Двуличное пространство: как интернет-коммуникации мешают и в чем помогают обществу
Интернет-технологии приобретают все большую социальную значимость и воздействие на жизнь людей. Вместе с тем растет масштаб и опасность рисков для общества — от опасности попасть на крючок к рекомендательным алгоритмам до зависимости от видеоигр. К таким выводам пришли эксперты «Ростелекома» и АНО «Институт развития интернета» (ИРИ). Forbes ознакомился с исследованием и рассказывает о том, почему регулирование цифровых креативных индустрий усиливается, как в России на этот процесс накладываются последствия геополитических потрясений и что ждет отрасль.
Мы знаем, что тебе нужно
В исследовании «Ростелекома» и ИРИ авторы обращают внимание на ряд направлений, которые входят в понятие «коммуникационных технологий». Среди них — поиск и рекомендательные алгоритмы, онлайн-видео, игры, дипфейки и технологии их распознавания, дополненная и виртуальная реальность (AR и VR).
По наблюдениям экспертов, рекомендательные технологии прочно вошли в жизнь пользователей, активно вмешиваясь и решая за них, какой фильм смотреть или в каком магазине купить тот или иной товар. Такое манипулирование выдачей информации, в том числе искажение результатов ранжирования, обеспокоило депутатов Госдумы: они подготовили законопроект, согласно которому платформы будут обязаны обеспечить пользователю возможность отключения алгоритмов, которые формируют его ленту из специально подобранного контента. Бизнес, впрочем, не поддержал инициативу, которая сейчас «прорабатывается с учетом его позиций», указывают эксперты.
За рубежом подобная ситуация с алгоритмами тоже тревожит многих. На то, что чересчур вольно обращаться с рекомендациями может и YouTube, указывали в сентябре 2022-го в Mozilla, где проанализировали алгоритмы видеохостинга: по их оценке, в YouTube рекомендательные алгоритмы определяют до 70% контента, который попадает на глаза зрителю. Отдельно эксперты отмечают рост спроса на специалистов, занимающихся созданием и продвижением поисково-рекомендательных сервисов, что также «подтверждает значимость этой сферы в экономике и обществе».
Новые медиа
Усиливается роль соцсетей и мессенджеров как новых медиа, откуда все больше россиян узнают новости. По данным опроса ВЦИОМ, в сентябре 2021 года так делали уже 42% россиян. Падает значение телевидения и других медианосителей: в качестве основного информационного ресурса интернетом активно пользовалась уже почти треть россиян — 29% (против 13% в 2018 году). Более того, идет «огосударствление» соцсетей и мессенджеров: речь о растущем внимании властей к ним с точки зрения как нормативного регулирования, так и наделения их государственными и социально значимыми функциями.
Отдельно эксперты упоминают ограничение работы зарубежных соцсетей. Заблокированные Facebook и Instagram (принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) в итоге потеряли большую часть аудитории. В то же время санкции привели к резкому снижению поставок в Россию зарубежного профессионального видеоконтента. Игроки рынка констатируют: сейчас ведется борьба за авторов контента, которые уходят с иностранных площадок. «Авторы — это новая нефть. Все пытаются перетащить их к себе на площадки», — отмечается в исследовании.
Важнейшее из искусств
Значительно изменился ландшафт и на рынке интернет-видео в России. К концу 2022 года почти половина городского населения (46%) имела подписку на онлайн-кинотеатры. Однако с марта 2022 года зарубежные компании сократили свою деятельность на российском рынке из-за санкций, отключения платежных систем или по собственной инициативе. С российского рынка ушел Netflix, YouTube ограничил монетизацию рекламы для контент-мейкеров, Twitch приостановил выплаты российским стримерам. Ушли и другие крупные иностранные онлайн-кинотеатры — Megogo, Apple TV+, Amazon Prime. В августе 2022 года из библиотек российских онлайн-кинотеатров в связи с отзывом лицензий зарубежных правообладателей или непродлением лицензионных договоров начали пропадать зарубежные фильмы и сериалы.