Дмитрий Орешкин: Не так плохи Тулеевы, как то, что будет после них
Политическая карьера Амана Тулеева должна стать серьезным поводом для Владимира Путина задуматься о собственном будущем
Аман Гумирович Тулеев — политик очень жесткий, авторитарный. Он был достаточно эффективен в начале карьеры, но со временем привел свою территорию в состояние застоя. Он поднялся на угольном производстве — иными словами, у него есть сырьевой ресурс, которым можно успешно торговать. И его политическая стратегия заключалась в том, чтобы подчинить своему влиянию все источники средств. Это способен сделать только сильный лидер, который может и бизнес отнять, и заставить поделиться.
Тулеев не один такой в России. Есть еще Евгений Савченко, губернатор Белгородской области. И оба они демонстрируют формулу власти Владимира Путина — он тоже упростил экономическую ситуацию, сведя ее к десятку ключевых направлений (нефть, газ, черные металлы, алмазы и так далее), поставил управлять ими своих надежных людей, вроде Сечина, чтобы потом собирать налоговые отчисления и другие подати.
Тулеев пришел к власти как демократ, безусловный сторонник Ельцина, жесткий критик старой авторитарной модели и ужасно амбициозный человек. В 1991 году он избирался в президенты Российской Федерации и набрал около 7 процентов. Из-за конкуренции его отношения с Ельциным несколько ухудшились, Тулеев начал сотрудничать с коммунистами, а в своем регионе выстраивать жесткую вертикаль. Это то, к чему сейчас идет Путин: без разрешения начальника муха не пролетит, а если пролетает, то должна заплатить формальный или неформальный налог.