Русские ереси
Как только на Руси христианство стало официальной религией, так почти сразу появились те, кого церковь не желала считать истинно верующими.
Первые упоминания об «отступниках от истинной церкви» появляются на Руси уже в XI веке. В дальнейшем борьба с разнообразными «отклонениями» от единственно верных догматов православия не раз приводила к драматическим последствиям. Подчас размах гонений и репрессий в отношении к еретикам в Московском государстве бывал вполне сравним с аналогичными действиями инквизиции в Западной Европе.
Цирюльник «сотрясает устои»
В 1004 году какой-то монах Адриан «хулил церковь», за что был заточён в монастырскую тюрьму. В 1123 году был заточён в тюрьму киевский «еретик Дмитрий». Наверняка были и другие смельчаки, бросившие вызов официальной церкви. Но это всё были, вероятно, единичные явления. До XIV века сведений о по-настоящему массовых еретических движениях в русских землях не сохранилось.
Первыми русскими еретиками в полном смысле слова (как христиане, которые по каким-то причинам не нравятся официальной церкви) стали знаменитые стригольники. Возникновение стригольнической ереси относится к 1350-м годам. Ересь поразила Северо-Западную Русь, а именно: Новгород и Псков. Такая локализация не случайна. Эти города были крупными торговыми центрами с внушительной прослойкой посадского (торгово-ремесленного) населения. А именно эти городские слои по всей средневековой Европе служили той базой, из которой «произрастали» и на которую опирались еретические движения.
Необычным названием первое русское еретическое движение обязано своему лидеру — некоему Карпу. Официальная церковь называла таких еретических вождей ересиархами (по аналогии с патриархами, только со знаком минус). Карп был стригольником — на старорусском это означало «цирюльник», «парикмахер». По профессии вождя и всё движение стало называться «стригольническим».
Чего же хотели стригольники? Они были представителями мелкого предпринимательства и мечтали о «дешёвой» церкви. Многочисленные поборы (официальные и неофициальные), которые господствующая церковь вытягивала из своей паствы, — раздражали и озлобляли горожан. Открытая торговля церковными должностями (симония) вызывала всеобщую ненависть.
Отмена симонии, ограничение поборов и плат за требы и службы — таковы были желания всего посада. Но стригольники пошли гораздо дальше. Они выдвигали поистине революционную программу: отрицание священства (как какого-то необходимого посредника для общения с Богом) и отрицание монашества.
Из этих двух «системных» пунктов вытекали и другие: отрицание церковных таинств и обрядов (исповедь, причащение, заупокойные молитвы и так далее), конфискация церковного и монастырского имущества (движимого и недвижимого); отмена вкладов «на помин души» и завещаний мирян в пользу церкви и так далее. По сути, это было настоящее протестантское движение.