Чугун себя еще покажет
Липецкая трубная компания «Свободный сокол», занимающая четверть рынка труб для инженерных коммуникаций в сфере ЖКХ, намерена масштабировать производство и развивать отрасль литья «вечных» изделий из высокопрочного чугуна

Когда президент ЛТК «Свободный сокол» Игорь Ефремов спросил прошлой осенью у мобилизованных из Липецка на СВО ребят, что им нужно, они сразу ответили: печку-буржуйку, чтобы не мерзнуть. Еще находясь в пути на завод, Ефремов позвонил в конструкторский отдел, и печку с нужными характеристиками быстро сконструировали — компактную, разборную, с большой теплоотдачей, так как материал изготовления — чугун. Печка в считаные дни завоевала популярность на фронте, посыпались новые просьбы, и завод за несколько месяцев изготовил и безвозмездно передал армейцам уже 170 «буржуек».
Это только штрих к универсальности липецкого труболитейного гиганта. «Свободному соколу» по плечу разные задачи, в том числе литье высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ), сплава с высокими характеристиками прочности и долговечности. ВЧШГ в мире известен с конца 40-х годов прошлого столетия, а «Свободный сокол» освоил его производство с 1990 года и с тех пор из этого сплава выпускает всю свою продукцию, а это в первую очередь трубы для разных сфер хозяйствования — ЖКХ, нефтедобычи, мелиорации, пожаротушения и даже для систем искусственного оснежения горнолыжных курортов. Причем трубы в диапазоне диаметров от 80 до 1000 мм из ВЧШГ в стране выпускают только здесь, более крупные форматы — это импорт. Именно сокольские трубы были выбраны для обновления инженерных сетей Крыма — за несколько лет поставок полуостров получил 270 километров труб, — а также для крупных инфраструктурных проектов в Дагестане, Воронеже.
Но история этого старейшего предприятия в России, которому уже 123 года, наполнена взлетами и падениями. Огромная востребованность его продукции в Советском Союзе сменилась практически развалом в 1990-е. В 2008 году, только расширив ассортиментный ряд крупноформатными трубами из ВЧШГ, востребованными на мировом рынке, завод почти сразу же откатился в рецессию, не пережив мирового экономического кризиса, и снова стал банкротом. А в 2012 году контрольный пакет предприятия оказался в руках у кипрской «Фэдокс Трейдинг Лимитед», которая, продавая в 22 страны мира высококачественные трубы из ВЧШГ, для увода прибыли использовала схему со швейцарскими фирмами-прокладками, а с завода продукция отпускалась по минимальной цене, порой ниже себестоимости, оставляя предприятие на «голодном пайке».
Противостояние Игоря Ефремова и лиц в руководстве завода, представляющих интересы кипрского офшора, достигло накала весной 2021 года, но уже в ноябре того же года удалось выкупить долю иностранных собственников, и компания полностью перешла в российскую юрисдикцию. Оказавшись на воле, «Свободный сокол» стремительно рванул ввысь: если на протяжении нескольких лет выручка предприятия колебалась в пределах 3,5 млрд рублей, то по итогам 2022 года она составила 5,8 млрд рублей, а прибыль выросла в десятки раз. После начала СВО бывшие собственники попытались даже отменить сделку по продаже своих акций: не ожидали такого роста компании.
Сегодня «Свободный сокол» не только активно поддерживает мобилизованных, производя печки-буржуйки, но и оказывает помощь новым регионам: в октябре компания бесплатно поставила 500 метров труб для строительства водовода в Мариуполе. Кроме того, с 2023 года предприятие активно сотрудничает с ВПК.
Игорь Ефремов рассказал «Эксперту» о том, почему важно крупные водоводы делать из чугуна, а не из полиэтилена, и о важности создания свободных мощностей по литью чугуна для развития машиностроения в стране.

— Игорь Викторович, в 1990 году «Свободный сокол» вместо серого пластинчатого чугуна стал выпускать высокопрочный с шаровидным графитом, ВЧШГ, — но почему так поздно, если в мире промышленное производство этого чугуна было освоено после Второй мировой войны?
— Мы тоже пытались изучать историю создания прочного чугуна и поняли, что она глубже и дальше, чем информация в открытых источниках. Нами было найдено секретное ТУ от 1937 года, в котором термин «высокопрочный чугун (с шаровидным графитом)» уже используется в советской конструкторской документации. Дело в том, что в то время страна не имела марганцевых запасов, необходимых для создания прочной стали, их в основном везли из-за рубежа. А поскольку активно шло перевооружение, создание новой техники, да и в целом промышленность в 30-е годы прирастала от 12 до 24 процентов в год, то нарком тяжелой промышленности Григорий (Серго) Орджоникидзе поставил металлургам задачу: найти альтернативу марганцевым сталям. Так появился высокопрочный чугун, из которого, предположительно были изготовлены первые траки на гусеничную технику, на танк Т-34. А так как сплав долгое время использовался в оборонной промышленности, он не афишировался. Так что когда американцы заявляют, что первыми начали использовать в промышленности высокопрочный чугун, — это спорный вопрос, мы его раньше изобрели.
А вот технологию производства труб из высокопрочного чугуна первыми разработали, по-моему, французы, и как раз в середине 1980-х годов правительство Советского Союза закупило за рубежом эту технологию и оборудование, а к 1990 году на базе «Свободного сокола» запустили новый цех, в том числе с помощью отечественных проектировщиков, которые делали проходные печи. Понимаете, возможности среднего и тяжелого машиностроения тех лет были таковы, что в Союзе могли и сами создать эту технологию, но посчитали, что проще купить с точки зрения экономии средств и времени. Предполагалось, что в стране будет построено пять аналогичных заводов по выпуску изделий из высокопрочного чугуна, наш станет базовым, который начнет выпускать оснастку для всех остальных, то есть лить металлоформы, делать металлообработку. Но, к сожалению, СССР прекратил свое существование, и дальше уже никто не стал развивать это направление. Что же касается труб из обычного чугуна, то в Союзе они довольно широко применялись, мы до сих пор часто встречаем водоводы и канализационные сети из серого чугуна, но у него имелся большой недостаток: он был хрупкий, внешние механические воздействия приводили к разрушению трубы.
— Получается, что трубы из ВЧШГ выпускаются в стране уже 33 года. А спрос на них растет или нет? Вот о трубах из полиэтилена слышно постоянно, а информацию о трубах из чугуна надо еще поискать.
— Спрос на трубы из высокопрочного чугуна во всем мире постоянно растет, а вот в России этот показатель плавающий — я не могу этому найти логичного объяснения. Наверно, лоббистские возможности у нас, у единственной компании на постсоветском пространстве, выпускающей трубы из чугуна, значительно ниже, чем у полиэтиленщиков, имеющих порядка 470 заводов, не помню точную цифру. Выпускать пластиковые трубы удобно: если в создание металлургического производства надо вложить миллиарды, то в пластиковый завод — несколько миллионов, плюс дешевые технологии, относительно дешевое сырье. Да, есть ответственные производители, выпускающие качественный продукт, но много на этом рынке контрафакта и фальсификата сырья, по разным оценкам — от 30 до 40 процентов. Мы как-то прикинули: у нас просто нет в стране столько сырья, в том числе привозного, чтобы производить такой объем пластиковых труб, а значит, можно предположить, что используется вторичный пластик, с помоек, и он тоже закладывается в водопроводные трубы, что недопустимо.
Если же сравнивать трубы из ВЧШГ с пластиковыми трубами по техническим характеристикам, то преимущество чугуна очевидно. К примеру, у нас раструбное соединение, то есть вставил трубу в трубу, и все, она держит сто атмосфер за счет раструба. Пластик же надо варить, подтаскивать на объекты электричество, генераторы. Пластик боится механических повреждений, поэтому при укладке под трубы надо обязательно устраивать и выравнивать подушку из песка или гравия, а нашу трубу забросил в траншею, и все, никаких дополнительных процедур, плюс ко всему допускается ведение монтажных работ при отрицательных температурах. При прокладке водных магистралей в горных условиях, в сложных сейсмически опасных районах трубы из ВЧШГ незаменимы. Недавно нам в подарок из Петербурга привезли чугунную трубу, которую в Петродворце закладывали еще при Петре Первом, ей 278 лет. Мы ее исследовали в лаборатории — она в хорошем состоянии, еще столько же служила бы людям и подавала воду к фонтанам, если бы не возникла необходимость поменять ее на трубу большего диаметра. Кстати, новую трубу из ВЧШГ питерцы у нас же и купили.