Эгоист со справкой. Что такое нарциссическое расстройство
Часто ли тебе в голову вслед за кофейной чашкой прилетало: «Думаешь только о себе! Эгоист! Нарцисс!»? Вместо того чтобы вступать в спор с очередной женщиной, просто подсунь ей эту статью.
Я живу с диагнозом «нарциссическое расстройство личности» (НРЛ). Что это значит? Первое: мне стоило большого труда не ставить свое настоящее имя под этой статьей. Ведь даже покаянный рассказ о том, как я невыносим для близких, польстил бы моему больному самолюбию. Второе: только я (ну ладно, и еще 1% мужского населения развитых стран) по-настоящему имею право называться нарциссом и эгоистом. Мой диагноз — это, по сути, и есть медицинское определение эгоизма.
Я довел до депрессии — настоящей, клинической — двух своих несостоявшихся жен. Со мной неохотно работают терапевты, боясь поранить в первую очередь свою собственную психику. Мне нужно пить таблетки просто для того, чтобы не вести себя как сволочь. И еще я с гигантской вероятностью передам свой эгоизм по наследству.
Вот так. А то, на что обижаются твои женщины, скорее всего, здоровый пофигизм, ну или там обычное жлобство…
Вот тебе моя исповедь. Если найдешь у себя то же самое — добро пожаловать в ряды носителей НРЛ! Если нет, то и слава богу, поверь.
5 признаков, что у тебя НРЛ
Всю эту информацию можно в принципе почерпнуть и из интернета, но я расцветил ее примерами… Кроме того, ни один настоящий эгоист по своей воле не признает, что болен, и не полезет в интернет чего-то там якобы про себя читать. По крайней мере не раньше наступления декомпенсации личности, когда селф-объектом становится сама болезнь… стоп! Мои пять признаков отличаются еще и тем, что я не использую умные слова, которые на самом деле только запутывают.
Признак 1: У тебя проблемы с эмпатией
Сочувствие, готовность прийти на помощь, беспокойство за других — не то чтобы обладатель НРЛ всего этого был напрочь лишен. Нарцисс понимает, о чем думает его собеседник (подчас лучше, чем он сам). Но — именно понимает, а не чувствует! Поставить себя на место другого человека — для него уже непосильная задача.
Я, например, как правило, знаю, что за меня беспокоятся. Я вижу, что мной недовольны. Однако эмоции собеседника, будь то подруга, сожительница или даже родная мать, — для меня пустой звук. Я не переживаю ВМЕСТЕ с людьми. И поэтому не могу их «разрядить» — дать им то, чего они добиваются, выражая ту или иную эмоцию.
Сказать то, что от меня хотят услышать, я еще худо-бедно могу. А вот поддержать ссору с криками, когда человеку хочется покричать… Или погладить по волосам и похлопать по плечу… Не умею. Если только случайно.
При этом я не какой-то там сухарь с виски со льдом вместо сердца, типа Кая из детской сказки. Я способен плакать над «Зеленой милей» и «Королем-львом», я могу не находить себе места, когда на часах два ночи, а кое-кто не отвечает на телефон и сама неизвестно где. Но для того чтобы испытывать беспокойство за другого, я должен сам себя «накрутить», «затянуть» или, как говорится, «раздраконить».
Но и тогда мои эмоции — лишь видимость, дань социальному этикету. По-настоящему мне наплевать. Даже когда маленький львенок дергает своего мертвого папу за ухо и плачет: «Вставай, пойдем!»
Я ни в коем случае не горжусь этой особенностью своей психики. Я ее стыжусь. И кстати…
Признак 2: Тебя частенько посещает чувство стыда
Не вины, а именно стыда — это важно! Потому что вина — это когда ты развлекаешься на семейном ложе с практиканткой из юротдела, а в дверь вдруг входит твоя жена. А стыд — это когда ты развлекаешься на том же ложе с той же практиканткой, жена совершенно точно в Стамбуле, а в голове все равно мысль: «Что же я делаю? А вдруг войдет жена?!»
Стыд всегда смешан со страхом: «Что обо мне подумают?» Рядом смеются, а ты напрягся: не над тобой ли? Это типичное проявление НРЛ… На ранних стадиях расстройства стыд и страх провоцируют лишь реальные неудачи или сильные переживания на тему, «не прокололся ли я». Так, начинающему нарциссу тяжело изменять жене: стыд настолько силен, что может вызывать эректильную дисфункцию (оставим за скобками, откуда я это знаю).
Тяжело выдержать удар критики. Тяжело слышать шутки в свой адрес, даже самые беззлобные. Например, я до сих пор помню все шутки в свой адрес за последние 20 лет! Особенно одну. На работе кто-то спросил: «Тут на столе лежит чья-то книжка „Как жить с маленьким пенисом“, Игорь, твоя?» Ясно, что такой книжки не существует. Ясно, что если бы она и лежала на столе, то была бы не моей. Но мгновенно накатывающий стыд «а вдруг кто-нибудь подумает, что это правда» — не уходит потом годами, разрушая психику. Нарцисс — это в первую очередь самоед. С виду циничный змей, который втайне постоянно ест свой хвост.
Если вовремя не начать лечение, расстройство затаскивает своего хозяина в такую черную чащу стыда, где любой пенек начинает казаться жутким монстром. Говоря проще, со временем ты начинаешь болезненно реагировать на самые невинные замечания. Перестаешь делать что-либо из боязни совершить ошибку и почувствовать стыд за будущий прокол. Выгоняешь практикантку на улицу посреди ночи в одном белье и закидываешь семейные простыни в стирку — хотя их в этот вечер даже никто не испачкал…