Двое дизайнеров помогали делать «Яндекс.Станцию» и придумали измеритель воздуха

Inc.Бизнес

История notAnotherOne

Двое дизайнеров помогали делать «Яндекс.Станцию» и SberPortal, чуть не задохнулись в Китае и придумали измеритель качества воздуха.

Текст: Джейхун Мамедов. Фото: Виктор Юльев для Inc. Russia

В 2013 году программистка Вера Козырь и филолог Игорь Михненко основали дизайн-хаус notAnotherOne, чтобы создавать новые продукты, не похожие на другие. Отсюда и название. «Мы не будем делать очередной чайник, или весы, или Bluetooth-колонку. Этим занимаются промышленные дизайнеры, — объясняет Михненко. — Мы продуктовая компания». За семь лет команда notAnotherOne разработала 30 устройств и 10 софтверных решений. В их числе — «Яндекс.Станция» и SberPortal. Недавно в портфолио у основателей появился самостоятельный проект Atmotube — измеритель качества воздуха. Его они запустили на краудфандинговые деньги и на сегодня продали более 25 тыс. устройств. С первых дней обе компании прибыльные. Это история о том, как два продуктовых дизайнера ушли из корпорации и построили успешный бизнес в России и за рубежом.

notAnotherOne в цифрах

  • 80 млн руб. — выручка в 2020 году.
  • 15 млн руб. — прибыль в 2020 году.
  • 40 человек в команде.
  • 1 млн устройств в год выпускается с участием nAO.

Источник: данные компании

Atmotube в цифрах

  • $600 тыс. — выручка Atmotube в 2020 году.
  • >25 тыс. устройств продано.
  • x2 — рост Atmotube год к году.

Источник: данные компании

В поисках свободы

Вера Козырь и Игорь Михненко — выходцы из Yota. В начале 2010-х гг. они вместе разрабатывали YotaPhone: Вера, программист по образованию, была директором продукта, а Игорь, окончивший магистратуру по специальности «Английская и японская филология», — дизайн-директором. Работать вместе им нравилось: был драйв и энергия, которыми друг друга заражали. Доделав смартфон и доведя его до массового производства, коллеги ушли из Yota. В компании им не хватило свободы для принятия собственных продуктовых решений.

После Yota друзья познакомили Веру и Игоря с предпринимателем Сергеем Филоновым и ученым Петром Федичевым, и те пригласили их делать вместе бизнес. Вчетвером они основали биотех-стартап Gero, который борется со старением человека. Команда хотела сделать высокоточное устройство для считывания сигналов возрастзависимых заболеваний — именно поэтому пригодились навыки Веры и Игоря в разработке гаджетов. Правда, позже команда пришла к выводу, что легче создать API и собирать данные через сторонние трекеры. Стартап ушел в сторону софтверных решений и создания лекарственных препаратов. В новой конструкции Вера и Игорь почувствовали себя лишними. Они рассказывают: «Мы поняли, что начинается „хардкор-биотех“ и, чтобы этим заниматься, надо идти в Стэнфорд и три года учиться на биофаке». К этому дизайнеры были не готовы и спустя год после запуска вышли из Gero на дружественной ноте.

Во время работы в Gero Вера и Игорь часто ездили в Калифорнию — на переговоры с инвесторами, партнерами и конференции типа Quantified Self. После выхода из проекта решили попробовать там задержаться. Привлекал «предпринимательский вайб» тех мест. Казалось, что всё возможно и можно свернуть горы, говорит Вера.

Покопавшись в куче идей в голове, предприниматели придумали следующий проект — P2P-маркетплейс HelpMeNow, в котором люди будут оказывать друг другу бытовые услуги.

— На тот момент это была супергорячая тема. YouDo только запустился в России. Вместе с нами по инвесторским конференциям ходил TaskRabbit, — вспоминает Вера.

Проект HelpMeNow она называет фейлом на их с Игорем предпринимательском пути. Венчурные фонды Долины не доверяли им как софтверным разработчикам, так как их бэкграунд был про «железо». Один из дружественных инвесторов с российскими корнями, перебравшийся в Долину, даже как-то сказал: «Ребята, если бы вы сейчас второй YotaPhone запустили, я бы вам сразу несколько миллионов дал, а на маркетплейс — нет: не ваше».

Вторая причина неуспеха была, как объясняют предприниматели, в «проблеме курицы и яйца»: при запуске двухсторонней платформы нужно, чтобы спрос и предложение появились одновременно, — одно порождает другое. Когда такой маркетплейс запускается, перед фаундерами стоит непростая задача — привлечь одну из сторон до того, как появилась вторая. Основатели HelpMeNow думали, что пользователи сами начнут регистрироваться в маркетплейсе и оказывать друг другу услуги. Но без вливания денег в маркетинг платформа не росла, а для этого, опять же, необходимы были инвестиции.

— Мы слишком сильно погрузились в продукт и лишь потом поняли, что нужно было хакнуть рынок, как в свое время это сделал Airbnb, найдя хостов через Craigslist, — говорит Игорь. — Тогда мы не нашли способа привлечь массово пользователей на маркетплейс, не прибегая к серым схемам вроде переманивания людей с других сайтов. Но теперь мы в первую очередь думаем о рынке: прототипируем, тестируем, понимаем трекшн и только потом инвестируем.

Возвращение к истокам

Параллельно с запуском HelpMeNow к Вере и Игорю стучались российские заказчики (в том числе из Калифорнии), предлагая разработать носимые устройства или дизайн для них, — срабатывала накопленная за время работы в Yota и Gero репутация. Предприниматели ограничивались консультированием. Для этого в 2014 году они зарегистрировали в Калифорнии компанию, которую назвали notAntoherOne. По их словам, так было проще работать с крупными клиентами: они скорее обратятся в компанию, чем к частному консультанту.

После неудачи с маркетплейсом предприниматели, успевшие на свои деньги пожить три месяца в Калифорнии, все же приняли решение вернуться в Россию — и одновременно в hardware-разработку.

— Поваривашись в стартаперской тусовке в Долине, мы поняли, что погоня за инвестициями — это бесконечная фултайм работа для фаундеров. Мне интереснее делать бизнесы, которые работают и могут быть прибыльными без постоянных вливаний, поэтому я даже почувствовала некое облегчение, вернувшись в Россию, — вспоминает Вера.

Летом 2014 года бывший коллега по Yota Devices Сергей Соболев, занимавшийся развитием новых продуктов «МегаФона», попросил Веру и Игоря провести исследование рынка — какие решения можно использовать, чтобы расширить базу клиентов. Проанализировав американский рынок сотовых операторов и развивающиеся там тренды, продуктовые дизайнеры предложили сделать систему «умного» дома. Менеджмент «МегаФона» удивила глубина исследования — предложенные дизайн и эргономичность будущих устройств, подкреплённые кейсами, вспоминает Соболев. По итогу компания-оператор провела конкурс и в качестве подрядчика выбрала notAnotherOne.

Концепция «умного» дома включала в себя 12 устройств. Вера и Игорь набрали команду из девяти человек, пригласив бывших коллег из Yota и Gero. Главная сложность была в том, чтобы собрать разные протоколы передачи данных в единую экосистему. Они работали разрозненно, и не было производителя, который предлагал бы сразу несколько устройств на основе одного протокола. Предприниматели ездили в Китай и изучали там производителей электронных изделий (или ODM — original design manufacturers). Из 40 вендоров выбрали девять в Шэньчжэне: каждый из них предлагал одно подходящее решение, которое можно было доделать и интегрировать в общую экосистему устройств. В итоге вместе с девятью производителями команда notAnotherOne доработала разные датчики, унифицировав их компоненты и софт, — система «умного» дома Life Control была готова.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему у мужчин «пунктик» на анальном сексе? Почему у мужчин «пунктик» на анальном сексе?

Откуда у мужчин эта причудливая фиксация на анальном сексе

Cosmopolitan
Если болит желудок или кишечник... Если болит желудок или кишечник...

Часто болит желудок или кишечник? Эксперты советуют, как решить проблему

Cosmopolitan
Вредно ли заряжать телефон по ночам? Вредно ли заряжать телефон по ночам?

Как и когда заряжать смартфон наилучшим образом

CHIP
Материнская травма: зачем женщины рушат жизни дочерей? Материнская травма: зачем женщины рушат жизни дочерей?

Почему некоторые матери хотят видеть своих дочерей слабыми и удобными?

Psychologies
Что говорят о нас отношения с деньгами Что говорят о нас отношения с деньгами

По тому, как человек относится к деньгам, можно определить его образ мышления

Psychologies
Артем Быстров и Ксения Теплова: Не вся жизнь - театр Артем Быстров и Ксения Теплова: Не вся жизнь - театр

Артем Быстров и Ксения Теплова рассказывают друг о друге с невероятной нежностью

Караван историй

Какими ролями известна актриса Анджела Лэнсбери

Cosmopolitan
«Фундаментальный принцип нашей стратегии — ставить во главу угла свободу выбора»: Томас Осборн о глобальных вызовах и инвестициях в Россию «Фундаментальный принцип нашей стратегии — ставить во главу угла свободу выбора»: Томас Осборн о глобальных вызовах и инвестициях в Россию

Томас Осборн — о стратегическом видении развития компании на российском рынке

Forbes
Как я подрабатывала гейшей в Японии Как я подрабатывала гейшей в Японии

Отрывок из книги Марины Чижовой «Дневник современной гейши»

Psychologies
Советские автомобили, не украденные у Запада Советские автомобили, не украденные у Запада

История советского автопрома — по большей части летопись сворованных проектов

Maxim
Таблетки или спираль: что нужно знать об экстренной контрацепции Таблетки или спираль: что нужно знать об экстренной контрацепции

Ситуаций, в которых может понадобиться экстренная контрацепция, немало

Cosmopolitan
Контрол-фрик: как попытки держать все под контролем делают нас несчастными Контрол-фрик: как попытки держать все под контролем делают нас несчастными

Стремление все контролировать иногда становятся источником проблем

Cosmopolitan
Неизвестные в масках и угроза убийством. Как в Москве по кускам разбирают дома, в которых живут люди Неизвестные в масках и угроза убийством. Как в Москве по кускам разбирают дома, в которых живут люди

На западе Москвы разгорается конфликт, который напоминает боевые действия

СНОБ
5 необычных товаров, созданные мировыми брендами 5 необычных товаров, созданные мировыми брендами

Мед от Porsche, пулемет от Samsung и сосиски от Volkswagen

Maxim
«Время переменных. Математический анализ в безумном мире» «Время переменных. Математический анализ в безумном мире»

Новая книга Бена Орлина рассказывает о матанализе понятным языком

N+1
Каннабис, премиум-шампанское и агенты для спортсменов: на чем заработал свои $1,4 млрд первый рэпер-миллиардер Jay-Z Каннабис, премиум-шампанское и агенты для спортсменов: на чем заработал свои $1,4 млрд первый рэпер-миллиардер Jay-Z

Jay-Z первый рэпер-миллиардером, заработавший состояние не только на музыке

VC.RU
Гремучая смесь: самое удивительное животное Австралии Гремучая смесь: самое удивительное животное Австралии

Млекопитающее, птица или рептилия?

Вокруг света
7 голливудских фильмов, взбесивших религиозных деятелей 7 голливудских фильмов, взбесивших религиозных деятелей

Когда в церкви становится скучно, ее работники обращают внимание на фильмы

Maxim
Как зарабатывать в интернете: самые востребованные профессии и советы эксперта Как зарабатывать в интернете: самые востребованные профессии и советы эксперта

Какие профессии «перебрались» в онлайн и сложно ли их освоить?

Psychologies
3 главных средства для ухода за лицом 3 главных средства для ухода за лицом

Что нужно, чтобы всегда выглядеть свежей

Cosmopolitan
Личная жизнь звезд сериала «Каменская»: Яковлевой, Нагиева, Гармаша и других Личная жизнь звезд сериала «Каменская»: Яковлевой, Нагиева, Гармаша и других

Узнай, как сложились судьбы артистов, сыгравших в «Каменской»

Cosmopolitan
Меры безопасности, которые убили больше людей, чем если бы их вовсе не было Меры безопасности, которые убили больше людей, чем если бы их вовсе не было

Правила безопасности, которые пора пересмотреть

Maxim
Самая летняя диета: что будет, если есть мороженое каждый день Самая летняя диета: что будет, если есть мороженое каждый день

Стоит ли пробовать диету на мороженом?

Cosmopolitan
Как российский малый бизнес осваивает онлайн-продажи Как российский малый бизнес осваивает онлайн-продажи

Как ограничительные меры сподвигли предпринимателей выйти в онлайн

СНОБ
Альцгеймер подождет! Альцгеймер подождет!

Что делать, чтобы Альцгеймер подождал

Здоровье
Самосбывающееся проклятие Самосбывающееся проклятие

Cлухи о конце эпохи низкой инфляции в США сильно преувеличены

Forbes
«Все плохое принимай как опыт»: почему это плохой совет «Все плохое принимай как опыт»: почему это плохой совет

Может ли негативный опыт быть полезным?

Psychologies
Как распознать, что ваш первый клиент — не то, что нужно Как распознать, что ваш первый клиент — не то, что нужно

Как распознать «неправильного» первого клиента

Inc.
Почему не стоит говорить коллегам: «Мне нужно, чтобы ты…» Почему не стоит говорить коллегам: «Мне нужно, чтобы ты…»

Как корректно формулировать просьбы, пожелания и замечания на работе

Psychologies
15 секретов привлекательности Мэрилин Монро 15 секретов привлекательности Мэрилин Монро

Какие секреты красоты и стиля Мэрилин Монро обеспечили ей вечную славу

Cosmopolitan
Открыть в приложении