Посмотри на себя
Что питает положительную самооценку, а что нет? Как помочь ребенку принять себя и как поддержать в возрасте, когда уверенность в себе стремительно падает?
Доверие к миру
Конечно, младенцы не думают о том, как они выглядят со стороны, это становится важным гораздо позже. Но основы самооценки закладываюся с самого появления на свет. «Какой я?» – ответ на этот вопрос ребенок получает от самых близких людей – родителей. Внимание и забота способствуют первому позитивному узнаванию себя. Эмоционально включенная мама учит малыша понимать себя через то, как она его видит и чувствует: «Слышу, как ты плачешь и зовешь меня, я здесь», «Ты весь мокрый, сейчас я переодену тебя в сухое и теплое», «А вот пришел твой папа, он улыбается тебе, а ты нахмурился и рассматриваешь, кто это». Так в довербальный период малыш узнает о своем теле, реакциях, эмоциях, о том, что ему нравится, что пугает, а что вызывает злость. А осознание, что мама рядом, и если он будет плакать – то к нему придут, если испугается – утешат, дает ощущение безопасности и доверия к миру. Тогда он не воспринимает его как враждебную среду, которая его не примет.
Внимание: трёхлетка!
Кризис трех лет – сложный момент для малыша. От того, как он пройдет, зависит дальнейшее отношение ребенка к себе. В этот период он начинает по-другому осознавать себя, переходит на новый тип взаимоотношений с окружающими. Любое несоответствие его желаний действительности воспринимается как крах – в его личном опыте, в его мире. Возьмем простую ситуацию: он очень хочет зеленый карандаш, которого, как назло, нет. Его переживание может быть настолько тяжелым, что способно вылиться в истерику. Часто в такой ситуации родители игнорируют желание ребенка, считая это блажью. Манипулируют им по принципу «оставлю его одного, пусть проревется, тогда я вернусь». Так у ребенка формируется понимание, что его отвергают, что он неугодный, что ему нужно соответствовать ожиданиям взрослых. Он начинает плохо ощущать свои границы, теряется в том, что для него важно, что ему интересно. Решающим для него будет мнение окружающих, а не его собственные желания. Если же в подобных ситуациях ребенка успокоят, дадут возможность отгоревать (а в его представлении отсутствие карандаша – действительно горе), у него зафиксируется: «Я нормальный, я могу плакать, могу переживать, я не отвратителен для мамы, для папы, для воспитателя – то есть я не делаю ничего сверхъестественного, меня как-то выдерживают». В подростковом возрасте это поможет ему мириться со своими недостатками.
Игровое поле
Препятствием для формирования нормальной самооценки могут быть игры не по возрасту. Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был талантливым и успешным. Часто подобное желание выливается в гаджеты для раннего развития, например, чтобы малыш в три года уже умел читать. Но у трехлетки другие потребности, поэтому он не справляется, ему не интересно, не получается. Всё это падает в копилку отрицательной самооценки. Куда полезнее в этом плане будут коллективные игры, которые часто сегодня записываются в разряд не актуальных. А зря! Они направлены на формирование представлений о самом себе, на воспитание положительной личностной оценки, а также на умение сотрудничать.