Актер Дмитрий Лысенков — о том, почему уехал из родного города и о своих ролях

СНОБЗнаменитости

Дмитрий Лысенков. Живой, блестящий, неоднозначный

Сергей Николаевич

906a161974fa21aaab64fc4f615e7d55575847b173e2f73b757f09de947a2eda.jpg
Фото: Владимир Яроцкий

Современные актеры как перелетные птицы. Быть приписанным к какому-то одному, пусть даже трижды академическому театру давно считается чем-то вроде пережитка прошлого. Но переезд в Москву бывшего премьера Александринского театра Дмитрия Лысенкова стал своего рода театральной сенсацией. Слишком прочно он был связан со своим городом, слишком долго являлся одним из лучших актеров петербургской сцены. О своей новой роли в спектакле Театра Наций «Живой Т.», о работе с Константином Богомоловым над спектаклем «Преступление и наказание» по роману Достоевского и о том, почему ему все-таки пришлось уехать из родного города, актер рассказал главному редактору проекта «Сноб» Сергею Николаевичу.

Год назад актер Дмитрий Лысенков собрался окончательно перебраться в Москву. Но помешал локдаун. Пришлось возвращаться в родной Петербург, поскольку все московские театры были закрыты, съемки приостановлены, а проекты заморожены на неопределенное время. Дмитрий вместе с семьей перебрался на дачу, где погрузился в чтение «Обломова» и невеселые размышления о том, что делать дальше. Кажется, это был первый его длительный отпуск за много-много лет…

Фото: Владимир Яроцкий

Вообще переезд из Петербурга в Москву — классический сюжет во всех больших театральных биографиях. Теперь кажется даже странным, если по каким-то причинам этот сюжет не состоялся. Значит, не очень было надо или не очень хотелось. У Георгия Александровича Товстоногова, великого театрального диктатора и главного режиссера БДТ, именно для таких случаев была специально заготовлена эффектная мизансцена. Если разговор о возможностях его переезда в столицу происходил у него дома на Петровской набережной, он подходил к окну, отдергивал штору — и взору всех открывался умопомрачительно прекрасный вид на Неву. «Ну как от этого можно уехать по своей воле?» — спрашивал Товстоногов с гордой интонацией триумфатора. В этот момент все вопросы как-то сами собой отпадали.

Не знаю, какой вид открывается из окон петербургской квартиры Дмитрия Лысенкова и что так долго его удерживало от переезда в Москву. Но могу засвидетельствовать, что в течение последних почти пятнадцати лет я регулярно слышу его имя от местных театралов: «Вы видели Лысенкова в “Ревизоре”?», «Обязательно сходите на Лысенкова в “Гамлете”», «Лысенков — Петруччо в “Строптивой” — это что-то!» Каждая его роль — событие. На каждый спектакль с его участием — аншлаг. При внешности, очевидно далекой от классических канонов, все главные роли классического репертуара его. Впечатлял и список режиссеров, с которыми он успел поработать: Бутусов, Фокин, Рыжаков, Коршуновас, Богомолов…

Наверное, тут есть свой секрет, своя тайна. Кого бы Лысенков ни играл, он всегда появляется как «бог из машины» или «черт из табакерки». Есть такие актеры. Они искрят на сцене, как бикфордовы шнуры. От их энергии бьет током. Лысенкову достаточно один только раз возникнуть в облаке дыма, сказать свое коронное Call me, baby, как он это делал, изображая всемогущего Джинна в спектакле «Аладдин», чтобы отдышливо-неспешное действо в Театре музыкальной комедии приобрело бродвейский шик и ритм. Как это у него получается, непонятно. Но это так!

Фото: Владимир Яроцкий

По вкусу к острой характерности и врожденной склонности к гротеску Лысенков — актер скорее мейерхольдовской школы. Среди его театральных предшественников легко представить и Эраста Гарина, и Игоря Ильинского, и Сергея Мартинсона. Веселая эксцентрика у него в крови. При этом Лысенков, если потребуется, готов целиком раствориться в режиссерском замысле. Как, например, в спектакле Константина Богомолова «Преступление и наказание», где у него роль Раскольникова. По богомоловской версии это бесцветная, стертая и злая заурядность, чьи наполеоновские претензии и амбиции сводятся к банальной уголовщине. Лысенков, кажется, может сыграть все, кроме заурядности. И тем не менее в «Преступлении» он ее героически играет, ни на шаг не отступая от концепции режиссера.

— Про Богомолова часто говорят, что он провокатор, — размышляет Дмитрий Лысенков. — Считается, что классику он всегда выворачивает наизнанку. Может, это и справедливо, когда речь идет об «Идеальном муже», где от Оскара Уайльда осталось одно название, но не в случае с Достоевским. У Богомолова был очень подробный, кропотливый разбор именно текста, психологии, отношений героев. В «Преступлении» мы не навязываем себя и свою позицию. Все спектакли Богомолова — это тест на эстетический и моральный иммунитет общества, проявляющий в зрителях то, что было до поры до времени в них глубоко спрятано, скрыто. Почему на его спектакле «Слава» в БДТ и начинают одни люди рыдать и неистово аплодировать при имени Сталина, а другие смотрят на этих плачущих и хлопающих с осуждением и даже ужасом. Лично для меня самое страшное на той же «Славе» происходит не на сцене, а именно в зрительном зале. Ты вдруг начинаешь понимать, в каком сложном, многополярном мире мы живем. И достигается это очень простыми театральными средствами только за счет энергии режиссерской мысли. Вот чего не хватает современному театру и чем берет Константин Богомолов в своих лучших

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мы разрушители стереотипов!» «Мы разрушители стереотипов!»

Антон Лаврентьев и Алина Астровская — о своем творчестве, семье и терапии

OK!
Процесс и нож Процесс и нож

О фильме «Девушка и паук», в котором Чехов встречается с Кафкой

Weekend
На 10 девчонок 12 ребят: как ограничение рождаемости в Китае привело к дефициту женщин На 10 девчонок 12 ребят: как ограничение рождаемости в Китае привело к дефициту женщин

Как в Китае возник гендерный дисбаланс и изменилось положение женщин

Forbes
«Братская могила» или отличная реклама: зачем в ресторанах постоянно проводят фестивали «Братская могила» или отличная реклама: зачем в ресторанах постоянно проводят фестивали

Кому и зачем нужны гастрономические фестивали

Forbes
Огород на подоконнике: почему он вам нужен и как завести собственный Огород на подоконнике: почему он вам нужен и как завести собственный

Почему домашнее огородничество отличное занятие и как к нему подступиться?

Esquire
Выгорание в середине жизни: как узнать, что это происходит с вами Выгорание в середине жизни: как узнать, что это происходит с вами

Работа, семья, обязанности по дому — кажется, всему этому нет ни конца, ни края

Psychologies
Рисовая диета: меню, эффективность, противопоказания Рисовая диета: меню, эффективность, противопоказания

Рисовую диету считают одной из самых эффективных в краткосрочной борьбе с весом

РБК
Пусть добро не пропадет: что будет, если завещать тело науке Пусть добро не пропадет: что будет, если завещать тело науке

Что будет с останками людей, которые решили, что кому-то их труп нужнее

Cosmopolitan
«Ужасный способ погибнуть»: ученые рассказали о рисках полета людей на Марс «Ужасный способ погибнуть»: ученые рассказали о рисках полета людей на Марс

Отправка людей на Марс может стать самой рискованной миссией в истории

Forbes
Будет вам: каким будет ближайшее будущее человечества? Будет вам: каким будет ближайшее будущее человечества?

Cпециалисты рассуждают о ближайшем будущем человечества

Esquire
Советы от противного. 10 совершенно бесчестных способов соблазнения Советы от противного. 10 совершенно бесчестных способов соблазнения

10 бесчестных способов соблазнения

Maxim
Системы водяного охлаждения: зачем они нужны и насколько дороги? Системы водяного охлаждения: зачем они нужны и насколько дороги?

Системы жидкостного охлаждения - лучший способ охладить процессор

CHIP
Тред: команда Figma рассказала про «баг с горячими клавишами», который оказался наследием раскладки 1997 года Тред: команда Figma рассказала про «баг с горячими клавишами», который оказался наследием раскладки 1997 года

Баг в работе горячих клавиш в редакторе Figma

VC.RU
«Иногда к психотерапевту ходят не для решения, а для избегания проблем» «Иногда к психотерапевту ходят не для решения, а для избегания проблем»

Гештальт-терапевт — о псевдопсихологии и разрушении ложного «я»

Reminder
17 удивительных фактов о джинсах в их день рождения 17 удивительных фактов о джинсах в их день рождения

Подборка интересных фактов о самой классной в мире одежде

Maxim
Сроки годности: от доставки до ритейла Сроки годности: от доставки до ритейла

В ресторанном бизнесе ключевую роль играет срок годности продуктов

Bones
Светская львица и кузина: с кем принц Чарльз встречался до Дианы Спенсер Светская львица и кузина: с кем принц Чарльз встречался до Дианы Спенсер

Единственной настоящей любовью принца Чарльза всегда была Камилла Паркер-Боулз

Cosmopolitan
Вспомогательные элементы Вспомогательные элементы

Какие витамины и макроэлементы нужны беременной женщине

Здоровье
Cream Soda: «Вечеринки возвращаются!» Cream Soda: «Вечеринки возвращаются!»

Репортаж с концерта Cream Soda

ЖАРА Magazine
«Никто вам не скажет, когда все превратится в тыкву»: Баффет ответил на вопросы инвесторов «Никто вам не скажет, когда все превратится в тыкву»: Баффет ответил на вопросы инвесторов

Миллиардер Уоррен Баффет раскритиковал приложение для трейдинга Robinhood

Forbes
Радость бытия Радость бытия

Квартира для девушки-студентки в стиле фьюжн

Идеи Вашего Дома
«Слишком мерзко для кино» «Слишком мерзко для кино»

Как продюсеры отказывались от будущих хитов

Weekend
Жизнь как «Шоу Трумэна»: 9 интересных фактов о принце Гарри Жизнь как «Шоу Трумэна»: 9 интересных фактов о принце Гарри

Принц Гарри поделился впечатлениями о жизни в королевской семье

РБК
Т — значит тестостерон: 5 способов поднять уровень «мужского» гормона Т — значит тестостерон: 5 способов поднять уровень «мужского» гормона

Как увеличить уровень тестостерона (спойлер: он влияет не только на рост волос)

Playboy
Продолжение традиций Продолжение традиций

Маленькая двушка, оформленная под сталинский ампир

Идеи Вашего Дома
Вышел из дома и не вернулся: трагичные судьбы детей – актеров советского кино Вышел из дома и не вернулся: трагичные судьбы детей – актеров советского кино

Слава не сделала их счастливыми, а судьба многих закончилась трагично

Cosmopolitan
Как нормально отказать боссу Как нормально отказать боссу

Как отказать боссу

VC.RU
MAXIM рецензирует фильм «Армия мертвецов» Зака Снайдера MAXIM рецензирует фильм «Армия мертвецов» Зака Снайдера

Кино про зомби, снятое с гордостью и предубеждением

Maxim
Палеонтологи описали древнейшую бокошейную черепаху из Северной Америки Палеонтологи описали древнейшую бокошейную черепаху из Северной Америки

Древнейшая черепаха обитала в прибрежных морских водах 95-96 миллионов лет назад

N+1
Призраки выходят из тени Призраки выходят из тени

Где помимо хоррора любят призраков

Weekend
Открыть в приложении