Все достало!
За последний век количество неврозов в мире официально выросло в 50 раз. Сейчас в помощи психотерапевта или невролога нуждается каждый пятый житель планеты, а через десять лет эти специалисты будут необходимы уже каждому третьему
Самый масштабный памятник неврозу создал Питер Стуйвесант, первый голландский губернатор Кюрасао — крупнейшего острова Нидерландских Антил на юге Карибского моря. Прибыв в 1634 году на остров, он первым делом издал указ — перекрасить белые дома (так традиционно красят постройки в тропиках) в яркие цвета. А все потому, что Стуйвесант физически не переносил все белое. По словам личного медика губернатора, «предметы и дома этого цвета вызывали у подопечного острые приступы неврастении».
Черная дыра
Свидетельства о неврозе есть даже в самом древнем медицинском документе (так называемый Кахунский папирус), датируемом примерно 1950 г. до н.э. И это как раз тот случай, когда дата открытия заболевания никак не повлияла на степень его изученности. Непосредственно термин «невроз» ввел в 1776 году шотландский доктор Куллен. Но до сих пор некоторые врачи называют этот диагноз «медицинской черной дырой»: исследований и теорий много, но ответы на главные вопросы не найдены до сих пор.
Определение невроза таково: функциональное нарушение высшей нервной деятельности, вызванное расстройством мозговых структур, отвечающих за важнейшие процессы в нашем организме. Речь идет о регуляции внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических систем. Главный же фокус в том, что нарушения работы есть, а вот каких-то видимых (то есть морфологических) изменений в тканях не обнаруживается. Все это напоминает панику в «штабе командования», которая приводит к сбоям в работе организма, и в первую очередь к сильнейшим психоэмоциональным колебаниям.
В поисках виновника
Что же является пусковым механизмом невроза? Среди множества версий самой популярной у специалистов сегодня считается… Да-да, разумеется, стресс. Исследования доказали, что для возникновения такого расстройства важны не количественные параметры травмирующего фактора (сила стресса или частота воздействия), а его значимость для каждого конкретного человека.
Все зависит от наших личных реакций на внешние обстоятельства. Иными словами, для одного разбитая чашка станет настоящей трагедией, другой даже к потере работы отнесется довольно спокойно. Неврологи вообще считают, что при определенных условиях любая, пусть самая обыденная ситуация может запустить механизм развития невротической реакции.
Все дело в наших психофизиологических особенностях. По статистике, собранной за последние 50 лет, видно, что невроз чаще диагностируется у людей с повышенной эмоциональностью, мнительностью, склонностью к ипохондрии и депрессиям. Кроме того, вероятность развития болезни возрастает во время гормональных перестроек (например, в пубертатный или климактерический период).
Нервный тип
Заболевание может проявляться по-разному. Типично неврологические симптомы — изматывающая головная боль, головокружения, обмороки, дрожание рук, неконтролируемые мышечные подергивания. У 40% пациентов возникают проблемы со сном: бессонница или, наоборот, дневная сонливость.