Эффект снежного кома: можно ли предсказать хиты и бестселлеры
Песня, фильм или книга становится хитом и приносит автору миллионы не только благодаря качеству и новизне, но и благодаря конформизму слушателей, зрителей и читателей. Об этом рассказывает в своей книге «Скрытые мотивы» Анджела Ахола, доктор психологии из Швеции. С разрешения издательства «Альпина» Forbes Woman публикует отрывок
Человеком с незапамятных времен движут три мотива: мы стремимся устанавливать отношения, повышать свой статус в иерархии и получать новые знания, уверена доктор психологии Анджела Ахола. Сферы ее научного интереса — поведенческая психология, содержательная коммуникация, отношения в паре и другие. Книга «Скрытые мотивы. Истинные причины нашего поведения» — о том, как распознать, что на самом деле стоит за человеческими поступками и реалистично оценивать свои сильные и слабые стороны.
В 1950-х годах психолог Соломон Аш провел серию экспериментов, в которых просил испытуемых ответить на ряд вопросов. Когда те отвечали абсолютно самостоятельно, практически все их ответы были правильными (сложных заданий в эксперименте не было).
Однако ситуация изменилась, когда испытуемые узнали ответы других (подставных) респондентов. После этого треть группы допустили ошибки, повторив их за другими. Обратите внимание: участники эксперимента добровольно подпали под влияние незнакомцев, не имея причин стараться им угодить.
Талант и качество редко бывают единственными факторами успеха. Наше желание подражать другим влияет даже на популярность песен, фильмов и стиля одежды
Все это описывает понятие «конформность». В обсуждении после исследования многие респонденты объясняли: «Видимо, мои первоначальные догадки были неверны». Они сомневались в себе. И результаты исследований мозга испытуемых показали, что многие из них действительно начали воспринимать ситуацию так, как это делали другие. Нас подкупает чужое видение реальности. Мы выросли на идеологии, нормах и ценностях, пронизывающих общество, поэтому принимаем их за истину, редко подвергая сомнению.
Я уже рассказывала об исследовании с участием женщин-«студенток», в котором бóльшую симпатию вызвали те, кого «однокурсники» видели чаще других. А как это можно применить, например, к искусству? Художники, актеры, книги — становятся ли они популярными по той же причине? Можем ли мы предсказать успех: какие песни станут мировыми хитами и кто из авторов детективов придется по душе широкой аудитории?