эти «мягкие скиллы», навыки управления временем, самомотивацию.
Сплошной контроль
— Как же предпринимателям нужно изменить подход к контролю сотрудников на удаленке, чтобы понимать, кто из них работает, а кто — нет?
— Многие работодатели не умеют контролировать, и их легко ввести в заблуждение, рассказав, что сейчас делается вот то и вот это. То есть работа измеряется не результатами, а процессами. Нужно обязательно контролировать промежуточные показатели: разбивать проект на маленькие задачи и контролировать именно их выполнение. А не как бывает: «Мы все еще переписываем сайт». Переписываете? OК.
— Что же делать?
— Хорошо работают отчеты за день. Только нужно понимать, что это контроль фактически уже выполненных дел, когда день уже ушел. Для полноценной работы нужен еще и план. Утром план на день ставится в соответствии с планом на неделю, который вписан в план на месяц, который вписан в общую стратегию и концепцию. Чтобы контролировать итог, его ведь нужно с чем-то сравнить. И вечером тогда уже сводится план-факт.
— Если утренний план и фактический не стыкуются — значит, сотрудник плохой?
— Скорее он объясняет, чем был занят человек в течение дня. Если что-то не выполнено, нужно разбираться, что препятствует. Возможно, не настроен какой-то бизнес-процесс. Или много рутинной ручной работы у высококвалифицированного эксперта. Тогда рутину нужно снять и передать ассистенту.
— В каком виде необходимо вести отчеты?
— Конечно, о ручном учете сегодня никто не говорит. Например, ведение всех процессов возможно в CRM, где можно контролировать работу целых отделов. Кто-то использует для этого Trello.
Важно еще понимать такой момент. Утром план поставлен, а к вечеру ничего не сделано или сделано десять процентов. Людям на удаленке руководитель должен помочь, вернуть их в рабочее утро. Условно говоря, делать «чекап» в середине дня, например в двенадцать и около трех часов дня. В шесть или семь вечера день уже не вернешь.
— На какой период нужно руководителю составлять план-факт?
— Если мы говорим о работе коммерческого отдела, то не меньше чем на месяц. А вообще, на квартал, на полгода, на год — в соответствии со стратегией. Зависит от размера бизнеса. Чем меньше компания, тем чаще она меняет планы и горизонт планирования. Но меньше трех месяцев нельзя.
— Есть ли такая проблема, как рабочие чатики. Они отнимают время от работы или, наоборот, это нужный инструмент, чтобы оперативно передавать поручения?
— Чаты, естественно, помогают работать, быть на связи. Но они действительно могут быть и злом, которое постоянно отвлекает и дергает. Особенно руководителя, который присутствует во всех этих чатах. Поэтому нужно тоже строго разграничить время, когда можно обратиться, а когда — нет. Чтобы чатик не превращался в болтовню.
Поиск талантов
— Удаленка расширила или сократила рынок кадров?
— Очевидно, что доступ к кадрам расширился. Онлайн может работать любой сотрудник из любой глубинки. Компания может брать себе сотрудника, в том числе на проектную работу, если он дорогой и невозможно содержать его «на постоянке».
— Можно ли сказать, что на рынке труда появилось много «лентяев», специалистов низкого уровня? Связано ли это с тем, что многие оказались неэффективными, работая из дома?
— Скорее нет, это люди, которые изначально не хотели работать, и их действительно много. Они везде как бы при деле, происходит какой-то «движ», но результатов-то их работы нет. Кроме того, удаленка существенно раздвинула границы хедхантинга: она позволяет, живя в своем маленьком городе, получать московскую зарплату. Но не все понимают, что на эту зарплату и поработать нужно соответственно.
У некоторых есть ощущение, что на удаленке — это не работа, а как будто бы какая-то игра. Люди научились производить впечатление, трудоустраиваются, проходят тестовый период и потом «забивают» на работу. Мне кажется, что еще одна проблема здесь — в этой попсовой рекламе, когда ты лежишь на берегу моря с ноутбуком на животе и деньги тебе капают. Людям кажется, что это такое легкое ничегонеделание.
— Удаленка способствовала увеличению числа таких людей? Их сложнее идентифицировать на этапе собеседований?
— Часто ситуация такая: люди либо вообще не работали нигде или работали совсем давно — например, после декретного отпуска не получилось трудоустроиться. И тут человек слышит прекрасное слово «онлайн». «О, наконец-то можно не ходить на работу и зарабатывать деньги!»
Таких людей довольно трудно определить на этапе собеседования и даже во время испытательного периода. Потому что напрячь себя в течение трех месяцев и поработать несложно. А потом человек ведет себя как жена, которая после свадьбы говорит: «Фух! Наконец-то можно не расчесываться».
— Как можно понять, что человек «лентяй» на удаленке, во время собеседования, испытательного срока?
— Если в компании есть планерки или утренние совещания, то люди, которые не умеют работать в удаленном формате, забывают о них или опаздывают. Еще я всегда рекомендую проводить утренние планерки в видеоформате, чтобы руководителю было понятно, в каком виде сотрудник, где он находится, как выглядит. Если человек у вас в десять утра еще в кровати валяется, то понятно, что из такого состояния работать нереально. Человек должен разделять рабочее и личное время даже на удаленке.
Тревожный сигнал, когда человек всегда на связи, если этого не предполагает его основная работа. Все-таки нам нужно хотя бы двадцать минут для того, чтобы погрузиться в какое-то дело. Еще один момент — это сотрудник, который не сдает отчеты, возмущается, что ему нужно их писать. Ведь на работе он бы справился с этой задачей, выделил для этого время. А дома у него ребенок, котенок, муж…
Как работать из дома
— Какие качества нужны тем, кого переводят на удаленку? Что нужно в себе «прокачать»?
— Главное, на мой взгляд, — осознанность и ответственность, понимание того, что любой результат, любой итог — это результат твоего действия или твоего бездействия.
— А учат ли этому?
— Это первое, чему учит моя академия. Не все понимают, как подготовиться к планерке, как подвести ее результаты, проконтролировать разнесение задач. Как нужно проходить собеседование — потому что были случаи, когда на собеседование люди приходили по видеосвязи из песочницы, гуляя с ребенком, или пока ехали в автобусе. Люди думают, что так можно, а значит, у них такое же отношение и к работе.
— Какое поколение больше других заинтересовано в таком обучении, как вам кажется?
— Молодежь, потому что на сегодняшний день молодые люди не хотят тратить пять лет на обучение. Они хотят уже сейчас учиться быстрым навыкам, чтобы быстро их монетизировать. Казалось бы, это несерьезно, но ведь и жизнь изменилась, она очевидно ускорилась. Такие люди результативнее, могут работать в быстрых режимах, ценят свою жизнь. Они очень востребованы у работодателей, которые хотели бы и действующих сотрудников под скорость миллениалов переучить.
— Как будет развиваться рынок удаленной работы и онлайн-обучения?
— Раньше карьеру диктовал работодатель, но сегодня это делает и сотрудник, если он востребованный профессионал. Люди поняли, что жизнь одна и работой она не ограничивается, а работать можно где угодно, из любой точки мира.
Не могу сказать, что мы все перейдем полностью на удаленку: это все же тяжело для самих людей и для работодателя. Нужен все-таки контакт, особенно если речь идет о каких-то быстро меняющихся направлениях. Вероятно, появится гибридная форма, к которой мы сейчас и приближаемся.
Фото: из личного архива Юлии Трус
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl